Я художник, я так вижу!    

Нестерова Наталья

15.03.2015 | Автор: admin

 

Нестерова Наталья Игоревна (1944) — советский российский художник, педагог. Москвичка. Училась в Суриковском институте у Жилинского.

 

 

 

Главная тема Натальи Нестеровой — современный человек и его взаимоотношения с миром. Ее герои идут по улицам города, отдыхают на крымских набережных, пляжах, в кафе, катаются на лодках или каруселях, просто общаются дома за обеденным столом. Своим, казалось бы, «наивным» письмом она умудряется рассказать о внутреннем состоянии современного человека, его сложных взаимоотношениях с природой, городом, в котором он живет.

Город для Нестеровой не просто система домов и улиц, это часть ее самой, или она сама порождение этого города. «Я очень люблю природу. но в городе чувствую себя лучше. Поэтому и пишет она все эти голубые, розовые, желтые дома,улочки старого Арбата. Нескучный сад, аптеку в Гурзуфе. Ялтинскую набережную…

Родилась Наталья Нестерова в семье архитекторов в самом центре Москвы. Старый деревянный дом с черным ходом и черной лестницей стоял в Лаврском переулке на Самотеке. Вдали виднелся монастырь, а в старинный парк они с дедушкой ходили гулять. Николай Иванович Нестеров был художником, это он учил внучку рисовать. и один из рисунков четырехлетней Наташи до сих пор хранится в ее мастерской.

Арбат 44.

«Арбат» — так называется одна из работ Нестеровой. Во весь огромный холст — любимый уголок старого Арбата у театра имени Вахтангова. С любовью выписаны узоры трех старинных зданий, золотисто-коричневым колоритом пронизана картина — в ней есть ощущение воздуха, времени суток, конкретного места.

Гагра.

— Нестерова ничего не придумывает,—говорит ее учитвль Д.Жилинский.— Она наблюдает и идет от своих зарисовок. Наташа — честный художник, не гонится за успехом, не срисовывает, выражает лишь свои мысли о жизни. Бескомпромиссна к порокам, ненавидит мещанское отношение к жизни. В последних работах она стала мягче, исчезает гротеск, преобладавший раньше. Ее картины—в лучших галереях нашей страны — в Русском музее, Третьяковской галерее, за рубежом.

Н. КАТАЕВА

Бегство в Египет.   1989 год.

Где-то на рубеже семидесятых годов в нашей живописи стали настойчиво пробиваться новые тенденции. В картинах молодых тогда мастеров то возникали, образы прошлого, старой культуры — они приплывали из далеких глубин времени в сегодняшний день, сливаясь с ним; то абсолютно современные реалии представали в таком необычном, преображенном виде, что казались наваждением, игровой фантастикой.

Критика, помнится, была озадачена. В «культовые» годы сны и фантазии, как нечто неподцензурное и неуправляемое. находились за гранью дозволенного. Затем пришел «суровый стиль» с его ненавистью к парадной одописи и жесткой, мужественной прозой, для которой символом веры стала жизнь, «как она есть», без всяких прикрас и узоров.

И вдруг как-то неожиданно и нелогично в картины ворвалась стихия видений, карнавалов, праздников, гротесков, пересмешек… Авторы полотен этого типа ничего не объясняли и, похоже, слушали свой внутренний голос, а комментаторы недоумевали: откуда все это взялось?

И лишь постепенно, после долгих споров, стали осознавать, что так проявляли себя духовное раскрепощение, поиски новых позиций художника.

Среди фантастов, лицедеев, лирических и романтических мечтателей 70—80-х годов москвичка Наталья Нестерова сразу же заняла особое место. Ее картины строились чаще всего на сочетании пейзажно-архитектурных видов и людских фигур. И то, и другое вовсе не повторяет натуру. Деревья, лужайки, фонтаны, пруды, здания словно всплывают в памяти, и грань между реальным и воображаемым оказывается зыбкой и смутной. А людские персонажи картин еще менее жизнеподобны. Эти типажи, маски, символические носители помыслов и переживаний, ничуть не скрывающие свою игровую природу. Сложные сплетения двух этих тематических линий создавали особый, удивительный мир, скорее даже театрально-эксцентричное представление, насыщенное ассоциациями.

Об одном свойстве этих представлений и вообще искусства Нестеровой надо сказать особо. Она прирожденный колорист. Следуя классическим традициям — от живописи XVIII века до «Голубой розы» (П. Кузнецов, М. Сарьян), до М. Шагала, до Ж. Руо, — художник достигает невероятной изысканности палитры. В любой картине Нестеровой можно насчитать десятки градаций белого, соединяющихся с переливами других красок. Что бы она ни изображала, сам по себе этот тончайший, дышащий, пронизанный светом колорит создает ощущение как бы не зависящего от людской воли совершенства мира и бытия.

Один из главных парадоксов художественной философии Н. Нестеровой в том и состоит, что на фоне этого исходно-прекрасного мира люди живут какой-то отчужденной и нередко печальной жизнью. Сталкиваясь на выставках со многими гуляньями и застольями в ее картинах, я вспоминал пастернаковские строки:

«И наши вечера — прощанья,
пирушки наши — завещанья,
чтоб тайная струя страданья
согрела холод бытия».

«Тайная струя страданья» всегда была некой скрытой, сокровенной основой любых прежних композиций Нестеровой, даже самых легкомысленных с виду — всех этих «парков», «фонтанов», «о6едов», «террас» и «пляжей». Вроде бы в них нет и помину каких-то публицистических моментов, но постоянное «одиночество в толпе», отьединенность друг от друга, душевная тоска… Душевное оцепенение людей, их одинаковость и даже «манекенностъ», застывание живой плоти, которая превращается в штампованное изваяние…

Однако на протяжении долгих лет все эти тревоги и заботы современной жизни художник прятала в игровых фейерверках, карнавальной эксцентрике, гротесках неожиданных превращений и уподоблений: в сущности, на протяжении одного лишь 1989 года в творчестве Н. Нестеровой произошел сильный и резкий сдвиг. Она осталась мастером метафоры, создающим композиции театрализованного свойства, дивные цветовые симфонии. Однако их общее звучание стало иным, чем раньше, обретая черты и свойства высокой трагедии.

