Я художник, я так вижу!    

Шадр Иван

13.06.2016 | Автор: admin

Шадр Иван Дмитриевич —   (1887-1941) — русский советский скульптор-монументалист.
…Красная Пресня. Сквер… Вечер. Морозная торжественная тишина. Январские синие тени бродят по белым сугробам. Из сизой мглы зимнего неба падают, падают неспешно, посверкивая, звезды снежинок. Голубые, сиреневые трепетные блики города бегут, бегут по укатанной полозьями детских санок площадке, взбираются на суровую серую гранитную стену, сложенную из крупных гранитных блоков, скользят по могучим плечам, сверкают на крутых надбровьях изборожденного глубокими морщинами лба, блестят на выпуклых мышцах обнаженного по пояс человека, и кажется, что богатырь сейчас распрямится, разогнет чуть припорошенную снегом упругую спину и бросит, кинет в лицо незримому ворогу тяжкий скол камня…

Булыжник — оружие пролетариата. 1905 год.       1928 год.

И вдруг мне почудилось, что вечерняя тишина взорвалась от порыва яростного гнева молодого рабочего, от его ненависти, доведенной до порога. Выход один — битва! Неистово, грозно, пристально глядит в лицо смерти молодой боец. Предельно напряжены его тугие, могучие мышцы. Руки, натруженные руки с натянутыми канатами жил легли на камень… Еще миг, и огромный булыжник полетит в стан врага… Крепко, не сдвинешь, стоит на своей земле пролетарий. Ему нечего терять, кроме своих цепей, и поэтому — бой.

…Остановилась юная пара… Долго, долго смотрят в глаза молодого бойца. На его суровые, жесткие очи, в упор взирающие в лицо смерти. Не моргнув, не потупив глаз. Он глядит открыто. Честно. Зная, на что идет…

Постояли. Ушли…

И снова тишина. В бездонной выси беззвездное небо. Только тихо шепчут о чем-то ветви тонких белых берез.

На холодном сером граните постамента — алая гвоздика. Как капля крови, символ вечного бытия. Как вечная благодарность юных за подвиг дедов и отцов. Знак неумирающей веры в победу света над мраком. Жизни над смертью. Правды над ложью.

Полвека прошло с того дня, как был создан шедевр Ивана Шадра «Булыжник — оружие пролетариата». Но как будто вчера создана эта жемчужина русского, советского искусства. Нелегок был ее путь к бессмертию…

…Его звали Иван Иванов… Таких в России было сотни тысяч. Родился в уездном городке Шадринске. Синие дали уральского предгорья. Просторные изумрудные луга. Чистые, прозрачные воды Исети отражали неспешный бег облаков. Рядом таежная глухомань… Обманчивая тишина. Только еле слышно было, как говорят сосны, как шелестят кружевные березы. Лишь птичий гомон прерывал молчание бора. Красота! Никогда Иван, куда бы ни бросала его судьба, не забудет отчий край. Одноэтажный дом, кряжистый, словно вросший в родную землю… Запомнил навсегда запах веселой кудрявой стружки, руки отца Дмитрия Евграфовича Иванова, его озорные светлые глаза. Гордое слово «плотник», которое означало, что мастер мог сделать все. И дом срубить и самую прихотливую отделку сотворить. Все, все умели золотые отцовские руки. И жили потом долго веселые петухи на избах, и смотрели на прохожих грозные львы, и цвели замысловатые узоры трав на наличниках-кокошниках окон… И вот эта гордость сына мастера, приверженность к сотворению крепко запали ему в душу. Хотя детство было далеко не сладко. Нужда, горькая нужда всегда стояла на пороге. И сколько ни билась мать Мария Егоровна, сколько ни старался отец — жить было трудно…

Посмотрите на выцветшую фотографию отца, и на вас глянут бесхитростные прозрачные глаза, вас поразит открытое лицо, простодушная улыбка, лучистые морщинки. Лоб мечтателя, добряка, фантазера… Это был уральский Кола Брюньон, с горчинкой житейских незадач, вечно преследовавших его большую семью… И, однако, юный Иван Иванов рос, мужал, и все больше крепло в нем желание самому рассказать людям о красе родного края, донести, не расплескать свою любовь к людям труда, несущим свет и добро. Пройдут годы, и он будет учиться у великого французского скульптора Бурделя, тоже сына плотника из Прованса… Словом, Иван Иванов встал на ноги и пошел в жизнь. Он хотел стать художником. Он воспринял от отца святой дар видеть красоту мира и не уставать удивляться диву жизни…

…Осень 1910 года. По ходатайству Николая Рериха и других деятелей культуры Ивана Иванова посылают в Париж. Первые дни… Лувр. Нотр-Дам… Ошеломляющая круговерть столицы европейского искусства. Но цельную, чистую натуру парня из Шадринска трудно было смутить. Осторожно, неспешно выглядывал он свою тропу… Великие примеры мастеров прошлого помогли увидеть многое, по-новому осознать мир сегодняшний. В суете парижских будней Иван принимает решение. Рождается Иван Шадр. Вот как он сам объясняет это: «Нас, Ивановых-то, слишком уж много. Надо же как-то отличить себя от других Ивановых, ну я и взял себе псевдоним «Шадр» — от названия родного города, чтобы прославить его».

Дорога к славе… Перед сколькими молодыми представала она. И только немногим дано было свершить этот путь. Шадр решает стать скульптором. Пора метаний окончена. И вот наступает миг, когда Иван переступает порог студии великого ваятеля. Мастер Огюст Роден. Он пережил все. Годы отчаяния и непризнания и минуты триумфа. Он слышал вой и свист светской салонной черни, улюлюканье и поношение буржуазных газетных писак… Много перевидал и испытал скульптор, прежде чем его коснулась и пошла рядом слава… Роден. Вот он. Мудрый. Старый, как сама земля. Глубоко посажены глаза. Острые, светлые, они внимательно вглядываются в пришельца. Лицо Пана — этого древнего бога природы — приветливо и строго.

— Я мечтал бы,— еле слышно произнес Иван,— попросить вас дать мне задание. Очень хочу создать большую скульптурную группу…

Маэстро улыбнулся. Лучистые морщинки побежали вокруг глаз. Лукавая усмешка появилась и спряталась в густые усы.

— Вылепите руку,— произнес Роден. И ушел.
Два часа. Два долгих, как сама жизнь, мгновения. И вот, как показалось молодому человеку, задача выполнена.

«Я очень гордился моей быстротой,— вспоминал через много лет Шадр.— Но, увы, недолго. Роден назвал мою модель мешком с овсом. Пришлось взяться заново. На этот раз возился два месяца…»

Роден одобрил работу Шадра.

