Я художник, я так вижу!    

Франкен Франс

30.05.2015 | Автор: admin

Франс Франкен (1581-1642) — фламандский живописец.

 Притча о Лазаре.

ПРИТЧА О ЛАЗАРЕ И…ЖИВОПИСЦЕ ФРАНКЕНЕ

«Притча о богатом в бедном Лазаре» — один из безымянных шедевров в Екатеринбургском музее изобразительных искусств. Это полотно поступило в картинную галерею в Год ее открытия — 1936. А до того времени пребывало в коллекции краеведческого музея, основу которого составило собрание Уральского общества Любителей естествознания (УОЛЕ). Может быть, картину приобрёл кто-то из состоятельных членов Общества? Или украшала она шикарный особняк какого-то уральского богатея? А может, оказалась в музее в 20-х годах, когда в провинцию попала часть ценностей из столнчных собраний? Такова история этого полотна, сплошь состоящая из вопросов.

Когда картина попала в галерею, в ее регистрационной карточке появилась запись: Франкен. Франкены — Фламандские художники. В России их работ очень мало: Две-три в Эрмитаже, да в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина — одна. Вот и все. Глава этой династии художников — Николас — жил в 16 веке. Был у него наследник Иеронимус, у которого родились сыновья — Франс и Иероним. Все они занимались живописью. А чтобы, как-то различать работы отца и сына, им присвоили «номера»: Иероним I и Иероним II. Кто же автор вашей «Притчи о… Лазаре»? Сначала на этикетке появилось имя: Иероним I. Но что-то вызвало сомнение и в буклете, изданном нашим музеем в конце 1980-х годов, появилось другое имя — Франс. Так, кто же всё-таки? Иерним I или Франс — его сын? Я решила рискнуть и поискать разгадку в… деталях одежды людей присутствующих на трапезе.
Для начала возьмем Библию и прочтем текст притчи. Вот строки из него:

«19. Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и висcoH и каждый день пиршествовал блистательно.

20. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который
лежал у ворот его в струпьях.

21. И желал напитаться крошками, падающими со стола
богача; я псы приходя лизали струпья его.
22. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово,
умер и богач, и похоронили его.»
Библия. Книги Нового Завета от Луки святое благовествование. Гл. 16, сс. 86—87)
Рассказывая притчу языком живописи, художник не стал одевать героев в указанные одежды: порфиру и виссон. (Порфира от греческого porphyrelos — пурпуровый, пурпурная мантия монарха; виссон — от греческого byssos — тонкий лен, дорогая белая или хлопчато-бумажная материя; употреблялись в древности в Египте, Греции, Риме.) А облачил их в костюмы своих современников. Прием этот не новый, им пользовались еще средневековые художники и живописцы Возрождения».

Итак, на переднем плане за уставленным яствами столом сидят хозяин и его гости. За ними мы различаем еще два лица, и в правом углу картины — фигуру, принесшую новое блюдо.

На противоположной стороне видны сцена страданий бедного Лазаря и те псы, что «лизали струпья его».

 Притча о Лазаре.   Фрагмент.

Одежда Лазаря отличается от одежд собравшихся. Пурпурное платье — словно одеяние древних греков, а спустившиеся чулки без мысков — будто античные сандалии. Длинная борода, благообразное лицо наводят на мысль, что образ этот мы уже встречали. Так изображали апостолов и философов художники эпохи Возрождения.

Рафаэль.    Афинская школа.    Фрагмент.

Взять хотя бы фреску Рафаэля «Афинская школа». На ней, кроме прочих, изображены склоненные фигуры философов, Диоген, лежащий на ступеньках. (Диоген — древнегреческий философ, живший в IV веке до н. э., практиковал крайний аскетизм: жил в бочке, одевался очень просто, даже бедно. Древнегреческие скульпторы изображали его обнаженным, опирающимся на палку, и с собакой, сидящей у ног). Не этот ли образ был использован художником «Притчи»? Уж очень много общего между Диогеном Рафаэля и нашим Лазарем. Или вот фигура поднимающегося по лестнице философа, жестом указывающего на Диогена. Она, как мне кажется, с небольшими изменениями была повторена Франкеном. -Значит, наш художник наверняка видел фреску «Афинская школа», когда учился в Италии или, возможно, использовал зарисовки своих учителей. Жесты рук, повороты голов, драпировки одежд, архитектурные элементы — все подтверждает мысль о влиянии итальянской школы живописи на творчество мастера.

Прежде чем обратиться к костюмам героев «Притчи…», давайте посмотрим, что же носили европейцы XVI века.

Центральная Европа не представляла собой единого модного пространства с общей для всех формой одежды. На арену в области моды вышла тогда Испания — экономически богатая и процветающая страна.

При испанском дворе можно было увидеть дам в несгибаемых «бронированных» туалетах и кавалеров в плотных куртках и коротких штанах.

Куртка — дуплет или вамс — представляла собой сложную конструкцию, которая сохранила черты рыцарского средневекового костюма. Несмотря на свою довольно объемную жесткую форму, дуплеты шились строго по фигуре, обтягивая грудь, подчеркивая талию. Верхнюю часть дуплета украшала стойка — самая древняя конструкция воротника. Она была высокая, доходила до мочек ушей, что заставляло мужчин всегда ходить с высоко поднятой головой. Верхний край стойки декорировал белый накрахмаленный воротник, собранный в мелкие складочки. Воротники подобного типа носили до конца XVI века. Они украшали костюмы людей приближенных ко двору и были точной копией одежды коронованных особ. Такой объемный кружевной «ошейник» украшал дуплет короля Генриха IV, и уже в XIX веке получил название «Фреза а ля Генрих IV».

