Я художник, я так вижу!    

Фоменко Анатолий

27.05.2015 | Автор: admin

 

Фоменко Анатолий Тимофеевич (1945) — доктор математических наук, профессор, академик РАН, художник -график. Автор «Новой хронологии».

Родом из Донецка.

 

 

 

Алгеброй поверить гармонию… Кто в запале не выпускал, как птицу из рукава, зто крылатое выражение?

А здесь всё наоборот: не искусство под обнажающим контролем алгебры, а математика, поверяемая оплодотворяющей силой живописи. Неужто бывает такое?

И придумал этот невероятный переворот не кто-либо из художников-модернистов, а член-корреспондент Академии наук, профессор кафедры высшей геометрии и топологии Московского университета Анатолий Тимофеевич Фоменко. Молодой специалист в области компьютерной геометрии, вариационного исчисления, он создал новую теорию топологии. Он автор 140 научных трудов, многие из них изданы за рубежом на английском, французском, японском языках. Лауреат нескольких научных премий. Казалось бы устойчивая профессия — этакий типичный «синий чулок» в академическом смокинге.

А тут — художник… Да еще какой!

Из цикла «Мастер и Маргарита», роман М.Булгакова.   Кот Бегемот наблюдает за казнью Иешуа.

Ведь он в стремлении мыслить образами замахнулся на невероятное -пытается вложить математические положения в ассоциативные образы искусства. И это ему удается, видимо, потому, что талантливый человек, как говорят, талантлив во всем — и у компьютера, и у мольберта. Картины Фоменко не вещают, вопиют об этом.

Портрет жены.

Как рождаются эти «немыслимые» мысленные образы в душе прославленного математика и талантливого живописца, не нам судить. Все это уже глубинный мир не только математики — это чудо переплетения точной науки с философией, историей, эстетикой и торжество этого заветного и неповторимого, чем обладает многосторонняя душа самого творца.

Итак, откровение ученого…
У каждого профессионального математика имеется свой комплекс представлений о внутренней геометрии известного ему математического мира и наглядных образах, с которыми ассоциируются те или иные абстрактные математические понятия в алгебре, теории чисел, математическом анализе и т. д. Чрезвычайно интересно тем не менее, что, как показывает опыт, у разных математиков одни и те же абстракции часто рождают примерно одинаковые наглядные представления. В большинстве случаев их довольно трудно изобразить. Однако важно, что они реально существуют, проявляясь в устном общении математиков, помогая им лучше понять друг друга.

Теория вероятностей.   Процесс образования нормального или «гаусова» распределения.

Графический материал — это попытка как бы сфотографировать изнутри сложный, своеобразный мир, богато населенный образами и понятиями, составляющими предмет современной математики. Все сюжеты либо основаны на совершенно конкретных математических конструкциях, идеях, теоремах, изображают реальные математические объекты и процессы, либо отражают различные приемы восприятия тех или иных абстрактных математических понятий, например, бесконечности, непрерывности, гомеоморфизма, гомотопии и т. д.

Из цикла  «Беседы с авторами 16-го века».   Искушение Святого Антония.   Иллюстрация общего понятия математической бесконечности.

Геометрическое воображение и интуиция играют огромную роль в современных математических исследованиях, в особенности связанных с математической физикой, геометрией, топологией. Во многих глубоких научных математических работах, посвященных сложным специальным вопросам, активно используется «наглядный жаргон», выработанный при исследовании двухмерных и трехмерных образов. Вроде — «разрежем поверхность», «склеим листы поверхности», «приклеим цилиндр», «вывернем сферу наизнанку», «присоединим ручку». Такая терминология — не прихоть математиков, а «производственная необходимость», поскольку ее употребление и само математическое мышление в терминах этих образов совершенно необходимы при доказательстве многих технически невероятно трудных результатов. Часто доказательство того или иного математического факта удается сначала «увидеть» в геометрических терминах, а лишь затем оформить в виде логически непротиворечивого рассуждения. Иногда это очень трудно и требует серьезных затрат интеллектуальной энергии. Однако целесообразность таких затрат психологически оправдывается наглядной и красивой геометрической картиной, уже сложившейся в голове исследователя и убеждающей его в правильности избранного пути. Таким образом, критерий красоты геометрического образа служит компасом для выбора оптимального пути дальнейшего формально-логического доказательства.

Из цикла «Беседы с авторами 16-го века».   «Антибрейгель», вариации на тему «Алхимики».  Математическое   понятие бесконечности;  общая   идея непрерывной  деформации объектов.                                                                                                                                  

Автор многие годы читает курс «Дифференциальной геометрии и топологии» в МГУ и по собственному опыту знает, насколько полезно иногда проиллюстрировать то или иное сложное математическое понятие рисунком. Это помогает студентам быстрее вникнуть в задачу. В этом смысле многие мои работы имеют именно такой, утилитарный характер. Не следует, конечно, думать, что они идеально соответствуют своим математическим «прототипам». Сюжет каждой работы построен на сугубо субъективных ассоциациях и передает лишь авторское восприятие того или иного математического «персонажа». Это не чертеж, в нем не соблюдены размеры и пропорции; более того, часто математический объект задает лишь тему, эмоционально-фантастической вариацией на которую и является графическая композиция. Однако тема — математический образ или конструкция — является в большинстве работ их главным центром, информационным фокусом. Она, как правило, вполне узнаваема специалистами, знакомыми с данным математическим объектом (в виде формул, определений, теорем). Тема обрастает вариациями, как в музыке (и аналогия здесь не случайна), причем эти вариации отнюдь не являются только фоном или украшением. В них проявляется эмоциональный настрой автора, его видение основной темы, отношение к ней, иногда — ряд сложных ассоциаций, сплетающих центральный образ с другими, совсем далекими, но в чем-то неожиданно близкими, в единое целое.

Из цикла «Беседы с авторами 16-го века.   «Антидюрер», вариации на тему знаменитой гравюры Дюрера «Меланхолия».

При этом немало объективных трудностей, возникающих на этом пути. Невозможно, например (да и не нужно), идеально точно нарисовать объект, «живущий», скажем, в семимерном пространстве. Мы привыкли воспринимать лишь трехмерные образы, следовательно, такой персонаж поневоле искажается, будучи принудительно помещен в трехмерное пространство. Приходится иногда жертвовать точностью в пользу наглядности. Тем не менее во многих случаях этот наглядный образ сохраняет важнейшие черты своего оригинала.

Из цикла «Мифы».   Скандинавия.   Гибель Валгаллы.   Топологическая перестройка поверхностей уровня гладкой функци.

Многие работы автор старался выполнить в шутливом тоне. Дело в том, что «серьезное», стандартное изображение, например, двухмерной сферы с пятью ручками стало настолько привычным в учебниках по геометрии, что не позволяет обратить внимание на некоторые глубокие, но неочевидные свойства этого объекта. Такова судьба любых
многократно тиражируемых канонических изображений: их образ становится привычным и не останавливает взгляд зрителя. Внесение некоторой эмоциональности в изображение открывает, на мой взгляд, большие возможности. Здесь, как и в жанре карикатуры, можно ярко акцентировать то или иное свойство, деталь и т. п. Поэтому автор не сдерживал себя в тех случаях, когда предоставлялась возможность придать рисунку юмористический колорит и выразительность. Именно в этом причина моего стремления апеллировать скорее к эмоциям зрителя, чем к рациональной части его мышления. Впрочем, насколько это удалось — судить читателям. Рождение бога грома Тора.   Начало геометрического процесса построения «сферы Александера».

