Я художник, я так вижу!    

Посохины Михаилы

21.06.2014 | Автор: admin

Михаил Васильевич Посохин-старший. Народный архитектор СССР, действительный член Академии художеств СССР, председатель Госгражданстроя при Госстрое СССР, главный архитектор Москвы

 

 

 

 

 

 

 

Посохин-сын

Архитектор Михаил Посохин (р. 1948) — сын своего отца. Его отцом был главный архитектор Москвы при Никите Сергеевиче Хрущеве и Леониде Ильиче Брежневе, прославившийся несколькими крупными объектами (Дворец съездов в Кремле, здание СЭВа на проспекте Калинина), впоследствии признанными образцом градостроительной бестактности. Это предопределило путь молодого человека.

Он пошел учиться на архитектора в Московский архитектурный институт и закончил его. Накануне московской Олимпиады опубликовал статью в журнале «Архитектура СССР» под названием «Архитектура олимпийских столиц»

 

 

 

. Статья была признана настолько актуальной, что после небольшой переделки Посохину удалось защитить ее как кандидатскую диссертацию. В 70-80-е годы он постоянно оказывался в составе творческих бригад, проектировавших самые престижные здания. Наиболее успешным оказался Дво-рец молодежи на Комсомольском проспекте, принесший его авторам Государственную премию. Любимым детищем отца был проектный институт «Моспроект-2», где сын возглавил мастерскую. В 1992 году, на излете перестроечных новаций, он стал председателем совета трудового коллектива «Моспро-екта», в 93-м плавно пересел в кресло директора. В 1996 году баллотировался на пост главного архитектора Москвы, но в результате тайного голосования — к удивлению мэра города и собственному — не прошел.

 

Архитектору Михаилу Посохину исполнилось 50 лет. Юбилей устроен в три приема: для официальных лиц — в Академии художеств, подчиненных — в «Моспроекте-2», для коллег — в Доме архитекторов. Выставка в Академии включила более ста объектов архитектуры и живописи. Юбилей Посохина оказался главным архитектурным событием этого года. За всю историю не только постсоветской, но и советской России ни один зодчий не удостаивался таких почестей в таком раннем возрасте.

 

На торжественном заседании Академии художест Михаила Посохина приветствовали Владимир Ресин, Юрий Лужков, который назвал юбиляра всемирно известным зодчим. Кроме того, Посохин был признан главным в сфере архитектуры из уст Зypa6a Церетели, президента Академии художеств, недавно обратно названой императорской. Свою краткую речь Церетели подкрепил медалью. Патриарх Всея Руси Алексий II лично не смог прибыть, чтобы благословить юбиляра, поэтому главным радетелем православия в вопросах архитектуры Посохин был назван устами отца Матвея, секретаря патриарха. Руки отца-секретаря возложили на юбиляра орден Даниила Московского.

На фоне столь бурных проявлений чувств со стороны властей коллеги — начальники из архитектурной среды — хвалили юбиляра в профессиональных выражениях. Президент Российской Академии архитектуры архаитектор Александр Рочегов, и президент Международной Академии архитектуры Евгений Розанов, и академик всех художественных академий и главный архитектор Академии наук в придачу Юрий Платонов, много превосходя юбиляра по возрасту, рассказывали о том, что помнили его еще ребенком, качали на коленях и учили играть в кубики. Причем, поскольку отец юбиляра, Михаил Васильевич Посохин, был главным архитектором Москвы, сюжет славословий приобретал отчасти гоголевский характер. «У главного архитектора Москвы Михаила Посохина родился сын Михаил Посохин. Будет, как и отец, главным архитектором».

Проспект Калинина прорубил в Москве Посохин-старший.

Самый плодовитый

50 лет для архитектора — возраст младенческий. Для всемирной известности может не хватить — в силу недостаточного количества работ. Но количество авторских произведений, представленных Михаилом Посохиным, во много раз превосходит все, что построили самые известные советские зодчие. Наивный человек может поразиться тому, как много успел молодой мастер. И вправду поразительно!

У Михаила Михайловича довольно сложная репутация среди коллег. Считается, что пойти работать к Посохину в принципе можно, но лучше этого не делать. Могут неправильно понять.

Три года назад в Москву вернулся Михаил Белов. Один из так называемых бумажных архитекторов, выигравший в 80-е годы несколько международных конкурсов и получивший признание за рубежом. Он долго работал в Германии. А вернувшись в Москву, начал всем и каждому доказывать, что все в России чистоплюи с интеллигентскими комплексами и зря порядочные люди не хотят работать с Посохиным. Он готов.

Посохин его услышал и предложил спроектировать фонтан «Принцесса Турандот» на Арбате. Счастью не только Белова, но и множества других людей не было предела. В мае этого года главный архитектор Москвы Александр Кузьмин в беседе с корреспондентом „Ъ» специально приводил эту «Турандот» в пример: «Смотрите, в Москве нет больше архитектурной оппозиции. Вот Белов, например. Сделал „Турандот»». Студентов Архитектурного института водили смотреть «Турандот» Белова.

Зря все так радовались. В каталоге персональных работ Посохина эта вещь присутствует, но никакого Белова там нет и в помине. Написано так: «Фонтан „Принцесса Турандот» на Арбате. Совместно с Э. Харитоновой, М. Харитоновым. Скульптор А. Бурганов».

Это одна из последних реализаций Михаила Посохина. Берем, наоборот, первую постройку из Краткого перечня проектов и построек М. М. Посохина, который публикует юбилейный выпуск финансируемого Михаилом Михайловичем журнала «Архитектурный вестник». «Дворец Молодежи на Комсомольском проспекте. 1986. Совместно с Я. Белопольским и др.» Главным архитектором дворца был Владимир Хавин, который этим своим произведением гордится даже больше, чем построенным им впоследствии зданием «Газпрома». Михаил Посохин работал у Хавина в числе полусотни других проектировавших это здание. Теперь оказалось, что это Хавин работал у Посохина в числе «и др.».

