Я художник, я так вижу!    

Кукрыниксы

21.09.2015 | Автор: admin

Кукрыниксы

Вот уже более полувека М. В. Куприянов, П. Н. Крылов и Н. А. Соколов успешно работают вместе. Широко известны их карикатуры, плакаты, иллюстрации и живопись. Разнообразна деятельность уникального коллектива художников. Лиричны и полны своеобразия пейзажи каждого из них.

Портрет Кукрыниксов  работы П.Корина.    1957 год.

Целые поколения читателей воспринимают многих героев произведений Чехова и Горького через иллюстрации Кукрыниксов.

Иллюстрация к рассказу А. П. Чехова «Хирургия».

 

Иллюстрации к басне И.Крылова «Квартет».

Известны их картины, эскизы театральных декораций, шаржи. Но наибольшее признание принесла художникам работа в области политической сатиры. Что же отличает Кукрыниксов как художников-карикатуристов? Это точность жизненных наблюдений и неистощимая сатирическая фантазия, подлинно народный склад их юмора и совершенное владение формой, чему в немалой степени помогает постоянная и кропотливая работа с натурой. Отточенное острие художественной сатиры. Кукрыниксы направляют на разоблачение наших врагов, какой бы маской те ни прикрывались.

Достаточно вспомнить их творчество .в годы войны. Уже на второй день вероломного нападения фашистской Германии на СССР в Москве был отечатан замечательный их плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». Недаром художники числились в списке главных врагов Гитлера: метко наносили они удары по бесноватому фюреру и его окружению своим грозным оружием! Именно Кукрыниксы были откомандированы «Правдой» на Нюрнбергский процесс — рассказать народ победителю о конце матерых фашистских хищников.

Смех — оружие особого рода: оно не теряет своей остроты и разит любого врага. Верна та истина, что враг, поверженный умным смехом, обречен. Об этом не следует забывать тем, кто бряцает оружием сегодня, угрожая миру.

ВТРОЕМ

Всем понятно, как трудится художник, когда он сам создает свои произведения. А как происходит творческий процесс, когда над произведением работают сразу трое художников? Такой вопрос нам задают довольно часто. На него мы и попытаемся ответить.

Наша дружба возникла более полувека назад. Работая вместе над одним рисунком, помогая друг другу, мы втроем обсуждали тему, втроем разрабатывали черновики и затем совместно выполняли рисунок. В то время мы, конечно, не думали, что будем трудиться втроем всю жизнь. Однако с первых же дней содружества каждый из нас увидел пользу и интерес в коллективе. Если бы кто-либо из нас тяготился совместной работой, наш коллектив давно перестал бы существовать.

Свобода буржуазной печати.   1932 год.

Первый наш совместный рисунок появился на страницах молодежного журнала «Комсомолия». Вслед за ним наши рисунки начали помещать журналы «На литературном посту», «Прожектор», «Рабоче-крестьянский корреспондент», «Безбожник у станка», газета «Комсомольская правда» и журнал «Крокодил», с которым связаны долгие годы нашей сатирической работы. Особой честью для себя мы считаем многолетнее сотрудничество в газете «Правда».

Работая в этих изданиях, мы руководствовались теми же принципами, которые были выработаны во вхутемасовской стенгазете.

Прежде всего мы верим друг другу. Ведь в неудаче общей работы — вина каждого из нас, и, наоборот, общая удача — большая личная радость. Каждому из нас хочется видеть коллективную работу обогащенной выдумкой и совершенством исполнения, и для этого мы вносим в нее лучшее, что имеем, не жалея и ничего не приберегая для себя лично. Здесь нет места для болезненного самолюбия по принципу: «Мое лучше».

Спорим ли мы? Случается. Но это бывают лишь творческие споры, не нарушающие единодушия в работе. Любой такой спор решается с карандашом в руке. Допустим, мы обсуждаем решение очередной темы, и одному из нас кажется, что его предложение лучше. Тогда ему говорят: возьми и нарисуй, как ты это себе представляешь. Когда рисунок готов, все вместе его обсуждаем и можем сказать: ты прав, надо так делать. Или, наоборот: нет, это неубедительно потому-то и потому-то. Обиды здесь не может быть, нужно верить коллективу. Приходится призадуматься: а может, я действительно не прав?
За долгие годы содружества каждый из нас привык верить товарищам как самому себе. Мы друг у друга учимся, друг другу помогаем. Это еще больше нас объединяет.

Как мы работаем над карикатурой?

Приходя ежедневно утром в мастерскую, мы все трое уже из дома приносим туда свои размышления, а иногда и решения предстоящей творческой задачи. Обсуждая, мы выбираем наиболее интересные предложения, иногда совмещая их, используя отдельные детали разных вариантов. Черновые эскизы делает каждый. Рассматриваем черновые рисунки всех троих, выбирая наилучшее решение, кладем его в основу. В процессе окончательного исполнения рисунок может переходить из рук в руки, пока не станет удовлетворять всех.

Работа над картиной происходит так же. Эскизы делает каждый. Картину мы пишем втроем, переходя от одного места к другому, меняясь местами. Часто позируем друг другу.

У нас в коллективе нет разделения труда. Нет того, что один из нас рисует только головы, другой мастер по туловищам, а третий приделывает руки и ноги. Каждый из нас должен уметь все. Профессиональный рост каждого необходим всему коллективу.

И совсем необязательно, чтобы в совместный труд каждый из трех вносил ровно треть общего дела. Иногда один даст очень много, а другому в тот раз ничего не придет интересного в голову, зато в следующий раз все будет наоборот. Случается, что и все трое работают с одинаковым успехом.

Нас иногда спрашивают: какой жанр нам больше всего по душе? Трудно сказать. Мы любим ту работу, которая увлекла в данный момент,— карикатура это или плакат, картина или иллюстрация. Конечно, большое место в нашей жизни занимает то, с чего мы начали,— газетная карикатура.

Специфика газетной работы требует от художника быстрого отклика на важнейшие события дня. У него мало времени для разработки темы и создания рисунка. Но оперативность этой работы не дает художнику права на скидку — он должен с предельным лаконизмом,’ изобретательностью и сатирической остротой раскрыть в своем рисунке существо того или иного события.

Чкалов на острове.   1936 год.

