Я художник, я так вижу!    

Пензин Виктор

21.05.2014 | Автор: admin

Пензин Виктор Петрович (1938) — художник-график, художник-монументалист, возродил современный лубок.

 

Веками люди вырабатывали правила жизни и сами же нарушали их. Причем чем дальше во времени, тем это делалось более жестоко. Будь то заповеди Господни или «моральный кодекс» строителя коммунизма. Были попытки утвердить жизненные правила посредством искусства. Оно ведь так тесно переплетено с жизнью, а в жизни до того все взаимосвязано и изменчиво, что лично мне кажется совершенно невозможным выработать что-то постоянное и следовать ему.

Сомнения мои серьезно пошатнулись, когда я встретился с художником Виктором Пензиным — создателем единственного в стране, а может, и в мире Музея народной графики; человеком, вернувшим к жизни древнейшее народное искусство Руси — лубок.

Пензин не перестает удивлять окружающих неожиданностью своих поступков, своих суждений, мероприятий, заявлений, своих произведений, наконец… Он не из тех, кто постоянно жалуется на ужасающую действительность и невозможность что-либо в ней изменить. Он как раз из тех немногих, кому удается что-то менять в ней. Виктор с древнегреческого — победитель. Пензина в полном смысле можно назвать победителем, и за это его многие недолюбливают. Победителей у нас не любят, хотя никогда не говорят об этом вслух. Не оттого ли о нашем земляке (даже фамилия у него нашенская — Пензин) больше знают за рубежом. В Мексике, Аргентине, Эквадоре, Перу, Тунисе, Канаде, Колумбии, Сингапуре, Италии, Испании, Австралии устраивались его выставки. Папа римский Иоанн-Павел II удостоил его своим благословением, беседой и медалью в честь 16-летия своего восшествия на престол.

Пензин знает, что он совершил подвиг, гордится им, охотно принимает сравнения себя с великими преобразователями, основоположниками и подвижниками, считая при этом, что все совершенное им есть продукт интуиции: настал момент, когда нужно было именно ему появиться в определенном звене исторической цепи, и он появился. Конкретно с 1960-го по 2000 год.

Наверное, не все безукоризненно в характере и поведении Пензина с точки зрения этики, но меня всегда странным образом влекло и влечет к этому человеку. Среди моих современников он, безусловно, представляет собой наиболее цельный образ художника, представляет без всякого наигрыша в силу одних лишь проявлений своей ультраинтуитивной натуры.

Опыт человеческой судьбы, тем более судьбы творческой, бесценен для людей. Рассказ о Пензине, человеке и творце, я хочу начать с осени 1954 года, когда нас, студентов-художников, привезли в Башмаковский район помочь колхозникам убрать с полей картошку. Зарядившие дожди принудили помощников томиться в крестьянской избе и смотреть, как встревоженная наплывом незнакомых людей кошка прячет своих котят на полатях.

Котятам вовсе не интересно было сидеть под потолком, и они, подобно бесстрашным камикадзе, один за другим бросались с полатей вниз на наши головы.

Витя Пензин, до этого рисовавший хозяйскую копилку в виде кота (помнится, небесно голубого цвета с малиновым бантом и выражением редкого самодовольства на ушастой морде), переключился на ту худую серую кошку и стал делать с нее наброски. Отчего-то все кошачий хвост не удовлетворял его — то он выходил слишком.натурпльный, то болтался, как мочалка. В конце концов Пензин завернул на рисунке кошачий хвост спиралью и остался доволен своей придумкой.

Скоро всем нам осточертело вынужденное безделье. Мы стали искать себе хоть какое занятие.

В ровном пустом поле с потерявшимися за сизой моросью краями я облюбовал стог сена на предмет лежания в нем один на один со своими мыслями.

Без особых трудностей добрался до стога. Но тут обнаружилось, что он уже занят. В искусственной нише под навесом из яркой соломы сидел Витя Пензин и, насвистывая марш из «Аиды», увлеченно малевал…

— Увидел кочета у нашей хозяйки и вспомнил своего… Самое яркое воспоминание детства…

Петушок.   Детский городок в Джар-Кургане.

Мать Виктора, неграмотная, но богатая природным умом женщина, чтобы спасти последнего, шестнадцатого, в роде Пензиных мужчину из тех пятнадцати (в том числе и отца) не вернувшихся с фронта, отправляла сына на лето к бабушке в деревню. За то, что мальчонка хорошо помогал старушке по хозяйству, та подарила внуку петуха, до того нарядного и звонкого, что всю дорогу, пока Витя возвращался домой, сердце его ликовало. Ему казалось, что сильная, гордая птица сулит радостную перемену в их невеселой городской жизни. Очень скоро ликование сменилось безутешным рыданием: красавца петуха пришлось зарезать и сварить — в доме не было ни крошки.

И петух, и кошка, и копилка, и та размокшая от дождей деревенька с ее привередливо петлявшей в низине речушкой — все впоследствии нашло своё отражение в работах Пензина.

В отличие от нас, коллег Виктора по художественному училищу, интуитивно противившихся тогдашнему официальному искусству и выбиравших себе в руководство кто Сезана, а кто — Пикассо, Пензин хотел говорить не об искусстве, а о том, как жизнь отпечаталась в его душе с детства, и о том, как она переживалась им в настоящий момент.

Он тщательно, почти лабораторно исследовал импрессионистов, Врубеля, Фалька и, отказавшись от всех, буквально шокировал нас собственным обнажением цвета. Он «красил» свои холсты, как красят заборы. Так нам тогда казалось. Мы еще не отдавали отчета, что это было самое честное понимание цвета. В сущности эстетика авангарда от Казимира Малевича до Михаила Ларионова, в «честной», грубоватой краске которых всегда что-то мерещится в глубине, и где живет цвет, насыщенный пространством, светом, настроением.

В ту пору Виктор подрабатывал на жизнь тем, что оформлял книжки в местном издательстве и бесконечно много рисовал. Рисовал «что попало и как попало», и только одно считал он при этом важным — схватить в каждом остановившем его внимание предмете, будь то дерево, человеческая фигура, сценка у бочки с квасом, выкусывающая блох из собственной спины собака и т. п., самое для каждого типичное.

Многим тогда казалось, что система Пензина, заключавшаяся в чередовании тонкой и гибкой линии со сплошь тонированным штрихом, какой получается, если проводить не острием карандаша по бумаге, а боком — дескать, вовсе и не система, а дешевый прием, рука, набитая на книжных иллюстрациях.

При всем том было в рисунках Пензина что-то внушительное: баснословная меткость, характерность и та зрелость острой наблюдательности, которая приходит к художнику, когда его рука безупречно послушна глазу. Словом, тайно я поверил Пензину и стал ждать от него чудес.

Чудеса незамедлили объявиться. Правда, поначалу они были совершенно иного рода, нежели те, что сулили его первые работы.

