Я художник, я так вижу!    

Бахчанян Вагрич

14.04.2015 | Автор: admin

 

Бахчанян Вагрич Акопович (1938-2009) — советский армянский художник, литератор.

 

 

Выставка Вагрича Бахчаняна, представляющая работы из коллекции Фонда поддержки культуры «Stella Art Feundation» в зале фонда на Мытной улице -первая после смерти автора, случившейся в Нью-Йорке в минувшем ноябре. Степенная экспозиция из почти сотни впервые демонстрирующихся в России уникальных листов графики семидесятых -восьмидесятых годов (малая часть принадлежит к московскому периоду творчества, большинство вещей сделаны после эмиграции в Америку в 1974-м) тем не менее не претендует на формат мемориальной ретроспективы, поскольку сам Бах, как называли его друзья, никогда бы не согласился на тяжеловесную игру в классика. «Мне всегда чужд важный человек, который к тому же руководит» и «Лишний человек — это звучит гордо» — вот два главных постулата антропологии художника и литератора, карикатуриста и книжного графика, мастера коллажа, а главное — анархиста по натуре, выбравшего раз и навсегда положение окраинного, хоть и вдумчивого, комментатора фундаментальных социальных и культурных процессов.

Все то, что выдержало проверку временем, закостенело, стало общим местом, шаблоном, застрявшим в коллективной подкорке, тестировалось Бахчаняном даже не на эстетическую, а на этическую состоятельность. Так что и к собственному творчеству он пытался относиться снисходительно и небрежно, еще в 1993-м году начав самоуничижительный проект «Экспонат одного дня» (фрагментарно демонстрировался в Москве на выставке в Фонде «Эра» в феврале 2007-го): на небольшом листе бумаги каждый день создавалось неказистое произведение, пародирующее продукт с творческой кухни «настоящего» современного художника, и эти «картинки» согласно авторскому определению, выполненные в разных стилях и техниках, опять же каждый день выставлялись дома и вывешивались в Интернете, своим все увеличивающимся количеством устраняя критерий качества. Хотя сами работы ни в чем не уступали тому, что видят сегодня посетители и клиенты любой западной галереи. Просто Бахчанян слишком хорошо разбирался в искусстве и искренно его любил, чтобы испытывать к нему подростковый пиетет. «Американское искусство я знал по репродукциям. Когда на второй день жизни в Америке попал в Музей современного искусства, все там уже было знакомо. Многие работы в оригинале оказались даже хуже. Так что я не приобрел, а потерял! — так суммировал художник свой эмигрантский опыт в одном из интервью. А в другом все же признавался, что заокеанские музеи продолжают его восхищать. Хоть, надо сказать, он проводил в их стерильных пространствах и на улицах перед входом скандальные перформансы, похожие на акции политактивистов. Но то были ритуальные жесты, обозначавшие сердечную склонность на грани сладострастия. Телодвижения настоящего художника, находящегося в вечной борьбе с самим собой.

Отчего-то Вагрича Бахчаняна, в самом деле автора десятка книг и бывшего сотрудника отдела юмора «Литературной газеты» по-прежнему принято считать прежде всего «словесником» острословом, создателем бессмертных афоризмов-лозунгов вроде «И на нашей улице будут будни!» или «Друг товарищу брат!» Про ставшее народным достоянием выражение «Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью!» даже неприлично напоминать. Вот, например, и в газетной рецензии на нынешнею выставку коллега-критик аттестует Бахчаняна сообразно сложившемуся стандарту: «прославленный остроумец и немного художник? Но «немногие» артистическо-пластические достижения автора, начинавшего карьеру в начале 60-х оформителем в цехе харьковского завода транспортного машиностроения «Поршень» и дослужившегося до биеннале в Венеции и Сан-Паулу, многого стоят. О чем и пытается в меру сил напомнить экспозиция в «Stella Art Foundation».

В ней нет безвозвратно утерянных самых первых живописных опытов Бахчаняна в духе «дрипинга» (спонтанного разбрызгивания краски) Джексона Поллока. Опытов, стоивших 25-летнему члену Студии декоративно-прикладного искусства при Дворце культуры «Металлист» приглашения сделать, выставку в Париже (он послал свои работы из Харькова во Францию… по почте) и — товарищеского суда на заводе, на котором политически вредный «абстракцизм» гневно обличали начальник планово-экономического отдела, кокильщик (sic!) и электрик. Критика товарищей не пошла на пользу: Бахчанян продолжал свои авангардистские эксперименты, осваивая монотипию, аэрограф и придумав собственную методу «переводных картинок». О последней можно получить представление и на выставке по листам середины 70-х, выполненным в технике алхимажа, продолжении графических упражнений сюрреалистов. В этих «абстракциях» и «мозаиках» нет никакой идеологии и сарказма, хоть Бахчанян и препарировал в них журнальные фотографии. Это работа с чистой формой, позволяющая по-иному взглянуть и на более типичные «соцартистские» произведения, составившие костяк экспозиции.

Вот брутальная серия «Голая «Правда», сделанная в 75-м, сразу после эмигра-ции. На вырезках из главной советской газеты Бахчанян переририсовывает откровенные изображения из западных порножурналов, добиваясь комического эффекта столкновением кондовых заголовков и похабных картинок. Теперь политическая составляющая безвозвратно выдохлась («Правду» никто не читает, а эротические издания валяются в любом киоске), зато эстетическая актуализировалась: мы смотрим на эти хрупкие листочки как на поле борьбы образов словесных и визуальных, борьбы, следить за которой не наскучит никогда.

Американцы глазами русских.   1983 год.

Или другая гигантская серия из 42 работ «Американцы глазами русских» (1983), занимающая целую стену выставочного зала. Чернилами и маркером Бахчанян просто перерисовывает в большом формате фрагменты советских карикатур с изображением цэрэушников, генералов Пентагона и прочих дядей Сэмов, ничего не добавляя от себя. Абсурдное, в сущности, занятие. Но, если задуматься, цель его ясна — этим механическим действием художник «обезоруживает» пропагандистский знак, превращая его лишь в красивое контрастное сочетание черного и белого, вязь линий на бумаге, в своего рода шедевр каллиграфии. Ну чем не настоящий формализм?