Вот этот принцип — работать без скидки — для нас очень важен и не только в газетном рисунке. Именно поэтому некоторые из наших картин имеют две даты: созданные когда-то, они не удовлетворили нас и заставили снова вернуться к ним, чтобы полнее, точнее передать наш замысел.

Нас спрашивают, как мы писали свои большие картины — «Конец», «Бегство фашистов из Новгорода», «Зою», были ли мы в тех местах, которые изображали?

Конец.   1947 год.

Да, мы побывали в убежище Гитлера в Берлине через десять дней после окончания войны. В Новгород ездили на машине вскоре после прорыва ленинградской блокады, еще до того, как пошел первый поезд в Ленинград.

Эскиз к картине «Таня».   1942-1943 годы.

Выезжали и в село Петрищево — на место казни Зои Космодемьянской. Всюду мы делали зарисовки и писали этюды с натуры, собирали документальный материал.

Считаем, что для художника особенно ценен свой собственный взгляд на события, свои личные наблюдения. Можно было прочитать замечательные статьи, услышать очень интересные рассказы партизан, очевидцев, бойцов, генералов, с которыми мы встречались. Это было очень нужно для работы, но все же не давало для картин необходимых живых, образных впечатлений. Надо всегда стараться больше увидеть своими глазами, делать зарисовки, писать этюды с натуры, чтобы явственно представить себе, как все происходило в жизни, а это лежит в основе убедительности картины.

Побывав в убежище Гитлера, мы решили написать картину «Конец». Усилила наше представление о последних минутах обреченного фюрера такая деталь, как дверь в убежище, особенно ее толщина и серый цвет.

Разработали эскизы. В мастерской устроили уголок убежища, покрасили стены, поставили мебель и соответственно осветили. Не надеясь на помощь натурщиков, мы решили позировать друг другу, так как искать нужную позу лучше самим.

-Иногда один из нас позировал, а двое писали. Бывало и так, что двое позировали, а один писал. Долго искали колорит, общее живописное решение. Приходилось по нескольку раз соскребать большие куски и переписывать заново. Были дни, когда мы задерживались в мастерской до темноты. Переживали, спорили, продолжали поиски. Просыпаясь ночью, придумывали новые и новые композиционные решения. Работа так захватила нас, что, когда картину наконец увезли на выставку, мы все трое ощутили какую-то пустоту.

Присутствуя на Нюрнбергском процессе и делая зарисовки, мы поставили перед собой задачу: избегать сочинительства. Зарисовки эти были, конечно, шаржированными, но они не трактовались как схемы того или иного персонажа, не выходили за границы портретного образа. Задача была передать зоологичность персонажей психологически, а не сочетанием, скажем, человеческих и звериных форм.

Поведение подсудимых было не слишком разнообразно, если не считать нетерпеливой подвижности Геринга, показного равнодушия Гесса, углубленного в чтение книги. Но, когда мы видели, как при чтении составленных Гессом и Штрайхером документов о планомерном уничтожении восточных народов сам Гесс начинал одобрительно кивать головой и кривить рот в отвратительной улыбке, становилось не по себе. И хотя в течение многих судебных заседаний мы несколько привыкли к поведению подсудимых, но всё же трудно понять для чего, например, с геройским видом, медленной походкой Гесс шествовал под конвоем всего лишь в… уборную. Через коридор между протянутыми веревками он не проходил, а величественно шествовал. Хоть в уборную, но пройтись туда фюрером.

В двух шагах от того места на скамье подсудимых, где сидел Геринг, стол советского обвинителя генерала Руденко. Геринг поворачивал голову в его сторону, стараясь, чтобы никто этого не заметил. Он надеялся встретиться с советскими людьми в иных условиях, скажем, где-либо в гестапо. А пришлось сидеть на жесткой скамье в качестве обвиняемого в тягчайших преступлениях.

Особая напряженность возникала на скамьях подсудимых, когда слово брал Руденко. Даже Гесс в этот момент бросал чтение детективных романов и, надев наушники, вытягивал шею вперед. А Геринг, обычно небрежно слушающий, иногда машущий рукой в знак отрицания, убирал руки вниз и исподлобья смотрел на советского обвинителя. Как бы подсудимые ни выражали свое особое неудовольствие присутствием в зале советских людей, известных им писателей и журналистов; как бы Гесс шепотом ни упрашивал Геринга закрыть его собой, чувствуя, что его рисуют; как бы Геринг ни просил часового продвинуться правее, чтобы его, Геринга, не было видно,— все равно они были принуждены позировать многим художникам и фотокинорепортерам, сидящим в зале.

Нам хотелось, чтобы в наших зарисовках читатель «Правды» почувствовал сорок пятый год. Чтобы он, многомиллионный читатель, представил себя присутствующим в зале суда и видящим перед собой фашистских преступников. Но в то же время мы стремились, чтобы характерность каждого «портрета» была выражена предельно, будь то жестокость, хитрость, тупость, игра в безразличие, развенчанность при сохранившейся привычке принимать позы «вождя»; чтобы, глядя на рисунки, зритель поверил в правдивость изображения даже таких деталей, как руки, как одежда. Ибо верно изображенное заставляет зрителя больше верить в увиденное и в то же время глубже доносит образ, правильнее раскрывает его психологическую сторону, больше впечатляет.

Суд народов.

36 лет назад (1945 год) художники Кукрыниксы присутствовали на Нюрнбергском процессе по делу главных фашистских военных преступников. Художники запечатлели с натуры скамью подсудимых, где возмездие настигло бывших заправил гитлеровского рейха. Некогда надменные, уверенные в своей безнаказанности нацистские бонзы нервозно полировали осунувшимися задами нюрнбергскую скамью, слушая слова трибунала, карающего их за захваты и грабежи чужих земель, за реки крови невинных…

Сегодняшние (1981 год) события на Ближнем Востоке заставили художников вспомнить свой старый рисунок и срочно его обновить. Кукрыниксы оперативно дополнили его еще двумя фигурами — премьер-министр Израиля Менахем Бегин и министр «обороны» Ариель Шарон вполне гармонично и естественно вписываются в групповой портрет нюрнбергских подсудимых. Расизм, агрессия, разбой, геноцид — те же преступления, столь же неотвратимо и наказание!