Много, много лет пройдет после этого предметного урока. Но он навсегда останется в памяти. «Надо стать мастером» — вот что понял тогда Иван Шадр. Он не раз еще будет в студии Родена. Будет слушать советы маэстро, глядеть на его шедевры, будет посещать Высшие муниципальные курсы скульптуры и рисования и учиться там у Антуана Бурделя. Шадр все больше и больше овладевает благородным ремеслом ваятеля. Ему все яснее и яснее становились проникновенные слова Родена:

«Для художника, достойного этого имени, все прекрасно в природе; его глаз, смело воспринимая реальную правду, читает в ней, как в открытой книге, всю внутреннюю правду… Надо только уметь «видеть». •

Молодой Шадр по-юношески свежо, яростно любил и видел этот прекрасный, прекрасный, прекрасный мир, который его окружал. И он приложил все усилия к тому, чтобы научиться выразить в пластике эту свою неуемную страсть к красоте. Нелегка была жизнь в Париже. Позже он рассказывал друзьям, что научился во Франции «дисциплинировать желудок». Ивана не пугали трудности, он работал как одержимый и через год с аттестацией «…о выдающихся успехах» прибывает в родной Шадринск…

Так сделал свой первый шаг скульптор Иван Шадр. Потом он поедет в Италию и утвердит свое пристрастие к античному искусству, к древним грекам, к архаике. Но ко всем этим любимым вершинам искусства прибавится еще одна… Недостижимая. Сверкающая. Вечная… Микеланджело. Он не забудет часы, проведенные в Сикстинской капелле. Его никогда не покинет восторг от общения с шедеврами этого гиганта Возрождения… Неистовый резец Буонарроти, создавший «Пиету» и «Моисея», навсегда овладел сердцем Шадра.

И он на всю жизнь запомнил слова великого итальянца, написанные им об искусстве: «Живопись ревнива и требует, чтобы человек принадлежал ей целиком».

Отныне каждый миг своей жизни, каждый порыв своей цельной и чистой души он отдаст скульптуре.

…Грянул Октябрь. Пройден великий рубеж. Шадр, «сын мужика», как он себя называл, принял революцию безраздельно. Это была его революция, а он сам плоть от плоти народа. Художник с юношеским пылом создает образы времени. «Наша эпоха — эпоха небывалых разворотов,— позже напишет он,— …и прежде всего человеческого героизма»…

 

Крестьянин.

Сеятель.  Фрагмент.

И мастер не мудрствует лукаво. Взволнованно, с романтической открытостью ищет заметы эпохи в людях труда — «Рабочий», «Сеятель», «Крестьянин», в героях гражданской войны — «Красноармеец». Каждая из этих скульптур — символ трудных и светлых лет становления державы социализма, повесть о тех людях, которые потом и кровью отстояли, защитили Отчизну.

«Хороший скульптурный портрет.— говорил Роден.— равносилен целой биографии… Эпоха… индивидуальный характер — все в нем указано».

…1918 год. Художническая Москва кипит от диспутов, споров… Как грибы росли новые «течения» в искусстве — «уновисы», «обмоху», «аскарнова», «цветодинамос», «комфуты», супрематисты, лучисты, конструктивисты и так далее и тому подобное… Художники-реалисты, владевшие мастерством, корифеи отечественной живописи и скульптуры чувствовали себя весьма неуютно… Но жизнь продолжалась. В майские дни футуристы размалевали в Охотном ряду все деревья и заборы в красный, синий и желтый цвета. Это было дико, но ново. «Старое» искусство Рафаэля и Рембрандта, Сурикова и Серова было объявлено ненужным хламом. Новоиспеченные «таланты» рождались десятками, впрочем, столь же быстро и исчезали. Но некоторые из них пытались себя утвердить навечно. Вот любопытная история тех дней, о которой колоритно рассказывает художник Федор Богородский. Однажды в один из светлых весенних дней некий «футурист жизни» — молодой человек торжественно въехал на извозчике на Театральную площадь. Неспешно выгрузил полуметровую фигуру, отлитую из гипса, и фанерный постамент. Расположившись у центральной клумбы, что напротив Большого театра, он начал рыть землю. Мигом его окружила толпа любопытных. Подошел постовой милиционер и задал вопрос:

— В чем дело, товарищ? Что вы здесь роете?

Ответ был односложен и прост до предела:

— Я ставлю себе памятник!

— Позвольте,— воскликнул озадаченный милиционер,— а разрешение райсовета на этот памятник у вас есть?

— Искусство райсовету не подчиняется, — гордо ответил «футурист жизни»…
Некоторые современные западные искусствоведы испытывают своеобразное чувство ностальгии к этим далеким временам, приписывая им чудеса новаций, якобы напрасно забытые нашим искусством. Спору нет, кому-то очень хотелось бы, чтобы русское, советское искусство пошло за «уновисами» и «комфутами». Но этого, к счастью, не случилось. Победили реализм, традиции мировой культуры… В борьбе правды жизни с беспредметным формотворчеством рождалась новая красота нашего искусства.

Одним из «надежных антифутуристов» был Иван Шадр. Он еще в Париже в начале века нагляделся на многие опусы и новации и всяческие пизмы» и избрал себе иную дорогу. Он искал истинную красоту своей эпохи и работал, работал, работал…

Он всегда помнил слова Родена: «Упражняйтесь без передышки… Искусство — это только чувство. Но без знания объемов, пропорций, цвета самое живое чувство парализовано. Что станет с величайшим поэтом в чужой стране, язык которой будет ему незнаком? А в новом поколении художников много таких поэтов, которые отказываются, к несчастью, учиться говорить. Поэтому они ограничиваются лепетанием… Выполняйте ваш труд, как честные рабочие… Положим, в оценке обывателя величайшими артистами всегда будут фигляры, выделывающие затейливые выкрутасы карандашом и умопомрачительные фейерверки краской… А между тем самое трудное… и самое высокое… это рисовать и писать просто…»

В жизни каждого большого мастера бывает миг, когда все помыслы и жар сердца, житейский опыт, талант и школа, словом, весь он целиком будто сводится в один порыв, в одно святое желание, неутолимое, жгучее, беспрекословное — твори! И тогда художник достигает своей вершины. Порою этот миг длится годы… Так рубил «Давида» великий Микеланджело. Так писал «Боярыню Морозову» Суриков…

Все, что умел Иван Шадр, весь пыл молодой души сорокалетнего, зрелого художника вложил он в «Булыжник — оружие пролетариата». Он слышал голос отца, видел родные просторы Приуралья, вспоминал мудрые советы Родена и Бурделя, а главное, перед его глазами стоял однажды увиденный образ,.. Екатеринбург… 1905 год… Кафедральная площадь… Боевые шаги рабочих дружин…

Не умозрительное построение, не плод холодной фантазии, не результат изыска формотворчества — сгусток своей крови, своей жизни вложил в эту работу скульптор. Горькие страницы детства, трудный хлеб учебы, голодные парижские будни, судьбы его сверстников, буревые зори Октября — весь этот разноголосый хор звучал в душе ваятеля… Перед ним вставали величественные памятники древней скульптуры. Он вспоминал шедевры Греции и Рима, воспевшие прекрасный образ Человека. Не мог забыть он творения французской школы… Рюда, Родена, Бурделя, Менье… Но ничто не могло затмить основное, первичное в его страстном желании утвердить, оставить людям нового человека, своего ровесника, земляка — могучего, красивого, победоносного. Создать героя эпохи, честного, простого, достойного сына России — родины Великой революции 1917 года.