При таком подходе самые «отвязные» коллажи кажутся изысканными эстетскими тренировками хорошего вкуса. Искусством, а не диссидентской фрондой (кстати, эмигрантам-антисоветчикам от Бахчаняна тоже крепко доставалось). Так что если и говорить о смеховой природе творчества художника-остроумца, то придется признать, что его визуальные шутки не стареют. У его старых анекдотов не видно бороды — над ними хорошо поработала опасная бритва брадобрея Бахчаняна.

Фёдор Ромер.

 

 

На своей визитной карточке Вагрич Бахчанян пишет: «Художник слова». Когда-то он был звездой 16-й полосы «Литгазеты». Это ему принадлежит афоризм «Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью». В Америке, где он давно живет, его книжки только теперь начинают издавать микроскопическими тиражами.

Вагрич Бахчанян, будучи большим любителем Велимира Хлебникова и Алексея Крученых, каждый раз придумывает новые слова: камбалалайка. орангутанго, демагоголь, гитаракан, собакалавр. блондинозавр — это все я переписал из его четырехстраничной книжки «Зверительная грамота, или «Помесь гибрида с метисом», вошедшей в диптих «Зоопарк культуры и отдыха» и изданной в издательстве «Ужимка-пресс», Москва-Нью-Йорк, «во второй половине XX века». За границей он выпустил книжку «Стихи разных лет», которая составлена из хрестоматийных строчек Крылова, Некрасова, Пушкина, Маяковского, но под своей фамилией. «А что? — объяснял он. — Ведь каждый знает, что это написал не я! Это такой концепт». Так что поле его деятельности — вся русская поэзия. А теперь, с выходом книги «Вишневый ад», собранной из перемешанных и взболтанных чеховских пьес, — и вся русская драматургия. Он — «библиофилин».

Его первая за 30 лет книга в России вышла год назад в екатеринбургском издательстве «У-фактория» под названием «Мух уйма». В предисловии к ней рассказано о «Трофейной выставке достижений народного хозяйства СССР», которую Бахчанян устроил в журнале «Новый американец». На ней были представлены придуманные Бахчаняном призывы-лозунги, каламбуры-парадоксы: «Вся власть — сонетам!», «Бей баклуши — спасай Россию», «Всеми правдами и неправдами жить не по лжи!» Бахчанян считает удачный каламбур «высказыванием самого языка». Сизифу он приписывает слова «Кончил дело — гуляй смело». Венере Милосской — «Мойте руки перед едой», Вильгельму Теллю — «Не стой под стрелой», барону Мюнхгаузену — «Правда глаза колет». Дальтону — «Все стало
вокруг голубым и коричневым», Герострату — «Всем лучшим во мне я обязан книгам».

В его нью-йоркскую квартиру иду мимо Централ-парка, где Бахчанян обычно ловит карасей, и знаменитого музея «Метрополитен» — здесь удачно размещено «сырье» для бахчаняновского творчества. Художник встретил меня на лестничной площадке и проводил в квартирку на двух уровнях, соединенных винтовой лестницей. Квартира небольшая: наверху гостиная, в подвале спальня — она же библиотека, — зеркалом продолженная в бесконечность.

— Я человек косноязычный. Предложения строил слишком свободно.

— Это вы от косноязычия подались в формалисты?

— Наверное. Косноязычие близко к авангардизму. Все изобретения делаются или от незнания, или от неумения что-либо сделать правильно. Известно. например, что промокательную бумагу изобрели случайно, до нее пользовались песком. Человек, который делал обычную писчую бумагу, неправильно замесил состав, и бумага вышла бракованная. Ее уже хотели выбросить — и тут кто-то пролил на нее жидкость. а бумага ее мигом впитала. Эйнштейн говорил: знающий человек знает, что это можно, а это нельзя, но приходит человек невежественный, ничего этого не знающий. — и делает открытие. Из языка Акакия Акакиевича можно вывести всю абсурдистскую литературу, разве нет? А Лебядкин — чистый авангард.

— А вы как изобрели вашу «промокашку»?

— Не знаю. Начинаюсь все в разговорном жанре. Я любил много болтать — и в армии, и до армии.

— Вообще-то это не одобрялось…

— Не одобрялось. И я часто попадал на гауптвахту. Из-за искусства. Однажды очень сурово подзалетел на 15 суток строгого ареста, потому что в Киеве ушел в самоволку на выставку Серова. Меня только что призвали, и я не имел права на увольнение. Потому ушел в самоволку. Выставку посмотрел, а на обратном пути меня поймапи. И я сидел в бывшей Киевской тюрьме, которую потом переоборудовал и под гауптвахту, — в той самой камере. где сидел Котовский. По этому поводу я сейчас процитирую самого себя: искусство принадлежит народу и требует жертв.

— Ваши фразы пошли в народ. Расскажите, как вы «Кафку сделали былью»…

— На эту фразу накопилось уже много авторов. Ее и Арканов, например, повторял. А родилась она довольно давно, еше в Харькове, при Хрущеве, когда у нас впервые вышел Кафка. У меня есть свидетели: Лимонов и Милославский — это была одна компания. Кто-то пришел с Кафкой и говорит: Кафку купил! Я тут же выпалил: «Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью». Это было году в 64-м.
— А записывать все это вы стали сразу?

— Нет, конечно. Многие шутки было даже опасно записывать. Скажем, «Подземный переход от социализма к коммунизму» распространялся только устно. Или «Маозолей». Или «Дурная слава КПСС». К столетию Ленина я придумал переименовать город Владимир в город Владимир Ильич. Это тоже пошло в народ, а теперь кто-то предложил переименовать его во Владимир Вольфович. То есть шутки переходят в анекдоты. В Израиле была издана какая-то книга — я ее даже не видел, а только читал на нее рецензию — так вот: в этой рецензии в качестве цитат из книги приведены три мои шутки! Например, «В Одессе открылся тир имени Фанни Каплан».

— Вам за эти шутки доставалось?