Это поистине современные трагедии, некий апокалипсис наших дней, даже если трактуются традиционные сюжеты христианской легенды («Бегство в Египет», «Тайная вечеря». «Избиение младенцев»), В новых картинах Н. Нестеровой господствует широкое обобщение, действие в них отнесено ко всему миру, ко всем людским судьбам.

Тайная вечеря.    1989 год.

Главное, что волнует и мучает душу художника,— это опасение за человека, за его свободу, личность, индивидуальность. Привычный для Нестеровой сюжет маски неожиданно оборачивается страшной угрозой. Игра переходит в ‘ приглашение на казнь». Помните миниатюру Марселя Марсо, когда меняющий маски человек вдруг теряет возможность и способность отодрать одну из них: она безнадежно и навсегда заменила живой облик… Точно так же в «Человеческих масках» Н Нестаровой на фоне громоздящихся небоскребов (аналог цивилизации нашей эпохи) люди с повторяющими друг друга застылыми личинами окаменели, утратили духовное многообразие и тупо уперлись стеклянными взглядами в хрупкие пирамиды карточных построек. На протяжении «карнавального» периода Нестеровой карты у нее часто были атрибутом игры, развлечения, безмятежного времяпрепровождения. Сейчас они становятся символами призрачности и эфемерности окружающего, которые иногда соединяются с чувствами тревоги и преследования.

Напавшая собака.   1969 год.

В композиции «Напавшая собака» и само животное, и в ужасе убегающий от него человек составлены из карточных прямоугольников! Фигуры несутся сквозь неведомое пространство, распростертое на черном экране вечности. Странное и жестокое видение, которое напоминает «сон разума», подавленного бесчисленными муками и страхами нынешней жизни, только-только расстающейся с кошмарами тоталитаризма.

Грифоны.   1989 год.

Эти чувства достигают трагической силы в таких картинах, как «Грифоны», где страшные птицы, как античный рок. преследуют людей, не знающих куда укрыться от зловещей опасности.

Но Наталья Нестерова отступила бы от собственных убеждений и от всего своего жизневосприятия, если бы так и оставила человека беззащитным перед сипами грозной, беспощадной судьбы. Чем страшнее злые сны в ее картинах, тем вдохновенней и ослепительней в своей нерушимой, блистающей красоте предстает в них земной мир, пленяющий щедростью и свежестью своих красок, проникновенностью света, могуществом разумных начал.

Александр КАМЕНСКИЙ

В в ЦДХ открылась выставка Натальи Нестеровой, известной современной художницы и коренной москвички. Ее персональные выставки бывали и в Монреале, и в Нью-Йорке, где с одной из галерей она постоянно сотрудничает, а в родном городе такая выставка состоится впервые. У нас Нестерова раньше участвовала или в групповых выставках, или в компании со скульптором Лазарем Гадаевым. Последний раз их совместная выставка была четыре года назад в галерее «Арт-Модерн», ныне исчезнувшем островке культуры. К сожалению, та выставка собрала из-за отсутствия рекламы скорее круг друзей и почитателей, чем широкую публику, хотя как раз там Нестерова показывала свой евангельский цикл картин, которые органично вписывались в интерьер старой церкви. Жаль, что такие мгновения нельзя восстановить. У нас нет, как в других странах, музея современного искусства, а те работы художницы, которые приобрела Третьяковка, хранятся в запасниках. Сегодняшнее искусство быстро исчезает, и выставки едва ли не единственная возможность увидеть яркие, интересные работы хотя бы раз. Новые русские в отличие от Щукиных и Морозовых чаще предпочитают переплачивать за третьестепенные работы Шишкина и Айвазовского, чем покупать современную живопись.

Творчество Нестеровой последних лет представлено в 60 работах. А центральное место занимает «Тайная вечеря» — тринадцатичастная композиция, посвященная тем минутам, когда Иисус возвещает апостолам о предательстве одного из них. Каждый из двенадцати апостолов изображен на отдельном полотне, а все вместе образуют собрание мощных характеров, по-разному проявляющих себя в этой драме. Вечный сюжет, к которому страшно прикоснуться уже потому, что его бессчетно писали и великие мастера, и ремесленники во все времена, сложились каноны, от которых трудно отрешаться.

Показ этой работы — для Нестеровой событие не только творческое, но и глубоко личное, итог долгих переживаний и размышлений. Она говорит, что решилась подойти к евангельским сюжетам лишь после того, как приняла крещение одиннадцать лет назад, хотя ее прадед и был священником. Сама Нестерова — из семьи московских художников. Дед-живописец учился вместе с Фальком, мать — известный архитектор. Начала рисовать с двух лет, окончила московскую художественную школу, Суриковский институт. Сидели, кстати, в школе они за
одной партой вместе с Татьяной Назаренко. Два больших мастера. Нестерова теперь и сама профессор, преподает живопись в Российской академии театрального искусства.

На выставке зритель найдет знакомые и новые нестеровские сюжеты и метафоры. Загадочные люди-буквы, люди-птицы и люди-облака над безднами морей и городов. Нестерова рассказывает, что в последние годы много времени проводит в самолетах, а, глядя на облака, невольно размышляешь о вечном.

Инга Преловская.

 

 

Наталья Нестерова в Русском музее
В Мраморном дворце Русского музея открылась выставка Натальи Нестеровой «Отражения утраченного времени». Большая ретроспектива, придуманная к 60-летнему юбилею знаменитой московской художницы, уже побывала в аахенском Фонде Людвига и в Третьяковке , а из Петербурга отправится в Вашингтон, в Национальный музей женского искусства, и в Верону, в галерею современного искусства «Палаццо Форти». «Отражения» рассматривала АННА ТОЛСТОВА.

Обычно ретроспективы заслуженных художников РФ, лауреатов Госпремии и академиков Российской академии художеств в вашингтонский Музей женского искусства или аахенский «Людвиг» не возят. Наталья Нестерова не сидела на Лубянке, не лежала в психушке, ее работы не давили бульдозерами, она не выступала с коллективными или индивидуальными действиями, которые потом можно было бы записать в графу «концептуальные акции». Она училась в Суриковке, писала маслом по холсту что-то сугубо лирическое, какие-то сценки из жизни отдыхающих, благополучно выставлялась, иногда официально поощрялась. Поэтому во многих продвинутых историях современного русского искусства она либо вовсе не упоминается, либо упоминается вскользь наряду с Татьяной Назаренко как пример «романтического семидесятничества». Поэтому западные критики объясняют про нее западной публике, что когда на картине люди всего лишь гуляют в Летнем саду, а не идут на демонстрацию с красным флагом — это страшная антисоветчина. И как знать, может быть, если бы не Петер Людвиг, который кроме Бойсов и Кабаковых покупал художников, внешне вполне «гэдээрошных» и «совковых», и с начала 1980-х стал собирать свою коллекцию Нестеровой, не бывать ей в продвинутых историях искусства.

