Я художник, я так вижу!    

Кочергин Эдуард

20.04.2016 | Автор: admin

 

Эдуард Степанович Кочергин (1937) — советский российский театральный художник,  писатель. Ленинградец. Окончил театральный институт им. Островского. Учился у Н. Акимова. Был Главным художником в театре На Литейном, в театре им. Комиссаржевской,  в театре им Товстоногова.

 

 

 

 

 

 

Вот как работал Кочергие над постановкой «Братья и сёстры» по одноимённому роману Фёдора Абрамова.

….всегда предельно экономно («декорация на одну машину», — говорит художник). Авторы спектакля хотят, чтобы зрители везде видели бы полноценный спектакль, а не уцененный гастрольный вариант.

Стенка из старых бревен, полтора  десятка жердей-деревьев со скворечниками да воротца из слег, которые означают околицу. Они приделаны к порталу, а распахиваются в зал, проплывая над первыми рядами кресел, как бы приглашая в Пекашино, к Пряслиным.  В таком простейшем оформлении ставили сложнейший многоголосый роман Ф. Абрамова. Играли го два вечера.

Макет декорации спектакля «Братья и сёстры». Малый драматический театр в Ленинграде.

Сколько же зрителей хотели попасть на этот спектакль о трудных послевоенных годах нашей деревни и сложных судьбах ее людей! Во время московских гастролей театра толпа жаждущих и надеющихся стояла у Театра имени Ленинского комсомола в морозные январские дни 1986 года, когда ленинградский театр показывал «Братья и сестры»’и «Дом».

И хотя пространство зала Театра имени Ленинского комсомола решительно не было похоже на пространство небольшого, компактного ленинградского театра на улице Рубинштейна, а габариты московской сцены столь же существенно отличались от ленинградской, спектакль не утратил своей эмоциональной силы. Выдержали актеры, донесли абрамовское слово, выразили душу. Выдержал постановочный принцип. Сработала сценография.

В значительной мере это произошло потому, что Кочергин и Додин ставят свои спектакли как бы не на сцене, а на открытой площадке. Нет, они превосходно учитывают габариты сценической коробки, ее особенности (есть, скажем, дверь в стене арьерсцены на улице Рубинштейна — и она «работает» и в «Доме», и в «Братьях и сестрах»). Но оформление не повторяет конфигурацию сценической коробки, не лепится по ее стенам, не привязывается к порталу. Не стены, а сцена, подмостки — главное, от чего идут режиссер и художник. Строят свое решение от центра к краям. Как бы предполагается, что центр подмостков окружен вольным воздухом, нескончаемым пространством. И оформление словно бы строит в этом большом, безмерном пространстве свое, скомпонованное, размеренное пространство данного автором мира.

В «Братьях и сестрах» в центре стоит стенка, набранная из старых, натуральных бревен крестьянского дома. Был ли он изначально крестьянским — сказать трудно, ибо разбирали, ломали деревянный дом XIX века на Каменном острове в Ленинграде, там художник и нашел те самые бревна, из которых составил-связал основной элемент оформления абрамовского спектакля.

•У Кочергина обостренное чувство природности материала — холст ли это в «Истории лошади» с его богатейшими, как оказалось, выразительными возможностями, дерево ли в «Прошлым летом в Чулимске». В «Братьях и сестрах» Кочергин составил бревенчатую стенку из разных бревен. У каждого — свои щербины, затесы, пазы, благодаря чему, вероятно, они еще и превосходно «берут сеет» и получается богатая тональная живопись. Края стенки неровны. Здесь каждое бревнышко словно обтерто
жизнью, а все вместе имеют одну  общую биографию. Чего только не видели они на своем веку! Стенка эта живет в спектакле многогранно, несет  в себе много смыслов, сохраняя главный — основы и защиты. Дом представлен этой стенкой (а что значит понятие «дом» у Абрамова, сколь емко оно — известно). Дом, его жилое нутро, получается путем простого оборота стены — оказывается, что одна сторона у нее бревенчатая, а другая зашита досками. И на этой дощатой внутренней стороне — только фотография погибшего на войне Ивана Пряслина в темной рамке, осененной вышитым полотенцем. Стоит лавка, стол — и у актеров и зрителей возникает ощущение избы.

Если бревенчатая плоскость повиснет наклонно, касаясь задним краем пола, — перед вами поветь, где идет любовная сцена Михаила Пряслина с Варварой. И еще лежат они на сене, а стенка уже пошла вверх и как бы обернулась вокруг своей горизонтальной оси в воздухе и медленно опустилась, коснулась передним краем авансцены, круто вздыбилась дощатая плоскость — и вот перед вами берег реки, где бабы, женки пекашинские обсуждают амурные дела Мишки и ВарварыИ так в течение всего спектакля — непрерывно, в заданном режиссерском ритме принимает эта стенка разные положения (но только вокруг своей горизонтальной оси), выдает все новые и новые смыслы, становится площадкой лесоповала, потолком в избе Анфисы Мининой, крышей сарая, забором и т. п. Она живет в спектакле непрерывной, сложной жизнью и выдерживает эту нагрузку.