— Помните «Клуб 12 стульев» в «Литературной газете»? Я там работал с 67-го по 74-й. В огромной комнате собираюсь много и художников, и юмористов. и хохмачей. И обязательно шел треп. Судя по всему, запись прямо из этой комнаты шла куда надо. Я по этому поводу как-то сказал: радоваться надо! Мы просто болтаем, а там записывают, значит, сохранят для вечности. Я думаю, где-то в соответствующих архивах теперь можно найти очень много интересного. Туда и Горин приходил, и Арканов, и Брайнин, вся антисоветчина там собиралась.

— Послушайте, формалист — не профессия, по крайней мере в Советском Союзе. Чему-то вы учились?

— Я ничему не учился. Я школу не окончил. У меня еше паспорта не было, когда мой папаша загремел за решетку и я пошел работать. Взяли условно. В Харькове.

— А какой ваш родной язык?

— Русский. В Армении я даже никогда не был. Предки бежали из Турции. И сразу в Харьков. Там собралась большая колония бежавших. Мне попалась книга мемуаров Сарьяна, в ней он описывает путешествие по Кавказу. В Турции он остановился в городе Харков. Значит, в этом турецком Харкове должны были быть Армянские поселения. И есть что-то общее между этим Харковом и Харьковом.

— В 74-м вы уехали на Запад, хотя ваше словотворчество строится на русском языке. Как вы существуете здесь?

— Я же с Россией не порываю. Я даже английский толком не выучил. Когда мы сюда приехали, нам помогли снять вот эту квартиру. И человек, который помогал, был из второй волны эмиграции. Когда я его послушал, то просто испугался: он мне рассказывал про Баку, где бегали безобразники. Какие безобразники?! Оказалось, он имел в виду: «беспризорники». Он уже слова стал забывать! И я, честно говоря, подумал, что если научусь говорить по-английски, мой русский станет вот таким же. Но жена у меня с хорошим английским, так что ее знаний хватает на двоих. А потом, здесь собирается много русских компаний…

— И все-таки, как же творчество?

— В России, конечно, было больше стимулов. Там был тот самый бульон, в котором все варится. Здесь этого нет. Воздуха нет. атмосфера не та. На 16-й странице «Литгазеты» собирался цвет нашей юмористической литературы. Это было как соревнование акынов. Здесь соревноваться практически не с кем.

— А как русскому литератору прожить в Нью-Йорке?

— Это отдельная история. Я ведь еше и художник — зарабатываю оформительской работой, делаю обложки книг. И русских. и нерусских. Потом мы с Генисом издавали журнал «Семь дней», я там тоже был художником. Появился «Новый американец» Довлатова — я делал обложки для него.

— Не поделитесь какими-нибудь новыми открытиями, которых в России еще не знают? Чем-то таким, чем вы гордитесь.

— …Авангардитесь! Так трудно с налету… Ну вот. например. «Мертворожденный ползать летать не может». «Как повяжешь галстук — береги его. он ведь с красной рыбой цвета одного» — это. впрочем, штука старая, еще по Москве ходила. «Бумажник — оружие пролетариата». «От великого до смешного — один шаг вперед, два шага назад». «Язык мой — враг мой руки перед едой». «Дышите на ладан как можно глубже». «Лучше умереть стоя, чем жить с кем-нибудь на коленях». «Я волком бы выгрыз только за то. что с ним разговаривал Ленин». Эту шутку мой приятель Лимонов показывал Лиле Брик, и она сказала: «Если бы Володя Маяковский был жив, ему бы понравилось». Или вот: «Бей баклуши — спасай Россию!» «Всеми правдами и неправдами жить не по лжи» — это мой ответ Солженицыну.

— У вас к Солженицыну какой-то счет?

— Я с самого начала чувствовал в нем какую-то фальшь…

— После екатеринбургской «Мух уйма» у вас вышла новая книжка, уже в Москве…

— Да. «Вишневый ад». Вышла в серии «Лауреаты премии «Либерти». Это мои пьесы. Самая первая пьеса, «Лондон и Вашингтон». родилась как раз на 16-й странице «Литгазеты». Там была анкета для художников и в ней вопрос: ваше хобби? Я написан: хобби — сочинять пьесы. Пришлось соответствовать. Книжка продается в Москве, вот только московские тиражи меня теперь очень удивляют: тысяча экземпляров!

— А мы уже не самая читающая страна в мире. Эти ваши пьесы, как я понимаю, не рассчитаны на то, чтобы их ставили?

— Нет. Это просто такой литературный жанр: пьеса. Мне неинтересно делать так, как другие, понимаете? Не то чтобы у меня такая задача — просто иначе не выходит.

— А можно спросить просто и вульгарно? Ваши сочинения — это что, желание постоянного выпендрежа? Или все же зов души?

— Никакого выпендрежа. Потребность такая. Вообше-то я об этом никогда не думал… Ну ладно, в Москве, допустим, выпендреж мог быть. Мы, как павлины, распускали хвосты, соревновались. Борьба шла по Дарвину. Но здесь-то зачем? Я здесь тридцать лет. а книжка вышла совсем недавно. Я имею в виду вот эту. которая издана в Екатеринбурге. В ней большинство шуток написано уже в эмиграции. И пьесы эти для книги «Вишневый ад» здесь написаны, в Нью-Йорке. Чехов писат театр абсурда. так? И вот я решил из него самого сделать театр абсурда. Взял несколько его пьес и перемешал реплики в произвольном порядке. И когда реплики Тригорина или Раневской звучат совершенно в другом контексте, получается театр абсурда.

— Коллаж — это ваш универсальный метод?

— То. что я вам читал. — это литературные коллажи. Я могу взять тему и написать, допустим, роман — но все равно получится коллаж какой-нибудь. А премию «Либерти» я получил как художник. Я же еше и концептуалист.

