Я художник, я так вижу!    

Мельников Константин

10.04.2014 | Автор: admin

«А сейчас хочу быть со всеми вами в гостях у Архитектуры. Она ждет объявления войны унынию, войны имитированию и чтобы взвился, наконец, желанный кубок за честь и мужество авторов нашей эпохи, авторов прошедших веков и будущих авторов будущей Архитектуры». К. Мельников

22 июля 1990 года одному из величайших архитекторов двадцатого столетия, Константину Степановичу Мельникову, исполнилось бы сто лет. А Возлюбленная его — Архитектура (так, с большой буквы, писал сам К. С. Мельников) — по-прежнему молода, неповторима, продолжает сверкать «солнечным блеском развернутой формы». Но только не для нас. Для соотечественников она остается скрытой в нереализованных проектах, в его, Мельникова, изуродованных до неузнаваемости зданиях. Шедевр мировой архитектуры — дом Мельникова в Кривоарбатском переулке, о бедственном положении которого писали, сейчас под угрозой гибели. По инициативе Союза архитекторов СССР и по представлению советской Комиссии по делам ЮНЕСКО, в 1990 г. юбилей К. С. Мельникова официально отмечается во всем мире. В странах Европы, Америке, Японии идут чествования памяти советского архитектора. Еще два года назад родилась идея — провести в Москве фестиваль советского архитектурно-художественного авангарда 20—30-х годов, приуроченный к столетию со дня рождения К. С. Мельникова. Но благие намерения в основном так и остались на бумаге. Разобранной крышей и лесами вокруг дома Мельникова, погибшим от нерадивости строителей сухим садом отмечаем мы юбилей основателя новой архитектуры XX века.

Автопортрет.

Француженка в сиреневом.

За мастером осталась вечность. Не случайно эпиграфом к своей книге «Архитекторское слово в его архитектуре» Мельников взял строку Гомера «Бессмертны они и никогда не старели». Сын архитектора, 75-летний художник Виктор Константинович Мельников, самый близкий ему по духу человек, на мою просьбу рассказать об отце ответил: «Мне не хочется навязывать людям свои воспоминания. Отца рисует его рукописный труд, который нельзя дробить, нельзя вырывать из него куски. Чтобы понять человека Константина Мельникова, нужно читать все от начала до конца». У нас нет возможности напечатать полностью «Архитекторское слово в его архитектуре». И все же рассказанное самим Мельниковым сегодня важнее здравиц и искусствоведческих исследований. Замечу, что на Западе изданы десятки монографий и книг о Мельникове. На родине их было две: маленькая брошюра и довольно серьезное исследование «Мир художника» (1985 г.). объединившее автобиографические и профессиональные тексты Мельникова, многочисленные отзывы современников. Книга прошла семнадцатилетний путь редактирования и запретов. Она старательно подгонялась под аксиому, что «выходец из рабочей семьи» мог принять революцию только как спасение. Но Константин Мельников был глубоко верующим русским человеком, не признающим спасения на крови. Сравним напечатанное с рукописным оригиналом. В книге: «Знаменательное совпадение: в один и тот же год, 1917-й, я закончил образование, и в тот же год закончилась и та жизнь, в которой я 27 лет жил до тех пор. Хорошо, что мне 27 — выносливые годы, еще не одеревеневшие. Получив звание Архитектора, я вступил в Архитектуру, стоявшую на краю пропасти». В рукописи: «…В эти годы мы. русские, сами ли, или нам подстроили, взорвали наш дом и расходившиеся волны швыряли нас от голода к голоду. Было страшно за нас всех, однако выжили. К сожалению, не все… и даже много близких, тогда пропавших. Живопись и Архитектура — мои сверстники. Слабо, слабо, чуть-чуть мы дышали в этой смеси надежд и гибели. Слово «новое» равнялось холоду и голоду, действия равнялись дню. опыт остановился… Фатальное совпадение: в один и тот же год, 1917, я закончил образование и в этот же год закончилась и та жизнь, в которой я 27 лет жил. Получив высшие знания, я оказался строителем пропасти». В страшные годы голода, войны и разрухи Мельников продолжал работать, ощущая стократный прилив энергии. потому что начинать надо было с пепелища. «У Архитектуры был просвет на весь свет и был он только у нас — в кровяных лужах выпавшей из гнезда России зарождалось обновление. После многовековой летаргии она очнулась, явилось счастье для нас, Архитекторов, создать свой яркий стиль Новой Жизни. Эту редкую возможность мы спугнули сами в 20-х годах…»

Ново-Сухаревский рынок в Москве. Построен в 1924-1925 годах. Снесён в 30-е годы.