Дважды она становится киноэкраном — первая часть спектакля начинается с того, что в деревне Пекашино крутят кинохронику победных дней войны. Оказывается, бревенчатая стена не только превосходно принимает проекцию, но и переводит ее в нужное качество — дрожащую, затертую «картинку» старенькой сельской киноустановки. Смотрят пекашинские женки эту хронику, и сердца их полны надеждой, что вернутся домой их мужья и братья. Потом будет сцена на пристани, сцена встречи парохода с демобилизованными фронтовиками, но сойдет в Пекашино только один человек. И будет еще сцена в финале первого вечера, видение встречи с невернувшимися: та же пристань (стенка улеглась внаклон), усыпанная яркими, нарядными бабами, а из зала по центральному проходу пойдут под бодрый марш возвращающиеся с войны мужики. Ох как же много их — к каждой женщине подходит ее муж, брат, сын. Какое же это счастье, какие крепкие объятия, какие жаркие поцелуи, как бодро играет музыка… Но исчезает это видение, и ты с особой острой болью вспоминаешь, что тогда вернулся один. И если бы только в Пекашино.

И еще раз станет стенка киноэкраном: второй вечер спектакля тоже начнется фильмом. На сей раз это будет цветное кино. Сидят на пустой сцене пекашинские жители и смотрят фильм «Кубанские казаки»: рекой льется зерно, строем идут по бескрайним полям комбайны, играючи убирают хлеб нарядные кинокрестьяне, оглушительно бодро звучит песня про урожай… Медленно уходит вверх стенка-экран, становясь крышей пекашинского клуба. Обалдело-молчаливые сидят люди (фильм продолжают крутить, проекция переходит на задник). Молча сидят, молча расходятся под бодрую песню. Тихо падает снег… Здесь свои заботы: на лесозаготовки в тайгу надо выделять людей, а их нет. Надо дополнительно сдавать зерно, а остались только семена.

И вновь будет проворачиваться бревенчатая стенка, нависать над головами потолком избы, крышей сарая, становиться то берегом реки, то полем, то лесосекой, вновь и вновь возвращаясь к исходному и главному своему смыслу — к идее Дома, Родины. И с каждым циклом ее сценической жизни словно бы завершался кусок истории. Перелистывались ее страницы.

Режиссеру нужна была непрерывность. Он ставил роман, а не пьесу, разделенную на акты, эпизоды, явления. Он добивался непрерывности, текучести повествования. И художник сделал все, что нужно было для этого. Плюс помог актерам ощутить до-подлинность крестьянской жизни. Здесь у него был надежный союзник — художница по костюмам И. Габай. Она одела персонажей этого спектакля без единой фальшивой ноты, с высокой достоверностью. Да к тому же показала, что ватники, платки, шинели, застиранные ситцевые платья — все это по-настоящему красиво, все тонко соотносится друг с другом и с декорацией, создавая негромкие, но явственные цветовые аккорды.

Мало придумать хорошее, точное решение. Мало выполнить его на высоком уровне художественности. В спектаклях, где вольно живет метафоричность мышления, где для выражения идеи крайне важно предъявление все новых и новых смыслов исходного образа, в таких спектаклях необходимо, чтобы декорация работала в абсолютной слиянности с мизансценой, с актером, аккомпанировала бы движениям души героев, подкреплялась их пластикой, усиливала значение и звучание слова.

Для Кочергина и Додина один из самых увлекательных периодов работы над спектаклем — период «сговора», как они называют его, или «игры в поддавки». Название, конечно же, условное. Речь идет о тех первоначальных разговорах (с карандашом в руках или пока без него), когда художник и режиссер как бы «разминают» пьесу, договариваются о понимании автора, о совместном подходе к решению будущего спектакля, его идее, его задаче, его образе. Они понимают друг друга с полуслова — у них за плечами не одна совместная работа. Когда ставят прозу, бывает, что вначале, после «сговора», Кочергин придумывает принцип оформления, а потом уже Додин пишет инсценировку под это сценическое решение.

И здесь нет вопроса — кто главнее, кто что придумал, за кем авторство той или иной находки. И режиссерская доля огромна в сценографическом решении, и художнический вклад в общий постановочный принцип велик. А актеры? Им ведь жить в этой сцене.

 

 

А так работал Эдуард Степанович над спектаклем «Дядя Ваня» в БДТ.
…«И надо, чтоб было неуютно, — настаивал Товстоногов. — Как склеп». «Нужен образ неуютной усадьбы, — говорил режиссер… — В доме двадцать шесть команат, а четыре человека не могут найти себе места». Лебедев хотел, чтобы была теснота, а Товстоногову нужна была пустынность, «неприкаянность» дома, декорация должна была дать ощущение нарушенных связей между людьми.

Кочергин тоже участвовал в этом споре: «Последние десять лет из Чехова все делали модерниста. На сцене не было ни комнат, ничего. Чехов для меня классик, как Расин, и я возвращаю его классике. Даже через кулисный театр, через натуральную усадьбу».

Позиции сторон ясны, налицо также единство взглядов режиссера и художника.

Добавим, что актеры потом изменили свое отношение к декорации. Обсуждался ведь макет, причем еще тогда Кочергин обещал — мы создадим быт, какой-то уют. «Это будет, — говорил Товстоногов, — но вместе с неприкаянностью». Быт в спектакле появился в необходимой для него мере. Был и нарочито натуральный звукоряд — квохтанье кур, грай вороньей стаи, вспугнутой выстрелом, даже сверчок в последнем акте.

Но актеры говорили о другом, они хотели тех условий, где сами собой возникали бы определенные жизненные ассоциации от соседства с обжитой, домашней вещью, от масштабов комнат, где можно негромко говорить, где сохраняются отношения, найденные в репетиционном зале.