Чем более велик мастер, тем сложнее—при всей обобщенности формы и кажущейся простоте решения,— тем тоньше колдовские колебания рельефа, объемов, из которых состоит скульптура, этих «впадин и возвышений», как говорил Роден. Не модернистский обрубок, не каменный истукан, немой и безликий — Человек, красивый и гордый, глядит на нас в творениях больших мастеров…

Это, однако, никак не значит, что скульптура — муляж, слепо копирующий модель. Нет! Ваяние — это строжайший отбор, величайшее умение убрать все лишнее и заставить говорить главное, характерное. Таковы творения Микеланджело и Донателло, Родена и Бурделя, Мухиной и Шадра… Все, все во имя главной мечты каждого истинного художника — мечты о воплощении красоты Жизни, Человека, Природы.

Январь 1928 года… Вернисаж всероссийской «Выставки художественных произведений к десятилетнему юбилею Октябрьской революции». На ней впервые перед зрителем предстала скульптура Шадра «Булыжник — оружие пролетариата»…
Зритель восторженно встретил произведение Шадра. Более ста горячих отзывов в книге для простых посетителей были ответом народа. А критики? Шадр получил одну из четырех третьих премий за свою скульптуру. Искусствоведы ворчали, сравнивали творение художника… с «подставкой для лампы», иные приписывали Шадру «фальшь и искусственность».

Полвека… Как много мнимо сложного становится простым и четким, пройдя искус времени! Сегодня наша художническая мысль может спокойно и по достоинству оценить шедевр реалистического русского, советского искусства, сотворенный Шадром. Но в те годы мастер горько переживал свой «неуспех».

Супруга художника вспоминает: «Наружно Иван Дмитриевич был всегда очень спокоен, но это спокойствие было кажущимся, внутри он, конечно, очень переживал. Особенно отношение критики…»

Изучая историю искусства, мы не раз убеждаемся в скороспелости, а порою просто недоброжелательности критики по отношению к истинным жемчужинам искусства. Так было с Шадром. Его винили как раз в том, что ему было вовсе не присуще,— в «муляжкости», «академическом эпигонстве», «тщательности ремесленной отделки»…

Оставим это на совести критики той далекой уже поры…

Одно обидно… Ведь художник создан не из вечного мрамора или бронзы. Он плоть человеческая, со всеми ее слабостями. И как бы ни был могуч дух творца, земная оболочка, наконец, само сердце Шадра, наверное, не раз сжималось, когда скульптор читал подобные отзывы… Но он оставался верен себе, своей суровой и прекрасной музе, своему подвигу в искусстве… Было бы неверным не рассказать об одном отзыве, к сожалению, не прочтенном самим Шадром. Он был послан еще живому мастеру, но не достиг адресата. Иван Дмитриевич скончался, не увидав это чудесное письмо:

«…Недавно я был в Третьяковской галерее, видал там поразившую меня по силе таланта, страсти, мастерства, так, как, бывало, умел делать это Ф. И. Шаляпин, скульптуру, мною раньше не виденную. Рабочий, молодой рабочий в порыве захватившей его борьбы за дорогое ему дело, дело революции, подбирает с мостовой камни, чтобы ими проломить череп ненавистному врагу.

В этой великолепной скульптуре, так тесно связавшей талантом мастера красоту духа с вечной красотой формы — все то, чем жили великие мастера, чем дышали Микеланджело, Донателло, а у нас «старики»…

Стою зачарованный, обхожу кругом — великолепно! Спрашиваю: чья? Говорят: Иван Митрича…

С восхищением смотрю и снова возвращаюсь, чтобы любоваться моим другом, моим дорогим, истинным художником.

Мысленно целую его, чтобы он поскорей поправился и дал «такое», чтобы все любящие его возликовали, а завистливо ненавидящие обкусали себе ногти-

Спасибо, дорогой Иван Митрич, за ту радость, какую вы мне дали…»

Эти строки были написаны в марте 1941 года великим русским художником Михаилом Васильевичем Нестеровым, который, как никто, чувствовал истинную масштабность искусства и, как он любил говорить, «историчность» произведений живописи и скульптуры…

Руководитель Московского государственного художественного института известный художник и искусствовед академик Игорь Грабарь очень ценил Шадра и упрашивал взять курс в институте. От постоянных занятий Иван Дмитриевич отказывался. Но несколько лекций все же провел. Вот что вспоминает один из свидетелей этих незабываемых встреч с мастером, скульптор Владимир Цигаль, тогда еще студент МГХИ:

— Собственно, это даже нельзя было назвать лекциями. Это были уроки красоты. Шадр работал вместе с нами, уча виртуозному владению инструментом. Он делился с нами своими замыслами, своими идеями.

«Вы не просто представьте себе человека,— говорил он,— но представьте его возвышенно. Вспомните, как из листьев поднимается цветок, вглядитесь, как красиво голова вырастает из грудной клетки».

Мастер мыслил цельно, романтично, остро. Молодежь любила его за строгую взыскательность, гражданственность, за человеческую теплоту.

Шадр велик… Это ясно сегодня. Его творения поистине золотая страница в летописи нашего искусства, страница, на которой значатся великолепные создания скульптора — монументальные статуи Ленина, Горького, а также другие вошедшие в нашу классику образы.

Ваятель донес до нас светлые героические образы своих современников. Он видел и любил жизнь и верил в дело, которым живет его народ. Поэтому его создания будут великим свидетельством, вечным словом о нашей эпохе, о времени, полном борьбы, трудностей и света. Когда мы глядим на творения Шадра, нас не покидает ощущение радости бытия, красоты природы, правды. В этом сила, истинная народность его высокого искусства.

Президент; Академии художеств СССР Николай Васильевич Томский вспоминает:

— Шадр с самых первых дней отдал свой пламенный талант революции. Герои его творений той поры — образы нового человека, рожденного Октябрем. Эти скульптуры сразу вошли в нашу жизнь и как бы стали частью нашего бытия… Я хорошо помню Ивана Дмитриевича, его приезд в Ленинград. Он был добр и сердечен. Знал всех, особенно скульпторов. Горячо делился своими творческими планами. Был очень искренен и благожелателен к своим собратьям по искусству… Шадр был Гражданин, Патриот и большой Мастер. Чудесный чистый Человек!