Почти все мои картины, кроме математики, содержат «второй слой» информации. Речь идет о внематематических ассоциациях, неизбежно возникавших у автора в процессе работы. Ассоциации причудливы и эмоционально разнообразны. То это шутка и желание увидеть в той же сфере с пятью ручками забавное необычное существо, то гротеск, неожиданно смешивающий, искажающий все привычные пропорции и масштабы, заставляющий подивиться совсем обычным вещам. То ирония, грусть или даже страдание, которые так же изначально заключены в сочетаниях неживых геометрических линий и фигур, как и в живых, и надо лишь подчеркнуть их.

Из цикла мифы.   Скандинавия.   Легенда о Брунгильде погружённой в сон богом Вотаном на скале, окружённой огнём.   Фрактальные множества.   Предельные точки сложных систем дифференциальных уравнений.

Отражая мировоззрение автора, работы имеют неизбежный философский аспект, в основе которого лежат реально существующие, иногда непривычные, неожиданные связи и аналогии. Единство и взаимопроникновение эмоции и формы, формы и движения, развития и времени, живого и неживого, материальных вещей и абстрактных понятий (т. е. мира вещей и мира тонких энергий, говоря языком восточных философов) — вот что стремился отразить автор во многих своих композициях.

Из цикла «Мифы».   Древняя Индия.  Легенда об огненном драконе.

В каждой из них — попытка сказать многое, и словами краткого комментария или в названии работы выразить все невозможно. Большинство зрителей — не математики. При всем желании им трудно вникнуть в математический смысл картины. Поэтому первоначально автор знакомил со своими работами только математическую аудиторию, внутри которой язык математических символов и понятий общепринят. Однако выяснилось, что часто они вызывают большой интерес у зрителей, не имеющих никакого отношения к современной математике (что, безусловно, радует и стимулирует автора). Эта категория зрителей неожиданно увидела во многих работах образы, отсутствовавшие в первоначальном авторском замысле, но (что удивительно) прекрасно соответствовавшие их духу и композиции. Мне всегда хотелось пробудить фантазию зрителя, вызвать у него какие-то собственные ассоциации и толкования. Мысль о таком раскрепощении зрительского сознания постоянно присутствовала при создании работ. Большинство внематематических ассоциаций связано с мифологией разных народов, древними обычаями, культами, средневековыми литературными произведениями. В этом проявляются литературные, исторические и другие интересы и увлечения автора. , Возможно, другие читатели увидят в этих работах нечто совсем иное.

Несколько слов о технике работы. Обычно, когда у меня появлялось настроение и идея новой композиции, она создавалась «сразу», т. е. без перерывов даже на день. Проб и эскизов я, как правило, не делаю. Каждая работа -в определенной степени экспромт. Конечно, всегда имеется некий общий план, однако настолько смутный, что он
не поднимается выше подсознательного уровня. В процессе заполнения листа композицией каждый ее фрагмент сразу отделывается до окончательного вида. Поэтому постоянно присутствует угроза, что композиция, разрастающаяся на листе, «не замкнется». Такое иногда случалось, и работа безжалостно выбрасывалась.

Хотелось бы еще отметить, что благодаря отсутствию специального художественного образования автор никогда не ограничивал себя рамками какого-либо жанра графики или живописи. Возможно, определенное влияние оказали стили моих любимых художников Босха, Брейгеля, Дали, Эшера, Бёклина, хотя сознательного подражания им никогда не было.

Анатолий Фоменко.

Журнал Ч. и П..

 

На Дни «Комсомольской правды», которые газета проводила в Красноярском крае. «Клуб любознательных» взял с собой выставку работ доктора физико-математических наук, профессора МГУ Анатолия Тимофеевича Фоменко — нашего старого друга и героя.

Па четвертом курсе университета, когда в пору было думать о дипломе, студент Фоменко вдруг решил перевестись с отделения механики на отделение математики — шаг, согласитесь. достаточно рискованный. А для этого пришлось досдавать множество предметов, о которых раньше он имел весьма смутное представление, среди них — топологию. Готовясь к экзамену, Анатолий начал рисовать формулы, придумывать на их мотивы некие сюжеты. Сложнейший материал запоминался так действительно намного легче…

В результате уже через год после того, как впервые взял pyки учебник топологии. Фоменко выпустил учебник собственный — с картинками.

В Красноярске на выставку Фоменко ходили очень требовательные и квалифицированные зрители: она была развернута в Доме ученых академгородка. И тетрадь отзывов с подписями членкоров, докторов и кандидатов наук сохраняет слова восхищения — и художником, и математиком.

«2-адический соленоид»…

 

Попробуйте провести крошечное социологическое исследование. Выберите наугад, скажем, тридцать человек и попросите их ответить на вопрос: «Трудна ли, по вашему мнению, математика?» — а тех, кто ответит утвердительно, спросите: «Если, как вы считаете, математика трудна для восприятия, то чем это объяснить?» Ответы на второй вопрос, как это часто делают социологи, можно предусмотреть заранее, например: «Математика слишком абстрактна, она не имеет связи с реальной жизнью», «В одних формулах и обозначениях черт ногу сломит» или «Все это выдумки людей, которые не способны на настоящее дело». Ответы можно обработать, выявив частоту того или иного высказывания в определенной группе опрашиваемых, и, как это обычно бывает при социологических опросах, вы получите больше информации об аудитории, чем о самом предмете опроса — в данном случае математике.

Этот микроэксперимент скорее всего покажет, что в современной культуре математические идеи наталкиваются на некоторое сопротивление. Представители многих «интеллектуальных» профессий, таких, как философия, история, юриспруденция, психология и даже экономика и биология, за очень редким исключением ведут свои дискуссии без какого бы то ни было привлечения математических аргументов. Трудно понять, какие именно общественные механизмы привели к «вымыванию» математики из культурного арсенала образованного человека, может быть, «обязаловка» перегруженных школьных программ или отсутствие наглядных и красивых изображений, захватывающе реализуемых сегодня средствами компьютерной графики. Ясно одно: рефлекс избегания математики сильно ограничивает познавательные возможности человека.

Математическая фантазия на темы средневековых мифов и легенд. Зарождение современных математических абстрактных понятий ¦ науке средних веков. Ученые того времени часто оперировали понятиями, которые хотя и не оправдали себя в дальнейшем, тем не менее помогли открыть многие важнейшие законы механики, математики и физики. Весьма часто ошибочные форма и терминология скрывали правильные законы, интуитивно нащупанные пытливым интеллектом. 

Если обратиться к истории, то можно сделать вывод, что раньше культурное сопротивление математическим идеям было гораздо меньше. В эпоху Возрождения европейская культура охотно восприняла алгебру, пришедшую с Ближнего Востока,
и геометрию, исчерпывающим образом разработанную древними греками. Именно в Греции в IV веке до нашей эры впервые появился профессиональный ученый — человек, посвящающий свою жизнь развитию науки (такой наукой была как раз математика) и получающий за это вознаграждение. Эллинское общество ценило своих математиков, и, может быть, это послужило причиной того, что, кроме Библии, в истории цивилизации существует только одна книга, изучавшаяся и переиздававшаяся чаще других на протяжении тысячелетий,— «Начала» Евклида. Наша школьная геометрия заимствована из нее практически полностью. Строгие, совершенные геометрические методы греков, вдохновенно изученные в дискуссионных кружках и свободных академиях XVII века, привели к рождению в 1665 году нового исчисления — математического анализа. Когда это произошло, свежие математические идеи быстро распространились среди европейских интеллектуалов, и даже «просвещенные деспоты» второй половины xVlll столетия — Фридрих II, Людовики XV и XVI, Екатерина II начали стремиться окружать себя математиками. Новое исчисление наряду с искусством фехтования и менуэтом приобрело социальную значимость и стало классическим, а последующая история убедительно продемонстрировала, насколько важной оказалась диффузия математических идей для развития науки и техники.