— Кстати, термин «концептуализм» толкуют по-разному. Вы, как отец русского концептуализма, можете уточнить его значение?
— Это, конечно, условный термин, потому что концепт был и у Леонардо да Винчи. Что такое концепт — идея! Но идея, смысл в искусстве были всегда. А нынешнее концептуальное искусство возникло как протест против коммерциализации культуры. Чтобы искусством было нельзя торговать, художники перестали писать картины маслом — стати делать рисунки, фотографии, все, на чем нельзя наварить денег. Но рынок берет свое: начали покупать и рисунки, и фотографии, все. связанное с известным именем. И очень дорого стати покупать. Так что протест ни к чему не привел… Вот видите картинку? (Подводит к подобию комода, где к стенке прислонено нечто.) Акция заключается в том, что я каждый день выставляю здесь новую работу. Это может быть просто бумажка. Или абстракция. Это продолжается с 28 июля 1993 года. Каждый день! Представляете, сколько накопилось работ? А еше я иллюстрирую все телефонные разговоры. С 1991 года. Сегодняшний телефонный разговор с вами я тоже проиллюстрировал, вот, смотрите. Видите: В. Кичин .

(Показывает пухлый блокнот, каждая страница испещрена штрихами, сделанными акварельными красками. Наш разговор по-чему-то напоминает шахматную доску. Или небо в клеточку.)

— Что это — отражение ваших чувств в момент разговора?

— Видите, вот ванночка с красками. Я макаю кисточку, разговариваю и рисую.

— А можно это как-то расшифровать?

— Нет. Иногда это чистая абстракция, иногда какие-то лица.

— И так кажтый звонок?

— Семьдесят девятый том!

— Надо издавать.

— Еше я выставляюсь. В Третьяковке, в Русском музее выставлялся. Недавно была выставка в Центре современного искусства на Зоологической…

— Когда последний раз были в России?

— Два года назад. А до этого я не был 29 лет.

— А когда вы снова приедете?

— Я приезжаю каждые 29 лет. Осталось 27…

— На выставке «Россия!» и в Музее Гуггенхайма были?

— Был. И могу присоединиться к словам Олега Кулика, которое он сказал в каком-то интервью: «ВДНХ на выезде». К сожалению, это так. Конечно, шедевров там много, но сама выставка — это ВДНХ. Особенно в той части, что касается современного искусства. Там очень чувствуются какие-то интриги: кто-то кого-то не любит, кто-то кого-то не включил в число участников… Нет Олега Целкова, нет Шемякина, Краснопевцева — людей, которые в самое тяжелое время оставались в своем творчестве свободными.

— Скажите, как и почему вы отважились уехать из СССР?

— Когда я объясняю, мне не верят: нам просто было негде жить. А КГБ я не боялся — трепался везде и обо всем. Когда вышеупомянутый Лимонов женился, его вызвали на Лубянку и предложили сотрудничать. А если он откажется, его вышлют в Харьков. Мы с ним тогда снимали комнату на Пушкинской, напротив прокуратуры. И вот он пришел с Лубянки очень возбужденный, с нездоровым таким румянцем на лице. Говорит: «Знаешь, Вагрич, какой мне первый вопрос задали? Это почему же ваш друг Бахчанян так не любит советскую власть?!» А положение мое тогда было сложное: я был реально женат, но оформил еше и фиктивный брак — чтобы прописаться в Москве. От фиктивной жены пришла пора выписываться, а прописаться было уже некуда. Купить квартиру я не мог: однокомнатные квартиры были страшным дефицитом, да и с деньгами было херовато. Бред собачий! И мы уехали. Я не еврей, и жена Ира — русская, но я хорошо знал одного человека из еврейской эмиграции, и он нам помог перебраться в Израиль. Ирочка моя сочинила про нас такую замечательную легенду, что, когда мой друг ее прочитал, у него слезы на глаза навернулись: «Это все правда?!!» Ну вот, а потом перебрались в Нью-Йорк.

— И как вам показался Нью-Йорк?

— Нью-Йорк, конечно, тема важная. Я ведь здесь живу дольше, чем где бы то ни было.

— Он стал вашим домом?

— Нет. Я, честно говоря, о Париже мечтал. Но не получилось. А здесь — куда? На Луну? В Харькове я мечтал о Москве, в Москве — о Западе. А теперь перспектива закрылась, понимаете? Когда уезжаю из Нью-Йорка — начинаю по нему скучать, но жить здесь, особенно летом, в жару, немыслимо. 33 градуса при стопроцентной влажности! Я просто не мог на улицу выходить. На пенсию не имею права — я ее не заработал. Здесь тоже законы суровые…

— В Москве у вас был интересный круг общения. Здесь он сложился?

— В первый год эмиграции какая-то активная жизнь еще была, а потом она стала угасать. Многие разъехались, кто-то умер… Осталось не так чтобы очень много. По моим телефонным иллюстрациям можно посмотреть, какие у меня люди остались. У меня сейчас в Москве больше друзей и знакомых, чем здесь…

— Это правда, что Лимонова из Савенко сделали вы?

— Правда. Году в 63-м. Мы как-то сидели в Харькове, выпивали. Эдик как раз написал очень хорошие стихи. Я прочитал и сказал: знаешь, фамилия Савенко и великий русский поэт — как-то не вяжется. Он задумался: «Да? А что же делать?» А он был тогда очень худой, бледный — желтый. Я и предложил ему стать Лимоновым. Так это к нему и приросло. Но теперь у меня, как у автора этого псевдонима, возникла идея его забрать. Я давал этот псевдоним поэту Лимонову. а он стап политиком. То, что он делает в политике, мне не нравится. Я уверен, он зря в это влез. Сумасшедший художник, поэт, композитор — это нормально. Но сумасшедший политик — это страшная вещь!
Фразы из книги

«Мух уйма»:

Совхоз «Сатанинское Отродье» переименовали в «4-е Исчадие Ада», и все изменилось к лучшему.

Водитель такси с детства считал строительство коммунизма побочным явлением. А брат водителя такси, известный отрицательным отношением к мозговым извилинам, ровно шесть лет назад зарегистрировал гражданский брак с мужчиной-прачкой.

Бледный, как смерть, негр.

Кремль-брюле.

ЗОБреализм.

Искусство принадлежит Ленину. Народ.

 

 

 

 

 

 



481c6f06

Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Тарасов Вячеслав

Тарасов Вячеслав ...

20 02 2020 13:51:46

Устинов Евгений

Устинов Евгений Сурикова у Кибрика, Рейнера, М...

19 02 2020 6:56:51

Окунь Александр

Окунь Александр   2005 год...