Режиссер и художник ощущали спектакль в его целостности и смотрели на него из зрительного зала. Артисты заботились о правде своего психофизического состояния, об отношении «актер — актер». Актерский эгоизм? Нет, взгляд «от профессии». А профессии разные: режиссер обязан возбудить в актерах определенную систему отношений, вызвать нужный градус и тембр психофизической жизни, но он же обязан вписать эту актерскую жизнь в образный строй декорации, которую он и художник за-мысливали «от автора» и «от зрителя».

Макет декорации к спектаклю «Дядя Ваня». БДТ.

Обратимся же к декорационному решению «Дяди Вани» в БДТ. Сравнение Кочергиным Чехова с Расином при всей своей парадоксальности не случайно. Как не случаен и критический взгляд художника на подход к Чехову в 70-е годы. Вернее сказать, самокритичный. Ибо говоря, что «из Чехова делали модерниста», он говорил и о своем ощущении этого автора на рубеже 60 — 70-х годов. Возможно, он имел в виду не только свое оформление пьесы Л. Малюгина о Чехове «Насмешливое мое счастье», но и работы Китаева («Вишневый сад», «Иванов» в Риге), Боровского («Три сестры» в Будапеште) и др. Действительно, существовал некий общий подход, общее ощущение. Причины сформулировал Товстоногов: «Взгляд на произведение существует в зрительном зале, он как бы задан зрителем; задача театра — его увидеть и раскрыть». О том, что концепция спектакля заложена в зрительном зале, режиссер говорил не раз. Время меняет ощущение автора, время подсказывает, а художник превращает подсказ в факт сценического искусства, а иногда и задает направление движения на годы.

Кочергин, будучи «жизненным человеком» и театральным до мозга костей, несет в себе меняющееся отношение к драматургу. Особое, уникальное сопряжение изображения повседневности с символическим смыслом, существующее в драматургии Чехова, художник теперь выражает иначе. В начале 80-х годов для него главное — классичность Чехова. Расин вобрал в себя всю эпоху классицизма. А Чехов классик на все времена — и прошлые, и будущие.

Как выразить классичность? Вот к этой-то задаче Кочергин и искал решение. «Через кулисный театр, через натуральную усадьбу». Это замечательное столкновение несовместимого. Если натуральная усадьба, то при чем тут кулисный театр? Либо то, либо это. Но художник хочет, чтобы было и то, и это. Одно через другое. Хотя это понимаешь не сразу, а лишь в ходе самого спектакля.

Дело в том,. что, войдя в зал, вы смотрите на усадьбу как бы из сада, видите дом снаружи. Перед вами деревянная архитектура изумительных пропорций, Это не копия какого-то реального дома. Это образ его. Кочергин использовал реалии .

 

«Записки на коленках»  Эдуарда Кочергина

Три года назад Издательство Ивана Лимбаха выпустило книгу, ставшую заметным литературным явлением. Речь об  «‘Ангеловой кукле» Эдуарда Кочергина. Теперь вот, правда, в другом издательстве — вышла вторая его книга, которая дополняет первую. Автор — знаменитый сценограф, без малого сорок лет главный художник питерского Большого драматического театра.

Книга называется «Крещенные крестами. Записки на коленках» И название, и подзаголовок требуют пояснения, автор ими открывает книгу. В подзаголовке обозначен жанр: это заметки, которые делались по случаю, в выпадающее свободное время. К тому же подзаголовок подчеркивает отсутствие претензии на какие-либц обобщения, это просто — записки на коленках. Что касается заголовка: «Крещенные крестами» — старинное выражение сидельцев знаменитых русских тюрем-крестов, некогда бывшее паролем воров в законе, к которым в сталинские годы сажали политических. Выражение емкое и неоднозначное’.’

Судьба Кочергина удивительна, но нельзя сказать, что она очень нетипична для своего времени. Он родился в 1937 поду, незадолго до этого события арестовали его отца, занимавшегося кибернетикой. Когда ему исполнилось два года, арестовали и его мать. В результате она отсидела десять лет по 58-й статье. Ребенка сдали в детприемник НКВД для детей врагов народа. Надо сказать, что такие заведения существовали во всех областных центрах нашей необъятной родины. Война заставила перевозить вражеских детей все дальше и дальше на восток. К концу войны Кочергин оказался в детприемнике под Омском. В августе 1945 года он сбежал, решив добраться в Ленинград, где надеялся отыскать свою мать. Так начался его более чем шестилетний путь домой. В теплое время года мальчик ухитрялся ехать на запад, в холода сдавался в находящийся по ходу детприемник. И так более шести лет! В заметках на копенках и описываются разные этапы этого большого пути.

Добывать пропитание мальчику помогали художественные способности, возникшие еще в детприемнике: из алюминиевой проволоки он виртуозно выгибал профили Ленина и Сталина, мог нарисовать красивую колоду игральных карт. К тому же он научился японской технике нанесения татуировок. В пути он узнал, как правильно построить шалаш и развести костер, который может долго гореть. Попав в банду поездных воров, он развил гимнастические способности, ибо должен был тихо и быстро шнырять по третьим полкам в вагонах поездов, где лежали чемоданы. В общем, обогатился уникальным опытом.