Чтобы выбор Людвига хоть как-то оправдать, нужно проявить известную изобретательность. Нужно сказать про экспрессивную нестеровскую манеру письма, выращенную на французах, про дух Анри Дерена и жесткий, с черными тенями и белесыми светами колорит. Еще нужно сказать про примитив, Нико Пиросмани и бесхитростные пиршества где-то на черноморском побережье. Не забыть про сюрреализм и про Рене Магритта, на героев которого слегка похожи нестеровские неуклюжие, квадратные, в старомодных плащах и шляпах, прячущие лица за букетами, масками или пролетающими птицами персонажи. Можно даже вспомнить, что первую свою «Тайную вечерю» Нестерова написала в 1969-м — только называлась она. конечно, тогда «Трапезой» — и что в картинах у нее полно цитат из старых мастеров, так что все это тянет на постмодернизм и «ученую живопись».

Ее официанты и правда носят свои подносы так же, как носили блюда слуги в «пирах» и «вечерях» барочных фламандцев, ее отдыхающие выпивают, поедают устриц и режутся в карты не хуже солдат в трактирах у малых голландцев — цитировать вообще свойственно художнику с академическим образованием да еще учившемуся у Дмитрия Жилинского, который был большой любитель итальянского ренессанса.Только в искусстве Нестеровой нет никакого такого цитатного интеллектуализма. Экспозиция в Русском музее так просто и рассказывает историю нестеровской повседневности: зал про то, как люди едят в кафе и ресторанах, зал про то, как люди гуляют в парках, зал про игры на свежем воздухе. Люди кормят птиц, лезут куда-то вверх по лестницам, сидят на пляже у моря, катаются на карусели, играют в чехарду и бадминтон, смотрят в небо, строят замки из песка — они убивают время и время убивает их. Они те же, что и в 1970-е, не изменившиеся оттого, что в последнее время художница все больше работает в Америке, Германии или Франции, потому что вовсе это не советские люди, а «люди вообще», как у Брейгеля или того же Магритта.

Летний сад.

Изменились разве что декорации — к Летнему саду и Петергофу добавились нью-йоркский Центральный парк и Версаль.

 

Версаль:  в творчестве художницы силён мотив одиночества.

Те же «люди вообще» стоят у Стены Плача, они же сидят за столом в «Тайной вечере», снимают Спасителя с креста, да и сам Христос — один из этих «людей вообще». Точно так же Рембрандт, написав какого-нибудь «человека в латах», вставил бы его потом в «Снятие с креста», и не из соображений экономии, а потому что имел склонность писать про «жизнь вообще».

У Натальи Нестеровой «жизнь вообще» — довольно печальная штука. Есть у нее вполне канонические «Адам и Ева», которые стоят лицом к публике, прикрытые фиговыми листочками, у райского древа со змием с яблоком в пасти. А есть и неканонические, к публике повернутые задом, уходящие в неуютную голую пустыню. После чего каждый сад культуры и отдыха на ее картинах начинает казаться потерянным раем. Так что не случайно люди у нее лезут вверх по лестницам, парят на качелях и в гамаках, рвутся взлететь вслед за птицами — потеряв рай земной, ищут рая небесного. И «утраченное время» в названии выставки начинаешь понимать не в изящном прустовском смысле, а в смысле скорее библейском — как утрату золотого века.

В Мраморном дворце картины Натальи Нестеровой висят без рам, отчего видно, что с торцов, там, где холст натягивается на подрамник и потом обычно закрывается каким-нибудь багетом, тоже есть живопись: туда уходят балюстрады, крылья птиц, подолы платьев, небо и земля. То есть всего этого видно не будет, но тем не менее все добросовестно дописано, так что даже хочется перевернуть картину и посмотреть, нет ли там чего на обратной стороне. Так вот и средневековые мастера, когда строили храм, вплотную подходящий, скажем, к крепостной стене, обязательно украшали резьбой скрытую от глаз сторону также, как и главный фасад. Потому что работали не только для того зрителя, который смотрит на храм с земли, но и для того единственного, который любуется им с небес.

 

Выставка «Мы жили в Москве» в галерее «Ковчег»

В самом деле дорогой стала наша столица. Миллионы долларов платят ньнче за квартиры на Остоженке. И золотом сверкают на Солнце купола многочисленных храмов-новоделов. Но дорогая не в смысле денег; а в качестве эмоций Москва канула в Лету. К счастью, ее, несуществующую, успели запечатлеть многие поколения художников, живших в нашем городе. Бывшем нашем.

Кураторы галереи «Ковчег» Сергей Сафонов и Игорь Чувилин собрали на выставке «Мы жили в Москве» (название позаимствовано у Льва Копелева и Раисы Орловой, авторов знаменитой книги воспоминаний, эмигрантов и диссидентов) живопись, графику, фотографию авторов разных покалений. Все начинается с вещей 1920-х годов, а заканчивается современностью. Экспоненты запечатлев московские проспекты, улицы, переулки, скверы, отдельные дома и целые кварталы новостроек. Уже выбор натуры определяет угол зрения каждого мастера, его индивидуальную художественную манеру. Переходя от работы к работе, словно плывешь по волнам памяти — и в то же время изучаешь русское искусство второй половины XX века. Художники смотрят на родной город пристрастно, как на близкого родственника, видя прежде всего его необычностъ и самобытную красоту.

Оттого представленые произведения и далеки от официального образа столицы Советского Союза Александр Лабас в цикле акварелей «Уезжают из Москвы» запечатлел людей, спешно покидающих город во время эвакуации. Военная Москва — такая неприютная. И колорит этих листов темно-серый цвет подчеркивает трагизм ситуации. Многое городские виды и места — Собачья площадка, Павелецкий рынок. Мерзляковский переулок — сегодня остались только на снимках и в работах Евгения Окса, Антона Чиркова, Зои Куликовой, Василия Коротеева, Алегсея Айзенмана, Николая Гришина Николая Витинга. Виктора Дувидова, Леонида Зусмана, Тамары Рейн, Екатерины Раскиной, Светланы Егоровой, Ивана Полиенко — художников несхожих, но одинаково влюбленных в свой город. Названия несуществующих мест звучат как заголовки музыкальных опусов, недоступных слушателям.