После окончания Московского полиграфического института у Андрея Гончарова в 1963 году, что совпало с 300-летием города Пензы, Виктор передал в дар картинной галерее им. К. А. Савицкого коллекцию древней живописи. А чуть позже, к 75-летию Пензенского художественного училища подарил свыше тысячи листов зарубежной и русской графики. После чего задержался в родном городе в качестве художника монументалиста.

Белинский.   Турбаза «Чембар».

Среди работ той поры горельефы Лермонтова и Белинского для турбазы «Чембар», витражи «Сказки Ахунского леса», Оформлнние Дома политического просвещения (ныне Центральный Дом искусств», башенные часы главного фасада станции Пенза-I (да, да — всё это его рук дело), наконец, детский кукольный театр «Орлёнок».

Журавушка.   Турбаза «Чембар».

Здеcь в кукольном мы в основном и общались. Вечно ненасытный и жадный до всего нового, Пензин осваивал в театре метод инкрустики, открытый ещё доевними греками: варил краску с воском и вплавлял её паяльной лампой в стену.

Несмотря на дым и чад, ни сцене театра полным ходом шли репетиции спектакля по моей пьесе «Сказ о старой сигнальной трубе». Наш рабочий день кончался далеко за полночь. После чего в комнатке Виктора при театре мы позволяли себе расслабиться — поговорить за жизнь. Однажды я спросил его, на какие, извиняюсь, шиши он приобретает старинные картины, которые запросто может подарить галерее.

— Милый мой, — ответил Пензин. — Заработать нашему брату деньги не так уж и сложно, если поставить такую цель. После окончания института я много занимался графикой и выпустил общим тиражом около 50 тысяч эстампов. Вот тебе и деньги. Я работал, не разгибаясь, по 16 — 18 часов. Когда сводило руки — опускал их в таз с горячей водой; едва легчало — снова брался за работу: резец, кисть, перо. Трудно. А кому когда было легко? Может быть, Микеланджело? Или Рублеву? Но мы сами выбрали свою дорогу. ‘•

И здесь исключается только одно — быть посредственностью. Настоящий художник — всегда личность. А личностью становятся тогда, когда среди десятков тысяч тропинок и дорог в жизни прокладывают свою собственную дорогу. Пусть маленькую, корявую, но свою.

Я думал о своей дороге, путешествуя по Онеге и Волошке в Архангельской области на плотах, велосипеде, пешком. Там, на Севере, я нутром воспринял истинную красоту в ее гармоничном божественном трезвучии: небо, земли и всего сущего между ними. Величавые женщины, сильные духом мужики, все, что они делали, сотворяли в повседневности своими руками, было функционально необходимо, и в этой несуетной функциональности была подлинная красота. Кованые светильники, плетеные расписные туеса, пряничные доски, мезенские прялки, ножницы, подковы… Архангельский муаровый синий плат в красных яблоках вызвал у меня трепет и восторг больший, нежели тот, что я испытывал перед бессмертными произведениями живописи в музеях. А дрожащие песни вдов-старушек, до сих пор ожидающих не вернувшихся с войны мужей… В той вековечной русской дали, где нет ни железных дорог, ни троллейбусных линий, открылась мне моя дорога. Там стал мне ясен главный смысл собственной жизни.

Тогда впервые услышал я от него о народных картинках, которых встречал он великое множество, бродя по старой Руси. Виктор Петрович говорил о них одновременно и с позиций наивного зрителя, неискушенного в тонкостях ученого искусства, и с позиции знатока, утонченного созерцателя. Какой язык! Какая предметность! Наглядность, простота и
диковинная свежесть! Автор народной картинки не ищет славы (потому чрезвычайно редко оставляет свое имя на своем про изведении). Он ищет лишь формы выражения завладевшей его душой мысли. Он отважен. Он одинаково уверенно чувствует себя среди зверей и птиц, среди почивших и здравствующих правителей, среди обыденных предметов и среди диковинных
существ — чертей или тех же ангелов небесных. Великие картины не толпятся у него в памяти, и он находит свое собственное — простое и новое решение темы. Тут и сон, и явь, и поражающие воображение композиции, и — самое главное — в стиле его: и эпичность, и юмор, и провидчество, и положительное понимание жизни.

В творчестве самого Пензина той поры причудливо сплелись традиции русской иконы и фрески, авангарда 20-х годов и целого пласта еще толком неисследованного, бездонного и простодушно-мудрого народного искусства. Все органично, все со знаком достоинства, поскольку все предопределено его художественным «генетическим кодом».

Через десять лет после тех памятных ночных бесед в театре Виктор Петрович открыл в родном городе выставку «Российский лубок», где, помимо собственных работ, были показаны произведения его коллег по мастерской народной графики, созданной Пензиным за два года до этой выставки и явившейся закономерным итогом деятельности художника за четверть века по возрождению лубка.

Автопортрет в гороскопе.

Рыцарь Дон Кихот.

Победа.

Выставка была довольно тепло принята пензенцами. Правда, на одном из ее обсуждений возник искусственный спор о высоком и низком жанрах в изобразительном искусстве, завершившийся высокомерным вопросом к Пензину: а нужно ли художнику-профессионалу опускаться до такого, извините, фе-фе искусства, каким является лубок и чье время кануло в Лету? На что Пензин ответил: считаю за честь пополнить список тех профессионалов, кто четыре столетия сотворял лубок — эти подлинно народные картинки. Народ же интеллигентен от природы. Наделен чувством справедливости. Без него нет вообще культуры, ее облагораживающего влияния на человека. Он помолчал и добавил: нормального, разумеется, а не «фе-фе» человека.

Мыши кошку изловили…

В целом Пензин был доволен результатами выставки, хотя ожидал, и не без основания, самого худшего. За месяц до вернисажа в Пензе он был вызван в КГБ по поводу некоторых своих работ и, в частности, лубочного листа «Мыши кошку изловили…». В яркой улыбчивой картинке совершенно случайно число мышей оказалось равным числу членов тогдашнего Политбюро Коммунистической партии. «Что за идиотские намеки? — спросили художника и, не дожидаясь ответа, приставили кулак к носу. — Смотри, донамекаешься».

В фильме Тарковского «Андрей Рублев» опричники подводят веселого скомороха к дереву и с размаху бьют его лицом о корявый ствол… Почему ему вспомнились те кадры? Он пытался перевести в шутку выходку идеологических цензоров — ведь по сути дела вызов в КГБ — это серьезная оценка его деятельности, а перед глазами стояло превращенное в кровавое месиво лицо скомороха.

Ничто не ново под луной. Он лично видел распоряжение московского генерал-губернатора от 1854 года, по которому деревянные лубяные доски надлежало изрубить и сжечь, а медные перелить в колокола. Мы, говорит Пензин, должны быть благодарны царской полиции за то, что она, пусть в качестве улик, но сохранила в своих архивах древнейшие образцы народных лубочных картинок.

Здесь, наверное, есть смысл сделать небольшое отступление и поговорить о лубке, о его природе, его истории.