 

Народы не допустят!   Для газеты «Правда» 9 мая 1981 года.

Три грации.   1958 год.

«Вульгаризаторские загибы».    1931 год.

Много наших работ сделано не так или не совсем так, как хотелось бы. Но никогда недостатки их не объясняются малым количеством вложенного труда.

На протяжении долгого сотрудничества у нас выработалась своя внутренняя конституция. Мы так привыкли работать втроем, что, если случается одному из нас заболеть, двум другим легче работать, находясь в одной комнате с больным. Сам он может и не работать, но его присутствие, его слово помогают другим.

Наша работа не всегда шла гладко, так, как нам хотелось. Нас постигали и неудачи, подчас значительные. Как и у большинства художников, бывало и чувство досады за допущенные промахи в том или ином произведении, к сожалению, слишком поздно замеченные.

Коллективная работа очень укрепила нашу дружбу. Каждый из нас троих заботится о личном своём росте, но то, что создано коллективно, не смог бы осилить любой из нас в отдельности. В нашем коллективе, кроме Куприянова, Крылова и Соколова, есть еще четвертый художник, о котором мы больше всего заботимся, это — Кукрыниксы.

НАТУРЩИКИ П. КОРИНА

— Хочу написать портрет вас троих,— сказал нам как-то Павел Дмитриевич Корин.— Как вы?

Мы, разумеется, согласились.

— А позировать будете? Я ведь пишу долго, а после двух инфарктов еще дольше буду… Уж больно вы разные.

И вот он у нас в мастерской. Первые сеансы начались с набросков. Павел Дмитриевич попросил Куприянова сесть в любой удобной для него позе.

— Сейчас для меня,— объяснил он,— неважно, как ты сядешь. Я только посмотрю…

Куприянов сел у стены в обычной для себя позе — ногу на ногу, руки в карманы, весь немного откинулся назад. Корин стал разговаривать с нами, но, поглядывая на Куприянова, что-то чертил в блокноте. Через некоторое время он предложил Соколову сесть рядом с Куприяновым. «Для размера»,— добавил он.

— Тебя,— обратился он к Соколову,— я рисовать сейчас не буду, можешь сидеть как хочешь. А ты, Михаил! Васильевич (это он к Куприянову), посиди пока так, как сидел.

Зная, что художник его не рисует, Соколов сел, не думая о том «как». Но минут через десять, когда он решил изменить положение, в котором сидел, Корин остановил его:

— А посиди-ко ты так, как сидел.

Соколов выполнил просьбу художника и спросил Павла Дмитриевича:

— А когда же вы нас усадите в нужную вам позу?

— Это потом,— глядя на свой набросок, ответил Корин.

Так, в разговорах, не «позируя», мы провели первый сеанс. Второй день прошел, как и первый. Корин сделал еще один набросок.

Вероятно, решили мы, когда нас будет трое (Крылова в те два дня не было), Корин начнет нас компоновать. Но наше предположение не оправдалось. Сделав два наброска, Павел Дмитриевич отодвинул холст от стены и стал примеряться, глядя то на наброски, то на холст.

— Павел Дмитриевич,— спросили мы художника,— вы решили писать нас так, как мы случайно сели?

— Вы,— последовал ответ,— не случайно сели, а как вам каждому привычней. Я всех так пишу; это и непосредственнее, и более характерно.

Удивленные, мы, вернувшись домой, рассказали об этом Крылову.

На следующем сеансе мы были уже втроем. Корин не знал о том, что мы делились с Крыловым впечатлениями о предыдущих сеансах. Он предложил Крылову сесть слева от Соколова, тот выполнил указание и стал что-то рисовать карандашом на бумаге. Корин сделал один набросок, другой. Видим, он чем-то недоволен. И вдруг говорит:

— Нет, что-то не то. Ты, Порфирий Никитич, выпадаешь. Другой какой-то… Попробуй сесть иначе, проще.

Снова набросок, опять не то. Мы догадались, что, рассказав Крылову об особом подходе Корина к натуре, тем самым помешали работе художника и поведению натурщика. Впрочем, вскоре все уладилось, Корин нашел положение Крылова в общей композиции и перенес ее на холст. А на холсте началось все сначала. Позы остались прежние, но художник стал рисовать углем с натуры все заново и уже объемно, цветно. И еще одна деталь, вызывавшая у нас удивление: художник мерил сантиметровой линейкой высоту лица каждого из нас и установленный размер точно переносил на холст.

Ужв на холсте, когда и Куприянов, и Соколов были окончательно нарисованы углем, Корин не был удовлетворен позой Крылова, особенно положением рук и ног. Наконец решение было найдено, рисунок побрызган лаком. Павел Дмитриевич начал писать Куприянова маслом. Работал упорно, но без суеты, подолгу вглядываясь в натуру. Сеансы длились от двух до пяти часов. В основном в работе участвовали пять красок: белила, черная, желтая, красная и синяя.

Портрет писался с фоном. Павел Дмитриевич просмотрел пачку наших плакатов «Окна ТАСС» и отобрал то, что его устраивало. Надо сказать, что он с самого начала задумал наш портрет на фоне сатирических плакатов военного времени.

— Ведь вы,— сказал он нам,— в первую очередь художники сатиры. Такими я и хочу вас показать.

Корин использовал в портрете три наших плаката: «Клещи в клещи», «Два котла» и «Громовой удар».

На одном из сеансов, когда Павел Дмитриевич заговорил с нами о работе художника, мы услышали от него такие слова:

— Великое дело для каждого из нас — труд. Без него ничего не выйдет. Я ведь стал художником благодаря труду, а не таланту, которого, я считаю, у меня не было.

Мы знали, что говорит он об этом искренне, ибо действительно был скромного мнения о своих творческих достижениях. Хотя он был не только неутомимым тружеником, но и талантливым художником, чьи произведения по праву вошли в сокровищницу советского изобразительного искусства. И очень больно, досадно бывает порой, когда услышишь от какого-нибудь молодого творческого работника такую нелепую и вредную мыслишку, что, дескать, всё решают талант и вдохновение. Нет, нет и еще раз нет. Не может быть ни таланта, ни вдохновения без кропотливого труда. А история живописи очень ясно, как, быть может, никакая другая история, свидетельствует о том,’ что самые яркие дарования, если их развитие не подкрепляется упорнейшей работой над собой, над каждым произведением, безвозвратно гибнут.

