Я художник, я так вижу!    

Серебрякова Зинаида

18.11.2014 | Автор: admin

Серебрякова Зинаида Евгеньевна (1884-1967) — выдающаяся русская художница. Родом из-под Харькова. Из известнейшей семьи русских художников Бенуа-Лансере. Ученица художника О.Браза.

Автопортрет.   1911 год.

В этом доме — и не в одном поколении— всегда жили искусством. А уж рисовали, пожалуй, почти все. Поэтому, когда маленькая Зина Лансере увлеченно что-то зарисовывала на листах бумаги или даже бралась за акварельную кисточку,— взрослые не обращали на это ни малейшего внимания. Прапрадед Зины по материнской линии — Катерино Кавос — был родом из Италии, музыкант; он автор симфоний, опер, балетов, дирижер императорских театров Петербурга. Прадед, Альберт Кавос — архитектор, один из строителей Большого театра в Москве и многих зданий в Петербурге; родной дед, Николай Бенуа— зодчий, академик, председатель Петербургского общества архитекторов. Отец Зинаиды— известный скульптор  Евгений Александрович Лансере, его работы — исполненные в бронзе сцены из жизни киргизов, башкир, украинцев, черкесов, русских— известны.

Автопортрет с яблоком.    1887 год.

Зинаида Лансере, по мужу Серебрякова, не раз говорила о том, что от отца унаследовала любовь к жизни простых людей, к поискам верного бытового жеста, к передаче этнографических подробностей при изображении персонажей, их быта.

 Портрет крестьянина И.Д.Голубева.   1914 год.

После смерти отца Зина жила у деда, Николая Бенуа, где царила творческая атмосфера, а духом искусства была проникнута сама обстановка дома.
Столовую украшали исполненные ее матерью Екатериной, бывшей воспитанницей классов Академии художеств, портреты родственников, в комнатах стояла антикварная мебель работы старинных мастеров, гравюры с картин Леонардо да Винчи, прекрасная копия «Король пьет» Иорданса, сепии Гварди, многочисленные акварели и архитектурные проекты. В доме постоянно собирались известные люди: Бакст, Сомов, Нувель, Нурок, Философов, Дягилев. Они говорили о новом, молодом искусстве, которое вытесняет уже изживших себя передвижников. На маленькую Зину с ее страстью к рисованию внимания не обращали, но она все перенимала…

Она легко научилась работать акварелью в два-три цвета, добиваться чистоты, красоты тона и многому другому. И, когда в 1901 году, после окончания Коломенской женской гимназии в Петербурге, ее мать, заботясь о художественном развитии дочери, без каких-либо «целевых установок» отдала ее в руководимую И. Е. Репиным частную художественную школу княгини М. К. Тенишевой, известной меценатки и знатока искусств, Зина была готова к занятиям по разработанной Репиным программе. Там много внимания уделялось школе рисунка, пластике формы и закономерностей ее построения, усвоенных от великого русского педагога Павла Петровича Чистякова. Проучилась Зинаида всего два месяца — школа вскоре закрылась. Но именно здесь она впервые изучила пластическую анатомию, рисовала с гипсов и обнаженной натуры, подошла к пониманию основ реалистического рисунка. И какой смелой чувствовала она себя в Италии, куда ее увезли из-за плохого здоровья. На Капри Зина уверенно рисовала все, что представлялось взору: горные пейзажи с богатой растительностью, море с прибрежными камнями, узкие, залитые солнцем улицы, дома, интерьеры комнат, где они жили, кухню, натюрморт на обеденном столе… Так что справедлив был известный критик Сергей Эрнст, утверждавший, что акварельные этюды, сделанные Зиной Лансере в эти месяцы, по совершенству техники представляют собой вполне профессиональные работы будущей художницы.

И только тогда родные поняли, что надо продолжать художественное образование Зины. С 1903 года она два года занималась в мастерской О. Э. Браза, где всегда стояла обнаженная натура. Зинаида приходила раньше всех и уходила позже, выполняя множество бесценных для художнического навыка натурных штудий.

По совету Браза «видеть общее», а не рисовать «по частям», юная художница избегала «мелочности» в воспроизведении формы. Жесткой линией резко очерчивала силуэт фигуры, уверенно-энергичной косой штриховкой выявляла объемы. В обучение «по Бразу» входило также копирование картин в Эрмитаже. Требовалось не только изучать приемы» письма старых мастеров, моделировку формы, композицию, колорит, но и вникать в творческий замысел автора, осознавать содержание образа… Она выбирала в Эрмитаже самое трудное для копирования — «Девушку с серьгой» Рембрандта, тициановские образы. Подолгу простаивала перед «Персеем и Андромедой» Рубенса, плененная красотой и звучностью колорита, сверхсмелостью композиции.

 

И опять-таки не без влияния Браза писала портреты близких, знакомых, а в имении деда Нескучное— «простую» натуру: кухарку Домну, нищего слепца Лукьяна, босоногого пастушка в рваном, явно не по росту, армяке…

Нищий.  (Лукьян из села Весёлое)    1912 год.

Два листа из этой серии были потом репродуцированы на цветных открытках Общиной св. Евгении (Попечительный комитет о сестрах Красного Креста, первым начавший это важное для народа дело и получивший высокое одобрение русского общества).
В 1905 году Зинаида Евгеньевна вышла замуж за инженера-путейца Бориса Анатольевича Серебрякова. В свадебное путешествие они отправились в Париж. Зинаида Евгеньевна мечтала поступить там в школу-мастерскую Коларосси. Но устроиться удалось в студию с громким названием — Академия де ля Гранд Шомьер, которая по своим педагогическим принципам была близка к школе Браза. Посещая занятие, она работала много и упорно, подражая импрессионистам,— в тонкой колористической гамме, сочетавшей серовато-голубоватые тона.

 Париж.   Люксембуркский сад.   1930 год.

Пробовала себя и в вошедшей тогда в моду декоративной манере. Но, кроме улиц и пригородов Парижа, ее внимание привлекали крестьяне, работавшие на скотном дворе и на полях во время покоса и уборки хлебов. Зарисовывала сараи, телеги, домашний скот. Быт французского крестьянина напоминал ей Нескучное, а может быть, это подсознательное предчувствие темы, которая станет потом главной в творчестве, его вершиной. Один из исследователей писал о Серебряковой: «Эти альбомные наброски по своей тематике настолько близки к ее ранним работам, что, когда их просматриваешь, создается впечатление, что художница и не уезжала за границу, как будто и не прерывалась ее жизнь в Нескучном».

Серебрякова говорила о себе, что у нее не было учителей — только занятия в мастерской. Но наступил момент, когда искушенная публика узнала, что могут означать такие занятия при огромности таланта. В начале января 1910 года в редакции журнала «Аполлон» открылась для узкого круга посетителей небольшая выставка современного женского портрета. По словам устроителя Сергея Маковского, она должна была показать «по возможности новые произведения наших мастеров кисти и, вместе с тем, работы молодых, мало или совсем не выставлявшихся художников». Рядом с такими признанными портретистами, как Серов, Врубель, Сомов, Кустодиев, выступили никому дотоле не ведомые художницы — С. Бодуэн де Куртенэ и З. Серебрякова. Еще до открытия выставки во вступительной статье каталога отмечался «большой красочный темперамент» Серебряковой.