В Москве, на углу Рождественского бульвара и Сретенки, высится небольшая белая церквушка. В прошлом веке она называлась Успение в печатниках. Три столетия назад ее построили мастера Печатного двора Первой московской типографии. Они жили в этом районе своей отдельной слободой. И улица Лубянка получила свое название от лубочных листов, создаваемых в Печатной слободе. Неподалеку от Сретенских ворот, в переулке, еще одна старая церковь. Когда-то к ее ограде типографские мастера приносили на продажу изготовленные дома листы с картинками. С тех пор церковь так и называется — Троица в листах.

Теперь о самом названии — лубок. Откуда оно взялось? Издавна на Руси первый верхний слой древесины под корой липы назывался л у б о м. В Рязанской губернии, например, в середине прошлого века липу вообще называли лубом.

Опытный художник-гравер, подчеркиваю — опытный, брал гладко струганную шлифованную липовую доску, делал на ней рисунок, выбирал определенным образом фон. На подготовленную доску кожаной подушечкой — мацей наносили черную краску из жженного сена, сажи и вареного льняного масла. Поверх доски накладывался лист влажной бумаги, и все это вместе протискивали между валов нехитрого печатного стана. Получившийся оттиск и назывался лубочным листом.

Даже когда на смену липовой доске в XVTII веке пришла медная, оттиск с нее по-прежнему назывался лубочным, и не только по привычке, но и потому, что отпечатанные картрнки разносились по белу свету торговцами (офенями) в лубяных коробах.

Лубок был удивительно популярным для своего времени. Если судить о нем нынешними категориями, он являлся и телеграфом, и газетой, единственным источником знаний и лучшим украшением жилища простого люда, которому официальное искусство было просто не по карману.

В современных искусствах вряд ли можно назвать хоть одно, которое бы ни испытало на себе животворного влияния лубка: живопись, музыка, театр, кино, цирк… Как же после всего этого можно умереть?

Возрождая лубок, Виктор Пензин мечтал о том, чтобы он снова оказался на рынках и вокзалах, в книжных магазинах. » Нигде не останавливалось столько народа, как перед картинною лавочкою на Щукинском дворе… Двери такой лавочки обыкновенно бывают увешаны связками произведений, отпечатанных лубками на больших листах…» Это Н. В. Гоголь. Начало его повести «Портрет». Предел мечтаний Пензина — лубок в салоне троллейбуса, в вагоне электрички и в школьном учебнике.

Вскоре, однако, он с грустью признался самому себе, что его собственной жизни не хватит на то, чтобы осуществить задуманное. Самое большее, что он может сделать один, — 100 работ, не больше. Забегая вперед, скажу: на сегодняшний день им созданы десятки тысяч лубочных листов. Это стало возможным благодаря тому, что художнику удалось собрать вокруг себя единомышленников.

Сергей Конёнков.

В одном из старинных московских домов Пензин арендовал подвал. Для сборов определил конец рабочей недели — пятницу. Купил самовар. «И началось, — вспоминает Виктор Петрович. — До сорока человек набивалось. Идеи буквально захлестывали нас, как морские волны. Оно и понятно: одна голова хорошо, а — сорок!..»

И дело двигалось. Выставка «Российский лубок» с 1984 по 1988 годы экспонировалась в 20 странах и 60 городах бывшего Союза. Удивительное дело: рушился десятилетиями отлаженный строй, рвались словно бумажные ленты связи между республиками, еще вчера называвшимися братскими, а лубок, вопреки этому вселенскому Армагедону, как истинно национальное проявление сближал художников тех самых разъединившихся республик. Из Литвы, Латвии, Армении, Украины, Белоруссии художники слали свои работы Пензину. Слали почти как в чеховском «Ваньке Жукове» : Москва, мастерская народной графики, Пензину. Те, что поближе — приезжали. В Москву потянулись лубочники из Питера, Самары, Ростова-на-Дону, Вологды и Саранска.

Это неудивительно. Лубок раскрепощал, позволял выразить очень заветное в очень личной форме и тем самым делал людей разных наций и народов близкими, понятными, интересными друг другу.

К тому времени Виктор Петрович совершил большую поездку по странам Латинской Америки. Встретился с замечательным художником современности Альберто Бельтроном, вместе с ним побывал в мастерской народной графики в Мексике и убедился, что стоит на правильном пути.

Работа в мастерской Пензина шла не только по линии возвращения лубка из небытия, из забвения (что в конце концов вылилось в создание Большого атласа лубка), но и по линии его совершенствования и «породнения» с современностью. Так от цветной линогравюры, с чем нагляднее всего сравнить лубок, Пензин попробовал технику резцовой гравюры.

Он показывает мне диковинный оттиск:

— Это Альбрехт Дюрер… Как-то в Нюрнберге Дюрер увидел живого носорога, изумился его небывалости, пришел домой и, полагаясь на абсолютную зрительную память, поспешил нарисовать это диво. Восхищение застило глаза художнику, и получилось невообразимое чудище, лишь отдаленно схожее с носорогом. Гравюра эта, выполненная в XVI веке, за столетие до знаменитого «Чудища Гишпанского», на мой взгляд, была предтечей лубка. Два момента восхищают меня в «Носороге». Это в первую очередь то, как художнику застило глаза (не сомневаюсь, Ионеско стал писать своих «Носорогов» после того, как увидел «Носорога» Дюрера). Второе — резцовая гравюра. Применение ее в лубке явилось качественно новым шагом в нашем деле.

Как-то в мастерской Пензин увидел двух подростков — совсем еще детей. Кто такие? Оказалось, что дети его коллег. Вдвоем они увлеченно и, главное, грамотно выбирали резцами фон будущей картинки по заготовленному рисунку на доске. Отчего-то факт этот умилил Виктора Петровича. Вот кому пожинать плоды его сотоварищами усилий, как в свое время пожинал плоды он сам из сада своих предшественников: передвижников и импрессионистов. И не есть ли эти работающие в его мастерской мальчишки первые камешки фундамента лубочной школы, жить которой в XXI веке.

Любая школа, кстати, имеет свою методику, как любое искусство собственное теоретическое обоснование, что является как бы паспортом жизни литературы, живописи, музыки, шахмат. Теория необходима и для его лубка. Не откладывая дела в долгий ящик, в том же году он обосновал и обнародовал собственную теорию — «Стилистические особенности и традиции жанра «Российский лубок». Пять основополагающих пунктов.

Еще через четыре года чванливый, неприступный МОСХ в разделе секций графики вписал новое наименование: «Российский лубок». Её первым председателем стал Виктор Пензин. Так благодаря его вулканической натуре лубок обрел зоконность, обрел гражданское право на жизнь в стране по имени Изобразительное искусство.

Во время нашей последней встречи с Виктором Петровичем мы много говорили о таланте. О его составляющих.

— Интеллект, ремесло, темперамент — все это правильно, — говорил Пензин. — В то же время все это — пустой звук, если талант не защищен творческой волей. В искусстве, как в революции — мало победить, нужно уметь защитить свое искусство.