КУКРЫНИКСЫ.
ШТЫКОМ ПЛАКАТА
Воскресенье 22 июня помнится до сих пор во всех подробностях. Репродукторы на улицах, собравшие толпи людей. Мы едем в «Правду», думаем по дороге: «До искусства ли будет сейчас?» Нас встречают словами: «Теперь начнется работа!»

И днем уже сидим за столом над первым плакатом Великой Отечественной войны. Гитлера, протягивающего костистую лапу, пронзает своим красным штыком советский воин. Вверху лозунг: «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» Через два дня плакат висел на улицах Москвы и других городов.

Наши семьи эвакуированы, мы втроем живем в одной квартире. Приходит С. Я. Маршак, наш сосед по дому, говорит, что хорошо бы onять, как в годы гражданской войны, объединить стихи и рисунок. Мы приветствовали это предложение. «Бьемся мы здорово, колем отчаянно—-внуки Суворова, дети Чапаева» —первый плакат, который мы сделали вместе.

27 июня в строй вступили «Окна ТАСС». Возле мастерской; «Окон» на Кузнецком мосту останавливались военные, машины, люди в шинелях отбирали еще пахнущие краской листы, увозили с со6ой на фронт.

Работаем ночами, дня не хватает. По сигналу тревоги с противогазами выходим во двор на свои посты. Иногда срочную работу заканчиваем в бомбоубежище. Маршак считает, что напряжение, в котором мы живем, приносит свою пользу. «Ведь стрела,—говорит он,—только тогда попадает в цель, когда тетива натянута туго». Мы рисуем карикатуры для «Правды», во фронтовые газеты, маленького размера—для упаковок концентратов и пачках с махоркой. Маршак читает только что написанные строчки: «Посмотри—у русских каша, будем кашу есть! Извините, наша каша не про вашу честь!» Или: «Бойцу махорка дорога, кури и выкури врага!» Листовки с нашими карикатурами на фашистских главарей разбрасывались по фронту. Надписи были сделаны на немецком языке. Листовки служили л пропуском для сдачи немецких солдат в плен. Карикатура на фюрера была нарисована и на танке «Беспощадный», который мы купили с С. Маршаком, С. Михалковым, Н. Тихоновым и В. Гусевым. Это быль отличная боевая машина, командир ее экипажа гвардии старший лейтенант Хорошилов держал нас в курсе всех дел. После первого боя весь экипаж танка, пять комсомольцев, были приняты кандидатами в члены партии и представлены к наградам. В одном из тяжелых боев немцы угодили в карикатуру и оторвали Гитлеру ноги. Мы прислали танкистам трафарет, и они смогли восстановить рисунок. Плакаты, «Окна ТАСС», газетная и журнальная графика требовали от нас полной отдачи. Живопись отошла на второй план, и мы не знали, когда сможем к ней вернуться. И тут своего рода толчком послужила корреспонденция П. Лидова о подвиге Зои Космодемьянской, напечатанная в «Правде» 27 января 1942 года.

В апреле мы сумели поехать в деревню Петрищево. Нас провели в дом к бабушке Вороновой, где Зою пытали. Ночью, босую и раздетую, выгоняли на мороз. За окном стоял серый, почти декабрьский день, в такой день, говорили очевидцы, и была казнена Зоя. Мы застали еще пенек от виселицы, спиленной фашистами при бегстве. В Петрищеве были сделаны рисунки и этюды, необходимые для нашей будущей картины.

В декабре 1943 года Министерство обороны командировало нас во фронтовые бронетанковые части. На военной машине мы проехаги 3400 километров по изувеченной, вытоптанной врагами земле. Кругом были минные поля, мы ехали мимо городов, от которых почти ничего не осталось, мимо деревень, превращенныx в пепелища. Жители выходили нам навстречу из землянок. И это в декабре, в самые морозы! Мы побывали тогда в Туле, Мценске, Курске, Сумах, Кромах, Киеве и написали во время поездки множество фронтовых этюдов и зарисовок, которые пригодились для дальнейшей работы.

В 1944 году, как.только была снята блокада, отправились через Новгород в Ленинград. В Новгороде из населения оставалось всего восемь челояек. Город был весь разрушен. На центральной площади обгоревший Coфийский собор и какие-то огромные полузасыпанные снегом разые фигуры. Подошли поближе, увидели, что это размонтированный памятник «Тысячелетие России». На каждой из 108 фигур был выведен порядковый номер для отправки в Берлин. Эти фигуры запечатлены в нашей картине «Бегство немцев из Новгорода».

В живописи нам всегда очень помогала работа с натуры. На десятый день после капитуляции Германии мы осматривали в Берлине бункер и кабинет Гитлера. На полу были свалены в кучу ордена. Огромный смятый глобус валялся за окном. По рейхсканцелярии нас водил комендант, советский Майор,
оказавшийся почитателем наших карикатур на фюрера и решивший в знак этого подарить нам его автограф. Он вынул наградной лист какого-то генерала танковых войск. На пергаменте стояла подпись Гитлера, похожая на раздавленного комара.

В ночь на 9 мая мы работали над очередной карикатурой. Радио не выключалось: все ждали сообщения о Победе. 2 часа 10 минут! Великая Отечественная война, которую вел советский народ против немецко-фашистских захватчиков, победоносно завершена!

Мы надеялись, что теперь уж распрощаемся с персонажами наших военных карикатур. Но в той летописи, которую мы начали вести с первого дня Отечественной войны, еще нельзя было поставить точку. Впереди был Нюрнберг, суд, нас вскоре откомандировала «Правда».

Кукрыниксы.

 



481c6f06 131313

Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Очиров Цырен-Намжил

Очиров Цырен-Намжил Незадолго до своей кончины в родном Могсохоге скромный учитель местной школы Цырен- Намжил Очирович Очиров сделал последний рисунок...

05 04 2020 17:49:49

Чеботарь Вячеслав

Чеботарь Вячеслав Угарова...

04 04 2020 15:52:44

Пахомов Алексей

Пахомов Алексей Проиллюстрировал множество детских книг в своей карандашной манере, за что его легко узнают и любят читатели...

03 04 2020 7:19:11

Соколов Михаил

Соколов Михаил Ягужинского...