Блестящий ученик Коровина, Мельников пришел в архитектуру из живописи. «…Кисть у меня сменилась инструментом линий, и в линиях живопись обрела себе дом». Яркой звездой на архитектурном небосводе восходит его имя в начале двадцатых. «…Взвился МОЙ ЗОЛОТОЙ СЕЗОН»,— напишет он впоследствии. Павильон Махорка, Саркофаг, Сухаревский рынок, Парижский павильон 1925 года, собственный дом в Кривоарбатском, гаражи, клубы… «Как в полусне, и в особенности здания клубов, проектировались мною не просто как здания, я составлял проект грядущего счастья… Их было семь, как в гамме, семь архитектурных тем…» • «Но новаторствам Мельникова пришел конец, когда был созван всесоюзный съезд архитекторов,— в тысяча девятьсот тридцать шестом году Мельникова изолировали и отстранили от его профессии»,— сказал в своей речи по поводу кончины Мельникова в 1974 году профессор Принстонского университета Фредерик Старр, выступая на радиостанции «Голос Америки». Увы, американский профессор ошибся на целых пять лет: «блестящее десятилетие», по словам самого зодчего, продолжалось с 1921 по 1931 год. Травля началась уже в 1932 году. «В 1932—33 годах часами просиживал я в кабинетах знатных коллег, напоминая им каждый раз о тяжелом голоде. безработной жизни. Позор мой вдруг резко сменился неожиданностью — я оказался из всех нас достойным занять персональное место на международной выставке Триеналь ди Милано. Таких приглашений для архитекторов на все государство было всего только двенадцать, и вот одно из них, идя на почту, держал в одной руке письмо, а в другой сумку с пустыми бутылками, набранными для продажи, чтобы отправить письмо в Милан. Из всех Триеналей — Пятый 1933 года — был изумительным явлением в наш век, в современных залах Дворца соревновались 12 имен современной Архитектуры: Сант-Элиа, Фрэнк Ллойд Райт, Корбюзье, Лоос, Мендельсон, Мис-ван-дер Роэ, Гроппиус, Дюдок, Гофман, Пюрса, К. Мельников, О. Перре». Константина Степановича не пустили в Милан. В Италию уехали только его проекты. Впоследствии он напишет, что «новейшие приемы строительства, пока их новизна не сменится новой новизной, принимаются ими за архитектуру и что авторы ее с великим достоинством заменяют в себе художника инженером». «Как я одинок, будучи в букете знаменитостей»… Что спасло архитектора и членов его семьи от заключения? Позволю себе мистическое предположение. Говорят, чтобы уберечься от напасти, надо обвести вокруг себя круг, зажечь свечу и молиться. Два цилиндра, слившиеся вопреки всем правилам архитектуры в дом с надписью «КОНСТАНТИН МЕЛЬНИКОВ АРХИТЕКТОР», «настойчиво оповещающий о высоком значении каждого из нас», горящая перед образами лампада и самозабвенная молитва во имя «Возлюбленной Архитектуры» — спасли и сохранили. «Наш дом, что соло личности, гордо звучит в гуле и грохоте нестройных громад столицы и. как будто суверенная единица, настраивает с волевой напряженностью ощущать пульс современности. Я один, но не одинок: замкнувшись от миллионного гама людей, открываются внутренние просторы человека. Сейчас мне 76 лет. нахожусь в своей резиденции. завоеванная ею тишина сохраняет мне прозрачность до глубины далекого прошлого». А настоящее томило сердце непризнанием, непониманием, невозможностью воплотить в жизнь задуманное. «Я только что видел Гамлета… и со мной та же лукавая игра — называть меня принцем и не пускать меня в мое королевство». «Легко усваивается другими то, что им хорошо знакомо, а с новым? как заставить увидеть то, чего нет перед глазами?.. Увидеть Архитектуру по проектам то же, «что услышать музыку по нотам». Константин Степанович однажды грустно пошутил: «Очевидно, что самым идеальным для одаренного архитектора будет то, что ему следует родиться не только АРХИтектором, но и АРХИмиллионером». …Сделаю небольшое отступление от судьбы Мельникова и вернусь еще раз к судьбе дома. Цивилизованный мир не может допустить, чтобы он исчез с лица земли. 90 тысяч рублей, подаренных художником из ФРГ Гюнтером Юккером на реставрацию дома, ушли в песок бесхозяйственности. Сегодня «Вест Дойче Ландес Банк» (ФРГ) предлагает на спасение дома и приведение в порядок близлежащих «руин» несколько миллионов марок, но мы, видимо, еще не придумали, где взять столько «песка», чтобы разбазарить без толку и эту сумму. Около года координатор проекта Михель Гайсмайер не может получить в Киевском райисполкоме столицы никакого ответа. Руководство «Вест ЛБ» надеется, что вопрос о спасении дома Мельникова новый состав райисполкома и новый Моссовет решат в ближайшее время. Да, те, кто травил Мельникова, были куда решительнее. В рукописи есть лист, на котором после стихов Байрона: «К партиям не принадлежал. От всех заслуживаю осуждения, Но речь моя тем более свежа, Что я решаюсь плыть против течения» сделана только одна запись: «Не совсем точно для меня, но крепко». Мельников не плыл против течения, потому что всегда был вне всякого течения, оставаясь верным своему девизу: «Творчество там, где можно сказать — это мое». «У меня сильно развито отвращение к плагиату, даже не могу украсть сам у себя». Такая позиция мастера всегда вызывала раздражение. По сей день имя Мельникова пытаются притянуть к какому-нибудь течению. Наиболее эффектно сияет оно при коронации конструктивизма. Но вот что писал сам архитектор: «В наш век появления Конструктивизма, Рационализма, Функционализма АРХИТЕКТУРЫ не стало. Приветствую Татлина и Родченко как ни на кого не похожих и похожих самих на себя, что касается меня, я знал другое, и это другое — не один конструктивизм. Любую догму в своем творчестве я считал врагом, однако конструктивисты все в целом не достигли той остроты конструктивных возможностей, которые предвосхитил я на 100 лет». Такой позиции ему не простили, талант и независимость личности во времена культа личности равнялись приговору. Но и потом «генералы архитектуры» не торопились вернуть истории имя Мельникова. «Почти сорок лет прошло, как я изъят из списков архитекторов. 40 лет нахожусь в разлуке САМ С СОБОЮ. Я не скрываю мужества стоять десятилетиями вдали, быть со скрученными руками, молча, и видеть, как Возлюбленную топят в безумном блеске могущественных возможностей для светлых Произведений Строительства». Чтобы «простили», мужество надо было скрывать. Чтобы дали строить в родной Москве — прийти на поклон. Он не сделал ни того, ни другого, позволяя делиться болью лишь с чистым листом бумаги: «А меня, за что, на выстрел держат от Москвы, родных разъединяют. я родился здесь, век безвыездно живу, я русский и еще, это вы знаете, я АРХИТЕКТОР». Для многих собравшихся в 1965 году в зале Центрального Дома архитекторов на чествование 75-летия забытого мастера появление юбиляра на сцене было, мягко говоря, неожиданностью. «Неужели живой?» — вырвалось у кого-то из присутствующих. Да, он был живой. Живой Дон Кихот архитектуры двадцатого столетия. «Печать наша взялась ослепить меня, слепыми щенками держит творения мои. Мои творения дышали в унисон, чего нет даже у архитекторов с партийным лицом. Что если мне устроить сейчас конкурс? Что бы они выставили против того, что я выставил бы?» Но до конкурса дело, естественно, не дошло. От Константина Степановича отмахнулись красивым жестом: без защиты присвоили звание доктора архитектуры. А за два года до смерти тот. кого цивилизованный мир поставил в один ряд с гениями русской культуры, удостоился у себя на родине скромного звания заслуженного архитектора РСФСР. Осенью 1974 года у Мельникова наступило обострение продолжавшегося много лет заболевания — хронического лимфолейкоза. В Кремлевской аптеке в лекарствах было отказано. Он умер в Филевской городской больнице в переполненной палате. Шесть мучительных дней и ночей ждали родные разрешения на захоронение на Новодевичьем кладбище. Но Моссовет, возглавлявшийся тов. Промысловым, так и не дал его. Мельникова похоронили на московском Введенском (Немецком) кладбище среди военных. Организатор похорон, перед тем, как внесли гроб на гражданскую панихиду в здание Союза архитекторов, подбежал к родственникам и зашептал: «Медали, ордена давайте скорей!» Но медалей и орденов после Мельникова не осталось, зато остались проекты и дома, картины и мировая слава. Еще при жизни Константина Степановича Музей имени Пушкина собирался организовать его выставку. Она открылась в ГМИИ имени Пушкина в дни празднования юбилея. Правда, в торжественный Белый зал работы Мельникова не пустили. Мы хотим показать читателям ранние, никогда не выставлявшиеся живописные полотна мастера. После Москвы выставку ждут в Голландии и ФРГ. Жаль, что так и не организован Фонд Мельникова, задачей которого должно было быть спасение всего наследия архитектора. Гости фестиваля — известные архитекторы мира, представители крупнейших зарубежных фирм — наверняка предложат свою помощь, как это сделали художник Юккер, профессор университета штата Теннесси Петер Лизон, «Вест ЛБ». Достигнет ли она цели на этот раз?