Ответственный редактор книги Сергей Князев рассказал мне занятную историю. Он читал рукопись и дошел до пассажа «Троица нагнала парня. Из-за кустов, где я ныкался, было видно, как он, особым образом, по-воровски, упав на землю и перевернувшись через полову, перебросил ногами одного из преследователей…» У него возникло сомнение по поведу падения «по-воровски’.’ При встрече он сказал Кочертину: «Эдуард Степанович, ну что это за «падение по-воровски»? Давайте уберем’.’ Семидесятидвухлетний Кочергин попросил Князева встать в определенном месте, отошел на некоторое расстояние и бросился под ноги редактора, тот долго приходил в себя после совершенного им кульбита. Сомнения в правдивости детали исчезли.

Заметки действительно безыскусно правдивы. Острый глаз и талант рассказчика затягивают тебя в повествование, вызывая то смех, то захватывающий интерес, то ужас. Путь мальчика прошел через огромное количество вокзалов, насмотрелся он там на многое. Не раз он видел, как возвращались с войны наши солдаты, и картины эти были далеки от парадной хроники. Вот одна леденящая душу зарисовка: «Высмотрев в окне вагона голову своего мужика, молодая крепкая сибирячка вскочила на подножку еще не остановившегося поезда и, растолкав гроздь солдат в тамбуре, понеслась внутрь. Через некоторое время после остановки состава она, красивая, черноглазая, появилась в дверном проеме, держа на руках, как ребенка, совсем безногого, однорукого обрубка в тельнике. Он, обняв шею носительницы единственной рукой, смотрел на нее своими синими виноватыми глзами и басил ей:
— Прости меня, Нюша не уберегся, не уберегся…

— Матерь Божья, Матерь Божья, Иисус Христос! — крестясь, завопила глядя на них, всегда пьяная бабка-побирушка и рухнула перед вагоном на колени.

Толпа онемела!

Отдельного похвального слова достойно оформление книги. «Вита Нова» — издательство утонченное, оно давно известно тем, что издает очень красивые книги. С виду простой макет книги Кочергина под стать тексту, это та простота, которая возникает в результате кропотливой работы. На форзацах напечатана карта железных дорог СССР 1944 года, в приложении, «Путешествии по эсэсэрии» на карте обозначен маршрут, по которому Кочергин следовал домой, собраны фотографии 1940 — 1950-х годов и тексты песен о Сталине. Приложение стало вполне музыкальным дополнением к тексту.

В заметках Кочергина, как он и обещал, не обнаруживается никаких обобщений или историкосоциальных рассуждений. Он пишет о том, что видел, слышал, пережил. Но это те заметки, которые необходимы для рассуждений и обобщений. После них, например, тупо и стыдно пытаться рассуждать о противоречивости и неоднозначности фигуры и деяний Сталина или о гуманной советской системе. Однако, боюсь, книгу Кочергина читают люди, которые ужв разобрались с тем, что такое СССР и его великий вождь. Впрочем, настоящая литература не сводится к воспитательной и образовательной функциям. Не сводится к ним и книга Эдуарда Кочергина.

Сергей ШАПОВАЛ.

 

 

 

 



481c6f06 131313

Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Каплянский Борис

Каплянский Борис В Петербурге он закончил классическую гимназию Карла Ивановича Мая в 1920 году, и в 1920 году поступил на живописный факультет Академии художеств, выбрав для себя мастерскую известного живописца К...

05 04 2020 14:53:14

Кожанов Евгений

Это сделали вчерашние десятиклассники, начитавшиеся всякого литературного хлама...

04 04 2020 19:52:31

Смирнов-Русецкий Борис

Смирнов-Русецкий Борис Голубая планета...

03 04 2020 7:58:54

Вольский Виктор

Вольский Виктор В 1979 году он был—первый из мастеров этого вида искусства—удостоен премии Ленинского комсомола...

02 04 2020 3:42:59

Митлянский Даниэль

Митлянский Даниэль После войны он закончил Суриковский институт...

01 04 2020 16:11:42

Перетокин Владимир

Перетокин Владимир Но и среди мастеров такого класса не так уж много умеющих вдохнуть божественное содержание в, казалось бы, такие же, как у других художников, краски и линии...

31 03 2020 14:36:38

Фейербах Ансельм

Фейербах Ансельм Портрет Нанны Ризи...

30 03 2020 7:51:28

Венецианов Алексей

Венецианов Алексей   Один из основоположников бытового жанра в русской живописи...

29 03 2020 4:35:57

Козлов Николай

Козлов Николай За прошедшие с тех пор пятнадцать лет график проиллюстрировал м оформил около 70 книг, отдавая предпочтение любимым детьми приключенческой классике и фольклору...

28 03 2020 7:28:34

Милашевский Владимир

Милашевский Владимир Грота, Э...

27 03 2020 22:15:27

Кайботт Гюстав

Кайботт Гюстав Творчество этих живописцев, доминировавших в художественной жизни Франции последней трети XIX века, кажется, известно до мельчайших подробностей...

26 03 2020 18:44:20

Калле Пол

Калле Пол Мощь...

25 03 2020 20:36:13

Корина Ирина

Корина Ирина               В фойе офиса-башни энергетического концерна Гepмaнии «RWE AG» проходит выставка известной московской современной художницы Ирины Кориной...

24 03 2020 7:51:11

Комеч Алексей

Недаром в юности он разрывался между выбором двух дорог: искусствоведа и исследователя музыки...

23 03 2020 4:58:44

Свердлова Нели

Свердлова Нели А потом опять стало светлее...