Наглядное изображение важных геометрических и топологичесиих объектов — симплексов, особых (нам говорят математини, сингулярных) точек. Симплексы служат простейшими «кирпичами», из которых собираются более сложные геометрические объекты. На этом рисуние симплексы (тетраэдры) образуют сложную «звезду» — объект, который тоже часто встречается в современной геометрии и топологии.

В чем же причина того, что изысканный и получивший общественное одобрение математический анализ, в свою очередь, стимулировал прогресс общества? Прежде всего благодаря механике Ньютона, которую сегодня чаще называют динамикой. Динамика — это область, лежащая между математикой и другими дисциплинами, можно сказать, что это наука-посредник, делающая математику менее эзотерической — доступной лишь избранным «высоколобым». Динамика в отличие от статики изучает не ситуации, а процессы, исследует всевозможные изменения состояний, скорости таких изменений, быстроту изменения этой скорости и так далее. Все это наблюдается в природе (проследите, например, за полетом мухи), и сегодня мы принимаем существование динамических понятий как должное, начисто забыв о том, что сама концепция эволюции какого-либо начального состояния (заданного, как принято было считать, конечно же, господом богом) вошла в человеческое сознание лишь в XIV веке.

Представим себе идеальный детективный роман. В таком романе нам выдаются все необходимые и важные факты, отправляясь от которых мы в принципе можем сразу же раскрыть преступление. Правда, эти факты часто выглядят странными, малозначащими, слабо связанными друг с другом, а то и вообще противоречивыми, и тогда мы вынуждены создавать целый набор собственных версий о том, как будут развиваться события. Но лишь одна из всех версий приводит к разгадке тайны, нащупать эту единственную нить непросто, и зачастую мы предпочитаем даже не делать попыток объяснить все обстоятельства криминальной истории с помощью «чистого» мышления. Страница за страницей плетемся мы на поводу у автора, с нетерпением дожидаясь, когда же наконец он приступит к разоблачениям в конце книги.

Развитие детективного сюжета — пример динамической модели. Действительно, некоторое начальное состояние, исходная ситуация в человеческой группе приобретают еще и временное измерение, с каждой перелистываемой нами страницей начинают «развертываться» вдоль оси времени. Иными словами, на вопрос: что изучает динамика?— можно кратко ответить: поведение.

Законы, управляющие поведением изучаемого объекта (как иногда выражаются физики; оператор эволюции), далеко не всегда известны с достаточной точностью, чтобы можно было предвидеть финал. Более того, даже в тех случаях, когда эволюция описывается сравнительно простыми уравнениями, ее конечный результат может оказаться непредсказуемым. Что же, выходит, делать какие-либо выводы о поведении динамической системы — бесполезное занятие, и в мире царят хаос, случайность, индетерминизм? Несмотря на то, что во многих случаях развитие событий, действительно становится хаотическим, в современной математике недавно появилась методы, позволяющие очень многое узнать о динамической системе как бы а priori, то есть не дожидаясь, пока она пройдет все этапы своей эволюции. Эти методы можно в каком-то смысле уподобить подходу Шерлока Холмса, который всегда заранее знал, как должны развиваться события, а зародились новые идеи примерно в то же время, когда А. Конан Дойл посадил в кресло-качалку своего легендарного сыщика. Но самое интересное состоит в том, что новые, посленьютоновские методы динамики почти целиком сводятся к геометрии.

Условное изображение понятий математической бесконечности и топологических преобразований. Бесконечный ряд меняющихся человеческих пиц, предельные точки — такие, в окрестности которых накапливается бесконечно много объектов. В современной геометрии большую роль играет понятие гомеоморфизма, то есть такого топологического преобразования фигур, при котором не меняются их качественные характеристики (например, число дырок в фигуре). 

Основы геометрической теории динамических систем были заложены выдающимся французским математиком Анри Пуанкаре. Ключевым понятием этой теории стало представление о фазовом портрете. Первым делом, чтобы нарисовать такой портрет, Пуанкаре ввел набор всех возможных состояний системы — пространство состояний или фазовое пространство. И тогда оказалось, что на языке геометрической модели динамика системы, то есть ее эволюция, определяется ячеистой структурой, состоящей из так называемых бассейнов, которые отделены друг от друга особыми кривыми — сепаратрисами (separer—по-французски разделять). Бассейнами отдельные ячейки назвали потому, что внутри каждой из них находится притягивающее ядро — аттрактор, в который стекаются все фазовые траектории из данного бассейна. Как правило, притяжение динамической системы каким-нибудь ее аттрактором происходит довольно быстро; поэтому те состояния, которые мы в действительности наблюдаем, и есть аттракторы. Фундаментальные понятия современной динамики можно «пощупать» на простом примере шарика, скатывающегося в лунку. Начальное положение шарика быстро забывается, а переходный процесс скатывания длится весьма непродолжительное время, и очень скоро шарик начнет устойчиво кататься в лунке, постепенно из-за трения приближаясь к ее центру. Этому устойчивому положению соответствует одна из разновидностей аттракторов — предельная точка (узел), а та окрестность, из которой шарик обязательно скатится в ямку,—бассейн. Таким образом, портрет динамической системы, на котором изображены бассейны и аттракторы, дает о ней почти исчерпывающую информацию.

Математическая фантазия на темы средневековых мифов и легенд. Из цикла графических работ А. Т. Фоменко «Беседы с авторами XVI —XVII веков».

Обобщая пример со скатывающимся шариком, мы можем научиться моделировать довольно сложные динамические системы. На 6—7 страницах цветной вкладки показаны основные этапы такого геометрического моделирования. Правда, иной раз поведение рассматриваемого объекта оказывается намного сложнее эволюции катающегося в ямке шарика, и для геометрической модели поведения уже будет недостаточно простого координатного (плоского) пространства состояний. Тогда ему на смену приходят более сложные математические объекты, называемые многообразиями. По существу, это понятие обобщает представление о кривой поверхности: многообразия сделаны как бы из кусков плоских поверхностей, которые согнуты и склеены по определенным правилам. Так или иначе, модель поведения начинается с выбора пространства состояний, в котором удается изобразить наблюдения, производимые над объектом. Последним может быть что угодно: лабораторный прибор, ядерный реактор, биологический организм или социальная группа. Затем в пространстве состояний нужно как-то изобразить типичные закономерности перехода объекта от одного состояния к другому, правила, по которым одна ситуация сменяет другую. Как это сделать? Оказывается, рецепт предложил еще Ньютон в 1665 году: нужно всюду задать мгновенные скорости. В самом деле, скатывающийся в лунку шарик в каждой точке своей траектории имеет определенную по величине и направлению скорость, а это означает, что переход шарика в каждую следующую точку определен однозначно. Другими словами, поставив каждой точке многообразия в соответствие свою скорость, то есть задав векторное поле скоростей, мы полностью охарактеризуем нашу динамическую систему. Ее эволюцию можно представить себе как некоторый поток, текущий в фазовом пространстве, его так и называют — фазовый поток.

Если для какого-то объекта или, скажем, организма удалось бы построить такую геометрическую модель, то полностью описать его поведение — уже дело техники (в частности, вычислительной). Математические инструменты почти автоматически нарисуют фазовый портрет, и чем аккуратнее удастся изобразить траектории, тем точнее можно предсказать развитие начальной ситуации в течение некоторого промежутка времени. В прикладных дисциплинах, например, в теории колебаний и радиотехнике, такие предсказания поведения оказываются весьма успешными.