02 04 2020 4:34:17

Хломов Нестор

Хломов Нестор Сурикова, жизнь в Загорске (бывший Сергиев) с его духовными, народными и историческими традициями, увлечение русской историей, дружба семьи с деятелями искусства С...

01 04 2020 16:42:20

Уилки Дейвид

Уилки Дейвид Искусство офорта, полузабытое в XVIII веке, в начале XIX стало возрождаться...

31 03 2020 9:42:39

Павленко Василий

Павленко Василий В сильном ракурсе дощатый стол с пятнами то ли вина, то Ни крови...

30 03 2020 3:10:26

Кошкин Евгений

Кошкин Евгений Сейчас работает зам...

29 03 2020 15:59:13

Барсукова Елена

Барсукова Елена До поступления в Лицей обучался в немецкой гимназии ( Петершуле)...

28 03 2020 19:28:20

Пензов Иван

Пензов Иван Портрет Маршала Советского Союза   В...

27 03 2020 6:28:50

Седов Владимир

Седов Владимир Холуй — одно из старинных русских поселений, имеющее многовековую историю...

26 03 2020 3:14:40

Светличная Ольга

Светличная Ольга Сурикова...

25 03 2020 22:45:33

Польке Зигмар

Польке Зигмар Зигмар Польке стал известен в 1960-е гды, когда в противовес советскому социалистическому реализму и американскому поп-арту создал свое движение под названием « Капиталитсческий реализм»...

24 03 2020 14:11:42

Переяславец Михаил

Переяславец Михаил На сей раз для команд-призеров он подготовил бронзовые хоккейные перчатки, как бы увенчанные крылатой  Никой с клюшкой в руке...

23 03 2020 15:20:17

Шароновы Николай, Галина, Диана

Шароновы Николай, Галина, Диана Благодаря Шароновым   Тольятти имеет все шансы получить наряду со званием автомобильной столицы России еще и звание столицы ювелирной...

22 03 2020 19:55:49

Угаров Борис

Угаров Борис Репина у В...

21 03 2020 0:26:31

Козлов Энгельс

Козлов Энгельс Репина...

20 03 2020 14:32:32

Пахомов Александр

Пахомов Александр « Золотой дворник» Нет никаких сомнений в том, что премия « Российский коммунальный стандарт» внесет важный вклад в развитие отрасли и послужит более тесному и продуктивному взаимодействию органов власти и местного самоуправления предприятий Ж К Х...

19 03 2020 22:15:32

Митяева Л.

Митяева Л. Пожалуй, самое главное и основное — это необычайно широкое применение различных гутенских приемов, главным образом декорирование сосудов лепными украшениями...

18 03 2020 0:56:50

Казанцев Сергей

Казанцев Сергей Сейчас сюда всё чаще стали приходить люди из ближайших домов отдыха, пансионатов, школьники на экскурсии...

17 03 2020 5:19:18

Смолянов Геннадий

Смолянов Геннадий Авторы сценария про домовёнка Кузю Валентин Берестов и Татьяна Александрова...

16 03 2020 0:26:22

Китаева Елена

Китаева Елена Впрочем, Елена Китаева создает не абстрактные штудии про цвет, линии и плоскости, а скульптурные композиции, представляющие пусть и крайне стилизованные, но человеческие фигуры, напоминающие персонажей позднего Малевича, героев спектаклей баухаузовского режиссера и балетмейстера Оскара Шлеммера, превращавшего своих актеров в танцующие скульптуры, а также, по признанию самой художницы, манекеноподобные фигуры с полотен Джорджо Де Кирико, итальянского метафизика и предшественника сюрреализма...

15 03 2020 15:22:58

Нечволодова Нелли

Нечволодова Нелли Изысканность и национальные русские мотивы, вышивка, орнамент — вот что характерно для её творчества...

14 03 2020 2:53:59

Куксо Константин

Куксо Константин Окончил Белорусский государственный университет...

13 03 2020 18:36:20

Мягкова Людмила

Мягкова Людмила Работала Гавным художником стеклозавода « Неман»...

12 03 2020 21:26:16

Оя Альфред

Оя Альфред   Жил и работал в Пензе...

11 03 2020 16:27:32

Татарский Александр

На этом проекте Александру Татарскому удалось собрать не только самых талантливых аниматоров России, но и воспитать свою школу, и «курсанты», как принято называть «пилотовских» воспитанников, работают на студии до сих пор...

10 03 2020 3:58:55

Войтинская Надежда

Войтинская Надежда Имя Войтинской привлекло к себе внимание сотрудников « Русского музея, в графических фондах которого с 1933 года хранится превосходная серия литографированных портретов деятелей литературы и искусства начала XX века...

09 03 2020 14:55:10

Клейнер Илья

Клейнер Илья Чтобы пот не заливал глаза, я лоб повязал золотистой тесьмой...

08 03 2020 0:55:57

Степанов Алексей

Степанов Алексей       Этот блокнот и эти рисунки принадлежат русскому парню Алексею Степанову, уроженцу города Иванова, экономисту по специальности...

07 03 2020 20:16:16

Ганнушкин Алексей

Ганнушкин Алексей Мегрели « Без всяких полномочий»...

06 03 2020 0:18:33

Бушуев Иван

Бушуев Иван Бушуева, И...

05 03 2020 6:50:45

Чириков Сергей

Чириков Сергей В Лицей поступил тринадцати лет...

04 03 2020 5:56:39

Перетокин Владимир

Перетокин Владимир Но и среди мастеров такого класса не так уж много умеющих вдохнуть божественное содержание в, казалось бы, такие же, как у других художников, краски и линии...

03 03 2020 5:44:16

Калмаков Николай

Калмаков Николай Вспоминать о нем не очень любили, хотя этот фантастический талант признавали все...

02 03 2020 10:40:33

Серов Валентин

Серов Валентин Серова — это живописные и графические портреты, пейзажи, картины на исторические темы, рисунки, наброски, иллюстрации к басням И...

01 03 2020 13:25:50

Владимирский Леонид

Владимирский Леонид Рисую картинки для детских книжек...