Усовершенствование столичного центра привело к насильственному переселению многих художников в малоосвоенные «спальные» районы, где унылые серые коробки на мерзлой, припорошенной первым снежком земле навевали невероятную тоску. Космически-пустынные пространства новостроек на рубеже «оттепели» запечатлены в рисунках, акварелях и линогравюрах Ольги Эйгес. График Александр Максимов стал в семидесятые годы XX столетия чуть ли не главным бытописателем отдаленного района Бескудниково. Образы хрущевских коробок тогда же появились и в работах Гарифа Басырова — в частности, в его офортах цикла «Пригород». Юрий Фатеев и сегодня в мастерской у станции метро «Бибирево» пишет Красную Пресню, места своего детства. Ностальгия по часто нелепой, немного провинциальной, но все же очень человечной и такой родной прежней московской застройке сквозит в живописи Натальи Нестеровой и Екатерины Григорьевой.

Великий Михаил Рогонский, даже отправившись в эмиграцию, в Париже продолжал писать московские очереди и коммунальные кухни, памятные еще с брежневских лет. Большая часть творческого наследия другого московского пейзажиста Эмиля Визина давно хранится в основном в Израиле. Художник-эмигрант, живущий во Франции с 1972 года «невозвращенец» Николай Дронников, представлен в экспозиции живописью шестидесятых годов и графическими портретами своих современников: Александра Солженицына. Булата Окуджавы, Андрея Cинявскогo.

Печатников переулок.   1985 год.

Город меняется — иногда до неузнаваемости. И вместе с изменениями архитектурной среды обитания нечто необратимое происходит с его обитателями. «Я выселен с Арбата и прошлого лишен», — спел Булат Окуджава в 1982-м. Несколько лет назад «Ковчег» показал выставку «Гибель Арбата» — в бОе годы прошлого века фотограф Александр Потресов планомерно фиксировал уничтожение исторической застройки в самом центре столицы. Совместный фотопроект Андрея Волкова и Светланы Ланшаковой посвящен призрачно-неуютной Москве семидесятых.

Нынешний москвич, живущий в реалиях темностекляных офисов и башен-высоток. возможно, посмотрит свысока на ушедший наш город Но это значительный пласт отечественной культуры. И невольно приходит на ум: «Что имеем — не храним, потерявши — плачем!

Эта выставка — чтобы плакать. Хоть и входит в параллельную программу закрывшейся в ЦДХ ярмарки «Арт Москва», гордящейся коммерческими итогами.

Надежда НАЗАРЕВСКАЯ

 

Наталья Нестерова уверена, что у хороших художников было счастливое детство

Сегодня в Москве в залах Государственной Третьяковской галереи открывается выставка художницы Натальи Нестеровой (не путать с той Натальей Нестеровой, что основала свой университет). В экспозиции представлено 50 живописных полотен, большая часть которых еще не известна- российским зрителям.

Благовещение.

Профессор живописи Российской академии художеств, лауреат Государственной премии и премии «Триумф», одна из наиболее известных отечественных мастеров-семидесятников, Наталья Нестерова последние 16 лет живет преимущественно в США. Ее работы выставлены в крупных музеях Нью-Йорка, Кёльна, Монреаля, Пекина… За сорок лет творческой деятельности художница написала около полутора тысяч картин.

— Мой дед, Николай Иванович Нестеров, — рассказала Наталья Игоревна, — был прекрасный художник. На стенах нашего дома висели его работы, в которые я уходила странствовать. Он рисовал мне, маленькой, картинки, учил играть и чувствовать. Потом я начала рисовать сама, и с тех пор, как помню себя, это занятие меня не разочаровало, не утомило, и сегодня мне все так же интересно, как в детстве. То, откуда мы появились, что видели в первые годы жизни, навсегда остается самым главным. Когда на выставках современного искусства я вижу отталкивающие работы, то всегда думаю, что у этих художников что-то не сложилось в детстве. Как иначе объяснить, что их больше интересуют плевки и помойки, чем деревья и небо. Мимо всех ужасов современного искусства я прохожу, закрыв глаза. Если вы будете все время смотреть на страдания, то в какой-то момент просто намылите веревку. Искусство должно поднимать человеческий дух, а не разрывать душу на части.

Анатолий СТАРОДУБЕЦ.

 

 



481c6f06 131313

Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Кагаров Медат

Кагаров Медат Жил и работал в Ташкенте...

27 03 2020 4:58:49

Базиль Фредерик

Базиль Фредерик   1870 год...

26 03 2020 22:20:35

Ватолина Нина

Ватолина Нина В этом году в ярмарке примут участие 60 галерей, причем, по словам организаторов, их число ограничено лишь пространством выставочного зала — оно уменьшилось после реставрации...

25 03 2020 17:55:38

Крэнстон Толлер

Крэнстон Толлер Крэнстон, как известно, не любит говорить с журналистами...

24 03 2020 19:57:46

Хакенбек Хильдегард

Хакенбек Хильдегард В нем сначала последовательно наносят тонкие цветные слои известково-песчаного, известково-цементно-песчаного или цементно-песчаного раствора на архитектурную плоскость...

23 03 2020 16:59:34

Хоусон Питер

Хоусон Питер Пишет на религиозные, военные темы, портреты...

22 03 2020 4:51:57

Кулик Олег

Кулик Олег На этот раз против коммерциализации искусства...

21 03 2020 8:31:35

Гранвиль Изидор

Гранвиль Изидор Вспоминаете? С трудом?...

20 03 2020 4:15:13

Ланге Йозеф

Ланге Йозеф На соседней странице помещен рисунок скрипача, чем-то похожего на юного Моцарта...

19 03 2020 4:19:43

Феррари Лука

Феррари Лука 1654 в Падуе...

18 03 2020 17:13:11

Cидур Вадим

Cидур Вадим   Последняя фотография мастера...

17 03 2020 9:22:59

Неменский Борис

Неменский Борис Мать...