Весной 1992 года в Москве на Сретенке в светлый день праздника святой Пасхи открылся Музей народной графики. Как говорилось в приглашении, уникальный музей был создан по инициативе художника Виктора Пензина и при поддержке ВФК (Всероссийского фонда культуры) с тем, чтобы не от случая к случаю и не от выставки к выставке, о постоянно радовал любителей народного искусства русский лубок.

Музей ставил перед собой задачу превратиться в научный центр по изучению лубка, его глубинных связей с народными картинками Франции, Италии, Германии, Японии, Китая, Вьетнама и др. В планах новорожденного значилась широкая просветительская, выставочная и издательская деятельность.

Открывался музей при большом стечении народа, представителей различных ведомств, министерств, в первую очередь, естественно, музейщиков.

Отец Георгий из Святой Троицы в листах, освятив новое детище культуры, поздравил присутствующих с замечательным праздником. Председатель ВФК Петр Лукич Проскурин назвал усилия Виктора Пензина по созданию музея героическим деянием. Он пожелал музею Виктора Петровича процветания, развития, продвижения в глубокие и широкие народные слои.

Пензин глядел на веселую праздничную толпу, слушал восторженные речи и похвалы в свой адрес, а думал с непонятной грустью о том, что миссию свою, определенную им самим в пространстве сорока лет, он выполнил досрочно. Создал мастерскую народной графики, открыл при ней художественную школу, наконец — музей. Для одной жизни достаточно. Об этом Виктор Петрович и сказал в заключительном слове.

— Горячо верю в будущее лубка. Для этого у него имеется главное: молодость, ученики — есть кому передать свой опыт. Я же все что мог сделать — сделал.

Рано было ему думать о покое. Едва отгремела официальная часть праздника, группа наголо стриженных верзил ворвалась в музей и учинила погром: крушила экспозиционные щиты, мебель, ломала двери. Преградивший хулиганам дорогу Пензин был жестоко избит. Избит, как вскоре выяснилось, спонсором музея, который с тем лишь и взялся помогать новому островку культуры, чтобы исподтишка захватить его, — точь-в-точь как в известной сказке. Слишком заманчивым было для новоявленных коммерсантов под личиной спонсора заиметь собственный офис в центре столицы, в таком замечательном здании, какое обрел Музей народной графики.

Началась в полном смысле битва за музей. С одной стороны — художник Пензнн, с другой — армия бизнесменов, в сетях корыстных интересов которых оказалось, к сожалению, правление ВФК, возглавляемое известным писателем, Героем Соцтруда Петром Проскуриным, еще вчера на открытии музея обнимавшим и целовавшим его создателя.

Битва эта дает богатейший материал для написания захватывающего романа. Мы же, преследуя совершенно иную цель в своем очерке, ограничимся лишь перечнем узловых моментов этого поучительного в своей абсурдности противостояния да вздохнем: «Господи, до чего же тяжка в нашем мире дорога к торжеству справедливости».

За первым погромом последовал второй. Или ты уходишь из этого дома, было сказано Пензину, или твоя отрезанная голова ляжет на этот стол.

Через несколько дней, убедившись, что Пензин не из пугливых, налетчики сменили тактику: нельзя испугать, возьмем подкупом. Вот тебе миллион долларов, и убирайся. Когда и это не помогло, они стали душить художника властными руками ВФК, членом правления которого Виктор Петрович, кстати, сам являлся.

Большей подлости и предательства Пензин не знал в своей жизни. Именно поэтому долго отказывался принимать всерьез весь тот противоправный бред, который обрушился на его музей со стороны ВФК. Лишь когда П. Проскурин лишил музей права юридического лица и закрыл его расчетные счета в банке, коллектив музея на вероломную войну ответил войной, принял экстренное решение о прекращении всяческих отношений с фондом культуры, административном неповиновении и преобразовании музея в юридическое лицо с новым составом учредителей.

В письме на имя Проскурина Пензин спрашивает: «Ради чего Вы так стараетесь загасить очаг, Вами же зажженный? В интересах людей, стремящихся захватить чужое здание с тем, чтобы наживаться на нем? »

Пензин продолжал верить, что писатель образумится. Но последовал приказ: Освободить В. П. Пензина от должности директора Музея. В 3-дневный срок сдать в добровольном порядке документы и ключи.

Пензин не может смириться с несправедливостью и на правах члена правления ВФК обращается в президиум, правление и ревизионную комиссию с письмом, в котором доказательно вскрывает противоправную деятельность их председателя.

По существу, писатель Проскурин рассматривал ВФК как свое частное предприятие, что наносило невосполнимый вред деятельности фонда, роняло его престиж, равно как и престиж самого председателя.

Пензин настаивал на созыве внеочередной конференции ВФК. К обращению Пензина присоединились члены президиума, правления и ревизионной комиссии.

Здесь были А. Владимиров из научно-реставрационного центра им. Грабаря и профессор В. Дерягин из Российской государственной библиотеки; писатель В. Гузанов и журналист Л. Замойский; народные художники О. Комов и Д. Шмаринов; дирижер М. Плетнев; академики В. Сидоров и А. Рочегов; депутаты Верховного Совета А. Клименок и Ф. Поленов; кинорежиссер В. Лопатин; председатели авторитетных российских обществ и фондов Н. Кутузов, Ю. Леонов, Д. Мамлеев, В. Погодин, А. Шкурко — более 30 человек.

Видя, что дело принимает серьезный оборот, П. Проскурин инсценирует заседание правления ВФК, на котором из 93 положенных членов присутствуют лишь 14, включая лиц, которые заочно по просьбе Петра Лукича дали согласие на использование своих голосов, не ведая, для какой цели они будут использованы. Примечательно и то, что заседание
проходило не в здании ВФК, а в Союзе писателей, где среди участников преобладали литераторы, личные друзья Петра Лукича.

Тем не менее скоро обнаружилось, что многие из тех, кто якобы отдал Проскурину свои голоса, вовсе этого не делали. Писатель Валентин Распутин, например, и академик Б. Рыбаков.

Вокруг Пензина растет число прозревших, не утративших совести и мужества людей. Они обратились в Минюст РФ с протестом против незаконных действий руководителя Всероссийского фонда культуры. Затем к мэру Москвы Ю. Лужкову. К министру культуры Е. Сидорову.

Доверившийся нечистоплотным коммерсантам, окончательно запутавшийся Проскурин оставил свой высокий пост в здании фонда культуры, которое к тому времени практически превратилось в штаб-квартиру националистической партии с громким названием « Славянский собор ». У входа в здание выросли группы вооруженных боевиков.

Любопытно, что задним числом П. Проскурин, признав собственную неправоту, будет рекомендовать Пензина на пост председателя фонда. Но это Виктора Петровича ни в какой степени не интересовало. Главное, что дело, за которое он бился, победило. 6 апреля 1994 года специальным распоряжением правительство Москвы передало В. П. Пензину в аренду заветное здание по Малому Головину переулку на Сретенке. Значит, есть Правда на земле, только иногда надо сходить за ней в тридевятое царство.