По всей длине проймы дуплета притачивались сложенные вдвое полоски ткани, которые у основания образовывали прямую линию, а по мере удаления от нее расходились друг от друга на некоторое расстояние. Сочетание нескольких рядов таких полосок создавало своеобразное жесткое «оперение». Под этим «оперением» находились завязки, к которым крепился рукав по всей длине оката. Вместо «оперенья» часто притачивалась длинная полоска ткани, создавая впечатление козырька над привязанным рукавом.

Рукава также сохраняли некоторое время черты рыцарских доспехов. В местах напряжения (плечо, локоть, предплечье), делались прорези, сквозь которые проглядывали рукава нижней сорочки, чаще белой.

В середине XVI века рукав становится автономной конструкцией. Бывало, что для одного вамса (дуплета) изготовлялось несколько пар рукавов самой различной формы и цвета. Цвет и ткань рукавов были те же, что и на подштанниках, и часто их число соответствовало количеству рукавов.

Подштанники одевались под основные, изрезанные на полоски брюки. Такие расчлененные штаны получили название «плундры» или шаровоны. Еще их называли «штаны с начинкой», так как в разрезы была видна цветная подкладка. «Штаны с начинкой» носили одно время поверх узких штанов, которые были до колен и выглядывали из-под широких шаровон.

К нижней части этих шикарных штанов пришивались ленты, которые стягивали и украшали красивым, пышным бантом. Этим же бантом закреплялись чулки в верхней части. Если же у штанов не было лент, то использовали, подвязки, украшенные искусной вышивкой.

Чулки носили цветные, сшитые из полотна, тонкой кожи, бархата и шелка. Упоминание о появлении вязаных, тонких шелковых чулок в Испании относится к 1547 году. Такие чулки получат распространение во второй половине XVI века.

Мода на ленточные формы, касалась не только одежды, но и обуви, которая также имела прорези.

В XVI веке в странах Европы распространились пантофли. Они произошли от котурна — обуви на толстой
пробковой подошве с верхом из кожи различных цветов. Со времен Эсхилла такую обувь носили aктёры, чтобы на сцене казаться выше. Сначала их носили только мужчины. Делались пантофли на дереваной подошве и одевались на модную тогда узконосую обувь.
Затем пантофли становятся принадлежностью исключительно женской моды. Мужчины же носили башмаки из кожи на деревяной подошве, иногда yкрашенные лентами, пряжками, пуговицами, цветами. Именно эти башмаки сохраняют высокий каблук и не имеют задников.

Головы мужчин украшали береты самой различной формы (круглые или квадратные), но особенной популярностью во второй половине XVI векапользовались береты небольшого размера. Их верхнюю часть украшали искусная вышивка и перья, которые как нельзя лучше гармонировали с ажурным воротником.

Помимо беретов были в ходу высокие и ширкие жёсткие шляпы, чем-то напоминающие цилиндр с мягкой округлой тульей и полями. Шились они из кожи, бархата, блестящих шелковых тканей, украшались вышивкой, камнями, перьями.

На тогдашних портретах редко можно увидеть непокрытые головы мужчин, но тем не менее, можно предположить, какой была прическа. Волосы стриглись коротко — в отличие от модных голов эпохи Pенессанс, когда волосы завивали в локоны и кудри. Кое-где однако волосы продолжали носить полудлинным.
Бороду и усы мужчины чаще всего сбривали,а те, кто бороду оставлял, придавали ей форму клинышка, как у короля Генриха IV (борода а ля Генрих IV).
Поверх курток мужчины надевали плащи,получившие название мантлик (чешское) илв боэмио (испанское).

Боэмио — круглый в плане плащ, без рувов, до середины бедра, но мог быть и короче, и чуть длиннее. Такому плащу отдавали предпочтение дворяне. Носили его как украшение и в знак принадлежности к своему классу. Боэмио шили из шелка, украшали мехом, жемчугом и вышивкой.

Из модной ренессанской одежды во вторую половину XVI века перешли шелковые плащи с широкими рукавами, меховой подкладкой и меховым воротником, так называемые — шаубе. Им отдавали предпочтение богатые горожане, торговцы, купцы. Шаубе. как и другие виды одежды, переходили от одного поколения к другому, были очень дороги и носились по особым случаям.
После столь необходимого экскурса в историю одежды приглядимся к персонажам живописной «Притчи…» Начнем слева направо.

Наиболее полное представление об одежде мужчины дает фигура в плаще-шаубе. Плащ сшит из золотистрй парчи с зеленым вытканным узором и украшен меховым воротником. Рукав плаща разделен на три части: до локтя, до запястья, до кончиков пальцев.

Под плащем видна красная куртка-дуплет с рукавами, также разделенными на несколько частей поперечными полосками. Долевые полоски образуют всю поверхность рукава. Между ними виднеется белая сорочка с oборками по низу рукава и по верхней части невысокого вортника-стойки.

Через руку перекинут платок-салфетка — тоже предмет роскоши, который только в XVIII веке будет выполнять утилитарную функцию.

Лицо мужчины гладко выбрито. Волосы, подстрижены полукругом, образуют прическу-кольбе, Появившуюся в эпоху Возрождения.
Головной убор напоминает котелок без полей. Высокая широкая тулья, округлое донышко, сглаженные края. По нижнему краю головного убора пристрочен тёмный мех. Из этого же меха выполнен вертикально стоящий козырек. По всей вероятности, головной убор сшит из шелковой ткани.

Обут мужчина в красные чулки и башмаки без задников. Обувь, по всей видимости, кожаная, на деревянной подошве.

На груди у мужчины видна овальная подвеска из серебристого металла. Надо отметить, что для ювелирного искусства Ренессанса характерно увлечение украшениями из серебра.