Затем выставка прошла в Москве и снова в Петербурге. Были представлены почти все «мэтры» и многие, только заявлявшие о себе, живописцы: Петров-Водкин, Ларионов, Павел Кузнецов. Серебрякова выставила четырнадцать произведений.

За туалетом.   (Автопортрет).    1909 год.

Ее работы оказались для публики неожиданными. «Автопортрет» («За туалетом»), «Крестьянка» («Молодуха»), пейзаж «Зеленя осенью» сразу же были приобретены Третьяковской галереей. Это наивысший успех. Вспомним, как отец молодого Нестерова, недовольный выбранным сыном жизненным путем, поверил в него только тогда, когда сам П. М. Третьяков купил у Михаила «Пустынника»…Серебрякова рассказывала о своей работе: «Лето мы всегда проводили в Нескучном. Осенью… я решила остаться с детьми… еще несколько месяцев, но не в Нескучном, а на хуторе (в имении моего мужа рядом с Нескучным), где дом был маленький, и его можно было протопить легче, чем большие, высокие комнаты Нескучного. Мой муж, Борис Анатольевич, был командирован. Зима в этот год наступила ранняя, все было занесено снегом — наш сад, поля вокруг, повсюду сугробы, выйти нельзя,— но в доме на хуторе тепло и уютно, я начала рисовать себя в зеркале и забавлялась изобразить всякую мелочь на туалете».

Позже А. Бенуа посвятил Серебряковой почти целиком одно из своих Художественных писем: «Зинаида Серебрякова выставляет в первый раз… Ныне она одарила русскую публику таким прекрасным даром, такой «улыбкой во весь рот», что нельзя не благодарить ее… «Автопортрет» Серебряковой, несомненно, самая радостная вещь… Здесь полная непосредственность и простота, истинный художественный темперамент, что-то звонкое, молодое, смеющееся, солнечное и ясное, что-то абсолютно художественное…» И продолжил о других работах: «Все они поражают жизненностью, простотой и прирожденным мастерством. Все они веселые, бодрые и молодые… И деревенские парни, и студенты, и комнаты, и поля — все у Серебряковой выходит ярким, живущим своей жизнью и милым… Жила молодая женщина в глубокой деревенской глуши, в убогой хуторской обстановке, и не было ей другой радости, другого эстетического наслаждения в зимние дни, отрывавшие ее от всего мира, как видеть свое молодое лицо в зеркале, как видеть игру своих обнаженных рук с гребнем… Как само лицо, так и все в этой картине свежо… Здесь нет и следа какой-нибудь модернистской утонченности. Но простая и даже пошлая жизненная обстановка в освещении молодости становится прелестной и радостной».

Портрет писателя Г.Чулкова.    1910 год.

Портрет О.К.Лансере.   1910 год.

Автопортрет в шарфе.    1911 год.

Уверившись в своих силах, Серебрякова продолжала писать портреты, решая все новые цветовые задачи, и постепенно подошла к главному в своем творчестве. А ведь то была пора «всеобщего мучительного шатания», по определению С. Маковского. Но Серебрякову это не коснулось, она несла в себе накопленный с детства «бодрый реализм», как говорил А. Бенуа, пожелавший ей и в дальнейшем «такими же простыми глазами глядеть вокруг себя и передавать эту радующую видимость».

Баня.   1913 год.

Серебрякову всегда интересовали крестьяне, их простой, непритязательный быт. Картина «Баня» — это первая ее поэма о русской женщине-крестьянке. Как всегда, сотни натурных зарисовок, вариантов композиции, поиск поз. И вот они перед нами— русские Венеры. Величавым покоем, торжественностью, правдой красоты и правдой жизни веет от полотна. Немногочисленные бытовые детали— струи воды, ткань простыни— как бы врезаются в холст фрагментом.

Беление Холста.   1917 год.

Беление холста.   Наброски.   1916-1917 годы.

Затем появились еще две работы, уже о крестьянском труде: «Жатва» и «Беление холста». В них— десятки, если не сотни, подробностей. Мужики жнут пшеницу, крестьянки вяжут снопы, работают граблями, пробуют еду деревянной ложкой, когда варят под открытым небом кондер (пшено) в огромных котлах, пьют воду из боклуха, несут огромные караваи хлеба… И вот золотисто-красно-синяя «Жатва». Краски приглушены, сглажены (впрямь, фреска по сырой штукатурке!). Всего-то четыре фигуры: две женщины стоят— одна с граблями на плече, другая с заплечной кожаной сумкой, и две сидят, готовя скромный полдник…

Сидящая крестьянка.       1914-1915 годы.      Этюд к картине «Жатва».

Крестьянка с квасником.   1914 год.

Но прежде чем все это написать, художница побывала в Италии и Швейцарии, где написала множество пейзажей, испытывая на прочность и тонкость свои возможности. Поздним летом 1914-го она вернулась домой, где ее встретили хмурые и растерянные мужские лица, причитающие солдатки и ревущие девки.
В 1918-м незаконченная «Жатва» сгорела в Нескучном, уцелела лишь часть подготовительного материала, натурные «вживе» этюды. И все же она восстановила ее.

В то время, когда, казалось, мир рушился — война, революция,— картина «Беление холста» со спокойной уверенностью славила труд и человека в его вечной связи с природой. Снова красное, синее, зеленое, многотоновое белое.

В последний год жизни художницы советский академик Д. А. Шмаринов напишет: «У нас много говорят о монументальности, зачастую абстрагируя это понятие, противопоставляя его понятиям жизненности, эмоциональности, непосредственности. Серебрякова — подлинный монументалист, мастер большой пластической формы, композиционной построенноенности. Но все эти качества соединяются в ее творчестве с той поэзией правды, увлеченностью жизнью, которые преображают ее работы в подлинный гимн душевной красоте человека».

Да, найдено и осуществлено главное, теперь только работать и работать. Но… «вся жизнь в один день переломилась». В Харьков, куда семейство переехало после гибели Нескучного, возвращается Борис Анатольевич и, заразившись в дороге сыпным тифом, умирает.

Зинаида Евгеньевна после скудного житья в Харькове (там для заработка она рисовала педагогические пособия для Харьковского археологического музея при университете — красочные таблицы культур каменного века, скифов, хазар, славян) переезжает с матерью в Петербург. Поселились в пустовавшей квартире деда Н. Л. Бенуа. В этом же доме жили Александр Бенуа со своей семьей и Альберт Бенуа. Убитая горем вдова оказалась среди близких родных людей, которые поддерживали ее.

В Петербурге она получила телеграмму о назначении ее профессором Академии художеств. Но по состоянию здоровья о преподавании в Академии не могло быть и речи. В 1921 году Серебрякова поступила на службу в мастерскую наглядных пособий, а академический паек позволил хоть как-то существовать и «продолжать заниматься искусством».

В эти годы в творчестве художницы появляется новая тема: праздничная серия пастелей — портреты танцовщиц и балетные жанровые сцены.

Балерина.   1922 год.

Балетная уборная.   1923 год.

Но заработка все равно не хватало. Тянулась безрадостная жизнь, «где каждый день только острая забота о еде (всегда недостаточной и плохой) и где заработок такой ничтожный, что не хватает на самое необходимре». Александр Николаевич Бенуа, уже обосновавшийся с семьей в Париже, звал племянницу к себе.