«Скульптура должна не экспонироваться — жить!» — говорил Шадр.

Известно, с каким восхищением он отзывался о «Медном всаднике» Фальконе, о «Минине и Пожарском» Мартоса, которые жили в ансамбле своих площадей. Скульптура — каменная, бронзовая летопись эпохи. Чем художественнее, чем обильнее будут наши памятники, тем заметнеевесомее будет след нашего времени в истории… Но как важно, чтобы эти вечные свидетели, эти строки летописи были истинным искусством!

Безусловно, наше время отмечено большим числом превосходных монументальных творений замечательных мастеров скульптуры, но на фоне значительности свершений эпохи их создано, конечно, пока очень немного…

В белом безмолвии ночного сквера особенно отчетливо, зримо ощущаешь грозную картину баррикадного боя, воссозданную творением Шадра… В зимнем беззвучии будто слышишь грохот пальбы, рев огня,, яростные крики сражающихся, свист пуль, осколков. Красная Пресня. Пятый год… Пусть силы еще неравны… Пусть смерть молодого бойца неизбежна. Но она — во имя грядущего, во имя победы света над мраком. Во славу жизни свершает свой подвиг герой. (

Тихо. Одинокие, редкие снежинки летят, летят из черной бездны январского неба. Горят сиреневые луны фонарей. Вдали за частоколом голых деревьев мерцают теплые окна домов. Мелькают немые огни машин… Вечерняя мирная столица.

Бессонно, остро, пронзительно глядят на меня глаза молодого, безымянного героя пресненских баррикад…

…«Самое важное для художника,—писал Шадр,— отразить духовную сущность эпохи».

И Шадр сделал это.

Игорь Долгополов.

 

Не многие из ваc представляют себе, как выглядели деньги, которыми пользовались вскоре после Октябрьской революции. А ведь это были своеобразные исторические документы первых лет Советской власти. Большие трудности испытывала тогда наша страна. Всюду царили голод, разруха. Деньги постоянно обесценивались: коробочка спичек стоила несколько тысяч рублей.

Правительство Страны Советов начало подготовку денежной реформы, в результате которой предполагалось выпустить новые советские деньги взамен всех других, имевших хождение в стране — царских, Временного правительства, различных местных выпусков.

В художественном отношении бумажные денежные знаки представляют образцы высокого графического мастерства. Вы наверняка обращали внимание на то, как четко и изящно выполнены с помощью «волосяных» линий рисунки на деньгах, как эти линии, не прерываясь, меняют цвет. Недаром для работы над созданием первых советских денег В. И. Ленин предлагал привлечь лучших художников, граверов, мастеров Экспедиции заготовления государственных бумаг.

О работе над эскизами новых денежных знаков вспоминал скульптор Сергей Тимофеевич Коненков. В объявленном Наркомфином конкурсе, кроме него, принимали участие художники Е. Орановский, В. Фалилеев, архитекторы А. Щусев, И. Жолтовский, многие другие. В апреле 1918 года состоялось заседание жюри. Однако ни один из предложенных эскизов принят не был.

В марте 1919 года выпустили первые советские денежные знаки — маленькие, размером всего 34X43 мм бумажные прямоугольнички с водяными знаками, достоинством в 1, 2 и 3 рубля. Они не имели ни года выпуска, ни номера. На них изображался Государственный герб РСФСР и надпись, которая сообщала, что «расчетный знак Р.С.Ф.С.Р. обязателен к обращению наравне с кредитными билетами».

В декабре 1922 года был образован Союз Советских Социалистических Республик. А уже в 1923 году выпущены первые деньги СССР. Герб Российской Федерации заменили на них Гербом Советского Союза. Наименование знака и номинал воспроизводились на шести языках союзных республик. На первых бумажных деньгах СССР были изображены рабочий, крестьянин и красноармеец. Моделями для портретов послужили скульптуры, выполненные Иваном Дмитриевичем Шадром.

Будучи в то время главным художником Гознака, Шадр получил задание вылепить бюсты рабочего, крестьянина и красноармейца, которые затем сфотографировали с разных сторон и выбрали из сним-
ков наиболее удачные — по ним граверы Гознака П. Ксидиас и А. Троицкий и сделали рисунки для денежных знаков. Эти же рисунки воспроизводились и на почтовых марках.

В поисках натуры для своих скульптур Шадр летом 1922 года приезжает на родину — в город Шадринск. Известно, что прототипами знаменитых изображений «крестьянина» и «сеятеля» послужили жители деревни Прыговой Шадринского уезда — Порфирий Петрович Калганов и Киприян Кириллович Авдеев. О том, как были найдены эти натурщики, Иван Дмитриевич впоследствии вспоминал: «На огороде, распластавшись на рыхлой земле, спит богатырь, лежа ничком. Храпит так, что земля, сотрясаясь, взлетает из-под его лица, как от взрывов фугаса. Однако чужие шаги услышал, вскинул голову, обросшую бородищей и волосами, напоминавшими шапку хунхуза.

— Чего шаришь в чужом огороде?

Я предложил ему папиросу, он протянул заскорузлую жилистую руку. Не рука — лопата и грабли.

В глубоких, рельефно-крупных морщинах полно земли, как в свежевспаханной меже, а кожа столетнего голенища.

Выслушав меня, он запустил грабли в шевелюру, покрытую окаменелой корой, сдвинул брови, долго сопел носом, сплюнул сквозь зубы острым плевком на гряды и, не открывая полузакрытых глаз, спросил:

— А вреда мне от этого не будет?

— Нет, не будет.

Помолчал, подумал:

— Все равно не пойду. Не чеши язык зря, я не маленький, не пойду, и шабаш, мое слово — олово.

Шибко нравился мне этот мужик, но, как ни тужился я, не мог раскачать этот пень, вросший в землю».
Жена скульптора Т. Шадр-Иванова в своих воспоминаниях пишет, что крестьяне долго отказывались, но в конце концов им польстило то, что их портреты будут на деньгах вместо царских.

И Авдеев работал с полной отдачей. Ему, могучему мужику, было непривычно и невыносимо часами стоять неподвижно в заданной позе и при этом выслушивать ехидные замечания односельчан. Впоследствии он рассказывал: «У других или лицо неподходящее, или руки не такие, а у меня тютелька в тютельку. Дело было перед самым покосом, жара несусветная. Я стою голый, средь ограды, на особой подставке. Рука на отлете, затекает, а пошевелить ею нельзя. Пот градом, а он, Иванов (Шадр), значит, вокруг меня танцует — и оттуда зайдет, и отсюда подойдет. А то заставит меня насыпать в лукошко песку и ходить вдоль ограды, рассевать, значит. Народ, бывало, соберется. «Пострадай,— кричат,— Киприян, во славу СССР!» А я молчу, знаю, что им завидно».

