Я художник, я так вижу!    

Неменова Герта

06.11.2016 | Автор: admin

Неменова Герта Михайловна (1905-1986) — русский советский живописец, график. Родилась и всю жизнь прожила в Петербурге. Училась во ВХУТЕИНе у Альтмана и Петрова-Водкина. Училась в Париже у Фернана Леже. Жена  В. Курдова.

Как знать, может, так и надо жить… Но мере того, как ум освобождается, душа освобождается, появляются другие ценности. Начинаешь понимать свободу — что это такое. А раньше жизнь этой женщины нам всем казалась, по меньшей мере, странной.

Этюд к автопортрету.

В первой комнате была выгородка, как бы полутемная прихожая, другая половина светлая. Окна выходили на Большой проспект Петроградской стороны. Здесь Герта Неменова работала, здесь принимала гостей, здесь мы пили чай, здесь, наверное, она и спала на продавленном диванчике. Была еще вторая комната, куда никто не входил. Дверь туда была всегда притворена. Там было хранилище. Туда складывались ее работы, стояли старые картины, еще что-то. А вообще это была петербургская квартира, давно превращенная в коммуналку. Комнаты Герты были запущенные, закопченные, пропахшие табаком, обставленные… да вроде ничем не. обставленные.

Я знал ее лет двадцать, и все оставалось неизменным — и она сама, и все вокруг нее. Новыми были ее работы. Графика. Она писала графику. Когда мы познакомились, Гоголь её, знаменитый портрет Гоголя, был уже написан. Она занималась театром. Она приходила в театр и делала портреты актеров. Тех, кто ей нравился. Ее не замечали. Худенькая, маленькая, неопределенных лет, она умела быть незаметной, ее молчание не тяготило. Если она говорила, это звучало неожиданно, остро. Одевалась она небрежно, кое-как, почти бедно, никому в голову не приходило, что это известная художница. Впрочем, непонятно было и почему известная. Известность пришла к ней помимо ее воля, без персональных выставок, которых никогда не было, без статей, без монографий. Разве что Гоголь, размноженный, пошел гулять по всему миру. Сама она ничего не делала для славы. Жажду признания она удовлетворяла так: звала к себе, допустим, меня с женой и показывала наработанные листы графики. Перекладывала один лист за другим, следила за выражением наших лиц.

Кроме небольшого круга друзей, бывали у нее какие-то юноши, девицы, бомжи, какие-то непристроенные, чудаковатые молодые люди. Появлялись и исчезали. Пили чай с хлебом, без конца курили… Эта была богемность, но не в бранном значении, а в том хорошем, высоком, в каком мы обычно не употребляем это попятие. Богемность была свободой от погони за деньгами, за заказами, свободой от вещей, от суеты в Союзе художников. Может, она сохраняла традиции парижской богемы тридцатых годов, а может, и русской, с прекраспой беспечностью к буржуазным условностям и правилам благоразумной жизпи.

Полтора года она жила в Париже, училась у Леже. Там, в Париже, она подружилась с Ларионовым и Гончаровой. Рассказывала об этом скучно, неохотно. Однажды ее упросили выступить в Союзе художников с воспоминаниями. Она волновалась перед выступлением, у нее не было никакой практики публичного говорения. Я посоветовал ей написать текст. Слава богу, текст этот сохранился. В нем чувствуется своеобразие ее отрывистой, иногда вроде несвязной речи, где на самом деле мысль движется прыжками, важнейшими штрихами. Это похоже на ее портреты, линия прерывается там, где воображение может продолжать самостоятельно, без художника.

Живопись парижского периода хранилась в той заповедной комнате и была мало кому известпа. Герта Михайловна ее редко кому показывала. Я видел тогда лишь несколько ее живописных картин. Помню, как меня поразила «Балерина». После войны живопись ее стала как бы потаенной, писала немного, для себя; для остальных перешла на графику.

Только ныне перед нами открылось ее живописное наследство. Картин немного, пейзажи, портреты, натюрморты. Они превосходны по цвету, по колориту.

Стакан пива.