Анна ГОДИК

Тонкий намек московским властям

17 июня компания American Express и Международный фонд охраны памятников передали театральному режиссеру Роману Виктюку $50 тыс. на реставрацию знаменитого здания клуба им. Русакова, построенного архитектором Константином Мельниковым в 1927-1929 годах. Международный фонд охраны памятников (World Monuments Watch) — неправительственная организация со штаб-квартирой в Нью-Йорке, образованная в 1981 году. Ее целью является сохранение памятников архитектуры во всем мире. Каждый год фонд выпускает список памятников, находящихся в аварийном состоянии, после чего решает, на что выделять средства, предоставляемые American Express. В этом году таковых памятников в России нашлось шесть, но деньги выделили только клубу им. Русакова. Константин Мельников (1890-1974) — едва ли не самый известный архитектор русского конструктивизма. И выбор его клуба в качестве получателя гранта связан именно с этим. Пожалуй, главный источник его популярности в том, что это авангардная архитектура в чистом виде, без мощного идеологического привкуса, оправдывающего убогость форм. В отличие от бесчисленных рабочих поселков, служащих выражением «нового будущего», рабочие клубы Мельникова смотрятся как роскошные авангардные виллы. Получение гранта и его сумма служат скорее упреком московским властям, чем реальной помощью в реставрации. $50 тыс.— это цена 10 кв. м. площади в комплексе «Охотный ряд» на Манежной. Однако в этом не следует искать какой-либо специальной обиды, которую фонд решил нанести Москве. Это обычная тактика фонда во всех странах. За все годы своего существования фонд израсходовал на реставрацию $5 млн —для недвижимости сумма смехотворная. Цель его грантов не в том, чтобы реально отреставрировать памятник, а в том, чтобы мягко указать капитал и власть имущим гражданам на то, что они забыли это сделать. Единственная неприятность в в том, что в Москве власти могут не заметить столь тонких намеков. Деньги переданы Роману Виктюку как арендодержателю здания. Их не хватит на реставрацию, но хватит на декорации к новому спектаклю. И тогда памятник вновь попадет в число неблагополучных. Так произошло с Александровским дворцом в Царском Селе, деньги на который были выделены в прошлом году. В списке фонда 1998 года он открывает список неблагополучных памятников России.

  Клуб Русакова — в первой десятке самых знаменитых архитектурных произведений XX века

 

28 ноября 1974 года в Москве на 85-м голу жизни скончался русский архитектор Константин Мельников, создатель знаменитого Круглого лома в Кривоарбатском переулке. Архитектором он стал случайно: художественные способности мальчика приметили в строительной конторе Занесского и Чайлина. куда его отдали в услужение. К 1917 году Мельников окончил три отделения Училища живописи, ваяния и зодчества.

Слава пришла к нему в 1923 году, когда молодой архитектор построил деревянный павильон «Махорка» на Всероссийской сельскохозяйственной выставке. В награду ему поручили спроектировать саркофаг в Мавзолее Ленина.

В 1920-е годы Мельников построил «Махорку… в 1930-х ему  дали понять, что его дело — табак.

 

Советский павильон на Всемирной выставке в Париже.