Местный краевед В. Бирюков одним из первых в Шадринске был приглашен Шадром посмотреть готового «Сеятеля». Он так описал этот бюст: «Худое, вытянутое лицо крестьянина дышит энергией, взгляд устремлен вперед. На лоб свешивается клок волос. Правая рука, зажав горсть семян, вытянута в сторону и изображена в самый первый момент бросания семян. Складки рубахи сообразно движению сеятеля и перехвату опояски, держащей лукошко, движутся слева направо кругом всей фигуры. Живот подался вперед, также поддерживая лукошко. Это глубоко реалистическая фигура, не простой сеятель, а целый символ всего сеющего крестьянства, священнодействующего при важном акте своей работы, бодро и уверенно шагающего по пашне, с полным сознанием того, что им, сеятелем, жив род людской».


Насколько энергичен в своих стараниях был Авдеев, настолько немощным оказался старик Калганов (на денежных знаках и почтовых марках — «крестьянин»). Тот же Бирюков вспоминал, что, позируя, старик начинал засыпать и его приходилось периодически будить. Очнувшись ненадолго, он просил Ивана Дмитриевича рассказать что-нибудь смешное и вскоре, однако, опять засыпал. И все же, несмотря на многочисленные трудности, Шадру удалось создать достоверный образ крестьянина.

Сильное впечатление на современников произвел и портрет рабочего. Волевое лицо, состоящее из глубоких складок и мускулов. Это, по объяснению самого скульптора,— рабочий не русский, не английский, не немецкий, а символ международного рабочего, содержащий в себе разноплеменные черты. Весьма точная характеристика. Столь же эмоциональным получился и портрет красноармейца.

Задание Гознака было выполнено. Работу скульптора признали удачной. Изображения скульптур поместили на государственных денежных знаках СССР выпуска 1923 года, на билетах Государственного банка 1924 года достоинством в три червонца, на облигациях хлебных и крестьянских займов и ряде других ценных бумаг Госбанка. Тем из вас, кто собирает почтовые марки, известно несколько серий, выпущенных в 20-е годы, где также воспроизведены шадровские рабочий, крестьянин и красноармеец.

Скульптуры, созданные И. Д. Шадром в 1922 году, сохранились. Сегодня их можно увидеть в Третьяковской галерее и Центральном музее революции СССР.

И. СМИРЕННЫЙ

 

 

 

 



481c6f06 131313

Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Розенгольц Ева

Розенгольц Ева Эрьзи, А...

31 03 2020 5:47:49

Манучарян Вартан

Манучарян Вартан Работал в жанрах натюрморта и портрета...

30 03 2020 14:26:49

Кауфман Ангелика

Кауфман Ангелика Автопортрет...

29 03 2020 19:41:18

Орешников Виктор

Орешников Виктор Окончил Ленинградский В Х У Т Е И Н...

28 03 2020 2:41:42

Чуйков Иван

Чуйков Иван Мир существует для нас только в языке...

27 03 2020 17:12:30

Судьбинин Серафим

Судьбинин Серафим С...

26 03 2020 20:32:46

Капустин Юрий

Капустин Юрий Тырновой,   С...

25 03 2020 3:27:40

Бахчанян Вагрич

Бахчанян Вагрич « Мне всегда чужд важный человек, который к тому же руководит» и « Лишний человек — это звучит гордо» — вот два главных постулата антропологии художника и литератора, карикатуриста и книжного графика, мастера коллажа, а главное — анархиста по натуре, выбравшего раз и навсегда положение окраинного, хоть и вдумчивого, комментатора фундаментальных социальных и культурных процессов...

24 03 2020 8:43:17

Киселёва Татьяна

Киселёва Татьяна Её работы — пейзажи, портреты современников, картины из жизни родного города, миниатюры на православные сюжеты или сцены исторических событий, выполненные маслом, акварелью или в технике линогравюры, — говорят о необыкновенном даровании этой хрупкой женщины...

23 03 2020 5:18:56

Чистяков Павел

Чистяков Павел Учениками Чистякова был весь цвет российской живописной элиты: В...

22 03 2020 4:19:36

Корсакова Александра

Корсакова Александра Сделала циклы работ к произведениям Достоевского, Булгакова, Цветаевой, Бодлера, Хлебникова, Татлина, Клюева, Высоцкого и других...

21 03 2020 17:31:23

Кутилов Аркадий

Кутилов Аркадий Умно, тонко, с юмором говорит Кутилов устами реальных исторических личностей, литературных героев, мифологических персонажей об обыкновенной ромашке...

20 03 2020 12:12:40

Чеботарь Вячеслав

Чеботарь Вячеслав Угарова...

19 03 2020 6:51:22

Кёлер-Вилиади Иван

Кёлер-Вилиади Иван Маркова, В...

18 03 2020 11:56:53

Лебедева Сарра

Лебедева Сарра Бюст советского поэта Александра Твардовского...

17 03 2020 2:43:56

Веневитинов Дмитрий

Веневитинов Дмитрий Известно, что на протяжении более чем полутора месяцев — с 10 сентября 1826 г...

16 03 2020 12:35:29

Кившенко Алексей

Кившенко Алексей Крамского...

15 03 2020 6:43:46

Ноговицын Николай

Ноговицын Николай Ломоносов в химической Лаборатории...

14 03 2020 20:11:30

Худяков Леонид

Худяков Леонид Писал портреты, пейзажи, тематические картины...

13 03 2020 0:22:38

Остроумов Адольф

Остроумов Адольф Ваза  « Букет роз»...

12 03 2020 22:31:47

Тимченко Ольга и Юлия

Тимченко Ольга и Юлия Здесь словно соприкасаешься с давно минувшим, былинным, попадаешь в светлый мир лаковых миниатюр Палеха, Федоскина...

11 03 2020 10:17:19

Короленко Евгений

Короленко Евгений Моя Земля...

10 03 2020 17:43:21

Конёнков Сергей

Конёнков Сергей Беклемишева...

09 03 2020 8:57:12

Хлебникова Вера

Хлебникова Вера   Город Казань...

08 03 2020 14:30:59

Левицкий Дмитрий

Левицкий Дмитрий   1783-1785 годы     Внешний облик Левицкого (1735-1822) , с его чуть желчным и страстным лицом, мы можем видеть трижды...

07 03 2020 11:36:42

Климов Александр

Климов Александр Нет, не зря подчёркивает художник это почти биологическое сходство...

06 03 2020 9:12:17

Павлов Пётр

Павлов Пётр На том основании, что наш Ульяновск и островная столица Прая -города-побратимы...

05 03 2020 18:25:50

Мунк Эдвард

Мунк Эдвард   Всепоглощающий страх...

04 03 2020 12:19:51

Флавицкий Константин

Флавицкий Константин Бруни...