22 03 2020 4:43:45

Кукколос Дмитрий

Кукколос Дмитрий Кинолента — большая часть жизни актёра, а голуби — птицы, которых он любил...

21 03 2020 20:25:22

Калинин Сергей

Калинин Сергей Первая «партизанская» вылазка, поддержанная Московским музеем современного искусства, оказалась весьма эффектной — в силу идеального сочетания выставленных объектов и самого пространства...

20 03 2020 9:40:14

Сизых Наталья

Сизых Наталья Андерсена...

19 03 2020 18:49:39

Мерзликин Николай

Мерзликин Николай Будто бы все это было вчера...»...

18 03 2020 17:15:57

Лазарев Левон

Лазарев Левон Ещё почти полтора десятка скульптур и десятки рисунков хранятся в Русском музее... Но упаси вас Бог назвать Лазарева «именитым»...

17 03 2020 5:11:13

Нивинский Игнатий

Нивинский Игнатий ) Работал театральным художником в театре « Эрмитаж», театре Е...

16 03 2020 14:51:48

Масагер

Масагер Однако заметка заканчивалась словами: «...и Хемингуэю тоже придется добираться до « Ла Вихии» на автомашине»...

15 03 2020 19:45:24

Вербов Михаил

Вербов Михаил Есть они и у нас в стране: портреты художника Ильи Остроухова ( Третьяковская галерея), певца Леонида Собинова (музей Г А Б Т), актера Давыдова ( Театральный музей имени Бахрушина), композитора Александра Гречанинова и профессора Нины Вербовой, сестры художника ( Институт имени Гиесиных)...

14 03 2020 20:10:15

Буреев Георгий

Буреев Георгий Ковалёвым...

13 03 2020 21:19:14

Хансен Оскар

Хансен Оскар           OSKAR HANSEN OFFENE FORM AUSSTELLUNG VOM 11...

12 03 2020 13:28:48

Курбе Гюстав

Курбе Гюстав   Считается одним из основателей реализма в живописи...

11 03 2020 7:20:13

Серанжели Джоакино

Серанжели Джоакино   В обнародованном же договоре Наполеон шёл на уступки Александру...

10 03 2020 12:41:44

Бобышов Михаил

Бобышов Михаил Учился у Г...

09 03 2020 14:30:33

Климов Александр

Климов Александр Нет, не зря подчёркивает художник это почти биологическое сходство...

08 03 2020 5:17:38

Кузькин Андрей

Кузькин Андрей     Возникшим в 60-e годы прошлого века концептуализм — как международный, так и сугубо отечественный, «московский романтический» согласно хрестоматийному определению философа Бориса Гройса, — и поныне остается одним из самых влиятельных течений сопtemporary art...

07 03 2020 4:29:40

Верёвкина Марианна

Верёвкина Марианна     Аскона...

06 03 2020 5:58:32

Калинин Вячеслав

Калинин Вячеслав Член группы « Двадцати московских художников»...

05 03 2020 0:49:17

Байзан Анатолий

Байзан Анатолий Собственно, это живопись природы средствами самой природы...

04 03 2020 7:42:17

Шадр Иван

Шадр Иван Морозная торжественная тишина...

03 03 2020 10:37:26

Павлов Пётр

Павлов Пётр На том основании, что наш Ульяновск и островная столица Прая -города-побратимы...

02 03 2020 12:16:45

Кутилов Аркадий

Кутилов Аркадий Умно, тонко, с юмором говорит Кутилов устами реальных исторических личностей, литературных героев, мифологических персонажей об обыкновенной ромашке...

01 03 2020 6:30:55

Семаков Геннадий

Семаков Геннадий Помнит В О В, не одну картину написал на эту тему...

29 02 2020 8:57:36

Уилки Дейвид

Уилки Дейвид Искусство офорта, полузабытое в XVIII веке, в начале XIX стало возрождаться...

28 02 2020 1:39:57

Клара Хосе

Клара Хосе Юность...

27 02 2020 12:49:14

Кербель Лев

Кербель Лев Во время Отечественной войны служил фронтовым художником на Северном флоте...

26 02 2020 2:58:34

Арцыбушев Алексей

Арцыбушев Алексей Якуб...

25 02 2020 16:20:32

Чередник Константин

Чередник Константин Да и не хочется врать: сколько можно?...

24 02 2020 3:21:22

Петров Й.

Петров Й. Таким стал и недавний смотр, проходивший под девизом « За мир и социальный прогресс»...

23 02 2020 6:36:54

Котов Пётр

Котов Пётр Фешина...

22 02 2020 10:57:32

Новиков Игорь

Новиков Игорь Королёва, Т...

21 02 2020 18:33:38

Шаляпин Борис

Шаляпин Борис Шухаева в Петрограде...

20 02 2020 10:48:59

Хломов Нестор

Хломов Нестор В...

19 02 2020 8:16:56

Шарден Жан

Шарден Жан Чистильщица репы...

18 02 2020 21:18:35

Кузькин Александр

Кузькин Александр Хазанова, Ю...

17 02 2020 20:44:25

Ковальчук Андрей

Ковальчук Андрей Тютчева...

16 02 2020 22:48:23

Соломин Николай

Соломин  Николай Сурикова...

15 02 2020 9:33:33

Великанов Александр

Великанов Александр Член Союза художников С С С Р...