29 02 2020 0:32:49

Крамской Иван

Крамской Иван ( Фрагмент)     Только чувство общественности даёт силу художнику и удесятеряет его силы, только умственная атмосфера, родная ему, здоровая для него, может поднять личность до пафоса и высокого настроения, и только уверенность, что труд художника и нужен и дорог обществу, помогает созревать экзотическим растениям, называемым картинами...

28 02 2020 21:12:44

Голубев Василий

Голубев Василий Писал лирические пейзажи русской деревни...

27 02 2020 21:14:39

Хирте Валтер

Хирте Валтер Теперь на пенсии — в 1983 году справил семидесятилетие...

26 02 2020 20:56:46

Киряшова Ольга

Киряшова Ольга Через всю жизнь она пронесла эту любовь, надеясь, что когда-нибудь станет знаменитой и найдет его, чтобы сказать о своих чувствах...

25 02 2020 0:57:54

Фешин Николай

Фешин Николай     Когда Илье Репину в 1926 году был задан вопрос, кого из современных художников он считал лучшим, тот назвал Николая Фешина...

24 02 2020 11:20:44

Хаббард Френк

—           Если вам говорят, что дело не в деньгах, а в принципе — значит дело в деньгах...

23 02 2020 4:31:40

Захарова Наталья

Захарова Наталья   Пишет пейзажи, натюрморты...

22 02 2020 18:43:25

Шабус Ханс

Шабус Ханс Берлин и сегодня — самая большая и самая интернациональная культурная сцена в Европе, и потому как нельзя логичнее биеннале оставаться самым новаторским и радикальным арт-форумом, зоной некоммерческого искусства...

21 02 2020 21:15:56

Филипповский Григорий

Филипповский Григорий Преподавателями были А...

20 02 2020 8:42:21

Томарова Наталья

Томарова Наталья В представленной тольяттинцам коллекции Натальи преимущественно браслеты и различные кулоны...

19 02 2020 4:43:44

Крымов Николай

Крымов Николай Васнецова...

18 02 2020 23:38:47

Леонова Елена

Леонова Елена Их отличали искренняя, доверительная интонация, лиризм — черты, свойственные и ее сегодняшним работам...

17 02 2020 15:33:51

Фоменко Анатолий

Фоменко Анатолий       Алгеброй поверить гармонию... Кто в запале не выпускал, как птицу из рукава, зто крылатое выражение? А здесь всё наоборот: не искусство под обнажающим контролем алгебры, а математика, поверяемая оплодотворяющей силой живописи...

16 02 2020 6:27:48

Ушкова Надежда

Ушкова Надежда веселой, талантливой выставке - Художники России—детям»...

15 02 2020 23:27:45

Башаров Кутлук

Башаров Кутлук Саидова...

14 02 2020 20:50:55

Кирюхин Олег

Кирюхин Олег На республиканской художественной выставке « Мы строим Б А М», прошедшей в Улан- Удэ, были представлены плакаты, живопись, скульптура, графика, произведения декоративно-прикладного и декорационного искусства, посвященные всенародной стройке...

13 02 2020 13:59:27

Куликов Афанасий

Куликов Афанасий выглядывает из сиреневого палисада тремя уютными, посаженными близко друг к другу окошками...

12 02 2020 4:49:10

Монори Жак

Монори Жак П...

11 02 2020 11:44:15

Кузнецов Павел

Кузнецов Павел Петровым- Водкиным...

10 02 2020 9:12:48

Нестерова Наталья

Нестерова Наталья       Главная тема Натальи Нестеровой — современный человек и его взаимоотношения с миром...

09 02 2020 15:22:31

Пако Рабанн

Пако Рабанн Длительное время Маэстро никому не показывал свои работы...

08 02 2020 8:20:59

Хант Холман

Хант Холман Наёмный пастырь...

07 02 2020 2:53:33

Матвеев Николай

Матвеев Николай Что только не делают с ними! Их не только берегут...

06 02 2020 22:16:51

Кожанов Евгений

Это сделали вчерашние десятиклассники, начитавшиеся всякого литературного хлама...

05 02 2020 16:15:18

Поляков Сергей

Поляков Сергей Это — живописцы XV — XVI веков...

04 02 2020 9:58:58

Король Анна

Король Анна Работает в соавторстве с Н...

03 02 2020 7:36:58

Уччелло Паоло

Уччелло Паоло Заказчиком их был богатый банкир Козимо Медичи человек, который являлся хозяином города, не занимая, однако, официальных должностей...

02 02 2020 15:45:47

Мищенко Алексей

Мищенко Алексей Приехал добирать материал для первой своей книжки о тверских «осенних досугах» поэта...

01 02 2020 16:20:32

Хансен Константин

Хансен Константин В нее вошел и « Портрет Элизы Кёбке с чашкой»...

31 01 2020 18:41:34

Рубо Франц

Рубо Франц   Портрет Ф...

30 01 2020 13:23:47

Кирпичев Павел

Кирпичев Павел Однажды мне довелось просеять сквозь сито взятую в Новороссийске около рыбозавода землю...

29 01 2020 23:41:57

Недбайло Николай

Недбайло Николай Иллюстрировал популярные журналы...

28 01 2020 23:45:51

Опиц Георг

Опиц Георг 190 Л Е Т назад к стенам Парижа подошли войска антинаполеоновской коалиции...

27 01 2020 11:42:57

Тищенко Геннадий

Тищенко Геннадий Станция на спутнике Юпитера...

26 01 2020 7:27:12

Новодережкин Ипполит

Новодережкин Ипполит Хорошевича вместе с Н...

25 01 2020 11:47:10

Калинычева Клара

Калинычева Клара Сурикова...

24 01 2020 10:13:37

Слепов Олег

Слепов Олег Именно отсюда, с Котельного, исследователи Арктики видели мифическую Землю Санникова...

23 01 2020 9:47:22

Полищук Леонид

Полищук Леонид Ветеран Великой Отечественной войны...

22 01 2020 4:30:33

Косёнков Станислав

Косёнков Станислав Спросил вдову художника, помнит ли она, что послужило толчком для создания этой работы...

21 01 2020 14:20:14

Нивинский Игнатий

Нивинский Игнатий ) Работал театральным художником в театре « Эрмитаж», театре Е...

20 01 2020 2:48:28

Кондакова Ольга

Кондакова Ольга Своеобразные триптихи созданы Кондаковой к сборнику « Серебряное блюдечко и наливное яблочко»...