Весной 1924 года в Америке открылась большая выставка художников СССР, в которой участвовала и 3. Е. Серебрякова. На вырученные от продажи двух картин деньги художница решила ехать в Париж— найти заказы, устроить выставку, а уж затем вернуться на Родину. Но заказов оказалось скудно мало, с устроением выставки возникли непреодолимые финансовые проблемы, и, собственно, возвращаться домой было не с чем. Вскоре к Зинаиде Евгеньевне приехали двое ее детей. Сначала младшая Екатерина, затем Александр. Впоследствии они стали интересными художниками: Александр Борисович работал как художник-декоратор, акварелист, он мастер художественного архитектурного макета; Екатерина Борисовна — в жанре живописной миниатюры. Екатерина Борисовна взяла на себя все хозяйственные заботы, чтобы дать матери возможность творчески работать.

Если бы Зинаида Евгеньевна вела дневник, то о сорока годах, прожитых ею в Париже, мог бы сложиться печальный роман — о путах, державших художницу вдали от Отчизны и родных, о том, как одна за одною рушились творческие мечты и замыслы, достойные ее дара.

Скажем лишь об одной самой радостной странице. В мае 1928 года в Брюсселе была устроена художественная выставка, приуроченная к открытию Дворца искусств. Русский отдел представляли мастера старшего и молодого поколений. И русские не только понравились,— как писал С. Маковский,— но, по общему мнению, были намного «лучше всех»… О французах и швейцарцах никто не говорил, а говорили о Левицком, Брюллове, Александре Иванове, Бенуа, Сомове, Добужинском, Серебряковой, Яковлеве, Шильтиане, Бушене и многих других современниках.

Серебрякова обрела в Бельгии почитателей. Один из них, барон Броувер, не только заказал ей портреты жены и дочери, но и предложил поездку на месяц в марокканский город Мараккеш, близ которого у него были плантации. Таких поездок было две.

Марокканские дети.   1928 год.

Мальчик- музыкант.   1928 год.

«Теперь,— вспоминала художница,— и не верится, что я была там, в этой чудесной стране, где такая радость для глаз!! Меня поразило все здесь до крайности— и костюмы разнообразных цветов, и все расы человеческие, перемешанные здесь. Жизнь в Мараккеше тоже фантастическая — все делается кустарным образом, как должно было быть тысячу лет тому назад… Ведь там все было, как в «античном» мире,— ничто не изменилось: ни одежда, ни типы». Она работала с упоением. И когда сделанная ею многолистовая серия пастелей предстала на выставке в Париже, то успех был по тамошним меркам ошеломляющий, никогда художница не достигала такой виртуозности в технике пастели.

Александр Бенуа писал: «Пленительна серия марокканских этюдов, и просто изумляешься, как в этих беглых набросках, производящих впечатление полной законченности, художница могла так убедительно и точно передать самую душу Востока. Одинаково убедительны как всевозможные типы, так и виды… Люди такие живые, что кажется, входишь с ними в непосредственный контакт, точно знакомишься с ними». Критик из «Фигаро» высказывается еще восторженнее: «Выставка г-жи Серебряковой доставила мне чрезвычайное удовольствие широтой тематики и мастерством исполнения… Это одна из самых замечательных художников. Она воспроизводит местный колорит Феса и Мараккеша с подлинной достоверностью, просто и деликатно, сохраняя при этом всю силу обаяния изображаемого… В ее Востоке нет ничего общего с крикливыми рыночными куклами, которых Анри Матисс называет одалисками… У г-жи Серебряковой живописный темперамент подкреплен глубоким и упорным изучением натуры. Никогда еще современное Марокко не было увидено и воспето лучше. И как мы должны быть довольны, что среди окружающих нас посредственностей можно встретить талант такой величины». В архиве еще хранится безымянная газетная вырезка, где говорится о нескольких выставках Серебряковой: «Духовно чувствуется связь Серебряковой с истоками русской поэзии, и кажется, что муза Пушкина благословляет ее прекрасные полотна. Особое внимание привлекают ее прекрасные портреты. Найти в человеческом лице отблеск его духовной сущности и связь с создавшим его по образу своему может только художник, любящий натуру такой любовью, какой любит ее Серебрякова. И в этом коренная связь ее с основами русского искусства и с духом русской культуры».

И тем не менее работы Серебряковой почти не покупались, торговая мода на абстракционизм поглощала все. А в годы войны и после заказов практически совсем не поступало.

И как награда за все страдания и мытарства в 1965 году состоялась встреча ее искусства с возлюбленным Отечеством, с которым душевные связи она никогда не могла оборвать. На Кузнецком мосту в Москве открылась первая послереволюционная выставка Зинаиды Серебряковой, продолженная затем в Киеве и Ленинграде. Но приехать на Родину художница уже не смогла…

19 сентября 1967 года пришла из Парижа печальная весть о ее кончине.

Человек большого и яркого дарования, высокой культуры, разносторонних познаний в области искусства, литературы, музыки, Зинаида Серебрякова по праву занимает достойное место среди младшего поколения художников «Мира искусства». Все ее творчество было связано с мыслями и мечтой о России, и именно России принадлежит все лучшее, что было ею создано.

Эльвира Попова

 

Известно, как Анна Ахматова переживала: из шестнадцати рисунков, подаренных ей Модильяни, сохранился один. И то не самый ню.

Казалось, пропали, и все. И вдруг — прошлой осенью рисунки всплыли. Из какой-то частной коллекции, в Италии, на выставке. Из небытия. Как? Откуда? Рисунки были экспроприированы в послереволюционной России — а дальше?

Это один только случай: судьбы у картин вообще непонятны. Пожалуй, всех их детективных поворотов и тайн не выследишь… По крайней мере так было до последнего времени. Стояла гробовая тишина, шуршали музейные тапочки, все было по полочкам. Здесь национальное достояние, а все остальное было зачислено в пропащие либо существовало в странном полулегальном состоянии «где-то», у недобитых частников или властителей-коллекционеров… И вдруг за пару-тройку лет студень зашевелился. Вдруг полез, как тесто, целый пласт неизвестной культуры. Не всего, выясняется, Айвазовского мы видели, не всего Левитана знали. Картины ползут, как карты из рук шулера.

Впрочем, у чудесного появления такой вот россыпи есть объяснение прозаическое. В обиход вошло понятие «художественный рынок». И начались такие приземленные штучки, многочисленные аукционные дома стали делить сферы влияния, обозначилась конкуренция, наметились лидеры.
И вот — высокое и светлое искусство прильнуло к этому низменному и прагматичному депу, как к форточке за глотком. Забулькала новая жизнь живописи. Вот на выставке Альфа Арт появился один из вариантов Васнецовского «Витязя на распутье». Третьяковка отхватывает «Трефового тузе» Ивана Пуни. Пиросмани, от которого осталось две сотни работ, вышел с «Пасхальным барашком»…

В появившемся только что на свет роскошном альбоме собрано все то, что предложил Альфа Арт рынку за год. Имена первой величины — Саврасов, Шишкин, Перов, Сомов, Кустодиев, Врубель, Серебрякова,

Автопортрет.