А мировой знаменитостью 35-летний зодчий стал в 1925-м. после постройки советского павильона на Всемирной выставке в Париже.

Проект памятника Христофору Колумбу.

Задолго до Церетели Мельников спроектирован памятник Колумбу высотой 300 м. До середины 1930-х архитектор смог реализовать часть своих проектов, среди которых Клуб имени Русакова и собственный дом неподалеку от Арбата. Затем его творчество объявили идейно ущербным,  и Константин Степанович занялся живописью, к архитектуре он вернулся лишь на склоне лет.

Постановка с двумя моделями.

Конская голова.

Суворов.

Автопортрет.

 

Автор (Андрей Гозак  «Дом Мельникова»), сам по профессии архитектор, назвал этот дом в Кривоарбатском переулке последним московским особняком, «уютным и сомасштабным застройке старого города».

Мельников в своём доме.

Хотя жилище известного архитектора Константина Мельникова меньше всего похоже на строение, которое обыденное сознание ассоциирует с особняком: два вписанных друг в друга разновысоких цилиндра, прорезанных шестигранными окнами с диагональными рамами. Но именно экстраординарность дома возводит его к корням этого понятия. Архитектор проектировал его для себя и своей семьи, учитывая вкусы и потребности домочадцев, то есть конкретных, а не абстрактных людей, которым предстояло жить в нём, и происходило это в 1927 году, когда государство изо всех сил старалось обеспечить своим гражданам одинаковое, конгруэнтное существование. Рабочие чертежи, эскизы интерьеров, поэтажные планы, фотографии разных лет… Перед читателем — летопись жизни дома, который в начальных замыслах был более чем традиционен, поскольку являлся в некотором роде вариацией извечной русской избы — квадратное строение с печью посередине. Примерно так выглядел дом родителей Мельникова. Автор с такой тщательностью описывает преобразование народной традиции в шедевр авангарда, словно бы сам присутствовал при этом: читатель вместе с ним совершает не только путешествие во времени, но и (хотя бы отчасти) по творческой лаборатории знаменитого архитектора. Цилиндр был его любимой темой: достаточно вспомнить проекты клуба фабрики «Буревестник» или здания Военной академии им. Фрунзе, но именно собственное жилище стало для Мельникова квинтэссенцией его творческого кредо. В качестве «первоисточника» этой любви А. Гозак в первую очередь называет классицистские православные храмы XVI—XIX веков. Как видим, путь от традиции до авангарда оказался не так извилист, как это представлялось блюстителям чистоты пролетарского искусства и пролетарского же образа жизни. Родной дом станет для обвинённого в формализме и отстранённого от реального творчества архитектора местом многолетней «внутренней ссылки». Но то обстоятельство, что в доме жили наследники Мельникова, спасло его от практически неминуемых переделок, которым было подвергнуто большинство сооружений того периода, а может быть, и от уничтожения. Судьба уникальных архитектурных объектов, в особенности тех, что расположены в центре Москвы, в наше время, увы, абсолютно непредсказуема. Но почему-то хочется верить, что книга, изданная тиражом всего в 150 экземпляров и, следовательно, с самого начала являющаяся библиографической редкостью, продлит жизнь этому удивительному дому.

Андрей БОРОДИН



481c6f06 131313

Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Хома Параска

Хома Параска « Однажды, — вспоминает она, — приехал домой на воскресенье сын, который учился в Косовском художественном техникуме, невесёлый какой-то, озабоченный...

31 03 2020 4:21:13

Шуваев Игорь

Шуваев Игорь Он типичный художник-переселенец, хоть и прочно застолбивший новую территорию, обнесший ее частоколом, но прочно удерживающий унаследованный лад мыслей...

30 03 2020 15:50:27

Фурсов Николай

Фурсов Николай вместе ходили на этюды, спорили об искусстве, формировали своё мировоззрение...

29 03 2020 4:20:15

Воробьёв Валентин

Воробьёв Валентин Но именно в Доме правительства впервые так масштабно было представлено творчество этого художника...

28 03 2020 16:22:24

Бобышов Михаил

Бобышов Михаил Учился у Г...

27 03 2020 3:49:49

Снейдерс Франс

Снейдерс Франс Их товарищеские отношения длились почти тридцать лет...

26 03 2020 2:22:30

Попова Любовь

Попова Любовь Институт художественной культуры...

25 03 2020 1:56:13

Клиндер Александр

Клиндер Александр Портрет ПавлаI...

24 03 2020 20:55:38

Вейдеман Карл

Вейдеман Карл Член А Х Р Р (ассоциация художников революционной России)...

23 03 2020 14:40:23

Келейников Иннокентий

Келейников Иннокентий На графических листах в оригинальной интерпретации представлены природа, животные и птицы...

22 03 2020 5:26:43

Хворост Василий

Хворост Василий Ивана Франко у В...

21 03 2020 12:34:54

Матвеев Николай

Матвеев Николай Что только не делают с ними! Их не только берегут...

20 03 2020 14:16:45

Успенская Людмила

Успенская Людмила Выполнен он ленинградской художницей Людмилой Ивановной Успенской...

19 03 2020 22:25:55

Фишер Урс

Фишер Урс Работа китайского художника Сонг Донга очень хороша, несмотря на то, что напоминает произведения по крайней мере двух его современников и соотечественников — показанную на последней « Документе» в Касселе инсталляцию гигантской башни Ай Вэйвэя, собранной из дверей, снятых как раз от снесенных старых домов в Пекине, и засыпанного пылью павильона Лью Вэй, демонстрировавшегося на Лионской биеннале 2007 года...

18 03 2020 1:59:18

Волошин Максимилиан

Волошин Максимилиан Толстой, М...

17 03 2020 8:15:57

Окунев Александр

Окунев Александр Год назад работающий в фирме художник Александр Окунев...