14 02 2020 21:40:45

Хоречко Анатолий

Хоречко Анатолий В Киеве у центрального входа на стадион « Старт» висит мемориальная доска с надписью: « Летом 1942 года, в период временной оккупации Киева, на этом стадионе игроки футбольной команды « Динамо», проявив беспримерное мужество и стойкость, выиграли матч у команды немецко-фашистских захватчиков»...

13 02 2020 2:54:21

Крэнстон Толлер

Крэнстон Толлер Крэнстон, как известно, не любит говорить с журналистами...

12 02 2020 0:25:19

Сверчков Николай

Сверчков Николай   1851 год...

11 02 2020 10:13:43

Приведенцев Геннадий

Приведенцев Геннадий « Форды», «тойоты», «фиаты», «фольксвагены», «мазды», «мерседесы», а теперь и « Волги» с « Жигулями» отличаются только мелкими прибамбасами да фирменными эмблемами...

10 02 2020 0:36:31

Феллини Федерико

Феллини Федерико Именно так неуважительно он отзывался о собственных рисунках и эскизах к фильмам...

09 02 2020 23:54:37

Калита Николай

Калита Николай   Окончил М Г Х И им...

08 02 2020 22:49:45

Харитонов Александр

Харитонов Александр к сожалениию недавно ушедшего...

07 02 2020 10:41:29

Лейс Малле

Лейс Малле Пронзительно зеленая трава, яркие цветы, совсем петрово-водкинские красные кони...

06 02 2020 18:38:18

Ткачук Алла

Ткачук Алла Обычно портреты членов королевской семьи художники пишут на заказ...

05 02 2020 0:59:41

Подмаркова Татьяна

Подмаркова Татьяна Шестую выставку за три месяца своего существования провел арт-центр «XI комнат»...

04 02 2020 12:53:22

Виткевич Станислав

Виткевич Станислав В доме его отца, Станислава Виткевича, художника, писателя, собирались выдающиеся представители науки и искусства...

03 02 2020 5:59:16

Владимирский Леонид

Владимирский Леонид Рисую картинки для детских книжек...

02 02 2020 10:59:32

Врубель Дмитрий

Врубель Дмитрий Для тех, кто не хочет расставаться с ним ни на один день в году, художники Виктория Тимофеева и Дмитрий Врубель приготовили подарок — календарь под названием « В В Пх12», презентация которого прошла в бизнес-центре « Царев-сад»...

01 02 2020 15:32:36

Басалыга Михаил

Басалыга Михаил Работает в технике офорта, линогравюры...

31 01 2020 7:33:12

Крылов Порфирий

Крылов Порфирий Осьмёркина, у А...

30 01 2020 17:33:57

Кунин Борис

Кунин Борис Трон для Шута...

29 01 2020 6:30:47

Матейко Ян

Матейко Ян Портрет детей художника...

28 01 2020 23:52:29

Куликов Иван

Куликов Иван Чуть позже цветные линогравюры « На Суре», « Оттепель»,» К ночи» экспонировались на республиканской и Всесоюзной выставках...

27 01 2020 8:40:57

Фризенгоф Наталья

Фризенгоф Наталья С...

26 01 2020 12:42:57

Николаев Виталий

Николаев Виталий   Аркаимский звездочёт...

25 01 2020 4:18:50

Снегирёв Лев

Снегирёв Лев Многие музеи время от временм сталкиваются с дилеммой: показывать ли выставку художника, известного в основном лишь коллегам по цеху да горстке коллекционеров? С подобными персоналиями зрителя охотнее знакомят частные галереи, не сталь зависящие от наплыва зрителей: музей же — учреждение бюджетное и «низкие» материи в своей выставочной практике учитывать вынужден...

24 01 2020 9:28:49

Самсонов Марат

Самсонов Марат Грекова...

23 01 2020 13:51:49

Петров Валерий

Петров Валерий Пир торжествующего материализма...

22 01 2020 0:33:21

Компанец Николай

Компанец Николай Ятуковича, Г...

21 01 2020 12:47:45

Клайтш Джозеф

Клайтш Джозеф Тревино чуть не остался ни с чем: страховая компания отказалась компенсировать ему ущерб Беда помогла жителю Калифорнии узнать истинную цену вещей...

20 01 2020 14:33:18

Клейнер Илья

Клейнер Илья Чтобы пот не заливал глаза, я лоб повязал золотистой тесьмой...

19 01 2020 12:47:38

Турукина Людмила

Турукина Людмила Богатейшая резьба украшала избы—ладные да высокие, прялки, посуду, игрушки...

18 01 2020 6:46:31

Козловский Иосиф

Козловский Иосиф Синайского...

17 01 2020 15:14:12

Богаевская Ольга

Богаевская Ольга Фёдорова, М...

16 01 2020 14:41:44

Марченко Брунгильда

Марченко Брунгильда Первое, что привлекает внимание, когда входишь в новую гостиницу « Кодры» в Кишиневе,—яркие, необычные керамические сюжетные картины...

15 01 2020 13:49:53

Клуэ Франсуа

Клуэ Франсуа   Писал портреты, миниатюры, композиции на мифологические темы...

14 01 2020 9:20:22

Кёлер-Вилиади Иван

Кёлер-Вилиади Иван Маркова, В...

13 01 2020 4:47:13

Орлова Наталья

Орлова Наталья « У Алисы, например, такая же стрижка, которую носила тогда я», — рассказывает Екатерина...

12 01 2020 23:48:36

Уоллинджер Марк

Белая лошадь на протяжении сотен лет была символом графства кент и используется в эмблеме его местного совета...