16 03 2020 4:18:20

Фешин Николай

Фешин Николай     Когда Илье Репину в 1926 году был задан вопрос, кого из современных художников он считал лучшим, тот назвал Николая Фешина...

15 03 2020 16:55:15

Марке Альберт

Марке Альберт Наводнение в Париже...

14 03 2020 6:45:12

Козлова Анастасия

Козлова Анастасия В этот раз к нам поступило 10 713 рисунков практически из всех регионов России, а также с Украины, из Белоруссии, Словении, Казахстана, Молдовы и Эстонии...

13 03 2020 23:30:11

Кулаков Вадим

После окончания в 1963-м Московского государственного художественного института имени В...

12 03 2020 11:40:52

Уваров Виктор

Уваров Виктор Доктор искусствоведения...

11 03 2020 10:57:24

Чэпманы Джейк и Дино

Чэпманы Джейк и Дино Первые пять комплектов представили в Лондоне в Gilbert Collection в 2003 году...

10 03 2020 22:17:29

Фаюстов Максим

Фаюстов Максим Шалаева...

09 03 2020 0:26:39

Миронов Александр

Миронов Александр   Новокузнецк...

08 03 2020 16:13:43

Райхштейн Александр

Райхштейн Александр Иллюстрировал детские книги...

07 03 2020 17:33:55

Менделевич Исаак

Менделевич Исаак Чкалову в Нижнем Новгороде...

06 03 2020 17:43:14

Комиссаров Иван

 Комиссаров Иван Теперь я знаю точно: враг человека — это всепоглощающая суета...

05 03 2020 21:28:59

Митурич Май

Митурич Май Его ретроспектива в выставочных зала Галереи искусств Зураба Церетели на Пречистенке представила творчество автора во всех ипостасях — живописи, графике и даже скульптуре...

04 03 2020 0:42:44

Чистяков Павел

Чистяков Павел Учениками Чистякова был весь цвет российской живописной элиты: В...

03 03 2020 1:42:14

Бобров Александр

Бобров Александр     Гигантское граффити нарисовал пензяк на санатории Перми...

02 03 2020 2:17:45

Дятлов Борис

С первых же лет самостоятельной творческой жизни выполнял ответственные работы по художественному оформлению крупных объектов народно-хозяйственного и культурного назначения, таких как Нововоронежская А Э С, атомоград Капустин Яр, драматические театры в Караганде и Барнауле, библиотека в Курске и Морской вокзал в Новороссийске, которые получили признание как лучшие образцы современного монументально-декоративного искусства...

01 03 2020 22:39:42

Киселёв Виктор

Киселёв Виктор Комаровка Майнского района Ульяновской области, навсегда остался верен своему учителю Аркадию Пластову как в творчестве, так и в дружбе, не изменил он и своей малой родине, променяв московскую мастерскую на домик в деревне, где родился и вырос...

29 02 2020 5:36:49

Кук Николай

Кук Николай Кука в калейдоскопической последовательности...

28 02 2020 15:38:15

Куприянов Михаил

Куприянов Михаил Учился в В Х У Т Е М А Се\ В Х У Т Е И Не у Н...

27 02 2020 5:22:19

Марьин Владимир

Марьин Владимир Примечательно и то...

26 02 2020 21:58:42

Бейер Владимир

Бейер Владимир Один из организаторов Театра Юных Зрителей...

25 02 2020 19:44:26

Периколи Тулио

Периколи Тулио Фредерико Феллини Борис Леонидович Пастернак Фёдор Михайлович Достоевский Иоганн Себастьян Бах Зигмунд Фрейд Эрнест Хемингуэй Г Р А Ф И К А ...

24 02 2020 21:39:45

Филиппов Андрей

Филиппов Андрей Это очередная попытка вдохнуть новую жизнь в депрессивный регион на территории бывшей Г Д Р...

23 02 2020 21:40:27

Бенуа Николай

Бенуа Николай Публика расселась по своим местам, смолкли последние разрозненные звуки оркестра...

22 02 2020 14:44:10

Небесихин Сергей

Небесихин Сергей Он действительно виртуозно владеет кистью, это отмечают и коллеги, и искусствоведы, и зрители...

21 02 2020 16:48:17

Каноппи Антонио

Каноппи Антонио После пожара Москвы работал в Петербурге...

20 02 2020 9:46:46

Кронвальд Джейсен

Кронвальд Джейсен Так выглядит «пережеванная» Курникова...

19 02 2020 0:59:23

Лермонтов Михаил

Лермонтов Михаил Учился в Московском университете...

18 02 2020 19:41:51

Пономарёв Николай

Пономарёв Николай На переправе...

17 02 2020 22:53:14

Кирс Владимир

Кирс Владимир Этюды к Фильму « Раджа Васька»...

16 02 2020 2:49:13

Норышев Сергей

Норышев Сергей Гриценко, Л...

15 02 2020 18:40:47

Каракашев Вилен

Каракашев Вилен Сурикова, учился у М...

14 02 2020 2:36:27

Магдесян Эммануил

Магдесян Эммануил В годы учения в Академии художеств начинающий художник постоянно ощущал благотворное влияние и помощь И...

13 02 2020 19:31:57

Хансен Константин

Хансен Константин В нее вошел и « Портрет Элизы Кёбке с чашкой»...

12 02 2020 3:10:42

Волков Сергей

Волков Сергей Работы хранятся в частных собраниях у нас в стране и за рубежом Беседу вела Е...

11 02 2020 3:45:31

Кант Эмма

Кант Эмма Помимо засушенных растений, Эмма Кант использует еще и рыбью чешую, кожу рыбы с ее тонким, изящным рисунком, что позволяет добиваться неожиданных, удивительных эффектов...

10 02 2020 7:14:17

Смирнов Владимир

Смирнов Владимир Стрела времени пронзает века и десятилетия — и вслед стремительному ходу времени художник видит становление нашего города, которому исполняется в нынешнем году восемь с половиной столетий...

09 02 2020 0:16:16

Фетти Доменико

Фетти Доменико 1623 в Венеции...

08 02 2020 7:57:48

Фурсов Николай

Фурсов Николай вместе ходили на этюды, спорили об искусстве, формировали своё мировоззрение...

07 02 2020 3:54:42

Петвиашвили Русудан

Петвиашвили Русудан Здесь открыта выставка работ тринадцатилетней тбилисской школьницы Русудан Петвиашвили...