18 02 2020 11:13:54

Фонь Чао

Фонь Чао Если судить по представленным работам с трех континентов, инсталляции становятся все более неотличимы от натуры, а иной раз даже у нее заимствуются...

17 02 2020 13:40:40

Тумбли Сай

  Тумбли Сай Хотя только психоаналитик может объяснить, чем же так притягательны почеркушки Тумбли, вышедшего из школы американского абстрактного экспрессионизма 1950-х, но доведшего его эмоциональную эстетику до уровня наскальных росписей дикарей...

16 02 2020 0:49:35

Шуваев Игорь

Шуваев Игорь Он типичный художник-переселенец, хоть и прочно застолбивший новую территорию, обнесший ее частоколом, но прочно удерживающий унаследованный лад мыслей...

15 02 2020 18:11:55

Купер Юрий

Купер Юрий давно избравшая своей специализацией творчество наших соотечественников-эмигрантов, но чаще все-таки показывающая тех мастеров, что уже стали достоянием истории, на сей раз галерея « Наши художники» представила нашего современника Юрия Купера...

14 02 2020 20:13:54

Уайли Кьянде

Уайли Кьянде   Защищайте и стройте остров вместе...

13 02 2020 1:17:23

Кравчук Владислав

Кравчук Владислав Знатоки-искусствоведы, выставляя молодому живописцу из Дубны высокую оценку, непременно подчёркивают связь его творчества с художниками-импрессионистами XIX века: Клодом Моне, Камилем Писсарро, отмечают влияние Огюста Ренуара...

12 02 2020 12:45:49

Кочергин Эдуард

Кочергин Эдуард Островского...

11 02 2020 14:49:29

Чириков Сергей

Чириков Сергей В Лицей поступил тринадцати лет...

10 02 2020 0:27:20

Винт Тоомас

Винт Тоомас Художники всерьез обеспокоены как судьбой природы, так и нарушением гармонии в отношениях с ней, нравственными и психологическими последствиями утраты этого равновесия и путями его восстановления...

09 02 2020 17:40:16

Сергеева Нина

Сергеева Нина   Когда-то, много лет назад, попав впервые в мастерскую московской художницы, воспитанницы Суриковского института Нины Сергеевой, я была очарована лирической взволнованностью пейзажей, светом и радостью, которые излучали ее спортивные полотна...

08 02 2020 13:15:20

Касиян Василий

Касиян Василий В 1923 году стал гражданином С С С Р...

07 02 2020 11:44:50

Хоусон Питер

Хоусон Питер Пишет на религиозные, военные темы, портреты...

06 02 2020 1:44:39

Кошунина Анна

Кошунина Анна           Живут в ее необъятной памяти хороводные и плясовые песни, затейливые сказки, разговоры, пословицы и загадки...

05 02 2020 14:32:40

Войтинская Надежда

Войтинская Надежда Имя Войтинской привлекло к себе внимание сотрудников « Русского музея, в графических фондах которого с 1933 года хранится превосходная серия литографированных портретов деятелей литературы и искусства начала XX века...

04 02 2020 12:24:43

Фомкин Александр

Фомкин Александр В то время когда многие их современники гнались за преходящей мишурной новизной, «традиционалисты» упорно трудились, открывая для себя красоту мира природы...

03 02 2020 9:28:50

Попова Елена

Попова Елена — Когда я еще ходила в детский сад, по дороге домой я как-то сказала маме, что буду всемирно известной художницей...

02 02 2020 15:54:35

Бачурин Евгений

Бачурин Евгений Окончил Московский полиграфический институт...

01 02 2020 10:35:24

Харламов Алексей

Харламов Алексей В 10 лет получил вольную...

31 01 2020 19:35:42

Владыкин В.

Владыкин В.    1984 год...

30 01 2020 1:22:22

Танасенко Людмила

Танасенко Людмила Истоки каждой творческой судьбы, как известно, лежат в детстве, а с детством, как считает сама Людмила, ей повезло: она выросла в Крыму, училась в детской художественной школе в Севастополе, и на этом счастливом берегу ее первый учитель Евгений Андреевич Кольченко помог своим ученикам увидеть многоцветный мир, научил их понимать его гармонию...

29 01 2020 4:50:28

Моризо Берта

Моризо Берта А семья именно такая: отец был префектом полиции, сейчас работает инспектором финансового контроля, мама — красавица, светская львица, и всего-то осталось для полного счастья — так это готовить девчушек к будущему замужеству...

28 01 2020 9:23:12

Козодьян Николай

Козодьян Николай Даже голоса птиц, которым дана от века петь одну песню, для него тоже очень различны, индивидуальны...

27 01 2020 4:27:47

Ходов Валентин

Ходов Валентин Занимался монументальной живописью, был театральным художником, оформлял книги, открытки, расписывал палехские шкатулки, тарелки...

26 01 2020 18:57:19

Барбера Джозеф

Барбера Джозеф Он окончил одну из авторитетных арт-школ Америки — Пратт институт...

25 01 2020 8:32:33

Кравцова Софья

Кравцова Софья Кадр из фильма « Пудя» Хорошо нарисованный внятный фильм Сони Кравцовой « Пудя» по рассказу Бориса Житкова оказался лучшим на Б Ф М в детской номинации...

24 01 2020 0:52:52

Косолапов Михаил

Косолапов Михаил Учился во многих престижных Вузах Москвы, в том числе в Институте Проблем Современного Искусства...

23 01 2020 20:34:47

Толстова Алёна

Толстова Алёна Светлые стены, шумно входим в большую комнату — выставочный зал лицея искусств...

22 01 2020 8:57:22

Федулов Александр

Федулов Александр Окончил школу, отслужил в армии...

21 01 2020 15:48:48

Филиппов Андрей

Филиппов Андрей Это очередная попытка вдохнуть новую жизнь в депрессивный регион на территории бывшей Г Д Р...

20 01 2020 7:50:10

Сигорская Наталья

Сигорская Наталья Как и положено, осень приносит слякотную погодку и некоторое событийное оживление...

19 01 2020 13:59:51

Нестеренко Василий

Нестеренко Василий Сурикова...

18 01 2020 22:28:14

Никитин Леонид

Никитин Леонид От огромного творческого наследия Л...