16 03 2020 3:21:20

Куликов Иван

Куликов Иван Барские особняки в центре и жалкие лачуги горожан на окраинах...

15 03 2020 13:25:16

Ороско Хосе

Ороско Хосе При их осмыслении рождаются истинные оригинальность, новаторство, которые становятся достоянием не только одного народа, но и мирового искусства...

14 03 2020 15:18:11

Клара Хосе

Клара Хосе X...

13 03 2020 4:49:42

Чечулин Дмитрий

Чечулин Дмитрий Одну из них, высотой в 32 этажа, собирались возвести в Зарядье (по слухам, Берия намеревался переместить туда с Лубянки органы безопасности), затем на этом месте Чечулин возвел гостиницу « Россия»...

12 03 2020 11:11:59

Пономарёв Николай

Пономарёв Николай На переправе...

11 03 2020 3:37:34

Фортуни Мариано

Фортуни Мариано Незабываемые имена, кудесники кисти...

10 03 2020 0:17:40

Шишков Матвей

Шишков Матвей   Ученик Роллера...

09 03 2020 17:14:56

Клакачева Елена

Клакачева Елена Художник Е...

08 03 2020 15:17:55

Ньюсон Марк

Ньюсон Марк Иногда он даже самонадеянно заявляет, что, учись он в школе получше, вышел бы из него инженер-аэронавт...

07 03 2020 19:35:11

Ворошилов Сергей

Ворошилов Сергей Тройка — национальный русский конный экипаж, ставший символом России, -впервые появилась в середине XVIII века...

06 03 2020 18:42:22

Клейнер Илья

Клейнер Илья       Стою я в соборе Павла и Бориса в Рязани и расписываю лик...

05 03 2020 23:20:38

Киряшова Ольга

Киряшова Ольга Через всю жизнь она пронесла эту любовь, надеясь, что когда-нибудь станет знаменитой и найдет его, чтобы сказать о своих чувствах...

04 03 2020 3:51:47

Флемминг Петра

Флемминг Петра Иллюстрация к стихотворению М...

03 03 2020 4:11:36

Кожанов Евгений

Это сделали вчерашние десятиклассники, начитавшиеся всякого литературного хлама...

02 03 2020 19:34:38

Клодт Пётр

Клодт Пётр Гальберг, Б...

01 03 2020 19:41:15

Скотти Михаил

Скотти Михаил Расписывал  храмы...

29 02 2020 6:43:23

Штилер Йозеф

Штилер Йозеф Создал для него галерею красавиц...

28 02 2020 21:31:27

Тюрин Павел

Тюрин Павел » ( Павел Тюрин) На охоту...

27 02 2020 19:14:35

Маевский Казимир

Маевский Казимир И когда пришла Великая Октябрьская революция, когда Красная Армия, разгромив войска Антанты, двинулась на запад, со слезами радости встречали рабочие и крестьяне воинов-красноармейцев...

26 02 2020 17:56:10

Тыркин Олег

Тыркин Олег Он не гонится за модой, но стремится писать, как писали в первые десятилетия нашего века, воскрешая традиции символизма « Голубой Розы»...

25 02 2020 18:45:43

Филиппов Андрей

Филиппов Андрей Это очередная попытка вдохнуть новую жизнь в депрессивный регион на территории бывшей Г Д Р...

24 02 2020 0:44:53

Маркус Линда

Маркус Линда И, кажется, что человек и природа живут единым дыханием и ничто в мире не может, не должно, не имеет права нарушить этот гармоничный союз...

23 02 2020 14:51:45

Флёрова Елена

Флёрова Елена И то, что художница часто предпочитает выигрышному цвету черно-белый рисунок, не снижает эмоционального воздействия ее полотен...

22 02 2020 8:59:46

Шварцман Леонид

Шварцман Леонид Стал художником-постановщиком...

21 02 2020 21:50:21

Крамской Иван

Крамской Иван ( Фрагмент)     Только чувство общественности даёт силу художнику и удесятеряет его силы, только умственная атмосфера, родная ему, здоровая для него, может поднять личность до пафоса и высокого настроения, и только уверенность, что труд художника и нужен и дорог обществу, помогает созревать экзотическим растениям, называемым картинами...

20 02 2020 10:41:53

Батанин Юрий

Батанин Юрий Хржановского, участвовал в создании мультфильмов: « Василиса Премудрая», « Серебряное копытце», « Тайна третьей планеты», « Кошка,гуляющая сама по себе»...

19 02 2020 13:55:37

Купецкий Ян

Купецкий Ян Семья будущего художника принадлежащая к «чешско-братской церкви» (разновидности национального протестантизма), была вынуждена покинуть католическую Прагу и обосноваться в словацком городке Пезинок...

18 02 2020 19:50:58

Фатми Мунир

Фатми Мунир История этого собрания восходит еще к Великой французской революции — Государственный центр изобразительных искусств в том числе должен снабжать региональные госучреждения портретами подобающих исторических лиц и копиями главных государственных полотен вроде, например, « Свободы на баррикадах», а посольства Франции по всему миру — соответствующими их статусу предметами обстановки, например, гобеленами...

17 02 2020 4:42:12

Ушаков Симон

Ушаков Симон Троица...

16 02 2020 16:29:58

Кириллова Л.

Кириллова Л. Кирилловой — современная научная фантастика...

15 02 2020 16:17:44

Костина Нина

Костина Нина У входа Бориса Николаевича встречали ректор института Станислав Набойченко в парадной мантии магистра и студенты...

14 02 2020 8:18:29

Кочергин Эдуард

Кочергин Эдуард Островского...

13 02 2020 5:48:20

Бах Роберт

Бах Роберт Лаверецкого, И...