Вот и сейчас он опять отправляется туда, в тридевятое царство. Новая горячая забота Пензина — построить творческую дачу для своих лубочников. Дома творчества есть у живописцев, скульпторов, графиков. А его лубочникам некуда, как говорится, и головушку приложить.

На стыке трех областей: Московской, Тверской и Ярославской, у деревни Елпатьево, что затерялась среди хвойных лесов на берегу хрустальной речки Нерль, нашел такое место Пензин. И увидел там Церковь-калеку без окон, без дверей. Увидел и обомлел от красоты ее и от места, на котором она возвышалась.

Церковь ту в честь Вознесения Господня заложил в 1814 году камергер Нарышкин Павел Петрович (Боже! До чего все переплетено, взаимосвязано и близко на Земле твоей!). От Нарышкиных род Петра I пошел. 1858 году в конце сентября останавливался в доме Нарышкина вели Александр Дюма в сопровождении блистательной актрисы Парижского театра Жени Фальконе и художника Жака-Пьера Муане. В своей книге «Путевые впечатления в России» автор «Трех мушкетеров» посвятил целую главу о своем пребывании у Нарышкина. Глава так и называ «Дорога в Елпатьево».

Как же пройти мимо всего этого? И загорелся Пензин реставрировать церковь.

Мы все говорим: Россия поднимется с колен, воспрянет из праха. Милые мои, само по себе не произойдет этого. Лишь когда всем мы возьмемся, сами и поднимем.

— Вот пишу письмо губернатору Ярославской области, — говорит Пензин. — Прошу его стать спонсором. Думаю, не откажет. Разве он некрещеный. Пусть выделит делянок пять хвои. А там, глядишь, кирпичный завод расщедрится. На своем горбу все бы перетаскал. Только бы дали…

— А как же лубок? — спрашиваю.

— А разве это не едино? Разве не листья одного дерева все: и Poccия, и вера, и народ, и история, и лубок?

Воистину так.

Викто Сидоренко.



481c6f06 131313

Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Корольков Виктор

Корольков Виктор     Еще будучи студентом Пензенского художественного училища, начал он наведываться в столичные музеи: то в Киев, то в Москву, то в Питер картины великих мастеров прошлого поразглядыватъ...

31 03 2020 22:27:27

Корнеев Виктор

Корнеев Виктор Ну и, вероятно, сама экспозиция, патетически названная « В поисках света» (по названию одной из скульптур)...

30 03 2020 23:44:46

Недбайло Николай

Недбайло Николай Иллюстрировал популярные журналы...

29 03 2020 21:16:31

Волков Андрей

Волков Андрей Задать, из какой именно явится герой следующей выставки, невозможно...

28 03 2020 20:37:25

Успенская Людмила

Успенская Людмила Выполнен он ленинградской художницей Людмилой Ивановной Успенской...

27 03 2020 23:36:40

Фрам Михаил

Фрам Михаил Ценципера, земляка художника (он родом из города Куйбышева ( Самара)...

26 03 2020 0:58:32

Панин Андрей

Панин Андрей Андрей Панин трагически ушел из жизни два года назад...

25 03 2020 7:50:55

Чижиков Виктор

Чижиков Виктор Барто, С...

24 03 2020 9:35:48

Вербов Михаил

Вербов Михаил Есть они и у нас в стране: портреты художника Ильи Остроухова ( Третьяковская галерея), певца Леонида Собинова (музей Г А Б Т), актера Давыдова ( Театральный музей имени Бахрушина), композитора Александра Гречанинова и профессора Нины Вербовой, сестры художника ( Институт имени Гиесиных)...

23 03 2020 9:53:57

Нивинский Игнатий

Нивинский Игнатий ) Работал театральным художником в театре « Эрмитаж», театре Е...

22 03 2020 7:12:48

Лазарев Левон

Лазарев Левон Ещё почти полтора десятка скульптур и десятки рисунков хранятся в Русском музее... Но упаси вас Бог назвать Лазарева «именитым»...

21 03 2020 21:58:16

Наскалов Игорь

Наскалов Игорь Открыв двери мастерской, я увидела боярышню...

20 03 2020 6:57:51

Кантор Максим

Кантор Максим Работы хранятся в музеях мира и частных коллекциях...

19 03 2020 23:53:58

Павлишин Геннадий

Павлишин Геннадий Литвиненко), вышедшая в канун XXVI съезда К П С С, — яркий, поэтичный и в то же время насыщенный сегодняшним трудовым ритмом рассказ о Дальнем Востоке...

18 03 2020 9:46:36

Барбари Джакоппо де

Барбари Джакоппо де Портрет Христа...

17 03 2020 17:46:12

Тенниел Джон

Тенниел Джон Сидеть без дела около сестры ей наскучило до смерти...

16 03 2020 7:46:10

Рейпольский Алексей

Рейпольский Алексей Таранова...

15 03 2020 18:12:50

Левек Клод

Левек Клод В уходящем уже сезоне 2009/10 парижане заполучили феерическую мировую премьеру хореографии, музыки и инсталляции в одном спектакле...

14 03 2020 16:32:26

Лебель Татьяна

Лебель Татьяна Жизнь после смерти началась для неё с первого «агу» : она проснулась ребёнком...

13 03 2020 10:52:19

Черновалова Нина

Черновалова Нина В фойе Историко-культурного центра В...

12 03 2020 9:18:22

Киряшова Ольга

Киряшова Ольга Через всю жизнь она пронесла эту любовь, надеясь, что когда-нибудь станет знаменитой и найдет его, чтобы сказать о своих чувствах...

11 03 2020 3:13:21

Никритин Соломон

Никритин Соломон Пастернака, в Петербурге у Яковлева...

10 03 2020 7:26:18

Ливанов Александр

Ливанов Александр Капуста...

09 03 2020 3:25:11

Попков Виктор

Попков Виктор Евгений Кибрик поистине классик нашей станковой графики...

08 03 2020 2:45:48

Почивалов Алексей

Почивалов Алексей Фигурка виновницы торжества прибыла поездом из Москвы...

07 03 2020 14:31:35

Утамаро Китагава

Утамаро Китагава Суетилась и готовилась к нему столица...

06 03 2020 15:47:22

Поленов Василий

Поленов Василий Д...

05 03 2020 16:35:24

Тыркин Олег

Тыркин Олег Он не гонится за модой, но стремится писать, как писали в первые десятилетия нашего века, воскрешая традиции символизма « Голубой Розы»...

04 03 2020 12:18:46

Преображенский Борис

Преображенский Борис В 1972 году он побывал в Сирии...

03 03 2020 19:40:39

Куликов Иван

Куликов Иван В своих работах Иван Куликов, прежде всего, воспевал красоту природы родного края...

02 03 2020 0:10:47

Батанин Юрий

Батанин Юрий Хржановского, участвовал в создании мультфильмов: « Василиса Премудрая», « Серебряное копытце», « Тайна третьей планеты», « Кошка,гуляющая сама по себе»...