Лентулов, Гончарова, Фальк. Рядом — менее известные музейным зевакам, несправедливо забытые Беггров, Виллевальде, Клевер, Досекин, Тихов.. На самом-то деле происходит очень важная вешь, не оцененная, пожалуй, обывателем, потрясенным мелькающими суммами. История искусства вдруг обретает свою многомерность, насыщенность, сложную кровеносную систему. За металлическим хрустом имени Фаберже открывается масса других имен. Первыми, естественно, это отметили музеи (не только столичные), вступившие в напряженную неравную борьбу с новыми (и старыми, впрочем) коллекционерами.

Но даже если картина не попала на музейный гвоздик — она «поймана», прошла экспертизу, ее маршрут помечен. А из вышеизложенного вытекает простая, не укладывающаяся в голове обобществленного гражданина мысль: не только и не столько от национализации и экспроприации выигрывает отечественная культура.

Такое оживление нашего художественного рынка замечено мировым арт-бизнесом. Ситуации, при которой «Сотби» с «Кристи» могли бы спокойно приезжать к нам, не замечая конкурентов, теперь уже нет. Данные о торгах Апьфа Арт теперь регупярно включаются в авторитетнейший справочник «Майер». (К слову, за текущий год в международном каталоге собраны сведения о 2 700 аукционах, проходивших в мире, о 80 тысячах продаж, о 50 тысячах мастеров). Ведущий на сегодня российский аукционный дом, в свою очередь, представляет «Майер» у нас: в наших непривычных музеях начали интересоваться тем, что в мире происходит, какая там сегодня конъюнктура. Без полной и точной информации об арт-рынке вдруг стала невозможной нормальная жизнь художественного мира — мира, который, по справедливому замечанию Владимира Ильича, оказался очень даже продажным.

Что же остается, таким образом. Искусству в этом мире, зажатом между высоким, духовным и земным, материальным? То же, что и всегда: стенать, метаться, разрываться. На то оно и искусство.

Игорь ВИРАБОВ.

 

 

 

В МОСКОВСКОЙ галерее «Дом Нащокина» с особой пышностью открыли выставку Зинаиды Евгеньевны Серебряковой — русской художницы, чьи работы в последние годы уходят с торгов аукционного дома Сотби за фантастические суммы.

Спящая девочка на синем.   1923 год.    Фрагмент.

В галерее представлены рисунки и живопись не только из государственных музеев России, но и из частных собраний, увидеть сокровища которых практически невозможно, однако организаторам экспозиции удалось их заполучить. На выставку отдали свои раритеты Третьяковка, Русский музей, театральный музей имени Бахрушина, музей-заповедник «Петергоф», музей личных коллекций ГМИИ имени Пушкина. Специально для этой выставки в Москву привезли творения Серебряковой из собраний Нижнетагильского музея изобразительных искусств, Новосибирской картинной галереи, Калужского областного музея, музеев Одессы и Рыбинска.

Директор галереи «Дом Нащокина» Наталья Рюрикова — человек страстный. Она, «разок влюбившись» в какого-нибудь художника, готова горы свернуть, лишь бы устроить не просто выставку, а панегирик творцу. И к собственно полотнам мастеров всегда добавит что-то такое, чего, казалось, найти искусствоведу практически невозможно. Прошедший год подарил посетителям «Дома Нащокина» две выставки-сенсации — обе посвящены женщинам, перевернувшим в сознании обывателя систему ценностей и приоритетов. Одна была посвящена мятежной Фриде Кало, вторая — Мерилин Монро. А этот сезон открыли не кем-нибудь, а Серебряковой. Причем показали экспозицию, которой впору позавидовать любому крупнейшему музею.

Феномен Серебряковой — сколько бы о ней ни писали искусствоведы — пока еще не изучен. Возможно, интерес к ее наследию связан и с личной трагедией художницы — красивой, страстной и фантастически работоспособной. Одна из лучших представителей «мирискусников», Серебрякова была единомышленницей также и Серова, Кустодиева, Нестерова, Коненкова, всех тех мастеров, которые после первой русской революции сосредоточились на поисках идеального человека, стараясь забыть о реалиях тогдашней России, — реакции властей, растерянности интеллигенции. После 1910 года Серебрякова вместе с Петровым-Водкиным, Кустодиевым, Сарьяном протестует против отрицания художественного наследия, старается вернуть осмысленность своим поискам прекрасного и находит этот смысл в утонченных полотнах Венецианова, создавшего иллюстрированную историю крестьянского быта. Художница черпает вдохновение в поэзии простой жизни и при этом часто обращается к традициям итальянского Возрождения. Ее автопортреты, бытовые зарисовки, портреты детей и крестьян пронизаны гармонией, когда идеальная красота возвышает реальную жизнь, а не противостоит ей. Строгая академичность сочетается с венециановской лирикой игры светотени и выдержанностью цветовой палитры. Даже уехав на Запад, Серебрякова продолжает работать в собственной манере «здорового реализма».

Юлия Малахова.

 

На выставке можно увидеть эскизы и панно племянницы Александра Бенуа Зинаиды Серебряковой, в том числе эскизы панно для Казанского вокзала (1915—1916 годов)

Эскиз панно для Казанского вокзала.   1915-1916 годы.

и аллегорические панно ню, созданные для виллы барона де Броуэра. покровителя искусств, промышленника и большого поклонника творчества Серебряковой, которые никогда не показывались в России. Работы Серебряковой — это всегда тонкое чувство линий и глубинный эротизм. И каждая из них — это немного автопортрет. Кроме того, в экспозиции выставки около 40 работ кисти Серебряковой из фондов Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, музея-заповедника «Петергоф».

 

Спящая натурщица.   1941 год.

Купальщица.   1911 год.

Короткими, залитыми слепящим солнцем зимними днями 1909 года в загородном доме усадьбы Нескучное писала Зинаида Серебрякова автопортрет, известный под названием «За туалетом». Писала для себя. Уж очень был звонкий морозный день, от света которого искрились и переливались всеми цветами даже безделушки на столе. И она сама — молодая, счастливая, полная надежд и задора. Рука невольно потянулась к краскам — захотелось остановить счастливый и прекрасный миг! Старший брат, Евгений Лансере, уже известный художник, увидев автопортрет, настоятельно посоветовал отправить его на предстоящую выставку в Петербург. И вот в 1910 году на VII выставке «Союза русских художников» (тогда в это объединение входили члены распавшегося «Мира искусства») рядом с произведениями Валентина Серова, Александра Бенуа, Бориса Кустодиева, Анны Остроумовой-Лебедевой впервые экспонировались произведения Серебряковой.

Бенуа писал о картине «За туалетом»: «Здесь… истинный художественный темперамент, что-то звонкое, молодое, смеющееся, солнечное и ясное, что-то абсолютно художественное». По единодушному мнению работы двадцатипятилетней дебютантки заключали в себе все то, чем замечательно отечественное искусство. Три ее произведения, в том числе автопортрет, были приобретены Третьяковской галереей. Так стремительно вошла в большое искусство замечательная русская художница Зинаида Евгеньевна Серебрякова.