06 02 2020 5:10:31

Козлов Борис

Козлов Борис Он похож на свои картины...

05 02 2020 6:49:12

Кайботт Гюстав

Кайботт Гюстав Творчество этих живописцев, доминировавших в художественной жизни Франции последней трети XIX века, кажется, известно до мельчайших подробностей...

04 02 2020 0:54:38

Хворост Василий

Хворост Василий Ивана Франко у В...

03 02 2020 8:45:10

Бартольди Огюст

Бартольди Огюст В качестве оригинала Рош использовал маленькую модель, хранящуюся в кольмарском музее...

02 02 2020 7:53:11

Хохлов Иван

Хохлов Иван Во-первых, если названо имя, то почему — неизвестный? « Неизвестный художник» — как бы исторически устоявшееся понятие, коллективный псевдоним тех выдающихся мастеров кисти, которые по не всегда понятным причинам утратили свое личное имя, тем не менее обессмертив себя творениями, рассредоточенными по лучшим художественным галереям мира и неизменно подписанными: работы Неизвестного художника...

01 02 2020 23:11:46

Кандауров Отари

Кандауров Отари Во время учения общался с неофициальным миром художников :   Д...

31 01 2020 9:26:50

Химмат Эзеддин

Химмат Эзеддин Особо значимую роль играет мазок...

30 01 2020 13:28:56

Насыров Леонид

Насыров Леонид Два десятилетия назад   Гагарин посмотрел в первый раз на Землю из космоса...

29 01 2020 16:43:54

Ханджян Григор

Ханджян Григор Исабекяна и А...

28 01 2020 10:49:48

Козлов Николай

Козлов Николай За прошедшие с тех пор пятнадцать лет график проиллюстрировал м оформил около 70 книг, отдавая предпочтение любимым детьми приключенческой классике и фольклору...

27 01 2020 2:10:49

Пономаренко-Левераш Татьяна.

Пономаренко-Левераш Татьяна. — Татьяна, среди фотографий, которые вы мне показали, есть особо любопытная: президент Международной федерации хоккея Рене Фазель как бы дописывает портрет президента Владимира Путина, которого вы изобразили в хоккейной форме, с клюшкой и на коньках...

26 01 2020 12:24:39

Обросов Игорь

Обросов Игорь Игорь Павлович Обросов, выдающийся русский живописец, ушел из жизни в августе 2010 года, когда столица задыхалась от смога, ушел после тяжелой болезни, с которой долго и мужественно боролся...

25 01 2020 13:26:33

Фабер дю Фор

Фабер дю Фор В...

24 01 2020 3:44:18

Баранов-Россине Владимир

Баранов-Россине Владимир Окончив училище, поступил в Петербургскую академию художеств, но через год был отчислен по банальной причине — за непосещение занятий...

23 01 2020 3:11:12

Маре Жан

Маре Жан Жан Марэ, которому исполнилось 65 пет, посвятил себя театру, живописи, керамике, скульптуре...

22 01 2020 4:59:13

Бирштейн Макс

Бирштейн Макс Сурикова...

21 01 2020 21:29:29

Сидоренко Виктор

Сидоренко Виктор В серии картин, объединенных общим названием « Аральский цикл», почти нет развернутой драматургии...

20 01 2020 17:56:48

Тенишева Мария.

Тенишева Мария. Тенишева...

19 01 2020 15:40:31

Леонова Елена

Леонова Елена Их отличали искренняя, доверительная интонация, лиризм — черты, свойственные и ее сегодняшним работам...

18 01 2020 13:13:21

Глебова Татьяна

Глебова Татьяна Родом из Санкт- Петербурга...

17 01 2020 7:18:22

Неменова Герта

Неменова Герта Училась в Париже у Фернана Леже...

16 01 2020 2:44:37

Фабриано Джентиле да

Фабриано Джентиле да Записан в цех врачей и аптекарей во Флоренции (1422), работал также в Венеции (1409), Бреше (1419), Сиене (1421 и 1425), Орвието (1425) и Риме (1427), где расписывал базилику Сан Джованни ин Латерано (фрески уничтожены в XVII в...

15 01 2020 16:22:53

Манайло Фёдор

Манайло Фёдор Для самого художника — началом новой жизни, ничем не напоминающей первые десять лет его работы...

14 01 2020 4:30:38

Филипченко Игорь

Филипченко Игорь Всем известен подвиг Героя Советского Союза Николая Ивановича Кузнецова...

13 01 2020 8:38:39

Кузнецов Павел

Кузнецов Павел Петровым- Водкиным...

12 01 2020 9:47:39

Калита Николай

Калита Николай   Окончил М Г Х И им...

11 01 2020 11:42:58

Крандиевская Надежда

Крандиевская Надежда Потом в Париже у Бурделя...

10 01 2020 20:28:55

Мотти Джанни

Мотти Джанни По замыслу Мотти, его экспонат Mani Pulite (« Чистые руки») символизирует оппозицию коррупции и мафии в Италии, а также выражает его личное мнение относительно политики Берлускони...

09 01 2020 14:11:36

Кирчинцев Николай

Особое место на выставке заняла галерея портретов участников Великой Отечественной войны...

08 01 2020 1:39:39

Симаков Сергей

Симаков Сергей Развивает традиции дальневосточных астрологических школ...

07 01 2020 6:55:47

Курильцева Ольга

Курильцева Ольга Вчера открылась персональная выставка Ольги Курильцевой под названием « Все может быть...»...

06 01 2020 12:11:32

Покатов Валерий

Покатов Валерий Роднина отметила своеобразный юбилей — десять лет назад в японском городе Саппоро она впервые стала олимпийской чемпионкой...

05 01 2020 1:46:44

Капустин Юрий

Капустин Юрий Тырновой,   С...

04 01 2020 22:55:15

Паштов Герман

Паштов Герман Живёт и работает в Красноярске, преподаёт в художественном институте...

03 01 2020 12:23:43

Нецветаев Лев

Нецветаев Лев Если перед портретистом, работающим с моделью, стоит задача уловить главное в своём герое, то Нецветаев решает сложнейшую и коварнейшую задачу — угадать...

02 01 2020 2:43:30

Полисский Николай

Полисский Николай Замечательный художник Полисский Николай Владимирович (1957)  умудрился, не растеряв профессионального мастерства, превратиться в некоего Макаренко от искусства, приобщая к нему тех, кто только в школе читал про акведуки, зиккураты, средневековые карнавалы (хотя про масленичные празднества знал не понаслышке)...