Итак, шаубе, рукава дуплета, состоящие из отдельных ленточек, невысокий воротник-стойка, с едва заметной оборкой по краю; прическа; головной убор; подвеска — все это очень характерные детали моды середины и второй половины XVI века. Но заметим, что люди зачастую продолжают носить свою нарядную дорогую одежду и тогда, когда выходят из возраста, ревностно следящего за модой. А потому можно предположить, что изображенная сцена относится к концу XVI век, а если еше учесть тот факт, что одежда передавалась от отца к сыну, то можно прибавить еще лет двадцать, и тогда работу можно отнести к началу XVII века.

Взглянем на костюм следующего персонажа — молодого человека, даже не видя всего дуплета (вамса) и шаровои (плундр), можно сказать, что это конец XVI, начало XVII столетия. Большой воротник, окутывающий шею, широкополая шляпа с цветными перьями «а ля Рубенс», или «а ля Рембрант»; борода клинышком «а ля Генрих IV»; плащ «боэмио» (мантлик), удерживающийся на печах лентой…

Далее следует дама. И хотя из ее нарядного туалета виден только рукав и воротник — этого вполне достаточно. Ведь воротник — как бы отличительный знак, символ эпохи.

Дамский туалет второй половины XVI столетия, так же как и мужской, сохранял отдельные черты средневекового костюма. Платье состояло из двух самостоятельных частей — лифа и юбки.
Лиф плотно облегал фигуру, подчеркивал талию; утягивал грудь. Жесткий корсет с каркасом из дерева, кости или металла деформировал женскую фигуру, придавал ей сходство с мужской.
К лифу платья шили «несколько пар рукавов. В области проёмы иногда притачивались валики, набитые ватой, что создавало впечатление приподнятой линии плеч. В этой же части находились шнурки, которые coединяли рукав с лифом.

Рукав сшитый с объемной головкой, заполненной пухом или ватой, и узкий внизу, своей формой напоминал грушу. В верхней части рукава-груши часто притачивали несколько рядов полосок-лепестков, которые еще больше расширяли эту область. Как раз такой рукав и видим мы в костюме дамы из «Притчи…»

Чаще всего рукав разрезали от высшей точки оката до низа. Срезы скрепляли бантиками или брошами — как в наряде следующей дамы, присутствующей на трапезе.

К нижней части рукава крепилась манжета, сшитая из белой ткани и украшенная кружевом. Из этой же ткани был и воротник, который во второй половине XVI века становится главным композиционным элементом одежды — как женской, так и мужской. Именно такой вертикально стоящий воротник и видим мы у первой дамы. Он в свое время получил название «воротник а ля Мария Стюарт».

Можно встретить и другое название этого воротника — «а ля Мария Медичи», хотя речь идет об одной конструктивной основе. Название возникло после знакомства европейских дворов с серией работ Питера Пауля Рубенса (1577—1640), посвященных «жизни и героическим деяниям» королевы Марии Медичи.

И здесь следует обратить внимание на маленькую деталь. Воротник «а ля Мария Стюарт» украшал небольшую горловину и плоскую грудь «испанских дам», а воротник «а ля Мария Медичи» крепился к довольно открытому декольте, оформляющему выступающий бюст. То ли Рубенс предпочитал пышногрудых женщин, то ли тугой корсет-панцирь вконец опостылел дамам, но грудь постепенно стали освобождать, и тенденция эта отмечается в 20-е годы XVII столетия.

В нашей «Притче…» ничего подобного еще нет, и это лишний раз убеждает, что работа написана до 20-х годов.

Обратите внимание на прическу. Белокурые волосы, зачесанные наверх, открывают лицо. Для создания этой высокой, собранной в узел на затылке, прически, использован подкладной валик. Завершает ее небольшой веночек из красных цветов. Цветы делали из шелка, бумаги, воска. Богатым людям ювелиры делали их из драгоценных камней, а также из жемчуга.

Жемчуг не выходил из моды несколько столетий. У дамы с нашей картины мы тоже видим украшения из жемчуга. Это серьги большой грушевидной формы и бусы (их, к сожалению, трудно разглядеть). Зато у ее соседки украшения из жемчуга, камней и золота просто великолепны. И главное, хорошо различимы. Жемчуг самого различного размера. Очень модной грушевидной формы в ушах и в великолепной шпильке, украшающей прическу. Такие же жемчужины — в нагрудном украшении. Цветы из драгоценных камней украшают шпильку, скрепляют разрезы рукавов с проймой, нижнюю часть лифа с юбкой. Объединенные единым художественным замыслом, ювелирные изделия составляют раскошный гарнитур. А как известно, гарнитуры появились только в начале XVII века, так же, как и мода на грушевидный жемчуг и броши — ещё одно подтверждение того, что время создания картины — начало XVII века.

Богато украшенный лиф платья завершает воротник такой же формы, что и у молодого человека. Такой воротник называли «мельничный жернов» — за его огромные размеры. Шили из кружев, тонкой ткани, сильно крахмалили и кружевной пеной укладывали на плечи.

Юбки нашей дамы на картине, к сожалению, почти не видно, можно разглядеть только ее верхнюю часть. Она соединялась с лифом по талии платяными булавками или, как в нашем случае, — брошами. Юбка называлась райфрок или вертугадо (вертугадэ). Название «райфрок» получило распространение в Германии, а «ветугадо» пришло из Испании и первоначально обозначало только нижнюю юбку, которая шилась из волосяной ткани или фетра.