В прошлом году в Москве состоялся конкурс на Боровицкую площадь. Он проходил в два этапа. На первом всех поразил исключительно эффектный проект Абдулы Ахмедова. Он предложил создать на Боровицкой нечто вроде Дворцовой площади в Петербурге, а на Боровицком холме напротив Кремля — нечто вроде Парфенона. Жюри первого тура не пропустило проект во второй, Ахмедов не согласился с этим решением. Он в нарушение правил выставил на второй тур точно такой же проект. Но в соавторах появился Михаил Посохин. Теперь ахмедовский макет — украшение посохинского юбилея.

Проект здания Внуковской таможни, М. Посохин и др.

Еще одна реализация последнего времени — высотное здание у Павелецкого вокзала. Уже есть крылья, начали строить главную башню. Конкурс на это здание выиграл в 1995 году Борис Уборевич-Боровский. Победителя включили в состав мастерской «Моспроекта-2». Там проект начали переделывать самыми разными способами. Но, как объяснял тогда руководитель мастерской Сергей Ткаченко корреспонденту „Ъ»: «Сколько мы его ни переделывали, не принимают у нас проект. И так до тех пор, пока мы не включили Михаила Михайловича в авторский коллектив. Сразу все пошло как по маслу».

Говорилось это безо всякой злобы, а даже с большой гордостью. Это не скандал, а норма работы. Дело поставлено на поток. Года два назад Посохин официально стал руководителем всех работ, выпускаемых институтом «Моспроект-2». Институт — почти три тысячи человек. Вначале никто не понял, что, собственно, означает это «руководство». Но все единогласно утверждали: это не авторство, а что-то такое особое, ну, словом, «руководство». Оказалось — авторство, авторство. Работы, которые Михаилу Михайловичу чем-то приглянулись, сплошь входят в юбилейный каталог.

1-я образцовая типография. М. Посохин и др.

На всех пресс-конференциях по строительству храма Христа главным архитектором реконструкции представлялся Алексей Денисов. Сегодня этот храм украшает обложку посохинского каталога. Весь шквал критики за комплекс «Охотный ряд» на Манежной площади обрушился на главного архитектора проекта Дмитрия Лукаева. А зря. оказывается. В связи с 50-летием это теперь авторская вещь Посохина.

Причем «руководство» как выяснилось, имеет и обратную силу. Так, проект реконструкции Большого театра, реализуемый сегодня, был создан в 1988 году, когда Посохин даже не стал еще дирекгором «Моспроекта . Его авторы — Павел Андреев, Андрей Маслов и Юрий Шевердяев. Перспективы Шевердяева, одного из старейших и наиболее уважаемых сегодняшних российских архитекторов, заполняют целый разворот каталога Посохина. Имени Шевердяева под ними нет.

Здание на ул. Балчуг. М. Посохин и др

Самый разносторонний

Именитые авторы детективных романов нанимают себе «рабов», которые гонят под них страницы. Но заставляют все писать в одном стиле. Посохин либеральнее: он позволяет людям, делающим его работы, творить по-разному. В этой ситуации
трудно рассматривать творчество Посохина в целом. Авторы его проектов — люди слишком разных вкусов, поколений и пристрастий, объединенные только лейблом «М. Посохин»; их работы не составлят никакой целостности.

Естественно Михаилу Михайловичу трудно сформулировать своё творческое кредо. «Нельзя прямо сказать: «В огороде — бузина, а в Киеве — дядька». По счастью, размытые постмодернистские эстетические представления позволяют высказать это сложнее. Типа: «Посмотрите, какое сегодня сложное, разнообразное время. Ведь все изменяется. В огороде растет бузина, а в Киеве проживает дядька. И не может, просто не может современный зодчий все делать одинаково. Я за творческое разнообразие».

И все же можно задаться вопросом: есть ли в этом разнообразии хоть что-то однообразное, что-то, что выдает именно почерк Михаила Михайловича?  Стоит так поставить вопрос, как окажется: да, есть.

Один из членов экспертного консультативного совета при Москомархитектуры (ЭКОС— организация, с которой в Москве нужно согласовывать все крупные строительные проекты), пожелавший остаться неназванным, беседуя с корреспондентом „Ъ», сформулировал свой опыт работы таким афористическим образом: «Что ни участок, то конфликт, что ни конфликт, то Посохин».

Действительно, рассматривая то, что условно называется «работами Посохина», сразу же сталкиваешься с нарушением всех действующих норм и правил. Это касается не только одиозных комплексов — «Охотного ряда» (строительство резко изменило памятник архитектуры федерального значения — Александровский сад) или того же ахмедовского проекта Боровицкой площади (он полностью нарушил систему охранных зон Кремля). Это касается именно «рядовых участков», которых масса.

Два здания, которые еще продолжают строить.

Деловой центр на углу Мясницкой и Милютинского переулка (в соавторстве с А. Ерохиным). Основная застройка по переулку— 2-3 этажа, по охранным нормам Москвы такая высотность должна сохраняться. Центр Посохина— 7-8 этажей плюс башня. Немного мешал соседний дом, но в процессе подготовки котлована он, к счастью, очень удачно рухнул. Об этом много писали.

Школа оперного искусства Галины Вишневской (в соавторстве с тем же Ерохиным). Та же ситуация: здание в два-три раза выше окружающей застройки. Дополнительное обстоятельство: утвержденное в качестве Школы оперного искусства здание на 70% представляет собой элитное жилье, окружающее ту самую школу. А элитное жилье и культурное учреждение — совсем разные статусы проекта, которые важны при его согласовании, получении налоговых льгот и т. д.

Еще сюжет — реконструкция интерьеров Сената московского Кремля, резиденции президента России. Делала реконструкцию мастерская Б. Палуя, так называемая кремлевская группа «Моспроекта». В № 38 журнала «Архитектурный вестник» Палуй и назван автором реконструкции. Посохин там даже не упомянут. В N- 39, юбилейном, он оказывается главным автором. Но дело даже не в авторстве: в Сенате вообще нельзя ничего строить. Это памятник архитектуры федерального значения (в Белом доме президент США не имеет права даже картину перевесить, не то что стены крушить). Нельзя, но надо.