11 01 2020 4:25:24

Чумак Олег

Чумак Олег Окончил Львовский полиграфический институт...

10 01 2020 21:54:48

Нецветаев Лев

Нецветаев Лев Если перед портретистом, работающим с моделью, стоит задача уловить главное в своём герое, то Нецветаев решает сложнейшую и коварнейшую задачу — угадать...

09 01 2020 1:31:35

Куликов Иван

Куликов Иван   Муром...

08 01 2020 15:45:21

Тихомиров Александр

Тихомиров Александр Бывают не очень хорошие выставки хороших художников...

07 01 2020 2:28:26

Фомичёв Лев

Фомичёв Лев Свою первую работу « Дорога к жизни» написал в 1947 году...

06 01 2020 3:59:57

Петров-Водкин Кузьма

Петров-Водкин Кузьма Кузьма Сергеевич Петров- Водкин (1878—1939) известен прежде всего как выдающийся живописец, вошедший в историю русского и советского искусства своими полотнами « Купание красного коня», « Девушки на Волге», «1918 год в Петрограде», « Смерть комиссара», натюрмортами и портретами...

05 01 2020 20:38:47

Бардин Гарри

Бардин Гарри Играл в фильме « Москва слезам не верит» ( Главный инженер химкомбината)...

04 01 2020 16:57:57

Маньяско Алессандро

Маньяско Алессандро   Учился, возможно, у своего отца Стефано Маньяско, позднее у Филиппо Аббиати в Милане...

03 01 2020 22:15:45

Челищев Павел

Челищев Павел В 2008 году снят фильм « Нечётнокрылый Ангел» режиссёра Ирина Бессараб, сценарий   К...

02 01 2020 0:14:34

Турнова Наталия

Турнова Наталия По сути же это первая попытка музея показать свое собрание согласно кураторской концепции...

01 01 2020 13:24:49

Образцова Елена

Образцова Елена И вместе со всеми рисующими мальчишками и девчонками со всего света принять участие в конкурсе, и не простом — всемирном...

31 12 2019 20:19:43

Васнецов Андрей

Васнецов Андрей Монументальные декоративно-скульптурные композиции « Транспорт»...

30 12 2019 14:23:14

Силис Николай

Силис Николай Член творческого объединения « Л Е С С»  ( Лемпорт, Сидур,   Силис)...

29 12 2019 3:56:50

Бакшеев Василий

Бакшеев Василий , В...

28 12 2019 8:10:19

Холлоши Шимон

Холлоши Шимон Впоследствии из нее вышли известные венгерские художники: Я...

27 12 2019 16:17:19

Браговский Эдуард

Браговский Эдуард Сурикова у П...

26 12 2019 15:59:47

Крестовский Ярослав

Крестовский Ярослав Учился в институте им...

25 12 2019 9:44:44

Фьюме Сальваторе

Фьюме Сальваторе Он и в самом деле был благодарен всем, кто помогал устраивать выставку, поздравил с ее открытием, произнес слова любви и признательности...

24 12 2019 8:41:50

Козлова Анастасия

Козлова Анастасия В этот раз к нам поступило 10 713 рисунков практически из всех регионов России, а также с Украины, из Белоруссии, Словении, Казахстана, Молдовы и Эстонии...

23 12 2019 1:42:54

Штурм Г.

Штурм Г. Эскиз к постановке « Кесарь и Галилеянин»...

22 12 2019 12:19:19

Острецов Георгий

Острецов Георгий На Западе комиксная эстетика стала достоянием современного искусства в 1960-е, когда уставшие от высоколобого абстрактного экспрессионизма поп-артисты обратились к простой и энергичной эстетике масскультурных рисованных картинок...

21 12 2019 7:11:28

Харлов Виктор

Харлов Виктор Сурикова...

20 12 2019 23:42:41

Роллер Андреас

Роллер Андреас С 28-ми лет служил декоратором  в российских   Императорских театрах...

19 12 2019 2:48:38

Короленко Евгений

Короленко Евгений Почти полвека прожил в Комсомольске-на- Амуре...

18 12 2019 21:16:39

Бадоньи А.А.

Бадоньи А.А. А...

17 12 2019 1:51:46

Корецкий Виктор

Корецкий Виктор Особенно успешно работал в области фотомонтажного плаката, то есть такого плаката, в котором сочетается документальная фотография и рисунок художника...

15 12 2019 0:52:30

Оссовская Белла

Оссовская Белла         Искусство — это неиссякаемый источник радости, не удовольствия или наслаждения, а именно радости...

14 12 2019 17:19:12

Момпер Йоос де

Момпер Йоос де Маньеризм — направление в искусстве, зародившееся в 16 веке...

13 12 2019 12:22:44

Кулаков Вадим

После окончания в 1963-м Московского государственного художественного института имени В...

12 12 2019 10:49:54

Чириков Сергей

Чириков Сергей В Лицей поступил тринадцати лет...

11 12 2019 14:15:56

Портяной Владимир

Портяной Владимир Возможно, причина в том...

10 12 2019 23:14:38

Киселёва Татьяна

Киселёва Татьяна Одна из последних — « Солнышко в окошке», сборник стихов детской писательницы Нины Козловой...

09 12 2019 14:19:27

Иванюк Вадим

Иванюк Вадим Занимался иллюстрированием сказок, книг о животных Андерсена, Перро,   Крюковой, Заходера, Маршака и других детских и взрослых писателей...