03 03 2020 22:19:14

Лебедев Владимир

Лебедев Владимир Значительно больше в формировании творческой самобытности ему дала мастерская Михаила Бирштейна, который и приобщил будущего художника к искусству...

02 03 2020 12:16:36

Куманьков Евгений

Куманьков Евгений Главный художник Малого Театра...

01 03 2020 6:39:44

Козодьян Николай

Козодьян Николай Даже голоса птиц, которым дана от века петь одну песню, для него тоже очень различны, индивидуальны...

29 02 2020 10:25:27

Перроно Жан Батист

Перроно Жан Батист Эффект переливающихся тонов достигнут цветными мелками — пастелью...

28 02 2020 16:43:25

Корзун В.

Корзун В. — Что это? Герб! Любопытно посмотреть...

27 02 2020 17:22:46

Фатми Мунир

Фатми Мунир История этого собрания восходит еще к Великой французской революции — Государственный центр изобразительных искусств в том числе должен снабжать региональные госучреждения портретами подобающих исторических лиц и копиями главных государственных полотен вроде, например, « Свободы на баррикадах», а посольства Франции по всему миру — соответствующими их статусу предметами обстановки, например, гобеленами...

26 02 2020 17:46:22

Куликов Иван

Куликов Иван   Муром...

25 02 2020 8:16:24

Фаберже Карл

Фаберже Карл В 24 года Фаберже-младший возглавил ее и превратил в одну из лучших в Европе...

24 02 2020 12:55:40

Клодель Камилла

Клодель Камилла ...

23 02 2020 7:32:49

Хохлов Иван

Хохлов Иван Во-первых, если названо имя, то почему — неизвестный? « Неизвестный художник» — как бы исторически устоявшееся понятие, коллективный псевдоним тех выдающихся мастеров кисти, которые по не всегда понятным причинам утратили свое личное имя, тем не менее обессмертив себя творениями, рассредоточенными по лучшим художественным галереям мира и неизменно подписанными: работы Неизвестного художника...

22 02 2020 4:29:59

Вирсаладзе Симон

А...

21 02 2020 6:54:15

Винтерхальтен Франц

Винтерхальтен Франц Необладавшая особенной привлекательностью, она имела сильный, жесткий характер и, по ее же словам, «... в ее слабом и хрупком теле, было поистине королевское сердце!...» « Веселая Елисавет» — так называли русскую императрицу, дочь Петра I, двадцать лет продолжавшую политику своего Великого отца...

20 02 2020 18:17:44

Чижиков Виктор

Чижиков Виктор Барто, С...

19 02 2020 11:39:10

Бархин Андрей

Бархин Андрей К самим проектам, развешенным во флигеле-руине Музея архитектуры, пробираешься по выщербленным ступеням старинной лестницы, держась за широченные перила, поеживаясь от холода и прислушиваясь к играющей вдалеке классической музыке...

18 02 2020 19:22:44

Скерсис Виктор

Скерсис Виктор Причем полемического запала Скерсиса, готового дискутировать как с московскими коллегами по концептуальному цеху, так и с мировой традицией современного искусства, хватает на несколько выставок в год...

17 02 2020 2:59:57

Калонтаров Эмонуэль

Калонтаров Эмонуэль Его творческий путь — это путь кинематографии Узбекистана, особенно бурно развивающейся в шестидесятые годы...

16 02 2020 20:44:43

Камзолкин Евгений

Камзолкин Евгений Архипова, П...

15 02 2020 2:12:49

Шаляпин Борис

Шаляпин Борис Шухаева в Петрограде...

14 02 2020 9:38:45

Козлова Анастасия

Козлова Анастасия В этот раз к нам поступило 10 713 рисунков практически из всех регионов России, а также с Украины, из Белоруссии, Словении, Казахстана, Молдовы и Эстонии...

13 02 2020 23:54:17

Ходов Валентин

Ходов Валентин Занимался монументальной живописью, был театральным художником, оформлял книги, открытки, расписывал палехские шкатулки, тарелки...

12 02 2020 18:13:36

Селиванов Николай

Селиванов Николай Манизера...

11 02 2020 18:26:31

Чириков Сергей

Чириков Сергей В Лицей поступил тринадцати лет...

10 02 2020 20:15:38

Уолстенхолм Джонатан

Уолстенхолм Джонатан Успешный иллюстратор фрилансер в течение многих лет, работает в ряде крупных рекламных агентств, издательств и множестве журналов...

09 02 2020 13:38:18

Литовченко Александр

Литовченко Александр Маркова, Ф...

08 02 2020 13:29:31

Потапов Михаил

Потапов Михаил Изучал языки, искусство Древнего Египта...

07 02 2020 6:34:30

Митрофанов Николай

Митрофанов Николай Н...

06 02 2020 4:27:14

Орлов Андрей

Орлов Андрей « Для нас символично, что памятник открылся в государственный праздник — День народного единства, мы хотим объединить всех россиян с помощью улыбки и юмора Это задача и нашего смотра, который празднует свое 10-летие»,- сказала Алла Сурикова...

05 02 2020 20:31:17

Калимуллина Ида

Калимуллина Ида Универсальность этого материала очевидна...

04 02 2020 15:50:45

Сморчевский Михаил

Сморчевский Михаил Сегодня во многих государственных инстанциях Сморчевский известен как автор проекта восстановления в Москве... института благородных девиц...

03 02 2020 9:50:40

Мишенцева Нина

Мишенцева Нина Куракино — родная деревенька Виктора, куда они с Ниной приехали крестьянствовать из Новосибирска, приютилась у самой кромки дремучих лесов, тянущихся отсюда на север аж до Белого моря...

02 02 2020 12:39:44

Фидий

Фидий ) — легендарный греческий скульптор...

01 02 2020 1:27:10

Фидий

Фидий — ок430 до н...

31 01 2020 12:20:15

Серов Валентин

Серов Валентин Серова — это живописные и графические портреты, пейзажи, картины на исторические темы, рисунки, наброски, иллюстрации к басням И...

30 01 2020 1:49:44

Виже-Лебрен Мари

Виже-Лебрен Мари С 15 лет она принимала заказы на портреты...

29 01 2020 5:28:13

Хансен Константин

Хансен Константин Работы Хансена отличает классицистическая ясность композиции,присущая лучшим ученикам Эккерсберга, он обладал также даром колориста...

28 01 2020 15:41:38

Мещерский Арсений

Мещерский Арсений Горный пейзаж...

27 01 2020 1:51:55

Хазиахметов Нияз

Хазиахметов Нияз Небольшая по размерам картина Н...

26 01 2020 3:45:26

Коровин Констатин

Коровин Констатин Поленова...

25 01 2020 7:28:17

Хант Холман

Хант Холман Наёмный пастырь...