Вот именно когда «нельзя, но надо», в соавторах появляется Михаил Посохин. В качестве заместителя главного архитектора города, главы комиссии Москомархитектуры по центру Посохин может протолкнуть решение, которое противоречит всем нормам и правилам. Когда у архитекторов все получается, когда проект соединяет в себе цивилизованное отношение к городу с профессионализмом — Посохина не зовут. И даже норовят как нибудь вывести здание из под его «руководства».

Посохин-младший предложил спрятать проспект Калинина в лесу.

 Его зовут, когда надо сделать что-то такое, чего делать не надо. Эта черта определяет своеобразный характер того, что собрано в его каталоге. Здания, конечно, не его, но все они какие-то такие, что лучше бы их не было.

Ни одно из этих зданий не получило позитивной оценки ни на одном из архитектурных смотров. Никем не выдвигалось на госпремии — несмотря на фантастический объем строительства и инвестиций. Каждое вызывало резкое неприятие охранных органов. Ни одно не упомянуто в списке 50 лучших зданий Москвы последнего десятилетия, составленного «Архитектурной галереей» по результатам опросов профессионалов. Каждое второе получило негаттивную оценку прессы.
Юбилейная выставка состоялась как выставка всего сомнительного в московской архитектуре последнего десятилетия. И в этом индивидуальность Михаила Посохина все же прослеживается. Его «творчество» — беспрецедентная по масштабу бестактность. Здания, к которым он приписался, сплошь являются образцами бестактности, нецивилизованности в московской архитектуре.

Самый своевременный

В этом смысле Посохин — прежде всего индикатор состояния архитектурного сообщества. Нормальной реакцией на такой юбилей был бы бойкот. Понятно, что большинство архитекторов — конформисты. Интересно, что не нашлось ни одного нонконформиста. Никто из коллег даже слова не сказал против. То есть говорили много, но исключительно в кулуарах. У микрофона благодарили и кланялись, кланялись и благодарили. Довольно унизительное зрелище.

Но понятное. В сущности, любой из поздравлявших мог сказать: да я вообще не Посохина поздравлял. Я поздравлял всю московскую архитектуру. Строительный бум. Возможность работать, так сказать, в его лице. Вдумываясь в эту ситуацию. понимаешь, насколько бессмысленно нападать на Посохина. Он тут вообще ни при чем.

Посохин стал директором «Моспроек-та-2» в 1993 году. Это был переломный момент в архитектуре. Тогда надо было решить, по какому пути она будет развиваться дальше. Не в смысле стиля, а смысле социального устройства.

В нормальных капиталистических условиях такие гигантские офисы, как «Моспроект-2», отсутствуют. Там крупный офис — половина одной мастерской сегодняшнего «Моспроекта». Заказы распределяются через конкурсы. Выиграл— начинай строить.В 1993 году из «Моспроекта» все разбежались. Архитекторы создали частные бюро. В этом момент надо было решить, на что ставить. Стоит заметить, что Борис Немцов в Нижнем Новгороде поставил на «частников», вообще предоставив архитектуре развиваться, как она хочет. И сегодня Нижний в архитектурном отношении — столица России. Юрий Лужков в Москве поступил иначе.

«Моспроект-2» — дитя социалистической Москвы. Когда Москву превращали в «образцовый коммунистический город», это делали централизованно. Для капитализма в принципе это не подходит, но поскольку в «образцовый капиталистический город» Москву начали превращать тоже централизованно и мэр лично руководит этим процессом, то не использовать сохранившуюся вертикаль было бы просто не по-хозяйски.

Но такая вертикаль предполагает особый тип архитектурного проектирования. Маркс когда-то придумал «азиатский способ производства». Это когда непонятно, как производят, получается плохо, неэффективно, но в целом все работает. Так вот, в Москве утвердился «азиатский способ производства архитектуры». Посохин — даже не его часть. Он — его символ. Архитектур-баши.

ГРИГОРИЙ РЕВЗИН

 

 
Мысли Михаила Посохина.

— В искусстве заметна тенденция, которую можно назвать черным юмором, желанием расстаться с прошлым смеясь. Было ли что-либо подобное в архитектуре?

— Вопрос хороший. Почему? Потому что иногда я к ответу на него приходил сам. Черный юмор случился с нашей архитектурой. Но он как раз пришелся на ту эпоху, с которой надо было расставаться смеясь. Возникло такое понятие, как «бумажная архитектура: и она сыграла эту роль.

А потом для нас, архитекторов, начался подлинный ренессанс. Не с точки зрения конкретных достижений. Вдруг перед нами открылись небывалые возможности. Как, знаете, в детстве: открылся ящик с игрушками, с бесконечным счастьем. Появились стекло, металл. Раньше из партии исключали за применение маленького кусочка гранита на цоколе. Появились заказчики негосударственной сферы, которые от серьезного до просто несерьезного тебе заказывали. Допустим, взять и построить где-то за городом дворец по образцу какого-то там дворца в Санкт-Петербурге. Это интересная задача.
Поэтому затяжного периода, когда надо сдирать коросту через юмор, у нас не было. Мы бросились все к тому счастью, которое нам дали.

— А как вы думаете, есть в архитектуре, в Москве, какие-то конфликты? Какой-то драматический момент?

— Если брать социальную сферу, то я не вижу проблем. То есть существуют, конечно, проблемы, которые были созданы предыдущей градостроительной деятельностью, строительством панельных районов-перфокарт. Вот трагедия. Трагедия, за которой тянутся и хулиганство, и алкоголизм, и что хотите. Я так считаю, что это способствует негативным явлениям. Нечего удивляться сегодня: вот новые русские появились, любят башенки, петушки. Эти новые русские вышли из этих районов, где они воспитывались и росли. И тут естественное желание человека увидеть что-то, напоминающие ему природные факторы.

— Правда, что строительство на Манежной было начато для того, чтобы уничтожить митинговую площадку?

— Я человек не из политики, честно вам скажу. Я не могу это утвердительно сказать. Судьба, которая меня связала с Манежной площадью, сделала это не с самого начала строительства. Поэтому я не присутствовал. Там уже была яма выкопана, когда я появился в этом проекте.