Но это еще не все. Может быть, самое важное из всего, что может предложить динамическая теория, это предсказание весьма отдаленного будущего. Иными словами, геометрическая теория динамических систем способна выдавать вполне содержательные прогнозы того, как станет себя вести изучаемый объект через неопределенное или даже бесконечное время (как говорят, асимптотически). Правда, для большинства динамических систем такие предсказания математиков носят скорее качественный, чем количественный характер, но их ценность от этого ничуть не меньше. Разве не интересно, например, было бы узнать, не упадет ли когда-нибудь Земля на Солнце?

С. ПАНКРАТОВ.

 

 

Современная хронология, сложившаяся в результате разработки идей и фундаментальных трудов И. Скалигера (1540-1609) и Д. Петавиуса (1583-1652), рассматривается как область знаний, в целом завершенная и нуждающаяся лишь в отдельных уточнениях, не затрагивающих всего здания хронологии в целом. Тем не менее оказывается, что принятая сегодня хронология древности несет в себе глубокие противоречия.

Уже историки XVIII—XIX веков отмечали многие, мягко говоря, «странности» в трудах историков Древнего Рима. Это и неудивительно. Ведь традиционная версия римской хронологии покоится на весьма шатких основаниях.

Например, между различными датировками такого важного события, как основание Рима, есть расхождение в 500 лет. Такое колебание существенно сказывается на датировке множества документов, ведущих счет лет «от основания Рима» (такова, в частности, «История» Тита Ливия). Согласно традиционной хронологии, падение Трои произошло за 500 лет до основания Рима, но, согласно другой версии, Троянская война разразилась непосредственно перед основанием Рима.

Существенные расхождения между хронологическими данными древних источников и установленной в XVI веке версией хронологии были вскрыты и в других разделах исторической науки.

Сложная ситуация сложилась вокруг такого известного древнего документа, как список царей, якобы составленный шумерскими жрецами. Известный археолог Л. Вулли прямо признавал эту хронологию бессмысленной. Более того, оказалось, что последовательность династий в жреческом списке установлена произвольно. Громадная древность, по сей день приписываемая этим спискам, противоречит археологическим данным. Сообщая о раскопках царских гробниц в Месопотамии, тот же Вулли рассказывает о серии находок золотых туалетных принадлежностей. Лучший эксперт заявил, что это вещи арабской работы XIII века! Впрочем, это не помешало Вулли со снисходительным высокомерием заявить, что эксперт просто не подозревал, «что столь высокое искусство могло существовать в III тысячелетии до нашей эры». Приверженность к традиционной хронологии не позволила ученому даже допустить мысль о том, что, может быть, эксперт все-таки прав в своей датировке.

Значительные трудности сопровождают и попытки правильной географической локализации многих древних событий. Например, Неаполь («новый город») присутствует в древних хрониках в нескольких вариантах: Неаполь в Италии, Карфаген, Неаполь в Палестине, Неаполь скифский. По традиционной хронологии считается, что Троя была разрушена в XII-XIII веках до н. э. Однако в средние века пользовалась известностью итальянская Троя, существующая до наших дней. Этот город упоминается и у многих византийских историков, причем многие из них отождествляют Трою с Иерусалимом. Юг же Италии в средние века назывался Великой Грецией. Сегодня считается, что Вавилон был расположен в современной Месопотамии. Другого мнения придерживались авторы многих древних текстов. Некоторые из них помещают Вавилон в Египет более того, локализуют в Египте смерть Александра Македонского. Они определяют Вавилон как греческое название поселения, расположенного напротив пирамид. Не они ли и породили предания о Вавилонской башне? Вавилоном в средние века называли также Каир, предместьем которого стало это поселение. Достаточно часто средневековые авторы подразумевают под Вавилоном Рим, а визинтийцы чаще всего называют Вавилоном Багдад.

Таким образом, налицо не только существенная неоднозначность в датах, но и в географической локализации древних событий.

Археология также базируется на безраздельном субъективизме и на традиционной версии хронологии. Вновь находимые предметы сравнивают с «похожими» находками, датированными ранее на основе традиции. Здесь абсолютно не ясно, что подразумевается под «похожестью».

Яркий пример проблем, возникающих при датировке археологического материала,— раскопки Помпеи. Автор XV века Дж. Саннацар писал: «Мы подходили к городу (Помпее.-Ред.), и уже виднелись его башни, дома, театры и храмы, не тронутые веками».

Но ведь Помпея считается разрушенной и засыпанной вулканическим пеплом Везувия в 79 году н. э.! Дабы как-то сгладить явно скандальную ситуацию, археологи вынуждены расценивать слова Саннацара так: в XV веке некоторые из зданий Помпеи выступали над слоем пепла… Получается, что потом город был засыпан вторично! И никого не смущает явная нелепость этого заявления.

В XX веке археологи и историки обратили внимание на странный процесс: подавляющее большинство древних памятников за последние двести—триста лет (то есть с того момента, когда за ними стали вестись непрерывные наблюдения) почему-то стали разрушаться сильнее и быстрее, чем за предыдущие якобы столетия и тысячелетия. Стало обычаем ссылаться для объяснения этого процесса на современную промышленность и загрязнение окружающей среды, но никто не исследовал влияния современной цивилизации на каменные строения. Естественно и логично было бы предположить, что все эти постройки не такие древние, как это утверждает традиционная версия хронологии, и разрушаются они естественным порядком и с естественной скоростью.

Все вышесказанное убедительно доказывает, что традиционная хронология исторических событий далека от совершенства, грешит субъективизмом и весьма широкими допущениями. Чтобы преодолеть трудности создания объективной хронологии, надо попытаться взглянуть на предмет под новым углом зрения и создать некую независимую, не базирующуюся на субъективных оценках методику датировки событий. По мнению автора, наиболее пригоден для этой цели подход, основанный на статическом анализе различных числовых характеристик, содержащихся в исторических текстах.

Какие характеристики могут быть подвергнуты математической обработке?

Прежде всего это функция объемов погодных текстов, то есть объемы тех фрагментов исторических текстов, которые описывают события одного года. Далее — частоты употребления полных имен исторических персонажей, упомянутых в исследуемых текстах. Иногда в текстах встречаются приписывание деяний ранних героев более поздним деятелям, литературные штампы, узаконенные повторы. Такие дубликаты можно выявлять и изучать с помощью функций частот параллельных фрагментов текстов. Есть еще одна характеристика — средний возраст имен, упомянутых в каждом фрагменте текста, описывающего события одного года. Ценные результаты можно получить из анализа описаний астрономических событий в древниих текстах — затмений, вспышек звёзд, комет, и т.д.

Далее выяснилось, что имена персонажей, впервые появившиеся в данном поколении, в дальнейшем вытесняются новыми именами, и можно говорить о затухании частот упоминания древних имен. Из анализа затуханий можно делать ценные хронологические выводы. Иногда случается, что после долгого перерыва наступает период возрождения древних имен. Ценные результаты можно получить из анализа амплитуды и частот этих «возрождений».

Таким образом, удалось разработать семь методик, основанных на статистическом анализе упомянутых выше количественных характеристик текстов. Каждая из семи методик строится по одной схеме: сначала формулируется статистическая гипотеза (модель), предназначенная для исследования какого-либо конкретного процесса. Затем модель математически формализуется, вводятся числовые коэффициенты, позволяющие количественно измерять и оценивать отклонения экспериментального поведения или иной количественной характеристики процесса от теоретически предсказанной. Далее модель проверяется на экспериментально достоверном материале. Если модель подтверждается, то методику датирования можно применять для уточнения хронологических данных.