19 01 2020 20:48:59

Уистлер Джеймс

Уистлер Джеймс   Аранжировка в сером...

18 01 2020 19:47:45

Орехов Юрий

Орехов Юрий П...

17 01 2020 15:21:27

Хамдамов Рустам

Хамдамов Рустам         Рустам Хамдамов — человек восточной внешности, редкого ума...

16 01 2020 13:36:45

Соснина Марина

Соснина Марина Она садится за стол напротив...

15 01 2020 14:59:33

Бажанов Юрий

Бажанов Юрий   Иллюстрации к сборнику избранной лирики Кайсына Кулиева « Краса земная»...

14 01 2020 14:30:36

Медведева Екатерина

Медведева Екатерина Еще в детстве она молила Бога дать ей не похожую на другие судьбу...

13 01 2020 3:51:23

Левицкий Дмитрий

Левицкий Дмитрий   1783-1785 годы     Внешний облик Левицкого (1735-1822) , с его чуть желчным и страстным лицом, мы можем видеть трижды...

12 01 2020 10:10:44

Масагер

Масагер Однако заметка заканчивалась словами: «...и Хемингуэю тоже придется добираться до « Ла Вихии» на автомашине»...

11 01 2020 21:41:54

Бахлул-заде Саттара

Бахлул-заде Саттара Сурикова...

10 01 2020 23:47:43

Канторович Лев

Канторович Лев Сначала он делал это кистью и красками — рисовать было пристрастием с детства, а потом и пером...

09 01 2020 8:40:31

Мателли Тони

Мателли Тони Стоит заметить, что ингредиенты этого блюда ничем не плохи, а некоторые и вовсе бытуют в ранге шедевров...

08 01 2020 7:30:18

Виже-Лебрен Мари

Виже-Лебрен Мари Ф...

07 01 2020 0:12:30

Грозов Павел

Грозов Павел     « Его произведения комфортно живут и сопровождают человека, — уверен заслуженный художник России Александр Фокин...

06 01 2020 9:40:56

Кандауров Отари

Кандауров Отари Во время учения общался с неофициальным миром художников :   Д...

05 01 2020 2:21:55

Шампань Филипп де

Шампань Филипп де После смерти Дюшена становится придворным художником при дворе королевы Марии Медичи...

04 01 2020 13:52:26

Федотов Валентин

Федотов Валентин Флинта, « Летом в лесу» К...

03 01 2020 1:10:17

Батони Помпео

Батони Помпео 1708 в Лукке, ум...

02 01 2020 8:31:18

Кирпичев Павел

Кирпичев Павел В шорохе морского ветра я вдруг услышал крики людей и грохот боя... Заместитель командира 255-й бригады по политчасти подполковник М...

01 01 2020 1:26:49

Кэтлин Джордж

Кэтлин Джордж Многочисленные племена, жившие на северо-западном побережье континента, занимались рыболовством и морской охотой...

31 12 2019 22:25:36

Фетти Доменико

Фетти Доменико ок...

30 12 2019 14:42:16

Монье Жан

Монье Жан Молодая еще женщина с мягким задумчивым выражением лица сидит у стола, подперев голову рукой...

29 12 2019 0:58:37

Орловский Александр

Орловский Александр Княгиня обратила внимание на то, что стены корчмы были разрисованы какими-то необычными рисунками мелом и углем...

28 12 2019 5:59:39

Теребенев Иван

Теребенев Иван Он проявил интерес и склонность к живописи, но академическое руководство определило его в скульптурный класс, где учеников было недостаточно — решение, характерное для казенной и официальной обстановки в Академии...

27 12 2019 14:28:19

Меринов Сергей

Меринов Сергей С мокшанского « Куйгорож» вернее всего перевести как «змеесова»...

26 12 2019 13:32:31

Деларош Поль

Деларош Поль Писал пейзажи, картины на исторические темы...

25 12 2019 10:10:23

Куц Николай

Куц Николай Есть у него монументальные росписи и тематические картины, но все-таки любимый его жанр — пейзаж, связанный с архитектурой, именно здесь полнее всего раскрылось дарование художника...

24 12 2019 18:14:24

Терехов Евгений

Терехов Евгений Экслибрис для чемпиона мира по шахматам Гарри Каспарова...

23 12 2019 22:32:46

Тер-Маркарян Вера

Тер-Маркарян Вера — говорит Вера Ильинична,— показать людям не только красоту окружающего мира, по и его противоречия, настроить их на добро»...

22 12 2019 2:34:12

Королёв Борис

Королёв Борис Вслед за Русским музеем, принесшим дань юбиляру еще прошлой зимой, собрав выставку солидную и по объему, и по охвату всех сторон немалого королевского дарования, свой панегирик знатному монументалисту произнесла Третьяковская галерея...

21 12 2019 21:32:28

Мочалов Владимир

Мочалов Владимир Свыше четверти века бороздит акваторию Балтийско- Онежского пароходства маленький трудяга — агиттеплоход « Спутник»...

20 12 2019 10:12:10

Парилов Борис

Парилов Борис « У лукоморья дуб зелёный...» Иллюстрация к поэме А...

19 12 2019 13:14:58

Тильбергс Янис

Тильбергс Янис Писал пейзажи, натюрморты, портреты...

18 12 2019 2:25:58

Нежный Игорь, Тулубьева Татьяна

Нежный Игорь, Тулубьева Татьяна Сотрудничают со многими театрами России и за рубежом...

17 12 2019 16:56:26

Флёрова Елена

Флёрова Елена И то, что художница часто предпочитает выигрышному цвету черно-белый рисунок, не снижает эмоционального воздействия ее полотен...

16 12 2019 21:33:49

Корнеев Иван

Корнеев Иван Аникушина...

15 12 2019 7:56:50

Кирико Джорджо де

Кирико Джорджо де Эта выставка стала подлинным событием, более значительным, чем любой спектакль, игравшийся в парижских театрах в апреле — мае...

14 12 2019 14:45:54

Корень Василий

Корень Василий Католический мир торжественно отметил двадцатипятилетие избрания на святой престол Иоанна Павла II...

13 12 2019 21:42:26

Хань Юйчень

Хань Юйчень Ежегодно его выпускниками становятся десятки молодых китайских художников, которые в великих стенах учатся премудростям европейской и русской академической школы...