Какое нежное лицо, какие живые глаза в портрете девушки. Уголок, очевидно, Парижа, мансарды, подвыпившая женщина — «Стакан пива», ее ослабевшие губы, блуждающие краски лица… Это все не только настроение, пульсирующий свет, это еще ее, Неменовой, рука, ее манера, ее устройство художнического глаза, то, что так дорого в каждом художнике — отдельность. Впервые становится ясно, какой превосходный живописец была Герта Михайловна Немепова. Открытие позднее, но счастливое. Разумеется, жаль, что живописный талант ее не мог нормальпо осуществиться, она понимала, что острая ее живопись непроходима, и страдала от того, что тот парижский расцвет прервался. Может, она не решалась?

Люксембургский сад. (этюд)

Впрочем, это похоже на упрек, а есть ли у нас такое право? Вряд ли по возвращении па родину в 1930 году она могла пр.одолжать то, что делала в Париже. Ее парижская живопись не укладывалась во все ужесточавшиеся нормы соцреализма. И окружение было не то, и настрой не тот, и требования… Нет, наворное, надо быть благодарными и за то, что мы получили. Она сохранила себя, это тоже немало. Сохранила свою независимость, внутреннюю свободу. Она не могла «расписаться» в живописи, она перешла в эстамп, рисунок, создала отличные иллюстрации к «Мастеру и Маргарите», портреты Достоевского, Марселя Марсо, Чаплина, многих актеров, просто людей.

Я впервые увидел ее молодой на этюде к автопортрету. Вот какой прелестной она была, вот какой знали ее Ларионов, Пикассо, Карзу и какой никогда не зналв мы. И откровенно и с горечью признаюсь — не очень-то представляли масштаб ее таланта. Она и сама к тому не стремилась, и в этом она была свободным человеком…

Д. ГРАНИН

Г. НЕМЕНОВА

ПАРИЖ… ПАРИЖ

…Если я себе разрешаю вспомнить то, что записала, то единственно из чувства благодарности и восхищения к двум замечательным художникам — Наталье Сергеевне Гончаровой и Михаилу Федоровичу Ларионову, с которыми встречалась в 30-х годах в течение года с лишним в Париже. К сожалению, я не была свидетелем значительных событий и фактов в жизни Гончаровой и Ларионова, а только бытовых и случайных.

Мы пришли в мастерскую к Гончаровой с Михаилом Петровичем Кристи на Tue de Seine. Ларионов мне потом сказал, что в этом доме была первая печатная мастерская Бальзака. Ларионова не было. Гончарова была высокая женщина, довольно молчаливая, но решительная; хотя каждый раз, когда она,говорила, казалось, что она что-то преодолевает, несмотря на эту решительность. По-моему, у меня были с собой фото с живописных работ и блокнот. Она, к моему изумлению, сказала, что ей нравится, как я рисую зверей. В следующий раз я принесла живопись, сделанную уже в Париже, и она сказала: «А Вам должен быть ближе Ларионов». В это время Ларионов пришел. Это был очень крупный человек и полный, в шляпе; пальто он носил обычно внакидку, и хотя я никогда не видела Шаляпина, только на фото, мне показалось, что он того же склада. Он немного шепелявил и довольно быстро говорил…

Так началось мое с ними знакомство. Наталья Сергеевна ко мне очень скоро привязалась, по вначале относилась строго, недоверчиво и явно меня проверяла. Это было ей свойственно, но я никогда ни о чем не просила, и недоверие исчезло…
Мне был неприятен один художник. Н. С. он тоже не нравился, но она сказала, что я ему симпатизирую, и убедить ее в обратном было невозможно. Работала она все время, беспрерывно, всегда — или для театра, или писала. Одета она была более чем скромно, во что-то темное. Ларионов — наоборот. Он был гурман. У него был хороший вкус. Ходил одетый небрежно …Ко всему, я не должна была задавать вопросов, касающихся их. Например, я спросила: «Художник Андрей Гончаров из Москвы — Ваш родственник?» Кстати, я никогда не видела этого художника. Н. С. страшно рассердилась. От обиды или для самоутверждения я сказала: «Мне плевать, я из вежливости». Я заметила, что она очень чувствительна, и чтоб разряжать время от времЬни свои промахи, пела ей придумапное, конечно, не для нее нечто («Я бедный маленький грибочек, один покинутый в Париже, которого никто не любит и только мучают» ), она умилялась, но, вероятно, Ларионов в этом плане ее ко многому приучил.