12 02 2020 22:16:20

Стерлигова Евгения

Стерлигова Евгения   Преподаёт рисунок в Екатеринбургском архитектурном институте...

11 02 2020 16:59:11

Калинин Сергей

Калинин Сергей Первая «партизанская» вылазка, поддержанная Московским музеем современного искусства, оказалась весьма эффектной — в силу идеального сочетания выставленных объектов и самого пространства...

10 02 2020 21:32:42

Кант Эмма

Кант Эмма Помимо засушенных растений, Эмма Кант использует еще и рыбью чешую, кожу рыбы с ее тонким, изящным рисунком, что позволяет добиваться неожиданных, удивительных эффектов...

09 02 2020 18:10:37

Мамонов Кирилл

Мамонов Кирилл Извлекли их оттуда в связи с 70-летием автора, хоть и отмечается юбилей с неприлично большим запозданием...

08 02 2020 7:51:28

Фогель Хильда

Фогель Хильда Производство, сельская жизнь, социальная среда — излюбленные сюжеты её картин...

07 02 2020 6:10:10

Нахова Ирина

Нахова Ирина     « Комнаты»,первая музейная ретроспектива Ирины Наховой, художницы круга московского концептуализма, в 1992-м уехавшей в С Ш А и сейчас живущей и работающей «на два дома» — между Москвой и Нью- Джерси, — названа по одному из самых знаковых проектов не только этого автора, но и всего отечественного совремежого искусства...

06 02 2020 7:44:29

Самокиш-Судковская Елена

Самокиш-Судковская Елена Брала уроки у В...

05 02 2020 7:29:37

Кронвальд Джейсен

Кронвальд Джейсен Так выглядит «пережеванная» Курникова...

04 02 2020 23:46:46

Муха Альфонс

Муха Альфонс Уже целый год эта собранная по кусочкам из разных музеев мира экспозиция путешествует по Европе...

03 02 2020 8:58:35

Недбайло Николай

Недбайло Николай Иллюстрировал популярные журналы...

02 02 2020 14:54:41

Тинторетто

Тинторетто Творчество Тинторетто завершило период позднего Возрождения и отразило его трагические противоречия: закат славы Венеции, крушение веры в незыблемость гуманистических идеалов...

01 02 2020 18:37:41

Рудаков Михаил

Рудаков Михаил Иллюстрировал произведения советских и зарубежных писателей...

31 01 2020 19:32:13

Бакалов Димитр

Бакалов Димитр Покорителям  космоса:  лётчикам-космонавтам и инженерам, конструкторам и рабочим, создающим межзвёздные корабли, посвящают свои произведения художники, живущие в разных концах земли...

30 01 2020 11:21:13

Мансуров Ильнур

Мансуров Ильнур На самом деле — дизайн-работа под названием « Кофе песка»...

29 01 2020 0:37:54

Метлянский Даниэль

Метлянский Даниэль Автор персонажей басен Крылова на памятнике И...

28 01 2020 9:50:54

Милле Жан-Франсуа

Милле Жан-Франсуа Работая в поле, в лесу, в доме, мальчик внимательно пытался вглядываться в окружающий его мир...

27 01 2020 9:17:39

Фостер Норман

Фостер Норман Работал по всему миру, в том числе и в России...

26 01 2020 18:32:58

Шабус Ханс

Шабус Ханс Берлин и сегодня — самая большая и самая интернациональная культурная сцена в Европе, и потому как нельзя логичнее биеннале оставаться самым новаторским и радикальным арт-форумом, зоной некоммерческого искусства...

25 01 2020 7:32:45

Великанов Александр

Великанов Александр И это тот же Детский музыкальный центр...

24 01 2020 1:50:43

Куклев Александр

Куклев Александр А Л Е К С А Н Д Р Константинович работает со льдом уже 40 лет...

23 01 2020 13:30:37

Медведева Екатерина

Медведева Екатерина Еще в детстве она молила Бога дать ей не похожую на другие судьбу...

22 01 2020 4:19:15

Чуйкова Мария

Фрагменты из дневника»...

21 01 2020 19:10:38

Федотов Павел

Федотов Павел Рядом с модными в ту пору Венерами и Аполлонами эта небольшая житейская сценка, тонко высмеивающая брак по расчету, дышала современностью и новизной...

20 01 2020 21:33:49

Шарый Леонида

Шарый Леонида Чем-то неуловимо похоже на самый старый русский детский рисунок — летящего всадника, нацарапанною в XIV веке на бересте новгородским пареньком Онфимом...

19 01 2020 22:33:26

Фролов Вадим

Фролов Вадим Гравюры посвящены нашей родной природе...

18 01 2020 20:52:17

Фюзели Иоганн Генрих

Фюзели Иоганн Генрих Его называли «безумным» ( Хорас Уолпол — английский писатель)...

17 01 2020 17:21:25

Волович Виталий

Волович Виталий Теперь же в залах Р АX открылась ретроспектива Виталия Воловича — заслуженного художника Российоюй Федерации, члена-корреспондента РAX...

16 01 2020 7:10:47

Уолстенхолм Джонатан

Уолстенхолм Джонатан Успешный иллюстратор фрилансер в течение многих лет, работает в ряде крупных рекламных агентств, издательств и множестве журналов...

15 01 2020 6:27:19

Великанов Александр

Великанов Александр Член Союза художников С С С Р...

14 01 2020 23:30:10

Козырин Николай

Козырин Николай Но вчера и она поразилась тому, что в одном из лучших музеев мира — Музее изобразительных искусств им...

13 01 2020 15:58:31

Хогарт Уильям

Хогарт Уильям         Портреты весьма почитались в Англии XVIII века, они висели в парадных залах родовых поместий и аристократических клубах...