12 12 2019 15:47:51

Каноппи Антонио

Каноппи Антонио После пожара Москвы работал в Петербурге...

11 12 2019 16:42:23

Мансуров Ильнур

Мансуров Ильнур На самом деле — дизайн-работа под названием « Кофе песка»...

10 12 2019 1:14:26

Филипченко Игорь

Филипченко Игорь Кто не читал книги « Это было под Ровно», « Сильные духом», « На берегах Южного Буга»! Их автор — бывший командир партизанского отряда Герой Советского Союза Дмитрий Николаевич Медведев...

09 12 2019 1:43:30

Петров Й.

Петров Й. Таким стал и недавний смотр, проходивший под девизом « За мир и социальный прогресс»...

08 12 2019 0:49:45

Кунин Борис

Кунин Борис Трон для Шута...

07 12 2019 23:34:41

Смейтс Виктория

Смейтс Виктория Никто не сомневался, что после окончания школы она будет учиться живописи, станет известной художницей и прославит их маленький железнодорожный тупик Хаджок...

06 12 2019 7:29:15

Кучер Василий

Кучер Василий Чувствовалось, что внутри этого человека, с виду спокойного и неторопливого, кипят страсти и бушует огонь...

05 12 2019 2:46:11

Походаев Юрий

Походаев Юрий     XIX В Е К Е холостым быть считалось неприличным»...

04 12 2019 21:26:46

Славинский Иван

Славинский Иван Стиль Славинского некоторые арт-критики определяют как «фантастический реализм» Художник создает свои миры с помощью метафор и гипербол...

03 12 2019 19:21:29

Блейклок Ральф Альберт

Блейклок Ральф Альберт В дальнейшем Блейклок учился в основном самостоятельно...

02 12 2019 3:52:17

Качеровский Борис

Качеровский Борис Первыми экспонатами стали работы Бориса Качеровского...

01 12 2019 23:36:49

Ковалёв Алексей

Ковалёв Алексей Занимался книжной иллюстрацией, Оформлял открытки...

30 11 2019 5:39:54

Неизвестный Эрнст

Неизвестный Эрнст Учился в рижской Академии художеств (1946-1947) и Московском художественном институте имени В...

29 11 2019 13:41:37

Кузнецов Николай

Кузнецов Николай Учился в М Г Х И им...

28 11 2019 23:42:27

Хоббема Мейндерт

Хоббема Мейндерт После смерти имел множество подражателей...

27 11 2019 16:42:51

Кузькин Андрей

Кузькин Андрей     Возникшим в 60-e годы прошлого века концептуализм — как международный, так и сугубо отечественный, «московский романтический» согласно хрестоматийному определению философа Бориса Гройса, — и поныне остается одним из самых влиятельных течений сопtemporary art...

26 11 2019 7:57:21

Химмат Эзеддин

Химмат Эзеддин Произведения мастера наполнены ощущением свежести и непосредственности восприятия, идущими от жизненных наблюдений...

25 11 2019 10:13:57

Фаворский Владимир

Фаворский Владимир         Автопортрет...

24 11 2019 11:59:23

Чаплин Чарльз

Чаплин Чарльз Во-первых, потому что его нарисовал и подарил мне замечательный человек, а во-вторых, потому что он очень здорово нарисован...

23 11 2019 5:49:34

Табенкин Лев

 Табенкин Лев Работы хранятся в музеях и частных собраниях в С С С Р и за рубежом...

22 11 2019 14:56:27

Бахтин Виктор

Бахтин Виктор   Иллюстрировал « Красную Книгу Красноярского края»...

21 11 2019 17:54:54

Метлянский Даниэль

Метлянский Даниэль Автор персонажей басен Крылова на памятнике И...

20 11 2019 12:16:33

Мерцлин Роман

Мерцлин Роман Живет в Саратове художник удивительной цельности жизненного и творческого поведения...

19 11 2019 10:44:15

Утенков Демьян

Утенков Демьян           Графические листы Демьяна Утенкова несут неповторимый знак индивидуальности, который позволяет безошибочно узнавать его работы...

18 11 2019 23:43:48

Кольвиц Кэте

Кольвиц Кэте В 40 лет занялась скульптурой...

17 11 2019 7:27:30

Параджанов Сергей

Параджанов Сергей — Чем он занимается? — Я думаю, что бизнесом каким-то...

16 11 2019 3:44:28

Левитин Анатолий

Левитин Анатолий Учился у Б...

15 11 2019 9:16:32

Снегирёв Лев

Снегирёв Лев Многие музеи время от временм сталкиваются с дилеммой: показывать ли выставку художника, известного в основном лишь коллегам по цеху да горстке коллекционеров? С подобными персоналиями зрителя охотнее знакомят частные галереи, не сталь зависящие от наплыва зрителей: музей же — учреждение бюджетное и «низкие» материи в своей выставочной практике учитывать вынужден...

14 11 2019 7:40:31

Базуев Денис

Базуев Денис Гуманитарный фонд Андрея Скоча « Поколение» совместно с китайскими неправительственными организациями и под патронажем Министерства обороны начинает восстановление военного мемориала « Порт- Артур»...

13 11 2019 14:50:20

Климт Густав

Климт Густав « Вена на заре Х Х столетия» Такая выставка проходила в залах Музея изобразительных искусств имени А...

12 11 2019 2:30:16

Феллини Федерико

Феллини Федерико Именно так неуважительно он отзывался о собственных рисунках и эскизах к фильмам...

11 11 2019 10:17:11

Бартенев Андрей

Бартенев Андрей Окончил Краснодарский художественный институт...

10 11 2019 7:44:17

Тарасов Вячеслав

Тарасов Вячеслав ...

09 11 2019 19:16:51

Рисс Франц

Рисс Франц   Писал портреты знатных людей России, картины на бытовые темы...

08 11 2019 21:15:34

Еще:
Художники -1 :: Художники -2 :: Художники -3 :: Художники -4 :: Художники -5 :: Художники -6 ::

Человек увлекался изобразительным искусством с древнейших времен. И только изобретение фотоаппарата пошатнуло позиции изобразительного искусства, как важнейшего для нас из всех искусств. А появление фотошопа ознаменовало конец эры художников в традиционном понимании.