А теперь посмотрим внимательно на руку дамы, лежащую на плече мужчины. Кажется на указательном пальце блестит кольцо? Но утверждать трудно. А на большом пальце руки мужчины? Тут сомнений нет. Это большой перстень с камнем. И, обратите внимание: у других присутствующих нет украшений на пальцах. Одевая сотрапезников в дорогие одежды, художник хотел как-то выделить одного из всех, подчеркнув его превосходство над другими. Чтобы усилить впечатление, автор прибегает и к другим приемам.

На рукаве плаща-шаубе мы видим художественно исполненные гербы. На шее хозяина-богача — еще один шедевр ювелирного искусства. Это «стружчатая» цепь с подвеской. Да и одежда хозяина указывает на его высокий достаток, например, белая сорочка со стойкой, отделанной жемчугом.

Хозяин всегда сидел во главе стола, и чаще всего именно с этой стороны, что подтверждают многие работы итальянских художников эпохи Возрождения. Вот и опять мы вспоминаем этих художников. Обратимся, скажем, к работам Паоло Веронезе, изображающим пиршества. Многофигурные композиции, хозяин во главе стола, сосуды с вином, собаки у его ног, слуги… И опять возникает мысль, что наш художник эти прославленные работы видел. А повторение, заимствование) у известных мастеров говорит о том, что живописец еще не сложился, он молод, но несомненно талантлив. Таким художником мог быть Франс Франкен (1581 — 1642).

Еще раз перечитаем притчу и вглядимся в знакомую теперь картину. Перед нами образы разных людей, стало быть им воздастся по их заслугам.

Как же «рассказать» притчу дальше? И художник находит выход, разместив фигуры в картине-окне над столом собравшихся. Там, в этом окне, мы видим будто бы воскресшего и возвращающегося из ада человека. И окружают его люди, которых мы только что видели за столом, в тех же одеждах, которые мы так пристально разглядывали: гость, сидящий напротив хозяина,молодой человек в шляпе с перьями… И здесь же в этом окне-картине, мы видим результат праведной жизни — ангел возносит умершего к небесам.

Итак, наше предположение: автор картины Франс Франкен, а написана «Притча о богатом и бедном Лазаре» в начале XVII столетия. И самой поздней датировкой может быть первая четверть XVII века.

Когда очерк был в наборе, музей получил результаты рентгенографических и физико-химических анализов картины, проведенных сотрудниками московской экспертной комиссии. В ее заключении сказано: «Комплексное исследование выявило специфический метод фламандского художника, характерный набор красочных материалов, употреблявшихся в первой XVII века.»

Выходит, что не обманули нас одежды Лазаря и его сотрапезников.

Светлана Папсуева.



481c6f06 131313

Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Смирнов Игорь

...

31 03 2020 13:41:56

Тарковский Андрей

Тарковский Андрей Ромадина...

30 03 2020 3:20:16

Камзолкин Евгений

Камзолкин Евгений Архипова, П...

29 03 2020 3:15:35

Косолапов Михаил

Косолапов Михаил Учился во многих престижных Вузах Москвы, в том числе в Институте Проблем Современного Искусства...

28 03 2020 11:35:31

Уайес Эндрю

Уайес Эндрю   1947 год...

27 03 2020 15:32:32

Козенюк Валентин

Козенюк Валентин В...

26 03 2020 16:28:39

Бакай Анастасия

Бакай Анастасия В прихожей квартиры семейства Бакай гостей встречает большая цветная свинка из папье-маше...

25 03 2020 16:42:29

Чередник Константин

Чередник Константин Да и не хочется врать: сколько можно?...

24 03 2020 8:27:16

Шварцман Михаил

Шварцман Михаил Честно говоря, напоминают они скрижали неведомой религии, коей имя — «иератизм» (от греч...

23 03 2020 7:33:25

Бай В.Е.

Бай В.Е.     Иллюстрации к фантастическому роману Георгия Гуревича « Темпоград»...

22 03 2020 18:51:43

Окунь Александр

Окунь Александр   2005 год...

21 03 2020 22:29:24

Хиросиге Андо

Хиросиге Андо Уходит электричка на Тоба, через полминуты подъезжает « Хикари», три минуты на посадку, двери бесшумно и очень плотно закрываются, через полминуты экспресс исчезает, подходит электричка на Кавасаки...

20 03 2020 20:36:35

Викланд Илон

Викланд Илон   Создавала иллюстрации к произведениям Астрид Линдгрен...

19 03 2020 23:44:40

Ланкре Никола

Ланкре Никола Но хотя значение творчества Ланкре умалялось при сравнении его с Ватто, который, действительно, оказал большое влияние на формирование его стиля, художник все-таки занимает свое, вполне достойное место среди мастеров того жанра, который получил в истории искусства наименование «галантного празднества»...

18 03 2020 11:17:16

Вольский Рафаил

Вольский Рафаил Иллюстрации к роману А...

17 03 2020 22:50:38

Пасека Анатолий

Пасека Анатолий  Окончил Свердловское художественное училище...

16 03 2020 9:33:57

Серов Валентин

Серов Валентин Серова — это живописные и графические портреты, пейзажи, картины на исторические темы, рисунки, наброски, иллюстрации к басням И...

15 03 2020 23:17:40

Войнович Владимир

Войнович Владимир А самое главное, в этом портрете видно отношение к нему Войновича: « Пушкин — вроде гений, но очень понятный и доступный»...

14 03 2020 8:35:57

Попов Лев

Попов Лев Попову, как и его учителю, ближе всего сказка...

13 03 2020 11:51:31

Поздеев Андрей

Поздеев Андрей Работы Поздвева...

12 03 2020 18:39:23

Фризенгоф Наталья

Фризенгоф Наталья С...

11 03 2020 11:35:42

Маре Жан

Маре Жан Жан Марэ, которому исполнилось 65 пет, посвятил себя театру, живописи, керамике, скульптуре...