— Но как вы сами-то думаете?

— Вообще, если честно говорить, конечно… Может быть, не исключаю. Но вы знаете, в городе не может быть разрыв в ткани. Вы представляете организм, в котором есть разрыв в ткани? Дыра! Вот в Москве, в центре, такие две дыры были — это Манежная площадь и место, где был бассейн, где сейчас храм Христа Спасителя. Они могут нравиться или не нравиться, один могут называть китчем одного времени, другой китчем другого. Но посмотрите, что там теперь творится. Там идет жизнь. У нашего народа и у нашей молодежи многие десятилетия было отнято то, что называется нормальной жизнью, когда человек раскрепощен.

— Скажите, а какой у вас любимый город мира?

— Вы знаете, я не могу однозначно ответить, потому что у меня по жизни такого нет. Я единственное могу ответить: я люблю Европу. Меня европейская культура, европейские города привлекают духовно, душевно. Мне там хорошо, я там себя чувствую комфортно.

— Что вам ближе — питерская распланированность или московский ход развития?

— Что мне ближе, вы знаете, я даже не могу сказать. Петербург производит впечатление на меня сильнейшее, но в Петербурге я бываю максимум два раза в год, а в Москве ведь живешь, ходишь мимо Кремля.

Петербург — это достижение национального гения в области градостроительства, архитектуры, достижение политических структур того времени, результат образованности верхних слоев общества. Но это достижение совершенно западное в нашем понимании. Цивилизованная одноразовая акция. В Москве очень органично то, что она пирог «Наполеон», многослойный. В стилевых отношениях столько напластовали, столько всего здесь, что это наилучшим образом, может быть, отражает нашу культуру, которая состоит из противоречий.

Мы на стыке Азии, Европы, туда-сюда… Нельзя делать то, что противно нашему народу. Ну что сделать? Или народ менять, или тех людей, которые делают. Это ведь ясно, что народу надо служить все-таки.

— А как вы думаете, какой лучший район Москвы для жилья, для нахождения человека?

— Я считаю, что лучше всего жить в центре. Я всю жизнь жил в центральной части, так жизнь сложилась у меня. В высотном доме на площади Восстания, потому что он по проекту папы был построен. Тогда было такое правило. Давали архитекторам квартиры в домах по их проектам. Вот такое отношение к этому было.

— Каким вы видите центр Москвы через десять лет? Представим, что у вас безграничные возможности. Какие здания вам хотелось бы просто изъять из города? Или, наоборот, что сюда поместить такое, без чего плохо в Москве?

— Я считаю, что сегодня вот это вот «изымать— не изымать» неактуально… Пока можно на эту тему не суетиться. Хотя в перспективе об этом надо думать.

Я делал такое проектное предложение, которое назвал «Арбатский бульвар». Это сделано не для того, чтобы завтра взяли все лопаты и пошли копать. Очень так примитивно говорю, непрофессионально: у меня есть по жизни несколько градостроительных идей, которым я привержен. Вот одна из идей: я считаю, что сейчас необходимо начать освоение подземного пространства в центральной части города, чтобы спасти те здания, которые есть, и человека, и экологию в центре. Я, конечно, не могу вмешиваться в планы наших руководителей. Но я, как гражданин, архитектор, мыслю себе как первейшую задачу уход транспорта в подземные пути. И озеленение верхней части.

Архитектура — это дорогая вещь. И в связи с этим это очень трудно осуществить. На следующем этапе, наверное, можно было бы вести замену некоторых зданий. Должно пройти лет пятьдесят каждый раз для того, чтобы их оценивать. Есть, конечно, такие объекты — вроде здания гостиницы «Интурист» около Кремля. Его хотят то разобрать, то не разобрать, черт его знает. Наверное лучше бы было, если бы его не было. Но с другой стороны, а Тверская улица? Это же не Тверская улица, это же улица Горького, если честно говорить. Потому что Горький — это, так сказать, тот знаменатель, который соответствует тому периоду. И так далее. Поэтому это такой вопрос, очень аккуратный.
— Мне кажется, архитектор — это художник и государственный деятель в одном лице. Вы согласны?

— Вы знаете, когда я учился в архитектурном институте, мы совершенно серьезно были убеждены, что архитектор должен стоять во главе государства. Понимаете? Это мы обсуждали вечерами, это было очень серьезно. Это базировалось на идее, что никто так не может профессионально преобразовать общество, продвинуть его в правильном направлении, кроме как архитектор, а все остальные ему вроде бы мешают. Была такая абсолютно четкая мысль.

Архитектор по разным причинам действительно ближе всех к власти. Только художник, который пишет портреты царских особ или богатых людей, может внедриться глубже, больше, чем архитектор. Потому что наша профессия не совсем понятная. В чем трагедия нашей профессии: у меня рулонами стол завален, попробуй покажи кому-нибудь — никто ничего не поймет.

Государство вкладывает огромные деньги в строительство, в архитектуру, строит определенные пирамиды и хочет иметь во главе этого процесса ответственное лицо, так сказать, министра. Это логическое выражение консолидации средств и всего остального в одном лице.

Иногда говорят: как же так, на Западе есть фирмы, где больше 30 человек не работает, а фирма считается большой. Да мы должны вообще забыть еще лет на сто эти сравнения! Потому что мы совсем другие. Допустим, мы ведем реставрацию Кремля. Задача возникла: сделать резиденцию президента Ельцина в Кремле — корпус номер один московского Кремля. Никакая фирма не может с этим справиться, потому что она устроена совершенно для другого. Требуется человек, который может мобилизовать две тысячи проектировщиков. Это не значит, что они сидят у меня. Это я по всей Руси должен собрать. Всегда в каждой среде возникает такой человек. Как в авиации Микоян, Сухой — те, которые могли быть руководителями и поднимать большие программы. Общество требует таких руководителей.

Что происходит сегодня? Конечно, сегодня статуса первого лица в архитектуре нет, границы этого размыты. Но все время возникает необходимость в таких государственных людях. Я могу на своем примере это говорить.

Михаил Новиков.