Петербургские мансарды.

Сквозь окно.

У них было много квартир. Кроме мастерской, я была не то в одной, не то в двух, заваленных до потолка работами, кроме того, еще каким-то бесконечным количеством неопределенных предметов и книг, так как Ларионов любил все приносить и умел находить прелесть и интерес ко всем, а имел вкус тончайший. Ларионов очень любил Дягилева и считал, что это был гениальный человек. Чтоб не забыть: он любил Лескова и Мельникова-Печерского.

Я пошла в банк получить деньги, которые мне прислал отец, а Михаил Федорович пошел со мной. Нарисовал в моем блокноте два рисуночка: «Вот подохнет Ларионов и скажут — какой был художник». Он знал, как я относилась к его вещам, но его явно раздражало, если нравились другие художники, кроме него. Я ему об этом сказала.

М. Ф. получил приглашение в полпредство на прием. Н. С. не пошла и сказала, чтоб он пошел со мной. «Наточка, дай деньги на шляпу», — он пошел ее покупать; мы ждали на улице, и Гончарова, улыбаясь, смотрела в дверь, как он это делает. Ларионов вышел в красивой серой шляпе, берет такси. «Наточка, тебе не кажется, что на Гердочке много нацепле-по?» — «Нет, все очень хорошо». На мне действительно было многовато надето… По дороге мы с ним немного поссорились. (Я спросила: «Вот Вы меня везете, а вдруг у меня бомба?» Кроме того, у такси, которое он взял, был облезлый вид, а я была к этому чувствительна.)

Была ретроспективная выставка Делакруа. Мих. Фед. спрашивает: «Как Вам?» Я говорю Ларионову, что есть художники, которые делают большие головы или наоборот, имея в виду восприятие пропорций; он раздражился и долго со мной спорил. На другой выставке висел холст Кирико. Кирико мне всегда нравился и нравится. То был один из вариантов «Археологов»: «Это просто подражание французам XVIII века, гравюрам». Ларионов любил Хуана Гриса, Константина Гиса — я помню, он рассказывал мне его биографию. «Почему Вы боитесь быть несовременными, все равно Вы из времени не выскочите…»

Говорили Гончарова и Ларионов — она бегло, он почему-то нет — оба с сильным русским акцентом; он просто как будто намеренно выговаривал французские слова, как русские, и вообще он ребячился и всякий повод служил ему как бы для какой-то игры. А необходимость — я знала только мелочи — им еле преодолевалась. Нат. Серг. нужен был лимон — мы находились в одной из их квартир с темными, как будто копчеными обоями и темным потолком. «Наточка, я не смогу купить лимон,— он почти ушел, вернулся,— Наточка, я, может быть, куплю лимон»,— и так много раз возвращался, не помню, чем это кончилось. Она не раздражалась и, по-моему, даже смеялась: вот он такой.

В кафе.

Они обедали в маленьком шоферском ресторанчике «Маленький Бенуа» близко от мастерской,— все это было на Монпарнасе. Там же обедали Корбюзье и его кузен Жаннере. Вначале Гончарова и Ларионов брали меня с собой, потом я ходила по их настоянию и сама. У Михаила Федоровича были больпые почки. Он заказывал хлеб без соли и тут же ел какую-нибудь особо острую пищу. Иногда происходили гастрономические сюрпризы. «Вот Вы знаете, ведь Вы сейчас ели лягушек»,— сказал Михаил Федорович. Я вяло ответила: «Похоже на тощих цыплят в сухарях». Они мне предложили замечательное медового цвета вино: «Это испанское Порто». Я заказала еще и еше, «Встаньте»,— сказала Гончарова. Встать я не смогла, и мы ждали около получаса.