«Я до сих пор помню, какое сильное впечатление на меня произвели ее прекрасные лучистые глаза. Несмотря на большое горе (она недавно похоронила горячо любимого мужа) и непреодолимые трудности житейские — четверо детей и мать! — она выглядела значительно моложе своих лет, и ее лицо поражало свежестью… Глубокая внутренняя жизнь, которой она жила, создавало такое внешнее обаяние, противиться которому не было никакой возможности» — так вспоминала Г. И. Тесленко, добрый друг художницы, о первой встрече с ней, состоявшейся в 1920 году. Все это отразилось в автопортретах. Многие из них — своеобразные новеллы, в которых искрится яркая одаренность художницы. Одни вещи решены преимущественно живописными средствами, через гармонию контрастных цветов. Другие — линией, по-серебряковски виртуозно-точной, подвижной.

Всю жизнь художницу привлекали люди труда, атмосфера, в которой они живут, природа, которая их окружает. Она писала курских крестьянок, мастеровых, итальянских виноградарей, французских рыбаков. Вглядываясь в лица, запечатленные на полотнах Серебряковой, невольно отмечаешь их характерную особенность: люди словно застигнуты художницей в момент счастливого душевного равновесия. Они — носители высокой духовной энергии в ее творчестве.

За обедом.     1914 год.

Особое место в живописи З. Серебряковой занимает детская тема. Кто не знает часто репродуцируемую картину «За обедом» (1914), в которой воплощен удивительно трогательный образ детства. По глубокому знанию детской души художницу можно поставить рядом с Валентином Серовым.

Портрет дочерей художницы.   1921-1922 годы.

Автопортрет с детьми.   1921 год.

Катя в голубом у ёлки.   1922 год.   Фрагмент.

Портрет В.И.Рыбаковой в детстве.   1923 год.

Мало кто может соперничать с Серебряковой и по количеству работ, посвященных детям. Видимо, только материнство способно так одухотворить искусство и до конца обнаружить натуру художницы — нежную, тонкую, любящую.

Поступление дочери Татьяны в балетную школу стало поводом для работы над темой балета, захватившей Серебрякову на годы. Много времени она провела за кулисами Мариинского театра, создавая серию портретов замечательных балерин Л. Ивановой, М. Добролюбовой, набрасывая пастелью танцовщиц, готовящихся к выходу на сцену. Что больше всего привлекает в композициях, посвященных театру? Пожалуй, даже не то, что изображено, а само восприятие художницей балета как удивительного, полусказочного мира. Перламутрово-розовые, серебристо-серые, голубые тона пастели (черного цвета ее палитра не знала) — все это создает возвышенное настроение.

Деревья у реки.    1914 год.

Пейзаж Серебряковой — прекрасный мир, родной и близкий человеку. Не случайно многие портреты она писала на фоне природы, созвучной состоянию портретируемыОсобенно вдохновляла Серебрякову природа Нескучного. Поля, увиденные с пологих холмов, речка Муромка с прибрежными травами и деревьями — все это радостно переносилось на бумагу. Темперные краски, положенные жидко, тонким слоем, создавали каждый раз новый образ. Работая с натуры, художница и в этюдах видела природу очень цельно. Ее вещам свойственна при исключительном чувстве детали высокая степень обобщения. Можно говорить об их филигранной отделке. Смена цветовых планов, широкие развороты пространства — характерные черты ее работ. Как вспоминает дочь Т. Б. Серебрякова, художница «никогда не выходила из дома без бумаги и красок. Но масляными красками пейзажи не писала…». Действительно, темпера позволяла раскрывать в цвете большие участки изображения, игнорировать ненужные мелочи, обладала только ей присущей звучностью.

Катя с натюрмортом.   1923 год.

Селёдка и лимон.   1923 год.

Малоизвестная область творчества замечательной художницы — натюрморт. Возможно, причина этого кроется в огромной популярности ее полотен на крестьянскую тему, портретов, пейзажей. С какой убедительной материальностью, тонким пониманием красоты простых предметов написаны туалетные коробочки, флаконы, булавки в «Автопортрете» 1909 года, фаянсовая и глиняная посуда, румяные булочки в картине «За обедом».

Морские раковины.   1952 год.

В последние годы жизни, когда Серебряковой трудно было покидать мастерскую, она сосредоточенно писала натюрморты. Один из многочисленных примеров — «Морские раковины». Расположив дары моря на переднем плане, художница как бы приглашает нас подивиться вместе с ней изяществу словно светящихся изнутри перламутрово-розовых, серебристо-сиреневых и золотистых раковин, богатству цветовых нюансов, игре света. Мастерство, с которым исполнена вещь, невольно заставляет вспомнить голландских живописцев XVII века.

Зинаида Евгеньевна Серебрякова была человеком высокой духовности и исключительного таланта. Ее отличала цельность художественного мировоззрения, что в полной мере нашло воплощение в произведениях, исполненных гармонии и совершенства. Серебрякова одна из продолжателей традиций русской реалистической школы, которые берут начало в творчестве ее любимых мастеров — Ореста Кипренского и Алексея Венецианова. Это и позволило ей занять почетное место в истории отечественного искусства.
Е. РЫБАКОВА Журнал «ЮХ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



481c6f06 131313

Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Дюженко Юрий

Дюженко Юрий Учился в И Ж С А им...

24 02 2020 16:36:47

Никитина Елена

Никитина Елена По замыслу автора скульптурной композиции Елены писающий кобель придаёт особый колорит памятнику, наполняя его реалистическим содержанием...

23 02 2020 18:10:37

Ухтомский Константин

Ухтомский Константин Парадная лестница и вестибюль...

22 02 2020 19:43:58

Кипренский Орест

Кипренский Орест   Автопортрет...

21 02 2020 18:24:29

Либерман Макс

Либерман Макс Руководил Прусской Академии художеств...

20 02 2020 11:42:33

Мещанинов Вадим

Мещанинов Вадим Все это надоело...

19 02 2020 20:30:23

Войтинская Надежда

Войтинская Надежда Художником, историком искусства, переводчиком, литературоведом и писателем была Надежда Савельевна Войтинская...

18 02 2020 15:24:19

Кеэренд Аво

Кеэренд Аво После войны окончил художественный институт в Тарту...

17 02 2020 3:59:10

Пономарёв Михаил

Пономарёв Михаил Учился в Пензенском художественном училище...

16 02 2020 6:50:53

Соколов Михаил

Соколов Михаил Ягужинского...

15 02 2020 7:19:40

Клевогин Борис

Клевогин Борис Член С Х России с 1982...

14 02 2020 14:53:17

Моор Дмитрий

Моор Дмитрий Начав сотрудничать в 1908 г...

13 02 2020 8:41:18

Новоскольцев Александр

Новоскольцев Александр Потом в Петербургской Академии художеств...

12 02 2020 21:33:51

Телепнева Марина

Телепнева Марина А Марина, взыскательная и самолюбивая, не спешила проявлять себя...

11 02 2020 21:21:16

Остроухов Илья

Остроухов Илья Киселева, И...

10 02 2020 6:44:48

Костылёв Василий

Костылёв Василий     Василий Александрович, пряча улыбку под щетинкой седых усов, извлекал из старого дубового шкафа свои работы — фигурки лесоруба, пахаря, рыбака, пряхи, конармейца... Все они были сделаны из тонких берестяных ленточек, которые мастер называл лычками...

09 02 2020 17:37:19

Тя-Сен Вероника

Тя-Сен Вероника   Все 25 представленных работ выполнены маслом, в основном это пейзажи, написанные сочно, ярко, с некоторой даже лубочностью...

08 02 2020 0:19:33

Козловский Иосиф

Козловский Иосиф Синайского...