24 01 2020 0:47:58

Куц Николай

Куц Николай Есть у него монументальные росписи и тематические картины, но все-таки любимый его жанр — пейзаж, связанный с архитектурой, именно здесь полнее всего раскрылось дарование художника...

23 01 2020 15:24:37

Поплавский Георгий

Поплавский Георгий Издательством « Прогресс» подготовлена оформленная Поплавским нинга Д...

22 01 2020 7:28:54

Коллин Маркус

Коллин Маркус Был членом объединения « Ноябрьская группа» в 20-х годах 20-го века стоящего на позициях развития искусства на национальной основе...

21 01 2020 7:53:15

Поляков Владислав

Поляков Владислав Б Л О К Что такое Шахматово Александра Блока? Что такое Шахматово в нашем восприятии? Короче говоря, что есть память земли поэта? Отправимся в совершенно конкретный уголок подмосковной земли — в холмистую долину речки Лутосни, что несет свои воды через Сестру и Дубну в Волгу...

20 01 2020 10:56:54

Менделевич Исаак

Менделевич Исаак Чкалову в Нижнем Новгороде...

19 01 2020 3:18:22

Франческа Пьеро делла

Франческа Пьеро делла   1465 год...

18 01 2020 4:51:54

Молинари Александр

Молинари Александр был знаменитым художником портретистом в миниатюре...

17 01 2020 18:54:45

Куликов Иван

Куликов Иван Барские особняки в центре и жалкие лачуги горожан на окраинах...

16 01 2020 16:12:30

Филиппов Андрей

Филиппов Андрей Это очередная попытка вдохнуть новую жизнь в депрессивный регион на территории бывшей Г Д Р...

15 01 2020 0:27:49

Петвиашвили Русудан

Петвиашвили Русудан Здесь открыта выставка работ тринадцатилетней тбилисской школьницы Русудан Петвиашвили...

14 01 2020 4:29:36

Фролов Вадим

Фролов Вадим Оленёнок...

13 01 2020 3:11:51

Ганнушкин Алексей

Ганнушкин Алексей Мегрели « Без всяких полномочий»...

12 01 2020 16:27:19

Фрагонар Жан-Оноре

Фрагонар Жан-Оноре Фрагонар предстает перед нами то лириком, то рассказчиком...

11 01 2020 13:44:12

Скотти Михаил

Скотти Михаил Расписывал  храмы...

10 01 2020 16:16:59

Селещук Николай

Селещук Николай Белорусский художник Николай   Селещук первую в своей жизни книгу оформил, учась на втором курсе Белорусского театрально-художественного института...

09 01 2020 13:23:17

Федотов Павел

Федотов Павел Рядом с модными в ту пору Венерами и Аполлонами эта небольшая житейская сценка, тонко высмеивающая брак по расчету, дышала современностью и новизной...

08 01 2020 20:33:59

Купецио Ксения

Купецио Ксения Чистота цвета...

07 01 2020 17:22:53

Клуэ Франсуа

Клуэ Франсуа   Писал портреты, миниатюры, композиции на мифологические темы...

06 01 2020 10:56:56

Крыжевский Ян

Крыжевский Ян Организатор общества « Чёрный Ящик»...

05 01 2020 20:57:24

Порет Алиса

Порет Алиса Да...

04 01 2020 15:16:43

Химмат Эзеддин

Химмат Эзеддин Особо значимую роль играет мазок...

03 01 2020 4:23:44

Влащик Иван

Влащик Иван Им созданы десятки крупных витражей, мозаик, сграффито во многих городах Советского Союза...

02 01 2020 23:57:12

Местр Ксавье де

Местр Ксавье де Надежда Осиповна Пушкина, урожд...

01 01 2020 4:36:46

Чечулин Дмитрий

Чечулин Дмитрий Одну из них, высотой в 32 этажа, собирались возвести в Зарядье (по слухам, Берия намеревался переместить туда с Лубянки органы безопасности), затем на этом месте Чечулин возвел гостиницу « Россия»...

31 12 2019 5:20:52

Клионский Марк

Клионский Марк Репина в Ленинграде...

30 12 2019 5:49:15

Тальберг Борис

Тальберг Борис Благо тому, кто сохранит юность до старости, не дав душе своей остыть, ожесточиться, окаменеть...

29 12 2019 9:41:39

Хильдербрант Грот и Тим

Хильдербрант Грот и Тим Влюбленный кентавр двадцатого века в парадном фраке — элегантная насмешка художников над мифологическим персонажем...

28 12 2019 8:27:51

Винт Тоомас

Винт Тоомас Художники всерьез обеспокоены как судьбой природы, так и нарушением гармонии в отношениях с ней, нравственными и психологическими последствиями утраты этого равновесия и путями его восстановления...

27 12 2019 5:48:47

Купцова-Горинова Валентина

Купцова-Горинова Валентина   Работает и живёт в Ульяновске...

26 12 2019 3:41:45

Томов Эвтим

Томов Эвтим Автор исколесил родную землю вдоль и поперек, внимательно и увлеченно вглядывался в ее разнообразие и красоту...

25 12 2019 10:23:51

Ковкина Валентина

Ковкина Валентина Путаница) Имя мастерицы глиняных игрушек из курского села Кожля — Валентины Ковкиной для нас сейчас не ново...

24 12 2019 2:32:15

Фоменко Анатолий

Фоменко Анатолий       Алгеброй поверить гармонию... Кто в запале не выпускал, как птицу из рукава, зто крылатое выражение? А здесь всё наоборот: не искусство под обнажающим контролем алгебры, а математика, поверяемая оплодотворяющей силой живописи...

23 12 2019 19:32:12

Бауман А.

Бауман А.   Гадание во время Святок...

22 12 2019 20:41:39

Чумаков Валерий

Чумаков Валерий Художник считает великого русского писателя архиактуальным...

21 12 2019 13:53:50

Берто Жак

Берто Жак  12 июля 1789 года...

20 12 2019 9:14:39

Крылов Алексей

Крылов Алексей Карандашом и бумагой отвлекал его приходящий с ночной смены отец...

19 12 2019 12:33:21

Халиль Али

Халиль Али Защитим Родину...

18 12 2019 2:51:38

Башаров Кутлук

Башаров Кутлук Саидова...

17 12 2019 22:13:27

Поляков Сергей

Поляков Сергей Так блистательно сказал о своем постижении мира — далекого, неведомого и загадочного — мира древних славян — величайший поэт начала XX века, реформатор Велимир Хлебников...

16 12 2019 16:21:58

Химмат Эзеддин

Химмат Эзеддин Произведения мастера наполнены ощущением свежести и непосредственности восприятия, идущими от жизненных наблюдений...

15 12 2019 9:43:22

Новицкая Наталья

Новицкая Наталья Да и Наталья Сергеевна и в школе и в институте была членом редколлегии-выпускала стенгазеты...