10 03 2020 18:27:19

Толстой Лев

Толстой Лев Вспомним рисунки в рукописях А...

09 03 2020 6:27:53

Марчукова Светлана

Марчукова Светлана Секреты его бережно передавались из поколения в поколение И сегодня на Федоскинской фабрике лаковой миниатюоы немало искусных специалистов по Тройкам...

08 03 2020 21:52:11

Ким Чхоль Мин

Ким Чхоль Мин Работы (больше пятидесяти картин, а также мозаика, вышивка и плакаты) в самом деле современные, датированы в основном 2009 — 2010 годами, самый старший из участников выставки родился в 1944-м, а самый младший — в 1984-м, но большинству где-то около сорока...

07 03 2020 0:48:51

Мункачи Михай

Мункачи Михай начинается с произведений старейших художников Венгрии — Кароя Марко Старшего и Кароя Вроцки...

06 03 2020 14:17:25

Мельников Константин

Мельников Константин Мельников 22 июля 1990 года одному из величайших архитекторов двадцатого столетия, Константину Степановичу Мельникову, исполнилось бы сто лет...

05 03 2020 13:16:32

Баева Татьяна

Баева Татьяна Когда-то Луначарский счел создание художественных кукол в России буржуазным пережитком...

04 03 2020 3:33:57

Кроллис Гуннар

Кроллис Гуннар Художник известный, чьи работы признаны и оценены по достоинству, чей авторитет высок...

03 03 2020 2:57:49

Коновалова Нина

Коновалова Нина Писать картины начала в 1977 году...

02 03 2020 13:47:28

Матвеев Николай

Матвеев Николай Что только не делают с ними! Их не только берегут...

01 03 2020 19:20:53

Федоровский Фёдор

Федоровский Фёдор Главный художник Большого театра (1929-1955)...

29 02 2020 11:58:21

Кирико Джорджо де

Кирико Джорджо де Эта выставка стала подлинным событием, более значительным, чем любой спектакль, игравшийся в парижских театрах в апреле — мае...

28 02 2020 15:22:39

Новиков Тимур

Новиков Тимур Был художником к\ф « Асса», за что получил премию советского кинематографа  « За художественное оформление», был постановщиком фильмов « Золотое сечение», « Кошмар модернизма»...

27 02 2020 12:17:31

Соколов Дмитрий

Соколов Дмитрий В дни августовского путча 1991 в Тольятти на градостроительном совете было принято решение о строительстве храмового комплекса, состоящего из крестильного храма, дома причта, колокольни и Преображенского собора...

26 02 2020 13:18:20

Базилевич Анатолий

Базилевич Анатолий Дейца, Г...

25 02 2020 9:48:28

Фоменко Анатолий

Фоменко Анатолий       Алгеброй поверить гармонию... Кто в запале не выпускал, как птицу из рукава, зто крылатое выражение? А здесь всё наоборот: не искусство под обнажающим контролем алгебры, а математика, поверяемая оплодотворяющей силой живописи...

24 02 2020 16:26:34

Черемных Михаил

Черемных Михаил Без рисунков Черемныха нельзя представить себе историю журнала « Крокодил» и других сатирических изданий...

23 02 2020 2:34:58

Мерцлин Роман

Мерцлин Роман Живет в Саратове художник удивительной цельности жизненного и творческого поведения...

22 02 2020 1:40:55

Клюшин Геннадий

Клюшин Геннадий   Окончил М В Х П У им...

21 02 2020 20:17:43

Фогель Хильда

Фогель Хильда Производство, сельская жизнь, социальная среда — излюбленные сюжеты её картин...

20 02 2020 5:57:53

Кузьмин Александр

Кузьмин Александр   Экслибрис В...

19 02 2020 2:31:52

Нецветаев Лев

Нецветаев Лев Если перед портретистом, работающим с моделью, стоит задача уловить главное в своём герое, то Нецветаев решает сложнейшую и коварнейшую задачу — угадать...

18 02 2020 8:13:15

Фукуда Сигео

Фукуда Сигео Это было наше!   Да-да, родное и близкое, в особенности то, что касалось рекламы, торговли... Плакаты, сделанные художниками по заказу торговых домов, железнодорожных компаний и ювелирных магазинов, казалось, не были связаны с объектами рекламы, не навязывали раздражающих голодный глаз лаковых автомобилей, сияющих флаконов и искрящихся мехов, а с философичной проникновенностью звали задуматься, поразмыслить, чисто по-русски порефлексировать и по-эсэнговски потусоваться...

17 02 2020 22:39:22

Павлишин Геннадий

Павлишин Геннадий Литвиненко), вышедшая в канун XXVI съезда К П С С, — яркий, поэтичный и в то же время насыщенный сегодняшним трудовым ритмом рассказ о Дальнем Востоке...

16 02 2020 8:16:31

Фокин Александр

Фокин Александр Мухиной...

15 02 2020 14:35:20

Крутов Валерий

Крутов Валерий Искусством книжного знака увлекся сравнительно недавно, и, естественно, невелико пока количество исполненных им гравюр (он режет на пластике)...

14 02 2020 22:19:36

Теребенев Иван

Теребенев Иван Он проявил интерес и склонность к живописи, но академическое руководство определило его в скульптурный класс, где учеников было недостаточно — решение, характерное для казенной и официальной обстановки в Академии...

13 02 2020 10:25:11

Мотти Джанни

Мотти Джанни По замыслу Мотти, его экспонат Mani Pulite (« Чистые руки») символизирует оппозицию коррупции и мафии в Италии, а также выражает его личное мнение относительно политики Берлускони...

12 02 2020 9:29:41

Орлова Галина

Орлова Галина Создавала орнаменты мебельных тканей, гобелены, батики...