 

 

 

 



481c6f06 131313

Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Крандиевская Надежда

Крандиевская Надежда Потом в Париже у Бурделя...

05 04 2020 21:54:47

Угаров Борис

Угаров Борис Репина у В...

04 04 2020 10:48:37

Хроменков Владимир

Хроменков Владимир Преподаёт в детской художественной школе г...

03 04 2020 16:24:23

Уоллинджер Марк

Белая лошадь на протяжении сотен лет была символом графства кент и используется в эмблеме его местного совета...

02 04 2020 20:38:17

Кузьмин Николай

Кузьмин Николай В...

01 04 2020 18:54:21

Максимчук Людмила

Максимчук Людмила Веер Подари мне веер на прощание, Тот, японский веер – на прощание, Как дарил когда-то обещания, Как недавно я тебе дарила Всё, что и сегодня не забыла… Только ты не задержался долее, Чем цвела капризная магнолия, Чем была душиста земляника, Чем зима – в садах Пуэрто- Рико… Ты теперь в заоблачной Японии, Пребываешь сам с собой – в гармонии, Сам себя в иные принцы прочишь... Подари мне веер, если хочешь, Тот, японский веер, если хочешь… Декабрь 2002 г...

31 03 2020 4:32:45

Оя Альфред

Оя Альфред   Жил и работал в Пензе...

30 03 2020 20:14:40

Новиков Тимур

Новиков Тимур Был художником к\ф « Асса», за что получил премию советского кинематографа  « За художественное оформление», был постановщиком фильмов « Золотое сечение», « Кошмар модернизма»...

29 03 2020 17:21:52

Опекушин Александр

Опекушин Александр Отец его — искусный лепщик, часто уходил на заработки в город...

28 03 2020 12:30:44

Сотсков Акиндин

Сотсков Акиндин )...

27 03 2020 14:58:50

Швабинский Макс

Швабинский Макс Писал пейзажи, создавал мозаики, витражи в Храме св...

26 03 2020 14:51:45

Чумак Олег

Чумак Олег Окончил Львовский полиграфический институт...

25 03 2020 8:23:33

Швабинский Макс

Швабинский Макс     Автопортрет...

24 03 2020 22:57:48

Куприянов Михаил

Куприянов Михаил Учился в В Х У Т Е М А Се\ В Х У Т Е И Не у Н...

23 03 2020 4:50:26

Козлов Леонид

Козлов Леонид Преподаватели Касиян, А...

22 03 2020 8:37:21

Оссовский Пётр

Оссовский Пётр Герасимова...

21 03 2020 13:46:43

Хетагуров Роланд

Хетагуров Роланд Температура воды у побережья Сочи одиннадцать градусов...

20 03 2020 6:38:48

Рослин Александр

Рослин Александр   За это время написал портреты царской семьи, представителей российской аристократии...

19 03 2020 21:25:10

Кузнецов Валерий

Кузнецов Валерий Памятник выполнен из бронзы пензенским скульптором Валерием Кузнецовым...

18 03 2020 18:50:30

Киселёв Виктор

Киселёв Виктор « Во всем, что я захотел бы сказать о Викторе Васильевиче Киселеве, я не могу избежать той личной окраски, какая совершенно естественна, если знаешь человека не одно десятилетие...

17 03 2020 11:30:28

Мошков Владимир

Мошков Владимир Справа спиной к нам сидит Грибоедов...

16 03 2020 6:11:20

Тейлор Грег

Тейлор Грег ...

15 03 2020 23:29:34

Ческий Иван

Ческий Иван Клаубера...

14 03 2020 10:25:31

Шатобрен Иосиф

Шатобрен Иосиф Писал портреты выдающихся современников...

13 03 2020 5:34:21

Озерова Наталья

Озерова Наталья Утро...

12 03 2020 13:51:49

Соколов Евгений

Соколов Евгений « Так щедро, даже расточительно прожил жизнь в искусстве художник Евгений Гаврилович Соколов...

11 03 2020 18:30:36

Уистлер Джеймс

Уистлер Джеймс   Аранжировка в сером...

10 03 2020 10:45:15

Шадр Иван

Шадр Иван Морозная торжественная тишина...

09 03 2020 5:40:30

Шухаев Василий

Шухаев Василий Преподаватели были К...

08 03 2020 5:28:20

Моне Клод

Моне Клод Полдень» (1894)...

07 03 2020 15:51:41

Сен-Фалль Никки де

Сен-Фалль Никки де Интересно, кто ему позировал? Выставка приурочена к завершению работ по реставрации самой известной магистрали французской столицы, которые продолжались пять лет...

06 03 2020 0:15:42

Тёрнер Уильям

Тёрнер Уильям   1799 год...

05 03 2020 5:14:12

Медведев Павел

Медведев Павел Открыли памятник старшая дочь космонавта Елена Гагарина и принц Майкл Кентский, внучатый племянник Николая II и двоюродный брат Елизаветы II...

04 03 2020 17:36:28

Древин Александр

Древин Александр Член группы « Бубновый валет»...

03 03 2020 3:47:53

Великанов Александр

Великанов Александр Член Союза художников С С С Р...

02 03 2020 9:25:44

Филатов Николай

Филатов Николай Выставки в Москве и за рубежом...

01 03 2020 4:15:15

Короленко Евгений

Короленко Евгений Моя Земля...

29 02 2020 17:37:50

Cопин Борис

Cопин Борис Из серии «НЛО» Неопознанный летающий объект...

28 02 2020 19:49:30

Климов Александр

Климов Александр Нет, не зря подчёркивает художник это почти биологическое сходство...

27 02 2020 5:10:49

Тумбли Сай

  Тумбли Сай Хотя только психоаналитик может объяснить, чем же так притягательны почеркушки Тумбли, вышедшего из школы американского абстрактного экспрессионизма 1950-х, но доведшего его эмоциональную эстетику до уровня наскальных росписей дикарей...

26 02 2020 10:42:41

Бархин Андрей

Бархин Андрей К самим проектам, развешенным во флигеле-руине Музея архитектуры, пробираешься по выщербленным ступеням старинной лестницы, держась за широченные перила, поеживаясь от холода и прислушиваясь к играющей вдалеке классической музыке...