01 03 2020 6:18:51

Веневитинов Дмитрий

Веневитинов Дмитрий Постоянными были их встречи у общих знакомых... Главное, что особенно их сблизило,— это стремление отдать все силы отечественной литературе, способствовать росту ее содержательности, философской полноты...

29 02 2020 11:33:17

Куликов Иван

Куликов Иван Савицкого, заслуженный учитель России, свое семидесятилетие отмечает персональной художественной выставкой...

28 02 2020 15:39:32

Харламов Сергей

Харламов Сергей Козлинского, В...

27 02 2020 16:44:18

Маркус Линда

Маркус Линда И, кажется, что человек и природа живут единым дыханием и ничто в мире не может, не должно, не имеет права нарушить этот гармоничный союз...

26 02 2020 11:25:40

Фьюме Сальваторе

Фьюме Сальваторе Он и в самом деле был благодарен всем, кто помогал устраивать выставку, поздравил с ее открытием, произнес слова любви и признательности...

25 02 2020 23:58:27

Воробьёв Евгений

Воробьёв Евгений Ни художником, ни тем более скульптором Евгений становиться не собирался...

24 02 2020 5:42:52

Мартышев Евгений

Мартышев Евгений Портрет Николая Рубцова...

23 02 2020 12:17:11

Клодель Камилла

Клодель Камилла ...

22 02 2020 6:59:42

Кузанян Павел

Кузанян Павел С большой силой эти черты творческого лица художника проявились и в его экслибрисах...

21 02 2020 20:10:42

Клыков Вячеслав

Клыков Вячеслав Окончил М Г А Х И им...

20 02 2020 13:23:51

Соостер Юло

 Соостер Юло Брэдбери, К- Саймака, Г...

19 02 2020 9:47:24

Линке Франсуа

Линке Франсуа По традиции на экспозиции снова представят почти все виды искусства — живопись, графику, старинные книги и мебель, скульптуру, гобелены, фарфор и драгоценные украшения...

18 02 2020 13:30:54

Шахтахтинская Эльмира

Шахтахтинская Эльмира Писала портреты, позднее пейзажи...

17 02 2020 0:15:38

Филонов Павел

Филонов Павел Сытые разнежены и сочувствующи, голодный собран и напряжен...

16 02 2020 4:39:53

Липгарт Эрнст

Липгарт Эрнст Он приехал в Петербург, когда получил заказ от Александра III, и остался в России навсегда...

15 02 2020 18:38:52

Кирчинцев Николай

Особое место на выставке заняла галерея портретов участников Великой Отечественной войны...

14 02 2020 3:50:34

Кондакова Ольга

Кондакова Ольга Своеобразные триптихи созданы Кондаковой к сборнику « Серебряное блюдечко и наливное яблочко»...

13 02 2020 23:26:42

Шарангович Василий

Шарангович Василий занимался литографией...

12 02 2020 0:38:41

Мунк Эдвард

Мунк Эдвард   Всепоглощающий страх...

11 02 2020 16:30:41

Кулаков Вадим

После окончания в 1963-м Московского государственного художественного института имени В...

10 02 2020 7:59:55

Балабанов Валерий

Балабанов Валерий                                                                             Под благодатным Покровом...

09 02 2020 3:29:42

Колоярский Александр

Колоярский Александр Концепция развития и реконструкции Центральной площади (в Центральном районе Толльятти) была одобрена на заседании Градостроительного совета еще в 2000 году...

08 02 2020 10:57:13

Петров Александр

Петров Александр Для одной минуты фильма нужно сделать более тысячи картин...

07 02 2020 7:57:19

Кудрявцева Софья

Кудрявцева Софья С радостями, сомнениями, печалями...

06 02 2020 21:16:49

Чернышева Екатерина

Чернышева Екатерина Представительница славной династии Чернышевых- Горских, она достойно продолжает традиции русской реалистической школы живописи, представленной именами Антропова, Венецианова...

05 02 2020 18:56:28

Селиванов Иван

Селиванов Иван       Автопортрет с голубыми глазами...

04 02 2020 14:12:18

Влащик Иван

Влащик Иван Среди его наиболее известных работ отмечу большеразмерный витраж в ресторане Киевского вокзала в Москве, выполненный в 1970 году...

03 02 2020 2:12:34

Савинов Глеб

Савинов Глеб   Учился в Ленинградском институте живописи скульптуры архитектуры...

02 02 2020 18:13:13

Новожилов Геннадий

Новожилов Геннадий Караваев, Ф...

01 02 2020 9:47:34

Вейверите София

Вейверите София Портрет актрисы Р...

31 01 2020 0:13:33

Джакометти Альберто

Джакометти Альберто   Вначале творческого пути выполнял работы в реалистической манере, потом увлёкся сюрреализмом, кубизмом...

30 01 2020 22:20:53

Максимчук Людмила

Максимчук Людмила Веер Подари мне веер на прощание, Тот, японский веер – на прощание, Как дарил когда-то обещания, Как недавно я тебе дарила Всё, что и сегодня не забыла… Только ты не задержался долее, Чем цвела капризная магнолия, Чем была душиста земляника, Чем зима – в садах Пуэрто- Рико… Ты теперь в заоблачной Японии, Пребываешь сам с собой – в гармонии, Сам себя в иные принцы прочишь... Подари мне веер, если хочешь, Тот, японский веер, если хочешь… Декабрь 2002 г...

29 01 2020 13:42:50

Харлов Виктор

Харлов Виктор Сурикова...

28 01 2020 15:59:48

Толстой Лев

Толстой Лев Вспомним рисунки в рукописях А...

27 01 2020 20:53:55

Крыжевский Ян

Крыжевский Ян Организатор общества « Чёрный Ящик»...

26 01 2020 14:42:51

Хачатурян Александр

Хачатурян Александр преподаёт в П Х У...

25 01 2020 23:23:54

Батынков Константин

Батынков Константин — В московские дворики нынче не войдешь, все огорожено, закодировано... Если хочешь посидеть во дворике под «грибочком» и выпить портвейна, значит, ты должен прежде всего этот «грибочек» купить», — сетует художник...

24 01 2020 3:28:57

Красаускас Стасис

Красаускас Стасис Создавал станковые гравюры, иллюстрации...

23 01 2020 15:16:10

Стерлигова Евгения

Стерлигова Евгения   Преподаёт рисунок в Екатеринбургском архитектурном институте...

22 01 2020 17:36:47

Киселёва Татьяна

Киселёва Татьяна Одна из последних — « Солнышко в окошке», сборник стихов детской писательницы Нины Козловой...

21 01 2020 4:37:50

Татарский Александр

На этом проекте Александру Татарскому удалось собрать не только самых талантливых аниматоров России, но и воспитать свою школу, и «курсанты», как принято называть «пилотовских» воспитанников, работают на студии до сих пор...

20 01 2020 16:33:11

Мхеян Ашот

Мхеян Ашот И вот теперь, пополнив коллекцию новыми работами, он снова решил порадовать горожан...