11 02 2020 7:22:49

Хопкинс Джеймс

Хопкинс Джеймс Она оказалась на удивление похожей на российскую...

10 02 2020 23:34:46

Бахтин Виктор

Бахтин Виктор   Иллюстрировал « Красную Книгу Красноярского края»...

09 02 2020 20:40:18

Кирхнер Эрнест

Кирхнер Эрнест Основной жанр художника — городской пейзаж...

08 02 2020 17:57:21

Тенишева Мария.

Тенишева Мария. Тенишева...

07 02 2020 19:54:50

Роллер Андреас

Роллер Андреас С 28-ми лет служил декоратором  в российских   Императорских театрах...

06 02 2020 1:22:56

Панин Андрей

Панин Андрей Андрей Панин трагически ушел из жизни два года назад...

05 02 2020 12:51:32

Мощевитина Надежда

Мощевитина Надежда Простые и одновременно значительные...

04 02 2020 17:49:41

Муха Альфонс

Муха Альфонс Уже целый год эта собранная по кусочкам из разных музеев мира экспозиция путешествует по Европе...

03 02 2020 5:21:56

Лебель Татьяна

Лебель Татьяна Жизнь после смерти началась для неё с первого «агу» : она проснулась ребёнком...

02 02 2020 6:41:26

Куинджи Архип

Куинджи Архип Рерих, А...

01 02 2020 21:58:38

Толстова Алёна

Толстова Алёна Светлые стены, шумно входим в большую комнату — выставочный зал лицея искусств...

31 01 2020 16:57:13

Волович Виталий

Волович Виталий Ярким примером служила уже описанная нами выставка Мая Митурича...

30 01 2020 10:50:43

Мухин Николай

Мухин Николай Я, когда смотрю на них, вспоминаю, как Андрей Тарковский на простодушно-коварный вопрос одного своего поклонника: чем отличается настоящая живопись от ненастоящей? — ответил, что настоящая — та, которую можно резать на дециметры и каждый дециметр продавать за золото...

29 01 2020 13:36:41

Балашов Андрей

Балашов Андрей Идея мемориала принадлежит сотрудникам Фонда Егора Гайдара, друзьям и детям политика — Петру и Марии...

28 01 2020 19:27:35

Перетокин Владимир

Перетокин Владимир Но и среди мастеров такого класса не так уж много умеющих вдохнуть божественное содержание в, казалось бы, такие же, как у других художников, краски и линии...

27 01 2020 14:30:48

Король Алла

Король Алла   Художнице двадцать лет...

26 01 2020 13:56:39

Терлемезян Фанос

Терлемезян Фанос То обстоятельство, что художник армянин, родился в Турции, с самого начала привнесло в его судьбу драматическую ноту, Рано испытав на себе тяжесть существования среди чужого народа, он становится участником национально-освободительного движения армян в Турции...

25 01 2020 0:41:29

Тиховодов Александр

Тиховодов Александр А женившись на ней, сам написал уже двести ее портретов...

24 01 2020 15:53:40

Попов Александр

Попов Александр И хотя комиссия отобралa только шесть проектов самодержцев, в музее выставлено ровно в два раза больше...

23 01 2020 13:17:22

Алеш Миколаш

Алеш Миколаш Это его творчество говорит о могучем и многообещающем творческом подъеме, который, однако, так же, как вскоре и в монументальной концепции цикла « Родина», созданного для Национального театра, натолкнулся на всеобщее непонимание...

22 01 2020 21:12:21

Парвин Ифтикхар Али.

 Парвин Ифтикхар Али. Помогут им в этом проходящие в нашей столице экспозиция « Искусство Финляндии 1900 — 1960» и персональная выставка произведений известной пакистанской художницы Парвин Ифтикхар Али...

21 01 2020 11:46:18

Адор Жан-Пьер

Адор Жан-Пьер Орлову императрицей Екатериной Великой...

20 01 2020 12:17:58

Петров Юрий

Петров Юрий Серия « Испанский дневник» была создана художником в 1938 году на основе живых впечатлений и зарисовок...

19 01 2020 5:46:35

Берто Жак

Берто Жак  12 июля 1789 года...

18 01 2020 20:37:52

Корреджо Антонио де

Корреджо Антонио де Не хочу выходить за пределы той самой страны, где великая мать-природа, дабы не быть уличенной в пристрастии, даровала миру редчайших людей, подобно тем, какими она в течение многих и многих лет украшала Тоскану и в числе коих был Антонио из Корреджо, одаренный отменным и прекраснейшим талантом, живописец своеобразнейший, который владел новой манерой в таком совершенстве, что благодаря природному дарованию и упражнению в своем искусстве он в течение немногих лет сделался редкостным и удивительным художником...

17 01 2020 8:18:22

Cардан Александр

Cардан Александр С помощью условных изображений космических тел в пространстве художник стремиться передать всю сложность явлений, происходящих во Вселенной...

16 01 2020 2:46:18

Владыкин В.

Владыкин В.    1984 год...

15 01 2020 16:46:50

Мане Эдуард

Мане Эдуард С...

14 01 2020 2:28:44

Худченко Александр

Худченко Александр Окончил Львовский полиграфический институт им...

13 01 2020 17:56:52

Куц Николай

Куц Николай Портрет Лены...

12 01 2020 23:51:54

Шардаков Павел

Шардаков Павел А...

11 01 2020 4:24:41

Наскалов Игорь

Наскалов Игорь Открыв двери мастерской, я увидела боярышню...

10 01 2020 8:51:48

Ткачёвы Алексей и Сергей

Ткачёвы Алексей и Сергей Старшему, Сергею Петровичу 75 лет...