25 02 2020 1:43:46

Бенуа Николай

Бенуа Николай Публика расселась по своим местам, смолкли последние разрозненные звуки оркестра...

24 02 2020 17:54:50

Такада Сатору

Такада Сатору Сейчас плоды их творчества выставлены в Картинной галерее...

23 02 2020 18:40:27

Котенев Игорь

Город Ногинск Московской области, отмечающий свое 225-летие в 2006 году, получил от туляков роскошный подарок...

22 02 2020 3:47:15

Арцыбушев Алексей

Арцыбушев Алексей Якуб...

21 02 2020 0:17:31

Харламов Сергей

Харламов Сергей Козлинского, В...

20 02 2020 17:26:36

Вольский Виктор

Вольский Виктор В 1979 году он был—первый из мастеров этого вида искусства—удостоен премии Ленинского комсомола...

19 02 2020 19:12:14

Моризо Берта

Моризо Берта А семья именно такая: отец был префектом полиции, сейчас работает инспектором финансового контроля, мама — красавица, светская львица, и всего-то осталось для полного счастья — так это готовить девчушек к будущему замужеству...

18 02 2020 15:53:53

Чепелик Владимир

Чепелик Владимир Герои фильма « Место встречи изменить нельзя» (возле М В Д Украины в Киеве) Глеб Жеглов и Володя Шараповов отлиты из бронзы размером чуть больше человеческого роста...

17 02 2020 1:14:53

Волков Сергей

Волков Сергей Окончил Казанский архитектурно-строительный институт...

16 02 2020 20:36:36

Хадзиахметович Недим

Хадзиахметович Недим               Раненый кентавр...

15 02 2020 11:40:20

Князькова Наталья

Князькова Наталья   Жила-была одна женщина, и не было у нее детей...

14 02 2020 4:27:14

Кузьмин Георгий

Кузьмин Георгий С трудом приступаю к этим заметкам...

13 02 2020 0:17:45

Клиндер Александр

Клиндер Александр Портрет ПавлаI...

12 02 2020 8:24:33

Хадид Заха

Хадид Заха Всемирно признанный архитектор, лауреат Прицкеровской премии на трансформированных плоскостях этой исторической экспозиции разместила свои дизайны рядом с шедеврами — русского авангарда...

11 02 2020 11:25:40

Базелиц Георг

Базелиц Георг Советское искусство мало востребовано на Западе...

10 02 2020 21:11:57

Влащик Иван

Влащик Иван Им созданы десятки крупных витражей, мозаик, сграффито во многих городах Советского Союза...

09 02 2020 10:53:59

Кирчинцев Николай

Особое место на выставке заняла галерея портретов участников Великой Отечественной войны...

08 02 2020 12:34:53

Кугач Юрий

Кугач Юрий Крымова, К...

07 02 2020 8:37:57

Тарасова Светлана

Тарасова Светлана Мама — Мария Николаевна — сама мечтала быть художницей, да не вышло — стала инженером...

06 02 2020 5:29:34

Волошин Максимилиан

Волошин Максимилиан Толстой, М...

05 02 2020 18:53:15

Толстой Лев

Толстой Лев Вспомним рисунки в рукописях А...

04 02 2020 23:12:33

Смирнов Александр

Смирнов Александр Это продолжалось бы долго, если бы случай не привел его в студию известного московского скульптора и педагога Олега Яновского...

03 02 2020 1:13:40

Куклев Николай

Куклев Николай Памятник Чугунному радиатору Монумент этому весьма необходимому в быту приспособлению открыт перед входом на Самарскую Г Р Э С...

02 02 2020 18:31:55

Лебель Татьяна

Лебель Татьяна Жизнь после смерти началась для неё с первого «агу» : она проснулась ребёнком...

01 02 2020 6:54:21

Миллер Николай

Миллер Николай В 1948 году его арестовали и реабилитировали в 1956-м...

31 01 2020 20:49:23

Воронов Лев

Воронов Лев Е...

30 01 2020 19:20:16

Новоженов Иван и Недзвецкая Татьяна

Новоженов Иван и Недзвецкая Татьяна Возглавляют эту команду Иван Новоженов и Татьяна Недзвецкая — художники и супруги...

29 01 2020 19:45:40

Фризенгоф Наталья

Фризенгоф Наталья С...

28 01 2020 16:13:18

Фролов Вадим

Фролов Вадим Оленёнок...

27 01 2020 14:25:38

Грозов Павел

Грозов Павел     « Его произведения комфортно живут и сопровождают человека, — уверен заслуженный художник России Александр Фокин...

26 01 2020 2:14:31

Манизер Матвей

Манизер Матвей Здесь обрели постоянную прописку и парашютистка Д О С А А Ф, и пограничник с собакой, и хлебороб-механизатор, и студентка с книгой... Всего бронзовых фигур — 76...

25 01 2020 5:13:34

Харитонов Александр

Харитонов Александр к сожалениию недавно ушедшего...

24 01 2020 16:17:37

Козырин Николай

Козырин Николай Но вчера и она поразилась тому, что в одном из лучших музеев мира — Музее изобразительных искусств им...

23 01 2020 7:57:59

Медведева Екатерина

Медведева Екатерина Еще в детстве она молила Бога дать ей не похожую на другие судьбу...

22 01 2020 4:20:53

Конев Евтихий

Конев Евтихий Жибинова, А...

21 01 2020 10:13:42

Фортуни Мариано

Фортуни Мариано Незабываемые имена, кудесники кисти...

20 01 2020 16:54:52

Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи Полотно было обнаружено в 2008 г...

19 01 2020 19:44:38

Нисский Георгий

Нисский Георгий Фалька и А...

18 01 2020 10:28:41

Кеэренд Аво

Кеэренд Аво После войны окончил художественный институт в Тарту...

17 01 2020 14:59:57

Вене Бертран

Вене Бертран Однако суд вынес иное решение...