Ларионов мепя знакомил с разными людьми, с Корбюзье и Жаннере, конечно. «А это автор „Трехгрошовой оперы»»,-он делался суетливым. «Это Лифарь»,-с ним они очень дружили, их связывал Дягилев, о котором Михаил Федорович без конца вспоминал и мне много рассказывал. Попутно он меня воспитывал: никаких разговоров о неправильном пользовании языком и так далее. После обеда Наталья Сергеевна обычно шла работать, а ему говорила (правда, это было не так часто): «Ну, иди с Гердой смотреть картины». Эти прогулки с Ларионовым не на специальные выставки, а в магазинчики или магазины были необычанно интересны. Иногда мы заходили внутрь, иногда смотрели выставленное наружу. Раз или два ко мне приходила Наталья Сергеевпа, а Ларионов заходил чаще и смотрел работы у меня дома. Помню, как-то я рассказывала о таинственной мясной, прохожем и голубых сумерках к вечеру. «Напишите это». Когда я принесла холстик, Н. С. сказала: «А Вы лучше рассказывали, чем написали». «Нет, не без прелести»,— сказал Ларионов, но он, вероятно, иногда видел то, что хотел. Но это была мягкость поверхностная, он при недовольстве делался резким и жестким. Н. С. была добра, такой мрачноватой и скромной добротой. Она любила Цветаеву и мне даже читала «Расставаться — такое слово…». Мне тогда эти стихи не поправились, я привезла из Ленинграда Б. Пастернака.

С самого начала я должна была рисовать в Лувре римские гробницы. Нат. Серг. объяснила, что сделать, чтоб платить мало или вообще ничего. Я ходила месяцами в Лувр рисовать и показывала им. Затем — в Grande Chaumiere, студию с обнаженной натурой. Жетоны покупались заранее, пока были деньги. Затем один художник посоветовал мпе выставиться в Осеннем Салоне. Вначале я думала отправить два холста. «Выставляйте только равноценное, разве Вам все равно, что именно возьмут?» — сказала мне Гончарова. Затем она указала мастерскую, где оформляли холсты. «Надо стекло». Когда я пришла, мне сказали: «Madame Гончарова заплатила». Это было дорого, и я очень расстроилась, но поняла, насколько она ко мне хорошо относится. Я носила ей цветы — она их любила и очень хорошо писала. Я ходила неважно одетая — Н. С. сосватала мне какое-то красивое и недоступное платье очень дешево.

Чайные розы.

«Работы нельзя дарить, только продавать. Если за плохую вещь заплачен рубль, ею дорожат больше, чем дареной хорошей…»

По-моему, она не спорила с Ларионовым, а только убеждала…

Раз произошло то, чего мне очень хотелось: Михаил Петрович Кристи, Ларионов и я пошли к самому крупному маршалу Полю Розенбергу. Магазин паходился напротив дома, где жил Пикассо. Ларионов и Кристи прошли вперед, а я застряла у окна, где обычно рассматривала «Девушку в зеленой шляпе с вишнями» Ренуара. Но я заметила, что они задержались в дверях с каким-то невысоким человеком, вероятно, Пикассо. Так оно и было. «Вот Вы так хотели увидеть m-r Пикассо, познакомьтесь». От восторга я хотела закурить: «Спички!» — «Спицки»,— сказал Пикассо. Он, кажется, и дал мне прикурить. Ларионов: «Жена m-r Пикассо русская». Я стала говорить с Пикассо. «Вот, видите, как наша молодежь Вас тонко воспринимает»,— сказал Ларионов. Пикассо, с которым мы шли и говорили, был явно доволен. «Вы любите Руссо, вот когда Вы ко мне придете, у меня висит очень хороший Руссо над кроватью». А в магазине он просил показать нам свои последние работы. Он дал свою карточку Кристи, с тем, чтобы мы к нему пришли, и ушел. На Михаила Федоровича я боялась посмотреть: «Ну и девочка» и так далее. Михаил Петрович сказал, что, конечно, никуда со мной не пойдет. Потом Ларионов повел меня к Гончаровой, наверное, прямо силой. Открыл дверь. «А Гердочка твоя дура порядочная». Я взревела, она сразу сказала, почему. И под этот рев Ларионов уговаривал меня, что бал, макет которого я клеила, он обязательно попросит Корбюзье посмотреть — то, чего я совершенно не хотела. Через некоторое время Ларионов мне сказал: «Вчера обедал у Пикассо» и, кажется, что-то вроде, что Пикассо знает его, Ларионова, качества художника. Еще вскоре на театральной выставке: «Что ж Вы опоздали, был Ваш Пикассо с собакой и сыном, уже ушел».