19 01 2020 13:12:44

Канторович Лев

Канторович Лев Сначала он делал это кистью и красками — рисовать было пристрастием с детства, а потом и пером...

18 01 2020 8:45:43

Керимова Елена

Керимова Елена Репина у Мочальского Д...

17 01 2020 3:37:37

Хахалин Виктор

Хахалин Виктор Кузбасский берестяной промысел сравнительно молод: ему около сорока лет...

16 01 2020 1:18:19

Анискин Михаил

Каждая из них имеет размер 70 на 90 мкм (1 микрометр = 0,001 миллиметра)...

15 01 2020 21:17:33

Парфёнов Алексей

Парфёнов Алексей Да еще к тому же влюбленных друг в друга — они молодые супруги...

14 01 2020 18:25:52

Эфрос Герасим

Эфрос Герасим Потом во В Х У Т Е И Не в мастерской К...

13 01 2020 17:58:59

Хломов Нестор

Хломов Нестор В...

12 01 2020 17:44:35

Нимейер Оскар

Нимейер Оскар В 60-е голы Нимейер строит новую бразильскую столицу, Бразилиа, фактически с нуля, в результате один из самых сложных архитектурных ансамблей мира был признан Ю Н Е С К О достоянием человечества...

11 01 2020 11:54:12

Куликов Иван

Куликов Иван   Муром...

10 01 2020 7:38:36

Медведев Сергей

Медведев Сергей Впрочем, это, возможно, не за горами...

09 01 2020 7:16:38

Модильяни Амадео

Модильяни Амадео — говорил он...

08 01 2020 0:34:24

Чёлушкин Кирилл

Чёлушкин Кирилл Современные российские художники, собранные куратором Юрием Никичем, были продемонстрировать связь между электроэнергией и энергией творчества...

07 01 2020 16:41:51

Казанцев Сергей

Казанцев Сергей Сейчас сюда всё чаще стали приходить люди из ближайших домов отдыха, пансионатов, школьники на экскурсии...

06 01 2020 5:44:10

Марченко Брунгильда

Марченко Брунгильда Первое, что привлекает внимание, когда входишь в новую гостиницу « Кодры» в Кишиневе,—яркие, необычные керамические сюжетные картины...

05 01 2020 10:38:17

Моравов Александр

Моравов Александр Учителя Архипов, Касаткин, Серов...

04 01 2020 21:27:33

Каноппи Антонио

Каноппи Антонио После пожара Москвы работал в Петербурге...

03 01 2020 17:13:31

Филиппов Андрей

Филиппов Андрей Это очередная попытка вдохнуть новую жизнь в депрессивный регион на территории бывшей Г Д Р...

02 01 2020 17:49:15

Кузьмин Георгий

Кузьмин Георгий С трудом приступаю к этим заметкам...

01 01 2020 5:23:10

Козловский Иосиф

Козловский Иосиф Синайского...

31 12 2019 6:37:39

Терлемезян Фанос

Терлемезян Фанос То обстоятельство, что художник армянин, родился в Турции, с самого начала привнесло в его судьбу драматическую ноту, Рано испытав на себе тяжесть существования среди чужого народа, он становится участником национально-освободительного движения армян в Турции...

30 12 2019 19:54:45

Касумов Надир

Касумов Надир Учился у С...

29 12 2019 9:55:20

Криворучко Василий

Криворучко Василий Учился в Московском педагогическом институте...

28 12 2019 16:39:52

Петров Михаил

Петров Михаил М...

27 12 2019 12:50:37

Кутилов Аркадий

Кутилов Аркадий Умно, тонко, с юмором говорит Кутилов устами реальных исторических личностей, литературных героев, мифологических персонажей об обыкновенной ромашке...

26 12 2019 12:22:15

Ороско Хосе

Ороско Хосе При их осмыслении рождаются истинные оригинальность, новаторство, которые становятся достоянием не только одного народа, но и мирового искусства...

25 12 2019 15:16:32

Фишер Урс

Фишер Урс Наиболее убедительно эту идею обыграл австрийский художник Франц Вест, выстроивший посреди арсенальной анфилады выгородку, отнюдь не натуралистически представляющую его венскую мастерскую вместе со всеми висящими и стоящими там произведениями друзей-художников...

24 12 2019 2:53:35

Сивак Анатолий

Сивак Анатолий Экслибрис для Владимира Московенко — резчика по дереву...

23 12 2019 13:39:25

Чуракова Любовь

Чуракова Любовь       Последние два года, заходя в художественный салон в центре Пензы, я каждый раз останавливалась возле картин, подписанных « Чуракова Л...

22 12 2019 16:51:38

Нечволодова Нелли

Нечволодова Нелли Изысканность и национальные русские мотивы, вышивка, орнамент — вот что характерно для её творчества...

21 12 2019 16:15:16

Шварцман Михаил

Шварцман Михаил Честно говоря, напоминают они скрижали неведомой религии, коей имя — «иератизм» (от греч...

20 12 2019 6:55:10

Верейский Орест

Верейский Орест   Картинки с выставки Хотя Орест Георгиевич Верейский уже почти полвека живет Москве, он остается истинно ленинградским художником, наследником старой Петербургской графической школы...

19 12 2019 23:24:55

Тер-Маркарян Вера

Тер-Маркарян Вера — говорит Вера Ильинична,— показать людям не только красоту окружающего мира, по и его противоречия, настроить их на добро»...

18 12 2019 4:58:34

Хоусон Питер

Хоусон Питер Пишет на религиозные, военные темы, портреты...

17 12 2019 1:33:25

Потоцкий Григорий

Потоцкий Григорий Инициатором установки мемориальной доски стал известный политик, а ныне ректор М Г У К И Рамазан Абдулатипов...

16 12 2019 14:58:37

Харис Ренат

Харис Ренат Написал десятки поэм, сотни стихов, либретто...

15 12 2019 17:41:44

Орлов Андрей

Орлов Андрей « Для нас символично, что памятник открылся в государственный праздник — День народного единства, мы хотим объединить всех россиян с помощью улыбки и юмора Это задача и нашего смотра, который празднует свое 10-летие»,- сказала Алла Сурикова...

14 12 2019 4:47:38

Фукуда Сигео

Фукуда Сигео Это было наше!   Да-да, родное и близкое, в особенности то, что касалось рекламы, торговли... Плакаты, сделанные художниками по заказу торговых домов, железнодорожных компаний и ювелирных магазинов, казалось, не были связаны с объектами рекламы, не навязывали раздражающих голодный глаз лаковых автомобилей, сияющих флаконов и искрящихся мехов, а с философичной проникновенностью звали задуматься, поразмыслить, чисто по-русски порефлексировать и по-эсэнговски потусоваться...

13 12 2019 16:25:18

Кучер Василий

Кучер Василий Чувствовалось, что внутри этого человека, с виду спокойного и неторопливого, кипят страсти и бушует огонь...