Разработанные методики были экспериментально проверены на материале средневековой истории XIII—XVIII веков. Проверка подтвердила их эффективность.

Вторым этапом было применение методик к материалу древней истории. В результате исследования наряду с подтверждением известных датировок были обнаружены весьма существенные отклонения от них и некоторые статистические закономерности в глобальной хронологии. В сравниваемых текстах обнаружены многочисленные параллели, историографическое родство, зависимость текстов, «возрождение» терминологии и имен и многое другое. В дальнейшем для краткости будем говорить просто об аналогах, понимая под этим весь комплекс перечисленных понятий.

Третьим, заключительным этапом исследований стал анализ глобальной хронологии древней и средневековой истории Европы, Средиземноморья, Египта, Ближнего Востока. Главным результатом этого этапа стало выявление внутренней структуры глобальной хронологической карты — ГХК.

ГХК — это графическое изображение исторической информации, расположенное вдоль горизонтальной’оси времени. Исторические и хронологические данные обширных таблиц Блера и четырнадцати других аналогичных таблиц, дополненные информацией из 228 текстов (хроник, летописей и т. д.), содержали в сумме описание практически всех основных событий в указанных регионах на интервале от 4000 года до н. э. до 1800 года н. э. в традиционных датировках. Вся историческая информация графически изображается на плоскости в виде графа-карты, вытянутой вдоль горизонтальной оси времени. Каждая эпоха со всеми событиями была подробно изображена списками и датами событий в соответствующем месте на оси

времени. Каждое событие изображалось точкой или горизонтальным отрезком на плоскости. ГХК представляет собой максимально полный «учебник» по древней и средневековой истории всех указанных выше регионов.

Сопоставление вычисленных для различных периодов функций выявило наличие аналогов-дубликатов. Попытка систематизировать многочисленные аналоги показала, что они естественно группируются в некие блоки, которые для наглядности были обозначены одинаковыми буквами. Всего оказалось шесть разновидностей блоков — К, Н, П, Р, Т, С. Результат — строка Е на рисунке.

Сложность получившейся картины побудила автора попытаться обнаружить закономерность в распределении аналогов. Оказалось, что из строки Е естественным образом вычленяются четыре практически одинаковых слоя — Ct, С2, С3 и С4, смещенных относительно друг друга по оси времени соответственно на 333, 1053, 1778 лет. ГХК есть результат наложения этих сдвинутых слоев друг на друга.

Практически это означает, что известная нам версия глобальной хронологии ранее XIII века н. э. нуждается в весьма существенных уточнениях. Потребуется передатировка целых крупных блоков событий, относимых ныне к глубокой древности. После такой процедуры известная нам письменная история Европы и Средиземноморья сильно сократится. Большинство событий, относимых сегодня к седой древности, расположится на интервале от X до XVII века н. э. Принятая же ныне версия хронологии Скалигера и Петавиуса согласуется с результатами статистического датирования лишь на интервале от XIII до XX века н. э. На интервале X—XIII веков н. э. уже встречаются дубликаты, «спустившиеся» вниз из интервала XIII—XVII веков н. э. Ранее же X века н. э., вероятно, весь «учебник» состоит из дубликатов, оригиналы которых находятся в интервале X—XVII веков н. э. Это означает, что истинная история, имевшая место до X века н. э., нам неизвестна.

Современные историки ввели в употребление такое понятие, как «средневековый анахронизм». Прошлое в средневековых произведениях литературы и живописи рисуется в тех же категориях, что и современность. Бибпейские и античные персонажи изображаются на картинах в средневековых костюмах; на порталах соборов ветхозаветные цари и патриархи соседствуют с античными мудрецами и евангелическими персонажами; крестоносцы в конце XI века, воюя в Палестине, убеждены, «что карают не потомков палачей Иисуса Христа, но их самих. Таких примеров можно прибести бессчетное множество.

Современные историки, будучи не в состоянии отказаться от привычной, традиционной хронологии, считают, что средневековье в грандиозных масштабах «смешало эпохи и понятия». Но так ли это?

Анатолий Фоменко

Журнал «ЧиП»



481c6f06 131313

Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Обрезков Максим

Обрезков Максим Родом из Тбилиси...

05 04 2020 6:37:17

Фуле Клод

Фуле Клод А на холстах, показанных в Москве, изобразил пейзажи никарагуанской сельвы — уголки вечнозеленого тропического леса...

04 04 2020 10:37:26

Свердлова Нели

Свердлова Нели А потом опять стало светлее...

03 04 2020 15:16:10

Медведев Сергей

Медведев Сергей Впрочем, это, возможно, не за горами...

02 04 2020 4:12:55

Обезьяна Конго

Обезьяна Конго Результатом этого исследования стали около 400 рисунков и картин, созданных трехлетним шимпанзе Конго и ставших основой для большой выставки в 1957 году...

01 04 2020 4:25:46

Феллини Федерико

Феллини Федерико Именно так неуважительно он отзывался о собственных рисунках и эскизах к фильмам...

31 03 2020 5:46:59

Кирпичев Павел

Кирпичев Павел Однажды мне довелось просеять сквозь сито взятую в Новороссийске около рыбозавода землю...

30 03 2020 3:26:37

Адор Жан-Пьер

Адор Жан-Пьер Орлову императрицей Екатериной Великой...

29 03 2020 0:20:42

Воронов Лев

Воронов Лев Отличительной чертой его характера является стремление заполнить жизнь любимой работой, общением с интересными людьми...

28 03 2020 22:56:39

Таммик Рейн

Таммик Рейн Здесь следует сделать некоторые оговорки...

27 03 2020 4:29:13

Удальцова Надежда

Удальцова Надежда Юона, К...

26 03 2020 1:42:40

Моризо Берта

Моризо Берта А семья именно такая: отец был префектом полиции, сейчас работает инспектором финансового контроля, мама — красавица, светская львица, и всего-то осталось для полного счастья — так это готовить девчушек к будущему замужеству...

25 03 2020 5:14:18

Панкеев Алексей

Панкеев Алексей Два художника быстро нашли общий язык...

24 03 2020 13:46:24

Трулов Владимир

Трулов Владимир После окончил Строгановку...

23 03 2020 13:55:26

Судьбинин Серафим

Судьбинин Серафим С...

22 03 2020 11:14:42

Смолины Александр и Пётр

Смолины Александр и Пётр    1961 год...

21 03 2020 4:25:28

Фёдоров Сергей

Фёдоров Сергей Произведение поступило в Государственный Русский музей как предположительный портрет юноши из семьи Оболенских...

20 03 2020 4:32:44

Владимирский Леонид

Владимирский Леонид Рисую картинки для детских книжек...

19 03 2020 17:32:55

Гао Ман

Гао Ман Но много ли нам известно о великой стране-соседе? В столице хранятся работы китайского художника Гао Мана...

18 03 2020 9:29:51

Иванов Сергей

Иванов Сергей Прянишникова, Е...

17 03 2020 23:37:21

Калинин Вячеслав

Калинин Вячеслав Член группы « Двадцати московских художников»...

16 03 2020 1:40:53

Хитрук Фёдор

Хитрук Фёдор Режиссёр мультфильмов: —     История одного преступления, —     Каникулы Банифация, —     Винни- Пух  (3 серии), —     Остров...