17 01 2020 23:37:32

Нимейер Оскар

Нимейер Оскар В 60-е голы Нимейер строит новую бразильскую столицу, Бразилиа, фактически с нуля, в результате один из самых сложных архитектурных ансамблей мира был признан Ю Н Е С К О достоянием человечества...

16 01 2020 17:26:29

Периколи Тулио

Периколи Тулио Фредерико Феллини Борис Леонидович Пастернак Фёдор Михайлович Достоевский Иоганн Себастьян Бах Зигмунд Фрейд Эрнест Хемингуэй Г Р А Ф И К А ...

15 01 2020 22:44:51

Козлов Борис

Козлов Борис Он похож на свои картины...

14 01 2020 9:46:43

Мельников Иван

Мельников Иван Но, когда решил потратиться на памятник любимому писателю, жена спорить не стала...

13 01 2020 5:39:18

Клее Пауль

Клее Пауль                                                                                                     Вращающийся дом...

12 01 2020 23:57:15

Усманов Махмут

Усманов Махмут Огни на буровой...

11 01 2020 5:40:54

Помпадур де

Однако она обладала не только политическими амбициями, она стояла у истоков « Французского Просвещения», поддерживая ученых, писателей, художников...

10 01 2020 23:55:45

Тоидзе Ираклий

Тоидзе Ираклий   Дядя художницы Нателлы Тоидзе...

09 01 2020 0:33:45

Кафка Богумил

Кафка Богумил Создал много скульптур, бюстов, статуй, памятников известным людям Чехии...

08 01 2020 19:29:13

Камзолкин Евгений

Камзолкин Евгений Архипова, П...

07 01 2020 22:28:41

Потоцкий Григорий

Потоцкий Григорий Инициатором установки мемориальной доски стал известный политик, а ныне ректор М Г У К И Рамазан Абдулатипов...

06 01 2020 9:15:57

Кузнецов Валерий

Кузнецов Валерий Памятник выполнен из бронзы пензенским скульптором Валерием Кузнецовым...

05 01 2020 18:10:42

Штурм Г.

Штурм Г. Эскиз к постановке « Кесарь и Галилеянин»...

04 01 2020 14:30:29

Симаков Сергей

Симаков Сергей Низко кланяюсь Вам, как подвижнику...

03 01 2020 6:43:58

Попов Лев

Попов Лев Попову, как и его учителю, ближе всего сказка...

02 01 2020 10:42:55

Моран Эдвард

Моран Эдвард Приуроченная к 200-летию установления дипломатических отношений между С Ш А и Россией выставка « Новый Свет...

01 01 2020 13:54:35

Корзун В.

Корзун В. — Что это? Герб! Любопытно посмотреть...

31 12 2019 11:54:31

Нецветаев Лев

Нецветаев Лев Если перед портретистом, работающим с моделью, стоит задача уловить главное в своём герое, то Нецветаев решает сложнейшую и коварнейшую задачу — угадать...

30 12 2019 4:54:54

Чагорова Татьяна

Чагорова Татьяна Мастер батика...

29 12 2019 20:46:23

Кокто Жак

Кокто Жак Сергей Дягилев О Сергее Павловиче Дягилеве говорено и писано предостаточно, и можно только продолжать «констатацию» подмеченных современниками качеств человека-уникума...

28 12 2019 22:42:42

Трулов Владимир

Трулов Владимир После окончил Строгановку...

27 12 2019 13:11:47

Фюзели Иоганн Генрих

Фюзели Иоганн Генрих Его называли «безумным» ( Хорас Уолпол — английский писатель)...

26 12 2019 12:50:48

Сезанн Поль

Сезанн Поль Сын преуспевающего фабриканта и банкира...

25 12 2019 4:30:19

Тейлор Грег

Тейлор Грег ...

24 12 2019 13:44:52

Кук Николай

Кук Николай И все это насквозь пропитано орнаментом...

23 12 2019 13:17:34

Мочалов Владимир

Мочалов Владимир Свыше четверти века бороздит акваторию Балтийско- Онежского пароходства маленький трудяга — агиттеплоход « Спутник»...

22 12 2019 11:45:29

Князькова Наталья

Князькова Наталья   Жила-была одна женщина, и не было у нее детей...

21 12 2019 23:19:23

Ворошилов Сергей

Ворошилов Сергей А ведь русской почтовой службе очень нужны были легкие и быстрые упряжки...

20 12 2019 9:27:18

Шарый Леонида

Шарый Леонида Чем-то неуловимо похоже на самый старый русский детский рисунок — летящего всадника, нацарапанною в XIV веке на бересте новгородским пареньком Онфимом...

19 12 2019 7:20:54

Кондратьев Павел

Кондратьев Павел Карева, А...

18 12 2019 13:18:37

Слепов Олег

Слепов Олег Именно отсюда, с Котельного, исследователи Арктики видели мифическую Землю Санникова...

17 12 2019 5:47:39

Богаевская Ольга

Богаевская Ольга Фёдорова, М...

16 12 2019 23:24:29

Курбанов Сухроб

Курбанов Сухроб Чайханщик...

15 12 2019 18:33:49

Молинари Александр

Молинари Александр был знаменитым художником портретистом в миниатюре...

14 12 2019 22:12:34

Черемных Михаил

Черемных Михаил Без рисунков Черемныха нельзя представить себе историю журнала « Крокодил» и других сатирических изданий...

13 12 2019 19:40:41

Воробьёв Евгений

Воробьёв Евгений Потерпел неудачу, а тут — армия...

12 12 2019 6:14:27

Шмаринов Алексей

Шмаринов Алексей Окончил Московский государственный художественный институт им...

11 12 2019 16:13:36

Новоскольцев Александр

Новоскольцев Александр Потом в Петербургской Академии художеств...

10 12 2019 22:34:54

Филипповский Григорий

Филипповский Григорий Преподавателями были А...

09 12 2019 2:49:15

Мерцлин Роман

Мерцлин Роман Живет в Саратове художник удивительной цельности жизненного и творческого поведения...

08 12 2019 23:28:23

Сидоров Валентин

Сидоров Валентин Так он назвал одну из знаковых своих картин, написанную почти пятьдесят лет назад...