07 02 2020 4:25:33

Киселёв Алексей

Киселёв Алексей Яковлева...

06 02 2020 5:39:24

Лейс Малле

Лейс Малле Пронзительно зеленая трава, яркие цветы, совсем петрово-водкинские красные кони...

05 02 2020 2:53:33

Виткевич Станислав

Виткевич Станислав В доме его отца, Станислава Виткевича, художника, писателя, собирались выдающиеся представители науки и искусства...

04 02 2020 16:34:27

Климов Александр

Климов Александр Нет, не зря подчёркивает художник это почти биологическое сходство...

03 02 2020 20:51:58

Угаров Борис

Угаров Борис Репина у В...

02 02 2020 0:46:32

Кирчинцев Николай

Особое место на выставке заняла галерея портретов участников Великой Отечественной войны...

01 02 2020 20:40:44

Местергази Георгий

Местергази Георгий Давно нет в живых бабушки, а предсказание ее сбылось сполна: Георгий Местергази (1945)  сперва окончил Второй медицинский институт в Москве, стал акушером-гинекологом, а потом... профессиональным скульптором...

31 01 2020 23:53:28

Славинский Иван

Славинский Иван Стиль Славинского некоторые арт-критики определяют как «фантастический реализм» Художник создает свои миры с помощью метафор и гипербол...

30 01 2020 18:40:56

Киселёва Татьяна

Киселёва Татьяна Её работы — пейзажи, портреты современников, картины из жизни родного города, миниатюры на православные сюжеты или сцены исторических событий, выполненные маслом, акварелью или в технике линогравюры, — говорят о необыкновенном даровании этой хрупкой женщины...

29 01 2020 22:41:15

Кравцова Софья

Кравцова Софья Кадр из фильма « Пудя» Хорошо нарисованный внятный фильм Сони Кравцовой « Пудя» по рассказу Бориса Житкова оказался лучшим на Б Ф М в детской номинации...

28 01 2020 10:51:31

Гао Ман

Гао Ман Но много ли нам известно о великой стране-соседе? В столице хранятся работы китайского художника Гао Мана...

27 01 2020 21:12:10

Владимирский Леонид

Владимирский Леонид Рисую картинки для детских книжек...

26 01 2020 4:16:54

Чеботарь Вячеслав

Чеботарь Вячеслав Угарова...

25 01 2020 15:52:28

Комов Олег

Комов Олег Потом в Суриковском институте у Н...

24 01 2020 23:45:20

Кострома Алексей

основанную на изучении природы и социальных явлений...

23 01 2020 23:46:56

Кононов Николай

Кононов Николай В них нет стремления понравиться или удивить, им чужда конъюнктура...

22 01 2020 9:39:37

Какабадзе Давид

Какабадзе Давид Картины в декоративной манере...

21 01 2020 2:38:31

Король Анна

Король Анна Работает в соавторстве с Н...

20 01 2020 11:26:12

Самарин Юрий

Самарин Юрий институт...

19 01 2020 9:23:43

Кишфалуди-Штробль Жигмонд

Кишфалуди-Штробль Жигмонд Но где бы он ни создавал свои произведения, он всегда оставался глубоко национальным скульптором...

18 01 2020 12:45:35

Моисеенко Евсей

Моисеенко Евсей Воевал на фронте Великой Отечественной войны, попал в окружение, сидел в концлагере, опять воевал...

17 01 2020 22:39:37

Воробьёв Евгений

Воробьёв Евгений Ни художником, ни тем более скульптором Евгений становиться не собирался...

16 01 2020 22:48:43

Кисляков Николай

Кисляков Николай После войны учился в Ивановском художественном училище...

15 01 2020 20:31:36

Трошин

Трошин В эти выходные в Тольятти открылась галерея современного искусства В двух залах библиотеки в Комсомольском районе представлены работы тольятти-нских художников и фотографов...

14 01 2020 5:30:21

Фрагонар Жан-Оноре

Фрагонар Жан-Оноре   1776 год...

13 01 2020 10:29:57

Власова Алевтина

Власова Алевтина Джеймс Барри П И Т Е Р П Э Н Дж...

12 01 2020 8:50:37

Блейклок Ральф Альберт

Блейклок Ральф Альберт В дальнейшем Блейклок учился в основном самостоятельно...

11 01 2020 21:54:16

Филонов Павел

Филонов Павел Сытые разнежены и сочувствующи, голодный собран и напряжен...

10 01 2020 7:28:33

Кёлер-Вилиади Иван

Кёлер-Вилиади Иван Маркова, В...

09 01 2020 8:48:47

Соколов Пётр

Соколов Пётр Один из самых известных прижизненных портретов поэта...

08 01 2020 1:23:32

Коляда Сергей

Коляда Сергей     Встреча с подлинной архитектурой — это всегда встреча с культурой, с духовным миром предков...

07 01 2020 13:20:12

Батлер Чарльз

Батлер Чарльз Король Артур — идеал справедливого правителя, воплощение рыцарских добродетелей и благородный герой, известный далеко за пределами Англии...

06 01 2020 2:17:50

Мациевский Евгений

Мациевский Евгений Портрет М...

05 01 2020 18:59:21

Чуйкова Мария

Фрагменты из дневника»...

04 01 2020 6:20:42

Чирикова Татьяна

Это доцент кафедры дизайна одного из тольяттинских вузов, а по совместительству еще и художница, решила таким образом украсить свою новую выставку Татьяна_ Чириков из своего детства вынесла самое яркое воспоминание — яблоневый сад деда...

03 01 2020 12:41:11

Фейербах Ансельм

Фейербах Ансельм Портрет Нанны Ризи...

02 01 2020 11:59:51

Владыкин В.

Владыкин В.    1984 год...

01 01 2020 0:54:46

Чижевский Александр

Чижевский Александр К числу таких широко и революционно мысливших ученых относится и создатель гелиобиологии Александр Леонидович Чижевский (1897—1964)...

31 12 2019 3:21:15

Хлебовский Станислав

Хлебовский Станислав После путешествий обосновался во Франции, создал студию...

30 12 2019 14:40:53

Химмат Эзеддин

Химмат Эзеддин Произведения мастера наполнены ощущением свежести и непосредственности восприятия, идущими от жизненных наблюдений...

29 12 2019 8:42:16

Корина Ирина

Корина Ирина               В фойе офиса-башни энергетического концерна Гepмaнии «RWE AG» проходит выставка известной московской современной художницы Ирины Кориной...

28 12 2019 19:19:27

Бахтин Виктор

Бахтин Виктор   Иллюстрировал « Красную Книгу Красноярского края»...

27 12 2019 20:23:34

Матейко Ян

Матейко Ян Портрет детей художника...

26 12 2019 15:12:34

Мишутушкин Николай

Мишутушкин Николай А ведь есть такой — его зовут Николай Николаевич Мишутушкин (одна фамилия чего стоит)...

25 12 2019 21:26:45

Чэпманы Джейк и Дино

Чэпманы Джейк и Дино Первые пять комплектов представили в Лондоне в Gilbert Collection в 2003 году...

24 12 2019 12:52:27

Феоктистов Герман

Феоктистов Герман — Зато теперь я могу дать сто очков вперед любому дипломированному специалисту...