12 01 2020 5:17:40

Херд Стен

Херд Стен « Холстом» ему служат поля, «красками» — злаковые и другие сельскохозяйственные культуры, «карандашом» и «кистью» — тракторы с культиваторами...

11 01 2020 7:58:41

Бурмагина Генриетта

Бурмагина Генриетта Гравюры « Первый театр в Вологде» и « Петровский домик» были замечены не только в Вологде, но и в Москве...

10 01 2020 21:52:14

Мунк Эдвард

Мунк Эдвард   Всепоглощающий страх...

09 01 2020 16:49:38

Пенк А.Р.

Пенк А.Р. Представитель направлений —  « Неофициальное искусство»,  « Новые дикие»...

08 01 2020 0:41:31

Либерман Макс

Либерман Макс Руководил Прусской Академии художеств...

07 01 2020 4:28:43

Фатеев Пётр

Фатеев Пётр   Основатель и духовный лидер группы « Амаравелла» ( Берег Бессмертия), в которую входили Смирнов- Русецкий, Руна, Сардан, Шиголев, Черноволенко...

06 01 2020 11:44:44

Ле Дантю Михаил

Ле Дантю Михаил Жанровая сцена...

05 01 2020 5:58:11

Маньяско Алессандро

Маньяско Алессандро   Учился, возможно, у своего отца Стефано Маньяско, позднее у Филиппо Аббиати в Милане...

04 01 2020 10:58:31

Муханова Елена

Муханова Елена Тычины « Сковорода» помогают читателю погрузиться в наполненную драматическими событиями историю Литвы и Украины...

03 01 2020 10:41:29

Хоусон Питер

Хоусон Питер Пишет на религиозные, военные темы, портреты...

02 01 2020 20:51:37

Фабер дю Фор

Фабер дю Фор В...

01 01 2020 11:17:35

Серебрякова Зинаида

Серебрякова Зинаида Ученица художника О...

31 12 2019 2:12:27

Ларионов Михаил

Ларионов Михаил Ларионов и Н...

30 12 2019 4:46:17

Нестерова Наталья

Нестерова Наталья       Главная тема Натальи Нестеровой — современный человек и его взаимоотношения с миром...

29 12 2019 18:47:48

Поленов Василий

Поленов Василий Д...

28 12 2019 4:56:16

Малеина Евгения

Малеина Евгения наконец, хлеб—как итог человеческих усилий, символ жизненного благополучия...

27 12 2019 20:30:50

Кальферсберг Хельга

Кальферсберг Хельга На открытие выставки прибыл директор департамента культуры Владимир Колосов и тольяттинские художники Сергей Дергун и Игорь Панов, ездившие летом в город-побратим Вольфсбург, откуда немецкие художницы Хельга и Ирена родом...

26 12 2019 12:42:49

Сергеев Юрий

Сергеев Юрий Иванов, Рябушкин, Васнецов, Ге, Нестеров, Корин, Глазунов — пальцев на руке хватит, чтобы перечесть...

25 12 2019 13:14:48

Казроэ-Дузэ

Казроэ-Дузэ Любопытно, что соткали его в сурском крае...

24 12 2019 23:36:29

Селещук Николай

Селещук Николай Белорусский художник Николай   Селещук первую в своей жизни книгу оформил, учась на втором курсе Белорусского театрально-художественного института...

23 12 2019 9:30:21

Перуджино Пьетро

Перуджино Пьетро Это коллекция Голицынского музея с такими шедеврами, как Распятие...

22 12 2019 22:54:29

Эфрос Герасим

Эфрос Герасим Потом во В Х У Т Е И Не в мастерской К...

21 12 2019 10:10:31

Кравчук Владислав

Кравчук Владислав Знатоки-искусствоведы, выставляя молодому живописцу из Дубны высокую оценку, непременно подчёркивают связь его творчества с художниками-импрессионистами XIX века: Клодом Моне, Камилем Писсарро, отмечают влияние Огюста Ренуара...

20 12 2019 19:19:18

Шагин Дмитрий

Шагин Дмитрий   Самая народная, самая понятная широкому зрителю, самая популярная группа в области современного искусства « Митьки» появилась в Ленинграде в середине восьмидесятых, перед самой перестройкой...

19 12 2019 22:58:55

Турукина Людмила

Турукина Людмила Богатейшая резьба украшала избы—ладные да высокие, прялки, посуду, игрушки...

18 12 2019 17:17:52

Суханов Иван

Суханов Иван Н...

17 12 2019 20:59:22

Потапов Михаил

Потапов Михаил Изучал языки, искусство Древнего Египта...

16 12 2019 16:36:55

Вентцель Олина

Вентцель Олина Олина Дмитриевна — выпускница Ленинградского текстильного института, одевавшая Иннокентия Смоктуновского в роли Гамлета, свою гоголиану задумала, уже отойдя от кинематографа...

15 12 2019 11:14:59

Миллес Карл

Миллес Карл Ведь в основном — это мифология...

14 12 2019 5:14:36

Хилтунен Эйла

Хилтунен Эйла Среди наиболее популярных — парк Сибелиуса...

13 12 2019 15:34:56

Машков Илья

Машков Илья В Государственном Русском музее (корпус Бенуа)  прошла выставка « Бубновый валет» в русском авангарде» — первая гигантская ретроспектива объединения, собравшего лучших русских художников начала XX века...

12 12 2019 20:31:51

Бгажноков Заурбек

Бгажноков Заурбек Иллюстрации к однотомнику Али Асхадовича Шогенцукова (1900-1941) — основоположника кабардинской советской литературы...

11 12 2019 6:54:51

Толстова Алёна

Толстова Алёна Светлые стены, шумно входим в большую комнату — выставочный зал лицея искусств...