07 12 2019 13:40:10

Пастернак Леонид

Пастернак Леонид     « Наверху мастерская отца...» В Э Т О Й строке из поэмы Бориса Пастернаке « Девятьсот пятый год» есть прямой и вполне реальный автобиографический смысл...

06 12 2019 3:39:24

Нежный Игорь, Тулубьева Татьяна

Нежный Игорь, Тулубьева Татьяна Сотрудничают со многими театрами России и за рубежом...

05 12 2019 12:27:48

Рубо Франц

Рубо Франц   Портрет Ф...

04 12 2019 7:24:51

Калинин А.

Калинин А. Реальная жизнь им интереснее, чем сконструированная...

03 12 2019 19:14:32

Швабинский Макс

Швабинский Макс     Автопортрет...

02 12 2019 10:28:36

Шагинян Мирэль

Шагинян Мирэль Окончила Суриковский институт в Москве...

01 12 2019 18:12:40

Пако Рабанн

Пако Рабанн Длительное время Маэстро никому не показывал свои работы...

30 11 2019 7:59:14

Фейербах Ансельм

Фейербах Ансельм Потом работал у Кутюрье, испытывал на себе влияние Энгра...

29 11 2019 5:14:54

Крюков Константин

Крюков Константин Крюкову вручили медаль за серию картин под общим девизом « Мысле-формы», которые, по оценке авторитетных экспертов, не имеют аналогов в мировой живописи ни по форме, ни по содержанию, ни по технике исполнения...

28 11 2019 7:14:22

Лещенко Евгений

Лещенко Евгений И когда узнавали, что один,— поражались...

27 11 2019 14:41:52

Рашетт Жак-Доминик

Рашетт Жак-Доминик Во многом это связано с деятельностью Жака- Доминика Рашетта, с 1779 года возглавившего модельную мастерскую Императорского фарфорового завода...

26 11 2019 14:48:32

Шалаев Алексей

Да, баньки все разные у тихих речек, прудов...

25 11 2019 21:24:49

Каштанов Александр

Каштанов Александр   Пишет Север, Карелию На Валааме...

24 11 2019 16:40:14

Манучарян Вартан

Манучарян Вартан Работал в жанрах натюрморта и портрета...

23 11 2019 11:31:18

Мирош Сергей

В этом тайна, критерий качества русского искусства, его карма, за это его ценят в мире...

22 11 2019 22:53:37

Капустина Татьяна

Капустина Татьяна           За окном ленинградский зимний серенький день, иногда просвеченный солнцем, очень ненадежным, почти невидимым...

21 11 2019 11:42:39

Матросов Борис

Матросов Борис Константину Латышеву, Андрею Яхнину присоединился самый активный «мухомор» Константин Звездочетов...

20 11 2019 1:59:39

Космынин Юрий

Космынин Юрий Приглядевшись к полосе, можно увидеть дату — 25 октября 1958 года и текст письма редколлегии журнала « Новый мир» автору романа « Доктор Живаго»...

19 11 2019 4:19:44

Вентцель Олина

Вентцель Олина Объёмные декорации, изготовленные студентами Школы-студии М Х А Т под руководством известного художника Владимира Лыкова, с покосившимися плетнями, избами, по-пизански падающим Казанским собором белоснежны, потому как бумажны...

18 11 2019 1:35:48

Кишфалуди-Штробль Жигмонд

Кишфалуди-Штробль Жигмонд Через два гора он создает своего « Давида», позднее композицию « Финал», за которую скульптор получает Большую премию...

17 11 2019 7:14:30

Костина Нина

Костина Нина У входа Бориса Николаевича встречали ректор института Станислав Набойченко в парадной мантии магистра и студенты...

16 11 2019 3:44:19

Куклев Николай

Куклев Николай Памятник Чугунному радиатору Монумент этому весьма необходимому в быту приспособлению открыт перед входом на Самарскую Г Р Э С...

15 11 2019 14:39:33

Худченко Александр

Худченко Александр Окончил Львовский полиграфический институт им...

14 11 2019 9:22:14

Куксо Константин

Куксо Константин Окончил Белорусский государственный университет...

13 11 2019 11:47:35

Кристо

Кристо В субботу в Центральном парке Нью- Йорка стартовал крупнейший публичный художественный проект в истории города — « Ворота»...

12 11 2019 15:45:29

Очиров Цырен-Намжил

Очиров Цырен-Намжил Уже смертельно больной, художник как бы оглянулся и пристально вгляделся в прожитое, заполняя поверхность простой клеенки изображением известного ему до мельчайших подробностей деревенского быта, чьей неотъемлемой частицей был он сам...

11 11 2019 4:18:11

Остаде Адриан фан

Остаде Адриан фан Картинки эти писали художники — маленькие голландцы...

10 11 2019 18:22:11

Маевский Казимир

Маевский Казимир И когда пришла Великая Октябрьская революция, когда Красная Армия, разгромив войска Антанты, двинулась на запад, со слезами радости встречали рабочие и крестьяне воинов-красноармейцев...

09 11 2019 8:31:20

Клодт Михаил

Клодт Михаил Учился в Академии художеств у А...

08 11 2019 1:33:46

Миннуллина Асия

Миннуллина Асия Памятник «миллионеру из трущоб»...

07 11 2019 19:48:51

Варнек Александр

Варнек Александр Щукина, Дуайена...

06 11 2019 5:56:35

Король Анна

Король Анна Работает в соавторстве с Н...

05 11 2019 10:36:15

Котлярова Дарья

Котлярова Дарья К числу таких, несомненно, относится стоящий на Волге старинный город Кострома, с его добрыми, скромными, бесхитростными жителями, чуткими к истории родного края...

04 11 2019 21:55:28

Успенская Людмила

Успенская Людмила Выполнен он ленинградской художницей Людмилой Ивановной Успенской...

03 11 2019 23:29:16

Тенишева Мария.

Тенишева Мария. Тенишева...

02 11 2019 12:11:51

Хафизова Лариса

Хафизова Лариса Понеслась хозяйка Самарской Луки по лесным просторам...