14 12 2019 5:48:45

Франке

Франке Страдающий Христос...

13 12 2019 7:38:17

Тя-Сен Вероника

Тя-Сен Вероника   Все 25 представленных работ выполнены маслом, в основном это пейзажи, написанные сочно, ярко, с некоторой даже лубочностью...

12 12 2019 9:30:49

Кастаньо Андреа дель

Кастаньо Андреа дель   Фрагмент...

11 12 2019 23:58:42

Петров Борис

Петров Борис А памятник прекрасному актёру и режиссеру, который должны были установить в пятницу,только выехал из Петербурга...

10 12 2019 18:28:47

Гальба Владимир

Гальба Владимир Учился в Л П Х У им...

09 12 2019 8:54:20

Тыркин Олег

Тыркин Олег Он не гонится за модой, но стремится писать, как писали в первые десятилетия нашего века, воскрешая традиции символизма « Голубой Розы»...

08 12 2019 14:10:12

Серанжели Джоакино

Серанжели Джоакино   В обнародованном же договоре Наполеон шёл на уступки Александру...

07 12 2019 3:56:15

Куц Николай

Куц Николай Портрет Лены...

06 12 2019 12:41:26

Уилки Дейвид

Уилки Дейвид Искусство офорта, полузабытое в XVIII веке, в начале XIX стало возрождаться...

05 12 2019 11:10:59

Кукрыниксы

Кукрыниксы Н...

04 12 2019 17:22:48

Иванюк Вадим

Иванюк Вадим Занимался иллюстрированием сказок, книг о животных Андерсена, Перро,   Крюковой, Заходера, Маршака и других детских и взрослых писателей...

03 12 2019 10:38:26

Барвенко Виктор

Барвенко Виктор Как монументалист он и заканчивал М В Х П У, бывшее Строгановское, где его педагогами были Г...

02 12 2019 13:58:46

Халецкая Софья

Халецкая Софья И это при том, что она 54 года была прикована к постели...

01 12 2019 8:56:44

Самсонов Марат

Самсонов Марат Грекова...

30 11 2019 0:45:13

Кофанов Николай

Кофанов Николай Окончил Горьковское художественное училище и Л Г У (филология)...

29 11 2019 18:13:58

Терлемезян Фанос

Терлемезян Фанос То обстоятельство, что художник армянин, родился в Турции, с самого начала привнесло в его судьбу драматическую ноту, Рано испытав на себе тяжесть существования среди чужого народа, он становится участником национально-освободительного движения армян в Турции...

28 11 2019 23:42:58

Куликов Юрий

Куликов Юрий Лебяжья канавка...

27 11 2019 0:50:54

Пахомов Алексей

Пахомов Алексей Проиллюстрировал множество детских книг в своей карандашной манере, за что его легко узнают и любят читатели...

26 11 2019 3:25:36

Хан-Магомедов Селим

Другая область, в которой С...

25 11 2019 11:49:36

Балдин Виктор

Балдин Виктор Говорят, президент Путин вновь попытался подарить ей знаменитую Бременскую коллекцию...

24 11 2019 11:36:49

Лимбург братья

Лимбург братья Сцены придворной охоты и пиров перемежаются с изображением пахоты, сенокоса, уборки урожая и т...

23 11 2019 5:57:27

Кунин Борис

Кунин Борис Трон для Шута...

22 11 2019 13:36:25

Кравчук Владислав

Кравчук Владислав Знатоки-искусствоведы, выставляя молодому живописцу из Дубны высокую оценку, непременно подчёркивают связь его творчества с художниками-импрессионистами XIX века: Клодом Моне, Камилем Писсарро, отмечают влияние Огюста Ренуара...

21 11 2019 6:54:22

Кукколос Дмитрий

Кукколос Дмитрий Кербеля...

20 11 2019 23:55:57

Обрезков Максим

Обрезков Максим Родом из Тбилиси...

19 11 2019 1:43:11

Курдюков Никита

Курдюков Никита Но в искусстве юный художник шагает уверенно и сильно, давая основание ценителям живописи сравнивать его работы с произведениями раннего Пикассо или Матисса... Всерьез заниматься живописью мальчик начал довольно поздно...

18 11 2019 0:42:44

Чаплин Чарльз

Чаплин Чарльз Во-первых, потому что его нарисовал и подарил мне замечательный человек, а во-вторых, потому что он очень здорово нарисован...

17 11 2019 23:43:34

Неменова Герта

Неменова Герта Училась в Париже у Фернана Леже...

16 11 2019 20:49:50

Дюженко Юрий

Дюженко Юрий Учился в И Ж С А им...

15 11 2019 9:23:40

Петров Александр

Петров Александр Для одной минуты фильма нужно сделать более тысячи картин...

14 11 2019 22:46:16

Мартос Иван

Мартос Иван Настало время, говорили они, воздать должную честь славным мужам России, в первую очередь Минину и Пожарскому, и просили Ивана Петровича создать монумент...

13 11 2019 17:57:13

Блейклок Ральф Альберт

Блейклок Ральф Альберт В дальнейшем Блейклок учился в основном самостоятельно...

12 11 2019 1:35:40

Соколов Пётр

Соколов Пётр Один из самых известных прижизненных портретов поэта...

11 11 2019 9:50:35

Харлов Виктор

Харлов Виктор Сурикова...

10 11 2019 15:49:31

Кантор Максим

Кантор Максим Работы хранятся в музеях мира и частных коллекциях...

09 11 2019 14:51:15

Корнеев Виктор

Корнеев Виктор Ну и, вероятно, сама экспозиция, патетически названная « В поисках света» (по названию одной из скульптур)...

08 11 2019 15:51:47

Смолянов Геннадий

Смолянов Геннадий Авторы сценария про домовёнка Кузю Валентин Берестов и Татьяна Александрова...

07 11 2019 7:50:30

Синченко Олеся

Выставка, открытая на прошлой неделе, будет работать по крайней мере до января будущего года...

06 11 2019 19:43:20

Почхуа Арсен

Почхуа Арсен И книжные иллюстрации, выполненные способом торцовой гравюры на самшите, выдерживают большие тиражи...

05 11 2019 14:13:33

Кричевский Марат

Кричевский Марат В его творчестве удачно сочетается профессиональное видение архитектора с эмоциональной приподнятостью художника...

04 11 2019 5:59:19

Кеэренд Аво

Кеэренд Аво После войны окончил художественный институт в Тарту...

03 11 2019 8:45:17

Еще:
Художники -1 :: Художники -2 :: Художники -3 :: Художники -4 :: Художники -5 :: Художники -6 ::

Человек увлекался изобразительным искусством с древнейших времен. И только изобретение фотоаппарата пошатнуло позиции изобразительного искусства, как важнейшего для нас из всех искусств. А появление фотошопа ознаменовало конец эры художников в традиционном понимании.