16 01 2020 4:15:12

Курильцева Ольга

Курильцева Ольга Вчера открылась персональная выставка Ольги Курильцевой под названием « Все может быть...»...

15 01 2020 14:26:16

Марке Альберт

Марке Альберт Наводнение в Париже...

14 01 2020 2:11:23

Почечуев Вячеслав

Почечуев Вячеслав За что и получил в свое время премию от « Мосфильма» в размере сорока рублей (тех ещё, твердых)...

13 01 2020 15:25:21

Лактионов Василий

В силу того, что Лактионов был в первую очередь практикующим художником и только потом — педагогом, его авторские открытия так и остались в секрете...

12 01 2020 15:35:31

Ганеш Басу

Ганеш Басу         — Я предпочитаю писать большие полотна...

11 01 2020 12:57:34

Караваджо Микеланжело

Караваджо Микеланжело Папские конюшни на Квиринале ( Скудери дель Квиринале) отмечают десятилетие своего превращения в один из самых лучших римских выставочных залов...

10 01 2020 4:41:28

Опухлый Кирилл

Опухлый Кирилл         В свой первый приезд в Ульяновск московский художник Кирилл Опухлый обошелся без картин...

09 01 2020 0:31:13

Лабан Андрэ

Лабан Андрэ Андре Лабан, которого вполне можно считать основоположником и пока единственным в мире представителем новой «подводной школы» живописи, уже написал в царстве Нептуна сотни пейзажей...

08 01 2020 14:53:31

Кочергин Фёдор

Венгрию, Чехословакию...

07 01 2020 5:33:30

Маркус Линда

Маркус Линда И, кажется, что человек и природа живут единым дыханием и ничто в мире не может, не должно, не имеет права нарушить этот гармоничный союз...

06 01 2020 4:41:36

Уваров Виктор

Уваров Виктор В Пензенской картинной галерее к Пасхе открылась выставка нашего земляка Виктора Витальевича Уварова (1959) « Возрождение»...

05 01 2020 5:21:52

Гришко Юрий

Гришко Юрий Учился у Э...

04 01 2020 8:26:53

Королёв Борис

Королёв Борис Вслед за Русским музеем, принесшим дань юбиляру еще прошлой зимой, собрав выставку солидную и по объему, и по охвату всех сторон немалого королевского дарования, свой панегирик знатному монументалисту произнесла Третьяковская галерея...

03 01 2020 14:58:19

Каммерихс Клаус

Каммерихс Клаус На обратной стороне памятника — старый больной Бетховен...

02 01 2020 20:40:45

Хань Юйчень

Хань Юйчень Ежегодно его выпускниками становятся десятки молодых китайских художников, которые в великих стенах учатся премудростям европейской и русской академической школы...

01 01 2020 6:16:42

Худяков Леонид

Худяков Леонид Писал портреты, пейзажи, тематические картины...

31 12 2019 18:24:24

Калинин А.

Калинин А. Реальная жизнь им интереснее, чем сконструированная...

30 12 2019 3:26:45

Лебедева Сарра

Лебедева Сарра Бюст советского поэта Александра Твардовского...

29 12 2019 4:56:38

Касумов Надир

Касумов Надир Учился у С...

28 12 2019 15:17:11

Муйжуле Малда

Муйжуле Малда м...

27 12 2019 1:26:43

Масагер

Масагер Однако заметка заканчивалась словами: «...и Хемингуэю тоже придется добираться до « Ла Вихии» на автомашине»...

26 12 2019 13:37:54

Корнеев Иван

Корнеев Иван Репина...

25 12 2019 10:53:20

Хиросиге Андо

Хиросиге Андо Уходит электричка на Тоба, через полминуты подъезжает « Хикари», три минуты на посадку, двери бесшумно и очень плотно закрываются, через полминуты экспресс исчезает, подходит электричка на Кавасаки...

24 12 2019 7:34:19

Коровина Антонина

Коровина Антонина Ощущением присутствия? Радостью узнавания? Нет, все неточно...     Глядишь на работу, изображающую зимнюю улочку в Тарусе, маленьком приокском городке...

23 12 2019 12:26:50

Моисеенко Евсей

Моисеенко Евсей Воевал на фронте Великой Отечественной войны, попал в окружение, сидел в концлагере, опять воевал...

22 12 2019 5:40:56

Трофимова Ирина

Трофимова Ирина От желания рассказать о пережитом, перечувствованном, увиденном рождаются ее акварели, неброские, элегические, полные любви к родной природе—лесам и травам, восходам и закатам, низкому преддождевому небу и вдруг проглянувшему сквозь глухую серость и преобразившему все окрест солнцу...

21 12 2019 20:28:21

Мурильо Бартоломе

Мурильо Бартоломе Антонио Паломино предшествуют изложению биографии и рассказу о творчестве выдающегося испанского живописца Бартоломе Эстебана Мурильо, чьим главным учителем и были природа, жизнь...

20 12 2019 3:35:37

Тищенко Геннадий

Тищенко Геннадий Станция на спутнике Юпитера...

19 12 2019 20:45:33

Ороско Хосе

Ороско Хосе При их осмыслении рождаются истинные оригинальность, новаторство, которые становятся достоянием не только одного народа, но и мирового искусства...

18 12 2019 10:27:41

Мишо Анри

Мишо Анри Ок-гавио Пас, Андре Жид — многие классики восхищались Мишо...

17 12 2019 11:30:57

Врубель Михаил

Врубель Михаил Его смелые эксперименты в области художественной формы, далеко не cразу понятые и оцененные современниками, стали откровением для последующих поколений художников...

16 12 2019 3:59:34

Успенская Людмила

Успенская Людмила Выполнен он ленинградской художницей Людмилой Ивановной Успенской...

15 12 2019 1:31:28

Метлянский Даниэль

Метлянский Даниэль Автор персонажей басен Крылова на памятнике И...

14 12 2019 6:46:53

Петров Валерий

Петров Валерий Пир торжествующего материализма...

13 12 2019 10:22:20

Волков Сергей

Волков Сергей Работы хранятся в частных собраниях у нас в стране и за рубежом Беседу вела Е...