01 01 2020 16:16:12

Мерцлин Роман

Мерцлин Роман Живет в Саратове художник удивительной цельности жизненного и творческого поведения...

31 12 2019 16:10:31

Сийнмаа Олев

Сийнмаа Олев Теория функционалистской архитектуры, представленная а статьях архитекторов Ле Корбюзье, Людвига Миэса ван дер Роэ, Вальтера Гропиуса и др...

30 12 2019 14:41:33

Экзюпери Антуан

Экзюпери Антуан           Книгу-сказку « Маленький принц» Антуан де Сент- Экзюпери иллюстрировал сам...

29 12 2019 2:44:12

Климт Густав

Климт Густав « Вена на заре Х Х столетия» Такая выставка проходила в залах Музея изобразительных искусств имени А...

28 12 2019 17:58:58

Миклухо-Маклай Николай

Миклухо-Маклай Николай 1 октября Проснувшись до рассвета,’ решил идти в одну из деревень,— мне очень хочется познакомиться с туземцами ближе...

27 12 2019 11:35:10

Малолетков Валерий

Малолетков Валерий             Cовременной керамике доступны многие жанры, характерные для других видов изобразительного искусства...

26 12 2019 22:39:47

Пасторе Анастасия

Пасторе Анастасия Может быть, потому что это «не профильное» место (впрочем, Тургенев живопись любил и понимал), выставки мне там попадались с оттенком самодеятельности и гремучего дилетантизма...

25 12 2019 14:36:43

Викланд Илон

Викланд Илон   Создавала иллюстрации к произведениям Астрид Линдгрен...

24 12 2019 17:12:56

Флавицкий Константин

Флавицкий Константин Бруни...

23 12 2019 9:18:40

Корина Ирина

Корина Ирина               В фойе офиса-башни энергетического концерна Гepмaнии «RWE AG» проходит выставка известной московской современной художницы Ирины Кориной...

22 12 2019 19:52:47

Корреджо Антонио де

Корреджо Антонио де Не хочу выходить за пределы той самой страны, где великая мать-природа, дабы не быть уличенной в пристрастии, даровала миру редчайших людей, подобно тем, какими она в течение многих и многих лет украшала Тоскану и в числе коих был Антонио из Корреджо, одаренный отменным и прекраснейшим талантом, живописец своеобразнейший, который владел новой манерой в таком совершенстве, что благодаря природному дарованию и упражнению в своем искусстве он в течение немногих лет сделался редкостным и удивительным художником...

21 12 2019 20:36:47

Cоколова Анастасия

Cоколова Анастасия Их работы по достоинству оценены местными властями — получили статус памятников архитектуры...

20 12 2019 6:16:29

Сезанн Поль

Сезанн Поль Сын преуспевающего фабриканта и банкира...

19 12 2019 17:22:13

Корнеев Иван

Корнеев Иван Репина...

18 12 2019 19:57:11

Худяков Василий

Худяков Василий Первый симбирский археолог, коллекционер, большой знаток в области истории, этнографии, искусства, Поливанов с конца 1880-х годов настойчиво добивался создания в городе музе я, который стал бы центром художественного образования...

17 12 2019 18:31:36

Турукина Людмила

Турукина Людмила Богатейшая резьба украшала избы—ладные да высокие, прялки, посуду, игрушки...

16 12 2019 18:27:15

Носков-Нелюбов Владимир

Носков-Нелюбов Владимир проиллюстрированная молодым графиком...

15 12 2019 12:58:42

Чечулин Дмитрий

Чечулин Дмитрий Одну из них, высотой в 32 этажа, собирались возвести в Зарядье (по слухам, Берия намеревался переместить туда с Лубянки органы безопасности), затем на этом месте Чечулин возвел гостиницу « Россия»...

14 12 2019 4:44:45

Казенин Леонид

Казенин Леонид   Юрий Васнецов...

13 12 2019 2:13:53

Комеч Алексей

Недаром в юности он разрывался между выбором двух дорог: искусствоведа и исследователя музыки...

12 12 2019 17:53:46

Клюев Олег

Клюев Олег В народе этого пса прозвали Константин, что в переводе с греческого означает «верный»...

11 12 2019 11:46:22

Конкин Владимир

Конкин Владимир   На его счету 49 киноролей, в таких фильмах, как « Марина», « Побег из дворца», « Отцы и дети», « Романовы — венценосная семья», « Принцесса на бобах», « Бульварный роман», « Аты-баты, шли солдаты», « Сармат», « Романс о влюблённых», « Последняя осень», « Чёрный океан» и другие...

10 12 2019 5:10:28

Фишер Урс

Фишер Урс Работа китайского художника Сонг Донга очень хороша, несмотря на то, что напоминает произведения по крайней мере двух его современников и соотечественников — показанную на последней « Документе» в Касселе инсталляцию гигантской башни Ай Вэйвэя, собранной из дверей, снятых как раз от снесенных старых домов в Пекине, и засыпанного пылью павильона Лью Вэй, демонстрировавшегося на Лионской биеннале 2007 года...

09 12 2019 15:47:40

Перетокин Владимир

Перетокин Владимир Но и среди мастеров такого класса не так уж много умеющих вдохнуть божественное содержание в, казалось бы, такие же, как у других художников, краски и линии...

08 12 2019 16:37:38

Чернакова Зоя

Чернакова Зоя Занялась реставрацией и хорошо освоила это дело...

07 12 2019 17:26:10

Кононов Николай

Кононов Николай В них нет стремления понравиться или удивить, им чужда конъюнктура...

06 12 2019 6:15:27

Шатобрен Иосиф

Шатобрен Иосиф Писал портреты выдающихся современников...

05 12 2019 8:41:25

Французов Борис

Французов Борис В экспозициях книжного знака почти всегда можно увидеть работы владимирского графика Бориса Французова...

04 12 2019 0:50:59

Шароновы Николай, Галина, Диана

Шароновы Николай, Галина, Диана Благодаря Шароновым   Тольятти имеет все шансы получить наряду со званием автомобильной столицы России еще и звание столицы ювелирной...

03 12 2019 17:56:13

Гришко Юрий

Гришко Юрий Учился у Э...