15 03 2020 15:51:58

Крамской Иван

Крамской Иван ( Фрагмент)     Только чувство общественности даёт силу художнику и удесятеряет его силы, только умственная атмосфера, родная ему, здоровая для него, может поднять личность до пафоса и высокого настроения, и только уверенность, что труд художника и нужен и дорог обществу, помогает созревать экзотическим растениям, называемым картинами...

14 03 2020 19:29:44

Тан Шон

В сопроводительном к премии послании членов жюри говорится, что Шон Тан является «виртуозом визуального рассказа и проводником новых возможностей книг в картинках»...

13 03 2020 2:57:40

Панидов Виктор

Панидов Виктор Графика куйбышевского (самарского) художника Виктора Панидова уже завоевала прочные симпатии поклонников книжного искусства...

12 03 2020 10:30:44

Нечволодова Нелли

Нечволодова Нелли Изысканность и национальные русские мотивы, вышивка, орнамент — вот что характерно для её творчества...

11 03 2020 1:40:10

Самокиш-Судковская Елена

Самокиш-Судковская Елена Брала уроки у В...

10 03 2020 10:50:33

Калле Пол

Калле Пол Мощь...

09 03 2020 3:37:56

Черчилль Уинстон

Черчилль Уинстон Вдова премьера уничтожила это произведение, однако его черно-белую копию нам удалось разыскать...

08 03 2020 1:55:25

Волков Андрей

Волков Андрей Задать, из какой именно явится герой следующей выставки, невозможно...

07 03 2020 21:54:53

Поляков Сергей

Поляков Сергей Так блистательно сказал о своем постижении мира — далекого, неведомого и загадочного — мира древних славян — величайший поэт начала XX века, реформатор Велимир Хлебников...

06 03 2020 2:57:33

Фёдоров Сергей

Фёдоров Сергей Портрет мальчика...

05 03 2020 23:39:25

Фролов Вадим

Фролов Вадим Оленёнок...

04 03 2020 23:29:44

Куликов Афанасий

Куликов Афанасий И то правда, скользнут по фасаду один раз...

03 03 2020 15:34:42

Поленов Василий

Поленов Василий Д...

02 03 2020 6:56:12

Бакст Лев

Бакст Лев жил главным образом в Париже, был одним из ведущих декораторов антрепризы С...

01 03 2020 22:10:43

Ким Ен Рам

Ким Ен Рам Все! Творческое объединение « Мансудэ» стоит на истинно ницшеанской позиции о том, что каждый обязан стать гением...

29 02 2020 23:32:34

Кауфман Ангелика

Кауфман Ангелика Автопортрет...

28 02 2020 10:40:11

Чиркова Татьяна

Чиркова Татьяна Зимою злым духам становится тесное житье, и они налетают на белый свет, бегают по полям и дуют себе в кулак...

27 02 2020 8:43:57

Суханов Иван

Суханов Иван Н...

26 02 2020 15:37:52

Харитонов Александр

Харитонов Александр к сожалениию недавно ушедшего...

25 02 2020 12:43:49

Корреджо Антонио де

Корреджо Антонио де Не хочу выходить за пределы той самой страны, где великая мать-природа, дабы не быть уличенной в пристрастии, даровала миру редчайших людей, подобно тем, какими она в течение многих и многих лет украшала Тоскану и в числе коих был Антонио из Корреджо, одаренный отменным и прекраснейшим талантом, живописец своеобразнейший, который владел новой манерой в таком совершенстве, что благодаря природному дарованию и упражнению в своем искусстве он в течение немногих лет сделался редкостным и удивительным художником...

24 02 2020 23:43:28

Каракашев Вилен

Каракашев Вилен Сурикова, учился у М...

23 02 2020 7:41:48

Слепов Олег

Слепов Олег Именно отсюда, с Котельного, исследователи Арктики видели мифическую Землю Санникова...

22 02 2020 23:24:22

Дюженко Юрий

Дюженко Юрий Учился в И Ж С А им...

21 02 2020 15:37:18

Матвеев Фёдор

Матвеев Фёдор По окончании постройки игры на его арене не прекращались ровно сто дней...

20 02 2020 16:34:18

Мирошник Константин

Мирошник Константин Наверное, только богатство славных дат военной истории Отечества может оправдать нашу «забывчивость» об этой славной победе русского оружия...

19 02 2020 8:32:41

Клодт Михаил

Клодт Михаил Учился в Академии художеств у А...

18 02 2020 20:54:22

Баранов Леонид

Баранов Леонид Выставка в столице, получившая название « Диалоги с историей» — не первая в ряду юбилейных Так, зимой аналоговая состоялась в Вологде, тоже предоставившей Баранову обширное историческое пространство, а затем искренне удивившейся тому, сколь выразительно и нетрадиционно можно инсталлировать скульптурные композиции в старых стенах...

17 02 2020 21:21:55

Щербаков Андрей

Щербаков Андрей Мухиной...

16 02 2020 19:53:33

Космынин Юрий

Космынин Юрий Приглядевшись к полосе, можно увидеть дату — 25 октября 1958 года и текст письма редколлегии журнала « Новый мир» автору романа « Доктор Живаго»...

15 02 2020 16:28:17

Бурмагина Генриетта

Бурмагина Генриетта Гравюры « Первый театр в Вологде» и « Петровский домик» были замечены не только в Вологде, но и в Москве...

14 02 2020 10:28:51

Кирико Джорджо де

Кирико Джорджо де Эта выставка стала подлинным событием, более значительным, чем любой спектакль, игравшийся в парижских театрах в апреле — мае...

13 02 2020 19:43:32

Поляков Владислав

Поляков Владислав Б Л О К Что такое Шахматово Александра Блока? Что такое Шахматово в нашем восприятии? Короче говоря, что есть память земли поэта? Отправимся в совершенно конкретный уголок подмосковной земли — в холмистую долину речки Лутосни, что несет свои воды через Сестру и Дубну в Волгу...

12 02 2020 14:43:47

Маньяни А.

Маньяни А. Чернышова...

11 02 2020 20:25:24

Тенишева Мария.

Тенишева Мария. Тенишева...

10 02 2020 0:10:49

Келер Мария

Келер Мария Это композиция, получившая название « Мадонна с младенцем», размещена на стене студии звукозаписи The Premises Studio, где записывали свои композиции Эми Уайнхаус, Эл Грин, Нина Симон и, конечно, сам Майкл...

09 02 2020 4:28:22

Фоменко Анатолий

Фоменко Анатолий       Алгеброй поверить гармонию... Кто в запале не выпускал, как птицу из рукава, зто крылатое выражение? А здесь всё наоборот: не искусство под обнажающим контролем алгебры, а математика, поверяемая оплодотворяющей силой живописи...

08 02 2020 19:21:16

Кричевский Марат

Кричевский Марат В его творчестве удачно сочетается профессиональное видение архитектора с эмоциональной приподнятостью художника...

07 02 2020 1:16:27

Бриммер Николай

Бриммер Николай Иллюстрация к повести Н...

06 02 2020 23:57:20

Юношева Римма

Юношева Римма Работала главным художником Петербургского цирка...

05 02 2020 11:41:39

Никогосян Николай

Никогосян Николай Это обычный для него отчет преподавателя перед коллегами и учениками, с которым он выступает каждые два-три года...

04 02 2020 14:13:58

Хох Питер де

Хох Питер де   Около 1653 года...

03 02 2020 10:55:41

Фальконе Этьен

Фальконе Этьен Создавал композиции в духе раннего классицизма...