10 12 2019 16:44:11

Хуссайн Макбул

Хуссайн Макбул Он жил в Объединенных Арабских Эмиратах, а в прошлом году получил гражданство Катара...

09 12 2019 20:42:59

Альховский Александр

Альховский Александр Имя этого прекрасного живописца должно было хорошо запомниться посетителям выставок в Манеже, а также на стендах вернисажей в просторных залах Союза художников на улице Герцена...

08 12 2019 18:28:16

Козловский Иосиф

Козловский Иосиф Синайского...

07 12 2019 14:20:16

Каштанов Александр

Каштанов Александр   Пишет Север, Карелию На Валааме...

06 12 2019 21:54:43

Мещанинов Вадим

Мещанинов Вадим Все это надоело...

05 12 2019 18:27:47

Коновалова Нина

Коновалова Нина Писать картины начала в 1977 году...

04 12 2019 18:39:52

Чюрлёнис Микалоюс

Чюрлёнис Микалоюс Из статей Микалоюса Чюрлёниса В культурном развитии каждой нации народное искусство играет огромную роль...

03 12 2019 7:21:26

Шилкин Игорь

Шилкин Игорь Занимался экслибрисами...

02 12 2019 5:14:47

Куликов Афанасий

Куликов Афанасий выглядывает из сиреневого палисада тремя уютными, посаженными близко друг к другу окошками...

01 12 2019 0:27:41

Древин Александр

Древин Александр Член группы « Бубновый валет»...

30 11 2019 20:11:26

Полонская Жозефина

Строго говоря, правы были инициаторы его установки, которые испрашивали у городской думы разрешение установить не памятник, а «фонтан с бюстом Пушкина» И его струи могут истолковываться как угодно...

29 11 2019 21:54:58

Соколов Евгений

Соколов Евгений « Так щедро, даже расточительно прожил жизнь в искусстве художник Евгений Гаврилович Соколов...

28 11 2019 20:42:26

Кеэренд Аво

Кеэренд Аво После войны окончил художественный институт в Тарту...

27 11 2019 23:23:37

Ходлер Фердинанд

Ходлер Фердинанд    1896-10900 годы...

26 11 2019 3:17:31

Смолянов Геннадий

Смолянов Геннадий Авторы сценария про домовёнка Кузю Валентин Берестов и Татьяна Александрова...

25 11 2019 19:56:49

Капустин Юрий

Капустин Юрий Тырновой,   С...

24 11 2019 13:45:28

Катран Сергей

Катран Сергей На протяжении последнего полувека, если не всего минувшего столетия, музыка и визуальные искусства исследуют общее поле идей и все более сближаются по мере того, как художники осваивают работу со временем, а композиторы — с пространством...

23 11 2019 9:59:39

Экзюпери Антуан

Экзюпери Антуан           Книгу-сказку « Маленький принц» Антуан де Сент- Экзюпери иллюстрировал сам...

22 11 2019 17:20:43

Коляда Сергей

Коляда Сергей     Встреча с подлинной архитектурой — это всегда встреча с культурой, с духовным миром предков...

21 11 2019 11:22:10

Тутунов Андрей

Тутунов Андрей Заслуженный художник Р С Ф С Р...

20 11 2019 2:15:12

Хакенбек Хильдегард

Хакенбек Хильдегард В нем сначала последовательно наносят тонкие цветные слои известково-песчаного, известково-цементно-песчаного или цементно-песчаного раствора на архитектурную плоскость...

19 11 2019 10:59:56

Франкаланча Рикардо

Франкаланча Рикардо    1928 год...

18 11 2019 9:53:38

Хальс Франс

Хальс Франс Св...

17 11 2019 17:53:52

Ливанов Александр

Ливанов Александр Капуста...

16 11 2019 6:59:59

Феррари Лука

Феррари Лука 1654 в Падуе...

15 11 2019 16:49:56

Фонвизин Артур

Фонвизин Артур Участвовал в выставках « Голубой розы»...

14 11 2019 11:27:41

Бартенев Андрей

Бартенев Андрей Окончил Краснодарский художественный институт...

13 11 2019 20:46:40

Молчанов Олег

Молчанов Олег Был один из первых студентов Академии живописи Глазунова ...

12 11 2019 10:32:51

Липгарт Эрнст

Липгарт Эрнст Он приехал в Петербург, когда получил заказ от Александра III, и остался в России навсегда...

11 11 2019 2:55:13

Тихомиров Александр

Тихомиров Александр Бывают не очень хорошие выставки хороших художников...

10 11 2019 3:10:19

Тышлер Александр

Тышлер Александр Портрет С...

09 11 2019 4:31:19

Говорухин Станислав

Говорухин Станислав Жасмин отцвёл...

08 11 2019 2:50:13

Климов Александр

Климов Александр Нет, не зря подчёркивает художник это почти биологическое сходство...

07 11 2019 16:36:56

Харламов Сергей

Харламов Сергей Козлинского, В...

06 11 2019 12:49:56

Кирпичев Павел

Кирпичев Павел Однажды мне довелось просеять сквозь сито взятую в Новороссийске около рыбозавода землю...

05 11 2019 12:34:45

Базилевич Анатолий

Базилевич Анатолий Дейца, Г...

04 11 2019 10:58:13

Левитин Анатолий

Левитин Анатолий Учился у Б...

03 11 2019 1:50:49

Еще:
Художники -1 :: Художники -2 :: Художники -3 :: Художники -4 :: Художники -5 :: Художники -6 ::

Человек увлекался изобразительным искусством с древнейших времен. И только изобретение фотоаппарата пошатнуло позиции изобразительного искусства, как важнейшего для нас из всех искусств. А появление фотошопа ознаменовало конец эры художников в традиционном понимании.