08 12 2019 4:13:34

Мунк Эдвард

Мунк Эдвард   Всепоглощающий страх...

07 12 2019 18:17:25

Молинари Александр

Молинари Александр был знаменитым художником портретистом в миниатюре...

06 12 2019 12:31:48

Мощевитина Надежда

Мощевитина Надежда Простые и одновременно значительные...

05 12 2019 5:31:40

Калло Жак

Калло Жак Теперь перед зрителем монографическое, так сказать, свидетельство того, как богаты шедеврами закрома музея...

04 12 2019 15:17:49

Кузнецова Людмила

Кузнецова Людмила   1983 год...

03 12 2019 16:44:11

Поляков М.И,

Поляков М.И, Первый книжный знак был сделан графиком в 1925 году...

02 12 2019 9:15:50

Молчанов Олег

Молчанов Олег Был один из первых студентов Академии живописи Глазунова ...

01 12 2019 6:46:55

Петвиашвили Русудан

Петвиашвили Русудан Здесь открыта выставка работ тринадцатилетней тбилисской школьницы Русудан Петвиашвили...

30 11 2019 5:45:10

Бартольди Огюст

Бартольди Огюст В качестве оригинала Рош использовал маленькую модель, хранящуюся в кольмарском музее...

29 11 2019 18:27:19

Каменев Игорь

Каменев Игорь   В нем говорится, что на пороге третьего тысячелетия космическая связь, мощные компьютеры и другие открытия XX века позволяют надеяться на то, что в третьем тысячелетии человечество сможет выработать новую единую схему межгосударственных отношений...

28 11 2019 3:36:23

Фидий

Фидий ) — легендарный греческий скульптор...

27 11 2019 14:25:31

Каразин Николай

Каразин Николай Еще за месяц до предстоящего события в газетах стали появляться заметки о нем...

26 11 2019 22:51:52

Таммсаар Яан

Таммсаар Яан Яан Таммсаар корректен и сдержан в своем подробном рисунке, безупречно точно воспроизводящем исторические реалии...

25 11 2019 16:13:24

Константинов Фёдор

Константинов Фёдор Истомина, Л...

24 11 2019 7:45:32

Метлянский Даниэль

Метлянский Даниэль Автор персонажей басен Крылова на памятнике И...

23 11 2019 2:31:16

Веременко Михаил

Веременко Михаил Катюша, которую нарисовал художник Михаил В Е Р Е М Е Н К О, стала не только талисманом XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов, но и одним из символов целой эпохи...

22 11 2019 3:51:22

Шаталов Владимир

Шаталов Владимир У Шаталова единое гармоническое целое, складывающееся в цветоаккорды...

21 11 2019 22:15:59

Никитин Леонид

Никитин Леонид От огромного творческого наследия Л...

20 11 2019 20:26:44

Кирхнер Эрнест

Кирхнер Эрнест Член группы  « Мост»,  кроме четырёх основателей в нее входили Кандинский, Маке, Явлонский...

19 11 2019 21:16:12

Фабриано Джентиле да

Фабриано Джентиле да Записан в цех врачей и аптекарей во Флоренции (1422), работал также в Венеции (1409), Бреше (1419), Сиене (1421 и 1425), Орвието (1425) и Риме (1427), где расписывал базилику Сан Джованни ин Латерано (фрески уничтожены в XVII в...

18 11 2019 1:23:38

Франкаланча Рикардо

Франкаланча Рикардо    1928 год...

17 11 2019 8:54:54

Волков Сергей

Волков Сергей Работы хранятся в частных собраниях у нас в стране и за рубежом Беседу вела Е...

16 11 2019 18:50:45

Куклев Александр

Куклев Александр А Л Е К С А Н Д Р Константинович работает со льдом уже 40 лет...

15 11 2019 14:34:48

Шальтянис Арвидас

Шальтянис Арвидас Заметки с выставки...

14 11 2019 21:48:34

Ушаков Симон

Ушаков Симон Троица...

13 11 2019 8:53:55

Ковалёв Алексей

Ковалёв Алексей Занимался книжной иллюстрацией, Оформлял открытки...

12 11 2019 11:59:46

Кулишов Геннадий

Кулишов Геннадий   В двадцатых годах Ирина Евгеньевна оказалась в Москве, а в 1929-м переехала вместе с мужем на Емцевскую научно-исследовательскую опорную станцию по проблемам леса, расположенную между Архангельском и Вологдой, где стала заведовать библиотекой...

11 11 2019 17:56:52

Франклен Огюст

Франклен Огюст Найдено простое композиционное решение, непринуждённое и изящное положение фигуры молодой матери и свободно лежащего на её коленях младенца...

10 11 2019 16:50:19

Воробьёв Евгений

Воробьёв Евгений Потерпел неудачу, а тут — армия...

09 11 2019 9:44:25

Френкель Яков

Френкель Яков Сохраненное в стенограмме доклада, оно вошло в статью и обрело известную популярность: на него часто ссылаются в отечественной и зарубежной научной литературе...

08 11 2019 10:47:38

Еще:
Художники -1 :: Художники -2 :: Художники -3 :: Художники -4 :: Художники -5 :: Художники -6 ::

Человек увлекался изобразительным искусством с древнейших времен. И только изобретение фотоаппарата пошатнуло позиции изобразительного искусства, как важнейшего для нас из всех искусств. А появление фотошопа ознаменовало конец эры художников в традиционном понимании.