23 12 2019 13:25:27

Жемерикин Вячеслав

Жемерикин Вячеслав 2017 | Автор: admin Не только природными сокровищами и неоглядными лесами и полноводными реками славна Сибирь...

22 12 2019 9:26:22

Федулов Александр

Федулов Александр Родители Александра — люди простые, никакого отношения к художеству и культуре не имели, так что наш поэт был совершенным самородком...

21 12 2019 3:33:33

Тихомиров Леонид

Тихомиров Леонид Во имя жизни...

20 12 2019 5:14:13

Веселов Степан

Веселов Степан Учился у хохломских художников Красильниковых, А...

19 12 2019 2:32:45

Романова Елена

Романова Елена Такими интересными оказались для меня часы, проведенные в мастерской художницы Елены Романовой...

18 12 2019 6:22:55

Качеровский Борис

Качеровский Борис Первыми экспонатами стали работы Бориса Качеровского...

17 12 2019 14:14:18

Новоженов Иван и Недзвецкая Татьяна

Новоженов Иван и Недзвецкая Татьяна Возглавляют эту команду Иван Новоженов и Татьяна Недзвецкая — художники и супруги...

16 12 2019 2:46:21

Лебедев Владимир

Лебедев Владимир Значительно больше в формировании творческой самобытности ему дала мастерская Михаила Бирштейна, который и приобщил будущего художника к искусству...

15 12 2019 14:41:37

Калмаков Николай

Калмаков Николай Вспоминать о нем не очень любили, хотя этот фантастический талант признавали все...

14 12 2019 7:18:30

Харлов Виктор

Харлов Виктор Сурикова...

13 12 2019 15:46:45

Павленко Василий

Павленко Василий В сильном ракурсе дощатый стол с пятнами то ли вина, то Ни крови...

12 12 2019 23:17:12

Тропинин Василий

Тропинин Василий Тропинин написал его в рабочей одежде с кирешкой в руках; на фоне — фрагмент кирпичной стены и деталь колонны...

11 12 2019 5:24:36

Фатми Мунир

Фатми Мунир Подготовивший экспозицию в М М С И французско-русский дуэт кураторов — Никола Одюро и Елена Яишникова, проявил большой вкус, отобрав в запасниках Государственного центра множество, и правда, первоклассных работ, пусть это и не масштабные живопись, скульптура или инсталляции, а в основном тиражные вещи, видео, графика и фотография...

10 12 2019 16:36:40

Кирчинцев Николай

Особое место на выставке заняла галерея портретов участников Великой Отечественной войны...

09 12 2019 18:42:13

Каплянский Борис

Каплянский Борис В Петербурге он закончил классическую гимназию Карла Ивановича Мая в 1920 году, и в 1920 году поступил на живописный факультет Академии художеств, выбрав для себя мастерскую известного живописца К...

08 12 2019 11:54:25

Россинский Владимир

Россинский Владимир Учителя Поленов, Савицкий, Касаткин, Прянишников, Пастернак, Серов, Архипов, Коровин, Ге, Саврасов в разное время учили Россинского...

07 12 2019 9:34:29

Сморчевский Михаил

Сморчевский Михаил Сегодня во многих государственных инстанциях Сморчевский известен как автор проекта восстановления в Москве... института благородных девиц...

06 12 2019 13:39:16

Моризо Берта

Моризо Берта А семья именно такая: отец был префектом полиции, сейчас работает инспектором финансового контроля, мама — красавица, светская львица, и всего-то осталось для полного счастья — так это готовить девчушек к будущему замужеству...

05 12 2019 19:19:47

Косолапов Михаил

Косолапов Михаил Учился во многих престижных Вузах Москвы, в том числе в Институте Проблем Современного Искусства...

04 12 2019 8:34:55

Викланд Илон

Викланд Илон   Создавала иллюстрации к произведениям Астрид Линдгрен...

03 12 2019 18:16:42

Кислинг Моисей

Кислинг Моисей   Участвовал в Первой Мировой войне...

02 12 2019 11:16:49

Франгулян Георгий

Франгулян Георгий Строганова...

01 12 2019 12:28:13

Местр Ксавье де

Местр Ксавье де Надежда Осиповна Пушкина, урожд...

30 11 2019 1:13:40

Бауман А.

Бауман А.   Гадание во время Святок...

29 11 2019 16:52:22

Ле Дантю Михаил

Ле Дантю Михаил Жанровая сцена...

28 11 2019 17:27:17

Тимм Василий

Тимм Василий Учился у А...

27 11 2019 0:47:42

Козлов Николай

Козлов Николай За прошедшие с тех пор пятнадцать лет график проиллюстрировал м оформил около 70 книг, отдавая предпочтение любимым детьми приключенческой классике и фольклору...

26 11 2019 10:26:21

Очиров Цырен-Намжил

Очиров Цырен-Намжил Уже смертельно больной, художник как бы оглянулся и пристально вгляделся в прожитое, заполняя поверхность простой клеенки изображением известного ему до мельчайших подробностей деревенского быта, чьей неотъемлемой частицей был он сам...

25 11 2019 13:16:31

Фаюстов Максим

Фаюстов Максим Шалаева...

24 11 2019 7:34:55

Пелевин Павел

Пелевин Павел Естественно, и иконописцы оказались не у дел...

23 11 2019 4:22:12

Коробков Денис

Коробков Денис Многие ли слышали о художнике Иване Горюшкине- Сорокопудове? Исправить этот досадный недостаток попытался пензенский художник Денис Валерьевич Коробков (1982)...

22 11 2019 20:46:18

Ланге Йозеф

Ланге Йозеф На соседней странице помещен рисунок скрипача, чем-то похожего на юного Моцарта...

21 11 2019 15:22:37

Курнин Георгий

Курнин Георгий Некоторые художники вообще посвятили свою творческую деятельность только космической тематике...

20 11 2019 16:25:40

Ковальчук Андрей

Ковальчук Андрей Тютчева...

19 11 2019 7:59:32

Казенин Леонид

Казенин Леонид   Юрий Васнецов...

18 11 2019 13:46:50

Томарова Наталья

Томарова Наталья В представленной тольяттинцам коллекции Натальи преимущественно браслеты и различные кулоны...

17 11 2019 16:48:37

Иванов Юрий

Иванов Юрий Сотрудничал с журналом « Смена»...

16 11 2019 8:19:53

Ворошилов Сергей

Ворошилов Сергей Тройка — национальный русский конный экипаж, ставший символом России, -впервые появилась в середине XVIII века...

15 11 2019 14:47:10

Матей Юрий

Матей Юрий Первый мой вопрос был о том, не жалко ли ему расставаться со своими произведениями...

14 11 2019 0:11:34

Кузнецов Николай

Кузнецов Николай Учился в М Г Х И им...

13 11 2019 22:21:46

Бём Елизавета

Бём Елизавета Педагогами были П...

12 11 2019 23:13:32

Перов Василий

Перов Василий           Автопортрет...

11 11 2019 3:45:44

Куприянов Михаил

Куприянов Михаил Учился в В Х У Т Е М А Се\ В Х У Т Е И Не у Н...

10 11 2019 16:30:10

Вербов Михаил

Вербов Михаил Его работы представлены в коллекциях Метрополитен-опера, Музея искусства в Нью- Йорке, Национальной портретной галерее в Вашингтоне, Нью- Йоркской торговой палате, в Королевском дворце в Стокгольме...