12 12 2019 6:32:50

Челищев Павел

Челищев Павел В 2008 году снят фильм « Нечётнокрылый Ангел» режиссёра Ирина Бессараб, сценарий   К...

11 12 2019 4:26:18

Барвенко Виктор

Барвенко Виктор Как монументалист он и заканчивал М В Х П У, бывшее Строгановское, где его педагогами были Г...

10 12 2019 9:33:43

Щербаков Андрей

Щербаков Андрей Мухиной...

09 12 2019 23:26:29

Шаталова Людмила

Шаталова Людмила По окончании поступила в Академию художеств в Ленинграде...

08 12 2019 10:49:46

Кало Фрида

Кало Фрида Нойола не собирался ни перепродавать собрание, ни экспонировать его за пределами Латинской Америки...

07 12 2019 1:23:17

Феррари Лука

Феррари Лука Род...

06 12 2019 0:30:16

Хирте Валтер

Хирте Валтер Теперь на пенсии — в 1983 году справил семидесятилетие...

05 12 2019 12:32:38

Смолянов Геннадий

Смолянов Геннадий Авторы сценария про домовёнка Кузю Валентин Берестов и Татьяна Александрова...

04 12 2019 21:46:24

Марчукова Светлана

Марчукова Светлана Секреты его бережно передавались из поколения в поколение И сегодня на Федоскинской фабрике лаковой миниатюоы немало искусных специалистов по Тройкам...

03 12 2019 18:18:37

Образцова Елена

Образцова Елена И вместе со всеми рисующими мальчишками и девчонками со всего света принять участие в конкурсе, и не простом — всемирном...

02 12 2019 23:31:59

Кошунина Анна

Кошунина Анна           Живут в ее необъятной памяти хороводные и плясовые песни, затейливые сказки, разговоры, пословицы и загадки...

01 12 2019 18:40:25

Власова Алевтина

Власова Алевтина Джеймс Барри П И Т Е Р П Э Н Дж...

30 11 2019 22:11:49

Перроно Жан Батист

Перроно Жан Батист Эффект переливающихся тонов достигнут цветными мелками — пастелью...

29 11 2019 15:59:16

Кудрявцева Софья

Кудрявцева Софья С радостями, сомнениями, печалями...

28 11 2019 0:31:55

Парилов Борис

Парилов Борис « У лукоморья дуб зелёный...» Иллюстрация к поэме А...

27 11 2019 18:35:18

Тюреньков Олег

Тюреньков Олег Нет, вырос Олег в благополучной и полной семье...

26 11 2019 21:36:39

Шнейдер Николай

Шнейдер Николай Окончил Всероссийскую Академию художеств...

25 11 2019 0:12:12

Вашков Сергей

Вашков Сергей На ‘западной стене храма выполнены из плитки изображения Николая Мирликинского и митрополита Алексия, в честь которых построена церковь...

24 11 2019 14:56:48

Харунобу Судзуки

Харунобу Судзуки Первым мастером, который начал работать в этой технике, был Судзуки Харунобу...

23 11 2019 21:44:57

Баева Татьяна

Баева Татьяна Когда-то Луначарский счел создание художественных кукол в России буржуазным пережитком...

22 11 2019 10:43:28

Обезьяна Конго

Обезьяна Конго Результатом этого исследования стали около 400 рисунков и картин, созданных трехлетним шимпанзе Конго и ставших основой для большой выставки в 1957 году...

21 11 2019 10:32:59

Паолоцци Эдуардо

Паолоцци Эдуардо Эта согбенная фигура с кронциркулем в руках изображает великого ученого Исаака Ньютона...

20 11 2019 18:29:11

Пожидаев Леонид

Пожидаев Леонид К тому же предстанет экранным персонажем, поющим под гитару романс в московском трактире...

19 11 2019 12:11:10

Павленко Василий

Павленко Василий В сильном ракурсе дощатый стол с пятнами то ли вина, то Ни крови...

18 11 2019 15:12:32

Табурца Иван

Табурца Иван Новый альбом « Графика Советской Молдавии» Г Р А Ф И К А Советской Молдавии — неотъемлемая часть изобразительного искусства республики...

17 11 2019 13:50:58

Корина Ирина

Корина Ирина               В фойе офиса-башни энергетического концерна Гepмaнии «RWE AG» проходит выставка известной московской современной художницы Ирины Кориной...

16 11 2019 17:45:34

Семёнов-Амурский Фёдор

Семёнов-Амурский Фёдор « Не забивайте гвозди шляпками вниз’,’ — однажды написал он...

15 11 2019 7:46:37

Клуцис Густав

Клуцис Густав Тиллбергса...

14 11 2019 8:26:33

Шароновы Николай, Галина, Диана

Шароновы Николай, Галина, Диана Благодаря Шароновым   Тольятти имеет все шансы получить наряду со званием автомобильной столицы России еще и звание столицы ювелирной...

13 11 2019 3:21:18

Филатчев Олег

Филатчев Олег Стажировался у Г...

12 11 2019 1:43:51

Киселёв Виктор

Киселёв Виктор Комаровка Майнского района Ульяновской области, навсегда остался верен своему учителю Аркадию Пластову как в творчестве, так и в дружбе, не изменил он и своей малой родине, променяв московскую мастерскую на домик в деревне, где родился и вырос...

11 11 2019 10:15:24

Фролов Вадим

Фролов Вадим Гравюры посвящены нашей родной природе...

10 11 2019 10:52:44

Козодьян Николай

Козодьян Николай Даже голоса птиц, которым дана от века петь одну песню, для него тоже очень различны, индивидуальны...

09 11 2019 11:29:45

Ле Дантю Михаил

Ле Дантю Михаил Жанровая сцена...

08 11 2019 11:12:47

Еще:
Художники -1 :: Художники -2 :: Художники -3 :: Художники -4 :: Художники -5 :: Художники -6 ::

Человек увлекался изобразительным искусством с древнейших времен. И только изобретение фотоаппарата пошатнуло позиции изобразительного искусства, как важнейшего для нас из всех искусств. А появление фотошопа ознаменовало конец эры художников в традиционном понимании.