02 12 2019 14:43:57

Слепов Олег

Слепов Олег Именно отсюда, с Котельного, исследователи Арктики видели мифическую Землю Санникова...

01 12 2019 7:18:43

Клевогин Борис

Клевогин Борис Принимал участие в проектах выставок Музея современного изобразительного искусства « Живые вещи «, « Натюрморт»  и « Пиковая дама «...

30 11 2019 13:30:43

Коллин Маркус

Коллин Маркус Был членом объединения « Ноябрьская группа» в 20-х годах 20-го века стоящего на позициях развития искусства на национальной основе...

29 11 2019 22:12:30

Алексеев Николай

Алексеев Николай Началась эта история в захолустном Арзамасе в семье мещанина Василия Ступина и его жены Анисьи, к которым «добрые люди» пристроили 3-летнего сироту Сашку...

28 11 2019 13:46:58

Николаев Виталий

Николаев Виталий   Аркаимский звездочёт...

27 11 2019 3:32:24

Левицкий Дмитрий

Левицкий Дмитрий   1783-1785 годы     Внешний облик Левицкого (1735-1822) , с его чуть желчным и страстным лицом, мы можем видеть трижды...

26 11 2019 3:45:29

Кудрявцева Софья

Кудрявцева Софья С радостями, сомнениями, печалями...

25 11 2019 11:14:10

Скотаренко Адольф

Скотаренко Адольф Даже птицы сегодня не пели, И осина уже не дрожит...

24 11 2019 19:15:51

Почхуа Арсен

Почхуа Арсен И книжные иллюстрации, выполненные способом торцовой гравюры на самшите, выдерживают большие тиражи...

23 11 2019 19:52:47

Шафиков Ринат

Шафиков Ринат Ветеранов Великой Отечественной войны, Героев С С С Р и России, школьников и студентов встречали известные марши и вальсы, исполняемые оркестровой группой дважды Краснознамённого Академического ансамбля песни и пляски Российской армии имени А...

22 11 2019 21:31:30

Шабус Ханс

Шабус Ханс Берлин и сегодня — самая большая и самая интернациональная культурная сцена в Европе, и потому как нельзя логичнее биеннале оставаться самым новаторским и радикальным арт-форумом, зоной некоммерческого искусства...

21 11 2019 19:47:38

Кристо

Кристо В субботу в Центральном парке Нью- Йорка стартовал крупнейший публичный художественный проект в истории города — « Ворота»...

20 11 2019 11:25:59

Хальс Франс

Хальс Франс Св...

19 11 2019 3:23:11

Мурадян Саркис

Мурадян Саркис Это — музей поэта...

18 11 2019 13:51:48

Киселёв Александр

Киселёв Александр   Учился в Императорской Академии художеств...

17 11 2019 13:58:20

Волошин Максимилиан

Волошин Максимилиан Гумилев и др)...

16 11 2019 20:15:56

Чернощёков Александр

Вскоре туда отправился Ленин, следом — Сталин...

15 11 2019 5:40:11

Cлевиньский Владислав

Cлевиньский Владислав И сходства оказалось больше, чем различий: ведь арт-процесс во всей Европе той эпохи шел параллельно, и в конце века XIX всюду царили импрессионизм, потом модерн, символизм, экспрессионизм, ну и, конечно, абстракционизм, вскоре потесненный ар-деко Причёсывающаяся...

14 11 2019 6:30:17

Теребенев Иван

Теребенев Иван Он проявил интерес и склонность к живописи, но академическое руководство определило его в скульптурный класс, где учеников было недостаточно — решение, характерное для казенной и официальной обстановки в Академии...

13 11 2019 1:20:59

Воронихин Андрей

Воронихин Андрей Обнаружив большую склонность к архитектуре, учился у В...

12 11 2019 19:14:31

Оффенгенден Иосиф

Оффенгенден Иосиф Вот она: « Знал тебя 20 лет и все-таки, оказывается, не знал по-настоящему...» Фразу эту, в которой и восхищение и удивление одновременно, могли бы повторить, вероятно, многие посетители выставки, сделавшие тесными и без того узкие коридоры « Юности»...

11 11 2019 5:56:18

Кириакиди Иван

Кириакиди Иван Н...

09 11 2019 19:38:48

Бурмагина Генриетта

Бурмагина Генриетта Гравюры « Первый театр в Вологде» и « Петровский домик» были замечены не только в Вологде, но и в Москве...

08 11 2019 20:16:39

Конев Вадим

Конев Вадим Так называется новая выставка живописи известного русского художника Вадима Конева, которая экспонируется в Государственном Совете Республики Крым...

07 11 2019 14:44:38

Катран Сергей

Катран Сергей На протяжении последнего полувека, если не всего минувшего столетия, музыка и визуальные искусства исследуют общее поле идей и все более сближаются по мере того, как художники осваивают работу со временем, а композиторы — с пространством...

06 11 2019 19:35:43

Коровина Антонина

Коровина Антонина Ощущением присутствия? Радостью узнавания? Нет, все неточно...     Глядишь на работу, изображающую зимнюю улочку в Тарусе, маленьком приокском городке...

05 11 2019 18:47:24

Купецио Ксения

Купецио Ксения Чистота цвета...

04 11 2019 18:10:44

Сотсков Акиндин

Сотсков Акиндин )...

03 11 2019 22:14:55

Клыков Вячеслав

Клыков Вячеслав Окончил М Г А Х И им...

02 11 2019 22:55:10

Кузькин Андрей

Кузькин Андрей     Возникшим в 60-e годы прошлого века концептуализм — как международный, так и сугубо отечественный, «московский романтический» согласно хрестоматийному определению философа Бориса Гройса, — и поныне остается одним из самых влиятельных течений сопtemporary art...

01 11 2019 8:17:56

Власова Алевтина

Власова Алевтина Джеймс Барри П И Т Е Р П Э Н Дж...

31 10 2019 12:58:26

Окас Эвальд

Окас Эвальд Его произведения видели любители искусства около тридцати стран мира...

30 10 2019 0:49:55

Еще:
Художники -1 :: Художники -2 :: Художники -3 :: Художники -4 :: Художники -5 :: Художники -6 ::

Человек увлекался изобразительным искусством с древнейших времен. И только изобретение фотоаппарата пошатнуло позиции изобразительного искусства, как важнейшего для нас из всех искусств. А появление фотошопа ознаменовало конец эры художников в традиционном понимании.