09 11 2019 7:45:10

Хох Питер де

Хох Питер де   Около 1653 года...

08 11 2019 18:22:46

Чернецов Григорий

Чернецов Григорий Васильева и др...

07 11 2019 13:57:35

Кибальников Александр

Кибальников Александр         На разбеге Садового кольца, в динамичном средоточии оживленнейших улиц Москвы, как верно встал он — Маяковский, изваянный в бронзе: «...планов наших люблю громадье, размаха шаги саженьи»! Властная неодолимость в этом монументе...

06 11 2019 2:25:44

Сийнмаа Олев

Сийнмаа Олев Теория функционалистской архитектуры, представленная а статьях архитекторов Ле Корбюзье, Людвига Миэса ван дер Роэ, Вальтера Гропиуса и др...

05 11 2019 23:54:32

Поползин Сергей

Поползин Сергей Островского состоялась выставка, которую можно назвать уникальной...

04 11 2019 23:54:33

Веременко Михаил

Веременко Михаил Катюша, которую нарисовал художник Михаил В Е Р Е М Е Н К О, стала не только талисманом XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов, но и одним из символов целой эпохи...

03 11 2019 11:50:45

Сен-Фалль Никки де

Сен-Фалль Никки де Интересно, кто ему позировал? Выставка приурочена к завершению работ по реставрации самой известной магистрали французской столицы, которые продолжались пять лет...

02 11 2019 4:48:49

Тимченко Ольга и Юлия

Тимченко Ольга и Юлия Здесь словно соприкасаешься с давно минувшим, былинным, попадаешь в светлый мир лаковых миниатюр Палеха, Федоскина...

01 11 2019 15:55:34

Воронов Лев

Воронов Лев Отличительной чертой его характера является стремление заполнить жизнь любимой работой, общением с интересными людьми...

31 10 2019 8:40:54

Орехов Юрий

Орехов Юрий П...

30 10 2019 8:55:39

Новожилов Геннадий

Новожилов Геннадий Караваев, Ф...

29 10 2019 8:43:52

Согоян Фрид

Согоян Фрид Живёт и работает в Москве...

28 10 2019 2:21:50

Попов Александр

Попов Александр И хотя комиссия отобралa только шесть проектов самодержцев, в музее выставлено ровно в два раза больше...

27 10 2019 14:26:15

Фетти Доменико

Фетти Доменико ок...

26 10 2019 6:25:59

Попова Любовь

Попова Любовь Институт художественной культуры...

25 10 2019 17:24:53

Соков Леонид

Соков Леонид То, что московская Биеннале проходит уже третий раз, можно считать подвигом Иосифа Бакштейна — изобретателя и вожатого этой гигантской машины...

24 10 2019 4:48:44

Флавицкий Константин

Флавицкий Константин Бруни...

23 10 2019 22:58:33

Фогелер Генрих

Фогелер Генрих Писал жизнь советских людей...

22 10 2019 17:40:28

Казанцев Сергей

Казанцев Сергей Сейчас сюда всё чаще стали приходить люди из ближайших домов отдыха, пансионатов, школьники на экскурсии...

21 10 2019 4:57:59

Чепелик Владимир

Чепелик Владимир Герои фильма « Место встречи изменить нельзя» (возле М В Д Украины в Киеве) Глеб Жеглов и Володя Шараповов отлиты из бронзы размером чуть больше человеческого роста...

20 10 2019 2:24:54

Муханова Елена

Муханова Елена Тычины « Сковорода» помогают читателю погрузиться в наполненную драматическими событиями историю Литвы и Украины...

19 10 2019 16:42:37

Хачатурян Александр

Хачатурян Александр преподаёт в П Х У...

18 10 2019 12:46:48

Хопкин Александр

Хопкин Александр Ратников...

17 10 2019 8:26:14

Шамрила Николай

Шамрила Николай Учился в Витебском художественно-графическом училище...

16 10 2019 10:40:30

Короленко Евгений

Короленко Евгений Моя Земля...

15 10 2019 10:27:45

Бухаев Вячеслав Борисович

Бухаев Вячеслав Борисович В 1963 году окончил среднюю школу в  Улан- Удэ...

14 10 2019 7:37:33

Тарковский Андрей

Тарковский Андрей Ромадина...

13 10 2019 23:33:31

Силис Николай

Силис Николай Член творческого объединения « Л Е С С»  ( Лемпорт, Сидур,   Силис)...

12 10 2019 10:19:12

Мельников Константин

Мельников Константин Мельников 22 июля 1990 года одному из величайших архитекторов двадцатого столетия, Константину Степановичу Мельникову, исполнилось бы сто лет...

11 10 2019 19:29:59

Клиндер Александр

Клиндер Александр Портрет ПавлаI...

10 10 2019 19:33:24

Васнецов Андрей

Васнецов Андрей Монументальные декоративно-скульптурные композиции « Транспорт»...

09 10 2019 16:18:57

Клюев Олег

Клюев Олег В народе этого пса прозвали Константин, что в переводе с греческого означает «верный»...

08 10 2019 5:45:43

Вишневская Юлия

Вишневская Юлия В небольшом зале можно увидеть две с половиной тысячи кукол VII—XX веков, начиная от восковых кукол, кукол пушкинских времен до кукол, сделанных современными кутюрье — Зайцевым, Юдашкиным, Андреем Бартеневым и Катей Филипповой...

07 10 2019 0:12:10

Крылов В.

Крылов В.   Портрет героя социалистического труда механизатора И...

06 10 2019 2:34:41

Медведева Екатерина

Медведева Екатерина Еще в детстве она молила Бога дать ей не похожую на другие судьбу...

05 10 2019 12:55:58

Новицкая Наталья

Новицкая Наталья Да и Наталья Сергеевна и в школе и в институте была членом редколлегии-выпускала стенгазеты...

04 10 2019 5:20:35

Томов Эвтим

Томов Эвтим Автор исколесил родную землю вдоль и поперек, внимательно и увлеченно вглядывался в ее разнообразие и красоту...

03 10 2019 16:19:59

Калиновский Геннадий

Калиновский Геннадий Создавал иллюстрации для журналов и книг...

02 10 2019 3:42:18

Криворучко Василий

Криворучко Василий Учился в Московском педагогическом институте...

01 10 2019 4:33:37

Ланкре Никола

Ланкре Никола Но хотя значение творчества Ланкре умалялось при сравнении его с Ватто, который, действительно, оказал большое влияние на формирование его стиля, художник все-таки занимает свое, вполне достойное место среди мастеров того жанра, который получил в истории искусства наименование «галантного празднества»...

30 09 2019 3:24:11

Хейден Ян ван дер

Хейден Ян ван дер Написал руководство по борьбе с пожарами...

29 09 2019 10:58:20

Орловский Александр

Орловский Александр Княгиня обратила внимание на то, что стены корчмы были разрисованы какими-то необычными рисунками мелом и углем...

28 09 2019 9:20:55

Еще:
Художники -1 :: Художники -2 :: Художники -3 :: Художники -4 :: Художники -5 :: Художники -6 ::

Человек увлекался изобразительным искусством с древнейших времен. И только изобретение фотоаппарата пошатнуло позиции изобразительного искусства, как важнейшего для нас из всех искусств. А появление фотошопа ознаменовало конец эры художников в традиционном понимании.