02 02 2020 21:34:24

Чернов Юрий

Чернов Юрий Знаменитый скульптор пытается ответить на вопрос: почему сегодня государством не востребованы настоящие художники?   К И П Е Л А Ж И З Н Ь, Ш Л О С О З И Д А Н И Е — Юрий Львович, как случилось, что вы, чрезвычайно многообразный художник, стали скульптурным певцом рабочего класса? — Мое творческое становление проходило на пике советской эпохи...

01 02 2020 15:26:40

Харченко А.

Харченко А. Дорога к Байкальскому тоннелю...

31 01 2020 22:27:40

Венециано Доменико

Венециано Доменико Мы не знаем ее имени, для нас это женщина середины пятнадцатого столетия...

30 01 2020 16:37:59

Филатов Е.

Филатов Е. Русь былинная...

29 01 2020 22:28:21

Волков Анатолий

Волков Анатолий Родился в 1939-м в подмосковной деревне, оказавшейся в оккупации, и испытал на себе зверства фашистов — да такие, что после освобождения четырехлетнему малышу ампутировали правую руку...

28 01 2020 1:32:27

Угаров Борис

Угаров Борис Репина у В...

27 01 2020 10:32:24

Казанцев Сергей

Казанцев Сергей Сейчас сюда всё чаще стали приходить люди из ближайших домов отдыха, пансионатов, школьники на экскурсии...

26 01 2020 15:55:55

Тарасова Светлана

Тарасова Светлана Мама — Мария Николаевна — сама мечтала быть художницей, да не вышло — стала инженером...

25 01 2020 5:36:59

Седов Владимир

Седов Владимир Холуй — одно из старинных русских поселений, имеющее многовековую историю...

24 01 2020 4:58:54

Новиков Игорь

Новиков Игорь Королёва, Т...

23 01 2020 19:53:29

Курдюков Никита

Курдюков Никита Но в искусстве юный художник шагает уверенно и сильно, давая основание ценителям живописи сравнивать его работы с произведениями раннего Пикассо или Матисса... Всерьез заниматься живописью мальчик начал довольно поздно...

22 01 2020 2:35:46

Латур Морис Кантен де

Биографы сохранили нам образ Латура как человека большого обаяния, но при этом твердого и независимого характера...

21 01 2020 17:31:13

Феоктистов Герман

Феоктистов Герман Правда, поповский сын — гуляка и ухарь — одет не по киевской моде...

20 01 2020 7:16:40

Утенков Демьян

Утенков Демьян           Графические листы Демьяна Утенкова несут неповторимый знак индивидуальности, который позволяет безошибочно узнавать его работы...

19 01 2020 7:14:59

Гришко Юрий

Гришко Юрий Учился у Э...

18 01 2020 12:18:32

Марчукова Светлана

Марчукова Светлана Секреты его бережно передавались из поколения в поколение И сегодня на Федоскинской фабрике лаковой миниатюоы немало искусных специалистов по Тройкам...

17 01 2020 21:39:54

Токмаджян Левон

Токмаджян Левон Организован он при поддержке правительства Пензенской области...

16 01 2020 4:21:50

Каневский Аминадав

Каневский Аминадав Иллюстрировал книги русских писателей...

15 01 2020 2:33:27

Харунобу Судзуки

Харунобу Судзуки Первым мастером, который начал работать в этой технике, был Судзуки Харунобу...

14 01 2020 2:43:25

Кадочникова Лариса

Кадочникова Лариса             Когда режиссер Юрий Ильенко пригласил меня посмотреть рисунки его жены, киноактрисы Ларисы Кадочниковой, я, по совести говоря, не надеялся увидеть то, что увидел...

13 01 2020 23:34:19

Матвеев Николай

Матвеев Николай Что только не делают с ними! Их не только берегут...

12 01 2020 9:40:44

Казанцев Кирилл

Казанцев Кирилл » пришлось оторваться от частного заказа, чтобы представить в « Эрарте» мозаики с фотографически точными изображениями стройных ножек и голых поп (работа так и называется — « Попы») или откровенно взятых с фотографий из журналов изображений девочек-подростков — белокожей и чернокожей (тоже, кстати, обнаженных)...

11 01 2020 2:26:16

Сотцасс Этторе

Сотцасс Этторе в Инсбруке в семье архитектора...

10 01 2020 4:43:23

Китаева Елена

Китаева Елена В последнее же время Елена Китаева на выставочных площадках представляет искусство формалистическое до академизма, хотя источником вдохновения для нее служит исторический авангард...

09 01 2020 19:59:27

Сальков Геннадий

Сальков Геннадий   — Он знает каждый уголок заповедника и окрестностей, каждое место в Тарханах, — рассказывает Тамара Мельникова, директор Государственного Лермонтовского музея-заповедника « Тарханы» и супруга художника Геннадия Салькова...

08 01 2020 19:36:36

Орлов Игорь

Орлов Игорь Сурикова...

07 01 2020 5:30:15

Потоцкий Григорий

Потоцкий Григорий Инициатором установки мемориальной доски стал известный политик, а ныне ректор М Г У К И Рамазан Абдулатипов...

06 01 2020 3:39:27

Куклев Александр

Куклев Александр Л Е Д Я Н О Й ансамбль создали пензенские художники...

05 01 2020 22:44:51

Моторин Алексей

Моторин Алексей Более 150 произведений, созданных за четыре десятка лет, заполнили залы галереи Союза художников — пейзажи, портреты, жанровые картины...

04 01 2020 7:49:34

Россинский Владимир

Россинский Владимир Учителя Поленов, Савицкий, Касаткин, Прянишников, Пастернак, Серов, Архипов, Коровин, Ге, Саврасов в разное время учили Россинского...

03 01 2020 14:49:58

Чёлушкин Кирилл

Чёлушкин Кирилл Современные российские художники, собранные куратором Юрием Никичем, были продемонстрировать связь между электроэнергией и энергией творчества...

02 01 2020 19:18:39

Костылёв Василий

Костылёв Василий     Василий Александрович, пряча улыбку под щетинкой седых усов, извлекал из старого дубового шкафа свои работы — фигурки лесоруба, пахаря, рыбака, пряхи, конармейца... Все они были сделаны из тонких берестяных ленточек, которые мастер называл лычками...

01 01 2020 12:24:56

Турнова Наталия

Турнова Наталия По сути же это первая попытка музея показать свое собрание согласно кураторской концепции...

31 12 2019 15:33:39

Соколов Пётр

Соколов Пётр Один из самых известных прижизненных портретов поэта...

30 12 2019 21:24:39

Ковальчук Андрей

Ковальчук Андрей Тютчева...

29 12 2019 5:14:15

Коллин Маркус

Коллин Маркус Был членом объединения « Ноябрьская группа» в 20-х годах 20-го века стоящего на позициях развития искусства на национальной основе...

28 12 2019 18:26:36

Ведерников Александр

Ведерников Александр Начало осени (а также открытие своего XXII выставочного сезона) галереея « Ковчег» при содействии Третьяковки отметила посвящением уходящему лету с его буйством красок,  теплым синим морем, ароматом цветов и безоблачным небом...

27 12 2019 21:33:15

Манайло Фёдор

Манайло Фёдор Для самого художника — началом новой жизни, ничем не напоминающей первые десять лет его работы...

26 12 2019 5:31:50

Ким Донг

Ким Донг Работа художника Ким Донга по манере исполнения напоминает кисть французского мастера Фернана Леже...

25 12 2019 1:46:39

Халди Гази

Халди Гази Общая схема достаточно традиционна — улица, уходящая в бесконечную даль, образована двумя беспрерывно соединенными стенами домов...