12 12 2019 23:58:59

Воробьёв Евгений

Воробьёв Евгений Потерпел неудачу, а тут — армия...

11 12 2019 13:42:15

Миллес Джон

Миллес Джон   Одиннадцатилетним подростоком в 1840 году Миллес стал студентом Королевской академии художеств...

10 12 2019 16:56:10

Врубель Дмитрий

Врубель Дмитрий Для тех, кто не хочет расставаться с ним ни на один день в году, художники Виктория Тимофеева и Дмитрий Врубель приготовили подарок — календарь под названием « В В Пх12», презентация которого прошла в бизнес-центре « Царев-сад»...

09 12 2019 16:56:25

Фатми Мунир

Фатми Мунир Подготовивший экспозицию в М М С И французско-русский дуэт кураторов — Никола Одюро и Елена Яишникова, проявил большой вкус, отобрав в запасниках Государственного центра множество, и правда, первоклассных работ, пусть это и не масштабные живопись, скульптура или инсталляции, а в основном тиражные вещи, видео, графика и фотография...

08 12 2019 14:16:24

Федотов Валентин

Федотов Валентин                                                             Рисунки к книге Ю...

07 12 2019 2:19:47

Чернощёков Александр

Вскоре туда отправился Ленин, следом — Сталин...

06 12 2019 9:49:45

Харченко Борис

Харченко Борис Ефремова...

05 12 2019 23:34:27

Король Анна

Король Анна Работает в соавторстве с Н...

04 12 2019 15:43:14

Хруцкий Иван

Хруцкий Иван Доу...

03 12 2019 5:27:29

Мельников Константин

О строгости отбора финалистов можно судить по тому, что такие маститые театры как « Ленком» или « Табакерка» ими не стали...

02 12 2019 9:26:28

Иванов Юрий

Иванов Юрий Сотрудничал с журналом « Смена»...

01 12 2019 9:54:11

Фальконе Этьен

Фальконе Этьен Создавал композиции в духе раннего классицизма...

30 11 2019 12:38:57

Куклев Александр

Куклев Александр А Л Е К С А Н Д Р Константинович работает со льдом уже 40 лет...

29 11 2019 12:22:53

Власов Дмитрий

Власов Дмитрий Однако феминистически настроенным гражданкам радо- ваться не стоит: название лишь констатирует факт естественности матриархата для искусства...

28 11 2019 20:52:10

Cлевиньский Владислав

Cлевиньский Владислав И сходства оказалось больше, чем различий: ведь арт-процесс во всей Европе той эпохи шел параллельно, и в конце века XIX всюду царили импрессионизм, потом модерн, символизм, экспрессионизм, ну и, конечно, абстракционизм, вскоре потесненный ар-деко Причёсывающаяся...

27 11 2019 2:57:19

Мерифильд Том

Мерифильд Том Выставка посвящена опасностям, которые несут людям противопехотные мины, сотнями тысяч разбросанные в различных регионах межэтнических конфликтов...

26 11 2019 20:27:58

Кранах Лукас

Кранах Лукас В Париже вновь открылся Люксембургский музей Выставки, проходили в парижском Люксембургском музее всегда на высочайшем уровне...

25 11 2019 14:26:33

Когоут Николай

Когоут Николай Родом из Симбирской губернии...

24 11 2019 22:59:16

Трофимова Ирина

Трофимова Ирина От желания рассказать о пережитом, перечувствованном, увиденном рождаются ее акварели, неброские, элегические, полные любви к родной природе—лесам и травам, восходам и закатам, низкому преддождевому небу и вдруг проглянувшему сквозь глухую серость и преобразившему все окрест солнцу...

23 11 2019 0:21:33

Курбанов Сухроб

Курбанов Сухроб Чайханщик...

22 11 2019 9:41:50

Уоллинджер Марк

Белая лошадь на протяжении сотен лет была символом графства кент и используется в эмблеме его местного совета...

21 11 2019 18:12:44

Тарханов Иван

Тарханов Иван И нет на этих выставках, пожалуй, только одного — неожиданности: все ясно, итог подведен...

20 11 2019 19:37:22

Курбе Гюстав

Курбе Гюстав   Считается одним из основателей реализма в живописи...

19 11 2019 18:14:35

Кузминскис Йонас

Кузминскис Йонас                                                             Иллюстрации к повести В...

18 11 2019 15:56:27

Периколи Тулио

Периколи Тулио Фредерико Феллини Борис Леонидович Пастернак Фёдор Михайлович Достоевский Иоганн Себастьян Бах Зигмунд Фрейд Эрнест Хемингуэй Г Р А Ф И К А ...

17 11 2019 15:12:25

Куприянов Михаил

Куприянов Михаил Учился в В Х У Т Е М А Се\ В Х У Т Е И Не у Н...

16 11 2019 19:55:43

Крандиевская Надежда

Крандиевская Надежда Потом в Париже у Бурделя...

15 11 2019 19:34:59

Поляков Владислав

Поляков Владислав Б Л О К Что такое Шахматово Александра Блока? Что такое Шахматово в нашем восприятии? Короче говоря, что есть память земли поэта? Отправимся в совершенно конкретный уголок подмосковной земли — в холмистую долину речки Лутосни, что несет свои воды через Сестру и Дубну в Волгу...

14 11 2019 6:31:58

Кокорин Анатолий

Кокорин Анатолий Родионова, С...

13 11 2019 9:32:19

Никифоров Иван

Никифоров Иван Настоящее искусство не продается, но, увы, покупается...

12 11 2019 20:52:51

Фатеев Пётр

Фатеев Пётр Авторука...

11 11 2019 16:41:54

Липпи Филиппо

Сегодня ситуация изменилась...

10 11 2019 8:31:32

Сошинская Кира

Сошинская Кира На обложках многих номеров « Знание — сила», начиная с 1959 года, написано: « Оформление К...

09 11 2019 14:19:36

Тимченко Ольга и Юлия

Тимченко Ольга и Юлия Здесь словно соприкасаешься с давно минувшим, былинным, попадаешь в светлый мир лаковых миниатюр Палеха, Федоскина...

08 11 2019 2:51:32

Хворост Василий

Хворост Василий Ивана Франко у В...

07 11 2019 11:33:35

Корнеев Иван

Корнеев Иван Аникушина...

06 11 2019 18:24:30

Фёдоров Сергей

Фёдоров Сергей Портрет мальчика...

05 11 2019 10:14:55

Кожин Семён

Кожин Семён Афонина...

04 11 2019 10:27:27

Шатобрен Иосиф

Шатобрен Иосиф Писал портреты выдающихся современников...

03 11 2019 9:47:49

Еще:
Художники -1 :: Художники -2 :: Художники -3 :: Художники -4 :: Художники -5 :: Художники -6 ::

Человек увлекался изобразительным искусством с древнейших времен. И только изобретение фотоаппарата пошатнуло позиции изобразительного искусства, как важнейшего для нас из всех искусств. А появление фотошопа ознаменовало конец эры художников в традиционном понимании.