09 01 2020 8:11:35

Мочалов Владимир

Мочалов Владимир Свыше четверти века бороздит акваторию Балтийско- Онежского пароходства маленький трудяга — агиттеплоход « Спутник»...

08 01 2020 20:53:12

Приведенцев Геннадий

Приведенцев Геннадий « Форды», «тойоты», «фиаты», «фольксвагены», «мазды», «мерседесы», а теперь и « Волги» с « Жигулями» отличаются только мелкими прибамбасами да фирменными эмблемами...

07 01 2020 16:21:20

Миронов Александр

Миронов Александр   Новокузнецк...

06 01 2020 22:26:57

Миллес Джон

Миллес Джон   Одиннадцатилетним подростоком в 1840 году Миллес стал студентом Королевской академии художеств...

05 01 2020 2:12:43

Кононов Николай

Кононов Николай В них нет стремления понравиться или удивить, им чужда конъюнктура...

04 01 2020 22:16:11

Лансере Евгений

Лансере Евгений Будучи одним из членов художественного общества « Мир искусства», он часто писал картины на темы русской истории...

03 01 2020 14:52:58

Казанцев Сергей

Казанцев Сергей Сейчас сюда всё чаще стали приходить люди из ближайших домов отдыха, пансионатов, школьники на экскурсии...

02 01 2020 11:50:49

Панин Юрий

Панин Юрий Как символ жизни — объемная живопись « Россия...

01 01 2020 8:10:14

Осмёркин Александр

Осмёркин Александр Учился у Казачинского, Машкова...

31 12 2019 23:28:55

Шатобрен Иосиф

Шатобрен Иосиф Писал портреты выдающихся современников...

30 12 2019 17:44:57

Фетти Доменико

Фетти Доменико 1623 в Венеции...

29 12 2019 6:36:51

Куликов Юрий

Куликов Юрий Лебяжья канавка...

28 12 2019 7:20:12

Фёдоров Н.

Фёдоров Н. Душой московской балетной сцены 30—40-х годов XIX века была Е...

27 12 2019 12:17:29

Фонь Чао

Фонь Чао Если судить по представленным работам с трех континентов, инсталляции становятся все более неотличимы от натуры, а иной раз даже у нее заимствуются...

26 12 2019 11:23:31

Басыров Гариф

Басыров Гариф Долгие годы работал в журнале « Химия и жизнь»...

25 12 2019 3:20:38

Феницио Франческо

Феницио Франческо Каждую выставку готовит специально приглашенный куратор...

24 12 2019 4:51:30

Мунк Эдвард

Мунк Эдвард   Всепоглощающий страх...

23 12 2019 3:24:21

Мунтян Андрей

Мунтян Андрей Художник — исследователь, стремящийся разгадать загадки мироздания...

22 12 2019 22:41:21

Басалыга Михаил

Басалыга Михаил Работает в технике офорта, линогравюры...

21 12 2019 0:40:39

Нитч Герман

Нитч Герман Это первая в России персональная выставка знаменитого австрийского художника, одного из основателей» венского акционизма» — самого экстремального течения в современном искусстве...

20 12 2019 22:27:24

Тимус Август

Тимус Август Служил на Императорском фарфоровом заводе в Петербурге техником...

19 12 2019 20:40:51

Полонская Жозефина

Строго говоря, правы были инициаторы его установки, которые испрашивали у городской думы разрешение установить не памятник, а «фонтан с бюстом Пушкина» И его струи могут истолковываться как угодно...

18 12 2019 16:55:12

Вентцель Олина

Вентцель Олина Олина Дмитриевна — выпускница Ленинградского текстильного института, одевавшая Иннокентия Смоктуновского в роли Гамлета, свою гоголиану задумала, уже отойдя от кинематографа...

17 12 2019 17:32:19

Венециано Доменико

Венециано Доменико Мы не знаем ее имени, для нас это женщина середины пятнадцатого столетия...

16 12 2019 3:56:33

Котенев Игорь

Город Ногинск Московской области, отмечающий свое 225-летие в 2006 году, получил от туляков роскошный подарок...

15 12 2019 13:13:43

Келейников Иннокентий

Келейников Иннокентий На графических листах в оригинальной интерпретации представлены природа, животные и птицы...

14 12 2019 3:22:34

Трутовский Константин

Трутовский Константин Учился в Российской академии художеств...

13 12 2019 13:30:48

Нарижный Илья

Нарижный Илья И только так, раз и навсегда...

12 12 2019 18:27:30

Марьин Владимир

Марьин Владимир Примечательно и то...

11 12 2019 0:28:10

Cлевиньский Владислав

Cлевиньский Владислав И сходства оказалось больше, чем различий: ведь арт-процесс во всей Европе той эпохи шел параллельно, и в конце века XIX всюду царили импрессионизм, потом модерн, символизм, экспрессионизм, ну и, конечно, абстракционизм, вскоре потесненный ар-деко Причёсывающаяся...

10 12 2019 14:24:28

Алиханов Расул

Алиханов Расул После войны обучал  в Кубачинской школе Ф З О детей искусству златокузнеца, ювелира, гравёра...

09 12 2019 21:18:58

Богаевская Ольга

Богаевская Ольга Фёдорова, М...

08 12 2019 17:53:54

Клакачева Елена

Клакачева Елена Поистине, нет ничего более талантливого, чем талантливый русский мужик...

07 12 2019 18:40:26

Бажанов Юрий

Бажанов Юрий   Иллюстрации к сборнику избранной лирики Кайсына Кулиева « Краса земная»...

06 12 2019 23:47:22

Клодт Михаил

Клодт Михаил Учился в Академии художеств у А...