24 12 2019 12:27:28

Кряквин Юрий

Кряквин Юрий Увлекался кубизмом...

23 12 2019 12:17:37

Клячко Марк

Клячко Марк Сурикова...

22 12 2019 2:42:51

Филипенко Ольга

Филипенко Ольга ) Сельмы Лагерлёф (1858 — 1940) о заколдованном мальчике Нильсе, который отправился в удивительное путешествие по Швеции вместе со стаей гусей...

21 12 2019 0:24:24

Попов Лев

Попов Лев Попову, как и его учителю, ближе всего сказка...

20 12 2019 15:18:38

Янов Александр

Янов Александр Работал в должности декоратора императорских театров...

19 12 2019 5:30:42

Котов Пётр

Котов Пётр Фешина...

18 12 2019 7:19:59

Шагин Дмитрий

Шагин Дмитрий   Самая народная, самая понятная широкому зрителю, самая популярная группа в области современного искусства « Митьки» появилась в Ленинграде в середине восьмидесятых, перед самой перестройкой...

17 12 2019 20:13:33

Ханджян Григор

Ханджян Григор Исабекяна и А...

16 12 2019 23:24:54

Фонвизин Артур

Фонвизин Артур Участвовал в выставках « Голубой розы»...

15 12 2019 18:27:40

Куприянов Георгий

Куприянов Георгий Его фильмы:  « Женитьба Бальзаминова»,   « Дядюшкин сон»,   « Джентельмены удачи»,   « Кыш и Двапортфеля»,   « Чёрный принц», и другие...

14 12 2019 8:54:58

Виноградов Дмитрий

Виноградов Дмитрий Ломоносовым...

13 12 2019 17:30:15

Ларионов Михаил

Ларионов Михаил Ларионов и Н...

12 12 2019 6:35:48

Новицкая Наталья

Новицкая Наталья Да и Наталья Сергеевна и в школе и в институте была членом редколлегии-выпускала стенгазеты...

11 12 2019 2:36:12

Маркус Линда

Маркус Линда И, кажется, что человек и природа живут единым дыханием и ничто в мире не может, не должно, не имеет права нарушить этот гармоничный союз...

10 12 2019 9:18:21

Роллер Андреас

Роллер Андреас С 28-ми лет служил декоратором  в российских   Императорских театрах...

09 12 2019 23:28:42

Чумаков Валерий

Чумаков Валерий Художник считает великого русского писателя архиактуальным...

08 12 2019 15:44:51

Орлов Андрей

Орлов Андрей « Для нас символично, что памятник открылся в государственный праздник — День народного единства, мы хотим объединить всех россиян с помощью улыбки и юмора Это задача и нашего смотра, который празднует свое 10-летие»,- сказала Алла Сурикова...

07 12 2019 15:37:54

Кочергин Эдуард

Кочергин Эдуард Островского...

06 12 2019 2:35:19

Каштанов Александр

Каштанов Александр   Пишет Север, Карелию На Валааме...

05 12 2019 23:23:36

Ходов Валентин

Ходов Валентин Занимался монументальной живописью, был театральным художником, оформлял книги, открытки, расписывал палехские шкатулки, тарелки...

04 12 2019 14:42:31

Преображенский Борис

Преображенский Борис В 1972 году он побывал в Сирии...

03 12 2019 13:29:51

Панин Юрий

Панин Юрий Как символ жизни — объемная живопись « Россия...

02 12 2019 16:43:26

Синьорелли Лука

Синьорелли Лука   Фрагмент...

01 12 2019 10:49:53

Мациевский Евгений

Мациевский Евгений Портрет М...

30 11 2019 12:19:11

Степанов Алексей

Степанов Алексей       Этот блокнот и эти рисунки принадлежат русскому парню Алексею Степанову, уроженцу города Иванова, экономисту по специальности...

29 11 2019 17:18:30

Моисеенко Евсей

Моисеенко Евсей Воевал на фронте Великой Отечественной войны, попал в окружение, сидел в концлагере, опять воевал...

28 11 2019 9:50:15

Хоббема Мейндерт

Хоббема Мейндерт Всё тщательно выписывал, особенно листву...

27 11 2019 5:32:42

Фогель Хильда

Фогель Хильда Производство, сельская жизнь, социальная среда — излюбленные сюжеты её картин...

26 11 2019 2:37:17

Орканья Андреа

Орканья Андреа Орканья — Архангел на местном наречии...

25 11 2019 7:37:31

Бабаев Полидор

Бабаев Полидор Умирающий унтер-офицер Ипат Старичков передаёт спасённое им знамя товарищу по плену...

24 11 2019 19:17:13

Худченко Александр

Худченко Александр Окончил Львовский полиграфический институт им...

23 11 2019 6:46:32

Колыханова Людмила

Колыханова Людмила Совсем иное дело — освоение ступеней в искусстве...

22 11 2019 1:30:16

Лисицына Дарья

Лисицына Дарья Участники по-разному подошли к заданию...

21 11 2019 9:53:55

Косолапов Александр

Косолапов Александр Один из родоначальников соц-арта...

20 11 2019 6:29:15

Чохов Андрей

Чохов Андрей А остановишься — и заглядишься! И не только необычайные размеры ее поражают, а более даже — та великая любовь к металлу, то тонкое ощущение всех его свойств и то знание его гордого и независимого характера — ведь есть в металле характер! — которые и позволили художнику создать такое чудо, подобного которому не было и нет ни в одном государстве...

19 11 2019 7:15:23

Попков Виктор

Попков Виктор Евгений Кибрик поистине классик нашей станковой графики...

18 11 2019 17:35:14

Шагал Марк

Шагал Марк » Обижался, когда слышал во Франции: « Он кто угодно, только не французский мастер...

17 11 2019 20:45:37

Халилов Фархад

Халилов Фархад Выжженные солнцем долины, коричневато-сизые пологие холмы, затерянные в песках древние крепости и башни, огромное пространство, в котором господствуют переменчивые ветры...

16 11 2019 12:51:15

Миннуллина Асия

Миннуллина Асия Памятник «миллионеру из трущоб»...

15 11 2019 15:15:42

Никритин Соломон

Никритин Соломон Пастернака, в Петербурге у Яковлева...

14 11 2019 2:57:50

Хома Параска

Хома Параска « Однажды, — вспоминает она, — приехал домой на воскресенье сын, который учился в Косовском художественном техникуме, невесёлый какой-то, озабоченный...

13 11 2019 3:20:36

Браговский Эдуард

Браговский Эдуард Сурикова у П...

12 11 2019 14:24:57

Маневич Людмила

Маневич Людмила   Занимается живописью, графикой, прикладным искусством, скульптурой...

11 11 2019 17:44:51

Бобышов Михаил

Бобышов Михаил Учился у Г...

10 11 2019 15:59:20

Опухлый Кирилл

Опухлый Кирилл         В свой первый приезд в Ульяновск московский художник Кирилл Опухлый обошелся без картин...

09 11 2019 18:25:26

Фрейд Люсьен

Фрейд Люсьен   Британская фотомодель Кейт Мосс вступила в творческий союз с популярным британским художником — 81-летним Люсьеном  Фрейдом, которому в свое время позировала сама Елизавета II...

08 11 2019 0:12:51

Еще:
Художники -1 :: Художники -2 :: Художники -3 :: Художники -4 :: Художники -5 :: Художники -6 ::

Человек увлекался изобразительным искусством с древнейших времен. И только изобретение фотоаппарата пошатнуло позиции изобразительного искусства, как важнейшего для нас из всех искусств. А появление фотошопа ознаменовало конец эры художников в традиционном понимании.