01 11 2019 21:20:10

Юношева Римма

Юношева Римма Работала главным художником Петербургского цирка...

31 10 2019 22:59:23

Клуге Константин

Клуге Константин Там просторная мастерская... Картины Клуге представлены в разных галереях Европы и Америки и в частных собраниях...

30 10 2019 23:27:44

Хансен Оскар

Хансен Оскар           OSKAR HANSEN OFFENE FORM AUSSTELLUNG VOM 11...

29 10 2019 4:30:18

Кузькин Александр

Кузькин Александр Хазанова, Ю...

28 10 2019 21:21:57

Щербаков Андрей

Щербаков Андрей Мухиной...

27 10 2019 17:33:53

Шишков Матвей

Шишков Матвей   Ученик Роллера...

26 10 2019 5:54:29

Корецкий Виктор

Корецкий Виктор Особенно успешно работал в области фотомонтажного плаката, то есть такого плаката, в котором сочетается документальная фотография и рисунок художника...

25 10 2019 8:49:25

Козлинский Владимир

Козлинский Владимир Добужинского, Л...

24 10 2019 17:49:44

Неизвестный Эрнст

Неизвестный Эрнст Учился в рижской Академии художеств (1946-1947) и Московском художественном институте имени В...

23 10 2019 20:24:45

Пахомкин В.

Пахомкин В. Ленинградец Виктор Пахомкин автор картины « В артиллерийском музее», создал не реквием и даже не воспоминание о трагедии,а картину-предостережение...

22 10 2019 16:19:55

Фишер Урс

Фишер Урс Наиболее убедительно эту идею обыграл австрийский художник Франц Вест, выстроивший посреди арсенальной анфилады выгородку, отнюдь не натуралистически представляющую его венскую мастерскую вместе со всеми висящими и стоящими там произведениями друзей-художников...

21 10 2019 16:16:54

Чиндяйкин Николай

Чиндяйкин Николай Снялся в более чем в 80-ти фильмах...

20 10 2019 22:14:22

Ситников Василий

Ситников Василий Умер в Нью- Йорке...

19 10 2019 15:23:42

Ливанов Александр

Ливанов Александр Капуста...

18 10 2019 19:18:53

Потапов Михаил

Потапов Михаил Изучал языки, искусство Древнего Египта...

17 10 2019 18:54:27

Чемесов Евграф

Чемесов Евграф - Ф...

16 10 2019 14:16:21

Тутунджан Джанна

Тутунджан Джанна Брюки, этюдник через плечо...

15 10 2019 0:33:10

Нежные Анатолий и Анна

Нежные Анатолий и Анна В Музыкальном детском театре имени Н...

14 10 2019 7:19:49

Арцыбушев Алексей

Арцыбушев Алексей Якуб...

13 10 2019 0:11:14

Новиков Тимур

Новиков Тимур Был художником к\ф « Асса», за что получил премию советского кинематографа  « За художественное оформление», был постановщиком фильмов « Золотое сечение», « Кошмар модернизма»...

12 10 2019 17:44:24

Хачатурян Александр

Хачатурян Александр преподаёт в П Х У...

11 10 2019 15:28:31

Каплянский Борис

Каплянский Борис В Петербурге он закончил классическую гимназию Карла Ивановича Мая в 1920 году, и в 1920 году поступил на живописный факультет Академии художеств, выбрав для себя мастерскую известного живописца К...

10 10 2019 12:25:36

Семашкевич Роман

Семашкевич Роман Просто музейщики и галеристы отмечают 100-летние юбилеи известных мастеров графики...

09 10 2019 18:57:49

Ткачёвы Алексей и Сергей

Ткачёвы Алексей и Сергей Старшему, Сергею Петровичу 75 лет...

08 10 2019 10:48:57

Куклев Николай

Куклев Николай По словам автора памятника, самарского скульптора Николая Куклева, своей работой  он хотел выразить те ассоциации, которые вызывает у людей батарея отопления, то есть тепло и комфорт...

07 10 2019 7:35:52

Шадчнев Илья

Шадчнев Илья К...

06 10 2019 15:16:58

Михайлов Михаил

Михайлов Михаил « Анатолий Мариенгоф — это одна из ключевых фигур в поэзии Серебряного века...

05 10 2019 21:17:31

Неёлова Ника

Неёлова Ника Помимо Неёловой, там были Пабло Вендель из Гeрмании, британка Кейти Сарридж и полька Ула Визнерович...

04 10 2019 21:33:40

Сурвилло Раймонд

Сурвилло Раймонд И то, и другое, и третье для художника немаловажно...

03 10 2019 16:34:41

Митурич Пётр

Митурич Пётр Селезнёва...

02 10 2019 18:19:26

Матейко Ян

Матейко Ян Портрет детей художника...

01 10 2019 1:51:44

Муханова Елена

Муханова Елена Тычины « Сковорода» помогают читателю погрузиться в наполненную драматическими событиями историю Литвы и Украины...

30 09 2019 11:27:10

Мунк Эдвард

Мунк Эдвард   Всепоглощающий страх...

29 09 2019 0:16:58

Говорухин Станислав

Говорухин Станислав Жасмин отцвёл...

28 09 2019 19:38:46

Тырса Николай

Тырса Николай Потом пеподавал уже в Петроградской Академии художеств...

27 09 2019 18:53:22

Обрезков Максим

Обрезков Максим Родом из Тбилиси...

26 09 2019 14:36:28

Фрейд Люсьен

Фрейд Люсьен   Британская фотомодель Кейт Мосс вступила в творческий союз с популярным британским художником — 81-летним Люсьеном  Фрейдом, которому в свое время позировала сама Елизавета II...

25 09 2019 13:30:36

Роллер Андреас

Роллер Андреас С 28-ми лет служил декоратором  в российских   Императорских театрах...

24 09 2019 23:24:59

Еще:
Художники -1 :: Художники -2 :: Художники -3 :: Художники -4 :: Художники -5 :: Художники -6 ::

Человек увлекался изобразительным искусством с древнейших времен. И только изобретение фотоаппарата пошатнуло позиции изобразительного искусства, как важнейшего для нас из всех искусств. А появление фотошопа ознаменовало конец эры художников в традиционном понимании.