05 12 2019 10:26:26

Кукколос Дмитрий

Кукколос Дмитрий Кинолента — большая часть жизни актёра, а голуби — птицы, которых он любил...

04 12 2019 2:33:38

Либерман Макс

Либерман Макс Руководил Прусской Академии художеств...

03 12 2019 14:11:59

Оссовский Пётр

Оссовский Пётр Герасимова...

02 12 2019 8:50:26

Паолоцци Эдуардо

Паолоцци Эдуардо Эта согбенная фигура с кронциркулем в руках изображает великого ученого Исаака Ньютона...

01 12 2019 18:51:44

Шадр Иван

Шадр Иван Морозная торжественная тишина...

30 11 2019 18:31:59

Семаков Геннадий

Семаков Геннадий Помнит В О В, не одну картину написал на эту тему...

29 11 2019 3:26:17

Милашевский Владимир

Милашевский Владимир Грота, Э...

28 11 2019 2:12:10

Мечев Мюд

Мечев Мюд Он -участник более 50 персональных выставок в России и за рубежом, прежде всего в Финляндии, где он награжден большой серебряной медалью правительства...

27 11 2019 0:50:41

Острецов Георгий

Острецов Георгий На Западе комиксная эстетика стала достоянием современного искусства в 1960-е, когда уставшие от высоколобого абстрактного экспрессионизма поп-артисты обратились к простой и энергичной эстетике масскультурных рисованных картинок...

26 11 2019 8:48:28

Чекановский Александр

Чекановский Александр И что, несомненно, будет определять характер ее в будущем!...

25 11 2019 14:20:45

Крамской Иван

Крамской Иван ( Фрагмент)     Только чувство общественности даёт силу художнику и удесятеряет его силы, только умственная атмосфера, родная ему, здоровая для него, может поднять личность до пафоса и высокого настроения, и только уверенность, что труд художника и нужен и дорог обществу, помогает созревать экзотическим растениям, называемым картинами...

24 11 2019 22:25:18

Крылов Алексей

Крылов Алексей Карандашом и бумагой отвлекал его приходящий с ночной смены отец...

23 11 2019 12:55:19

Козлов Гавриил

Козлов Гавриил Предметы из Орловского сервиза...

22 11 2019 11:23:10

Мамонов Кирилл

Мамонов Кирилл Извлекли их оттуда в связи с 70-летием автора, хоть и отмечается юбилей с неприлично большим запозданием...

21 11 2019 19:12:51

Мясоедов Григорий

Мясоедов Григорий Паньково Орловской области...

20 11 2019 12:51:23

Алексеев Николай

Алексеев Николай Началась эта история в захолустном Арзамасе в семье мещанина Василия Ступина и его жены Анисьи, к которым «добрые люди» пристроили 3-летнего сироту Сашку...

19 11 2019 11:59:39

Волович Виталий

Волович Виталий Теперь же в залах Р АX открылась ретроспектива Виталия Воловича — заслуженного художника Российоюй Федерации, члена-корреспондента РAX...

18 11 2019 15:14:41

Воробьёв Евгений

Воробьёв Евгений Ни художником, ни тем более скульптором Евгений становиться не собирался...

17 11 2019 15:15:32

Озерова Наталья

Озерова Наталья Утро...

16 11 2019 7:32:21

Новоскольцев Александр

Новоскольцев Александр Потом в Петербургской Академии художеств...

15 11 2019 16:12:32

Козочкин Николай

Козочкин Николай Касаткина, К...

14 11 2019 8:59:47

Калимуллина Ида

Калимуллина Ида Универсальность этого материала очевидна...

13 11 2019 12:35:43

Власов Дмитрий

Власов Дмитрий Однако феминистически настроенным гражданкам радо- ваться не стоит: название лишь констатирует факт естественности матриархата для искусства...

12 11 2019 17:59:56

Кучер Василий

Кучер Василий Чувствовалось, что внутри этого человека, с виду спокойного и неторопливого, кипят страсти и бушует огонь...

11 11 2019 17:50:59

Корнеев Иван

Корнеев Иван Репина...

10 11 2019 13:26:50

Вейан Ксавье

Вейан Ксавье Традиционные дворцово-парковые радости, конечно, никуда не делись, но классическое искусство теперь регулярно соседствует там с инсталляциями современных художников...

09 11 2019 19:51:49

Мишенцева Нина

Мишенцева Нина Куракино — родная деревенька Виктора, куда они с Ниной приехали крестьянствовать из Новосибирска, приютилась у самой кромки дремучих лесов, тянущихся отсюда на север аж до Белого моря...

08 11 2019 10:33:54

Чернецов Григорий

Чернецов Григорий Васильева и др...

07 11 2019 1:16:10

Халилов Фархад

Халилов Фархад Выжженные солнцем долины, коричневато-сизые пологие холмы, затерянные в песках древние крепости и башни, огромное пространство, в котором господствуют переменчивые ветры...

06 11 2019 12:31:32

Матросов Борис

Матросов Борис Константину Латышеву, Андрею Яхнину присоединился самый активный «мухомор» Константин Звездочетов...

05 11 2019 17:15:35

Балдин Виктор

Балдин Виктор Говорят, президент Путин вновь попытался подарить ей знаменитую Бременскую коллекцию...

04 11 2019 4:33:34

Котов Пётр

Котов Пётр Фешина...

03 11 2019 22:10:59

Еще:
Художники -1 :: Художники -2 :: Художники -3 :: Художники -4 :: Художники -5 :: Художники -6 ::

Человек увлекался изобразительным искусством с древнейших времен. И только изобретение фотоаппарата пошатнуло позиции изобразительного искусства, как важнейшего для нас из всех искусств. А появление фотошопа ознаменовало конец эры художников в традиционном понимании.