Как-то Ларионов мне сказал: «Я воспитывал такого помора, волчонка. Очень талантливый. Его фамилия Татлин». Я очень обрадовалась, что ему нравится Татлин, и рассказала, что о нем знала.

Кажется, Ларионов посоветовал мне поступить в academie-moderne к Леже. Я пошла на плакатное отделение.

Как-то в кафе продавец-итальянец принес изделие из какого-то розоватого вещества под мрамор, нечто рыночное и очень сладостное. Я купила такую вазу, в нее втыкались на металлических стержнях четыре голубка. Я ее написала с розами. Ко мне зашел Ларионов и сказал, чтоб я оставила холст в том состоянии, в котором он и сейчас находится. Перед моим отъездом он попросил или я ему предложила эту вазу (она ему нравилась, и я при нем ее купила), но одного голубя увезла, он у меня и сейчас. Михаил Федорович настаивал, чтоб я не забирала птицу. Наталья Сергеевна положила конец спору: «Миша, тебе же отдают всю вазу». Об этом- Михаил Федорович упоминает в письме, которое он мне написал в Ленинград. На фоне этой вазы я еще написала небольшой портрет моего тогдашнего приятеля художпика Карзу (портрет у него). Карзу нравился Наталье Сергеевне: «Вот у него искреннее лицо». В кафе я сделала набросок с Карзу на мраморном столике, и мне было жаль его там оставить. Карзу уже ушел, я не уходила. Ларионов, нетерпеливо: «Идите и купите кальку».— «А если сотрут?» — «Мы подождем». Михаил Федорович просил оставить ему холст — балерину, которая выставлялась в Осеннем Салоне. Опять Наталья Сергеевна прекратила спор и решила, что я сделаю копию: «Знаете, у Михаила Федоровича архив». Копию я сделала акварелью. Ему понравилось, как будто, и, кажется, он говорил с одобрением о растеках. Михаил Федорович попросил подписать. «Я не знаю, не умею, что надписать такому ужасному Ларионову».— «Так и напишите: такому ужасному Ларионову». Так и написала.

У Натальи Сергеевны при мне была выставка натюрмортов, очень красивая, и постановка в Гранд-Опера, которую я не видела. Михаил Федорович рассказывал мне, как ему надоедала билетерша и что он ей сказал, на что я ему предложила более едкий вариант. Разговор происходил на квартире при Наталье Сергеевне. Тогда я еще не читала Рабле, теперь я понимаю, до чего ему были сродни герои «Пантагрюэля». Я допытывалась о степени успеха Натальи Сергеевны, и мне влетело от него за мои выяспения. А успех был очень большой. Как-то Гончарова сделала для одной танцовщицы костюм и показала мне эскиз. По-моему, она поняла, что мне не очень нравится. «Посмотрите». Я была на этом вечере, там было много хороших костюмов, но костюм Гончаровой был вне сравнения.

Ларионов написал лимон. Я не помню среды этого натюрморта, но это было великолепно, это была формула, симфония лимона. Потом он ввел этот лимончик в триптих — с женской фигурой (насколько я помню, красная охра + белила) и веточкой винограда без ягод. Это были очень узкие небольшие холсты в деревянной окантовке (возможно, женская фигура была на доске). Когда я приходила в мастерскую, он без конца тер окантовку тряпочкой.

Еще была выставка Дягилевского русского балета. Эскиз Ларионова про Лиса был хорош и при всей его остроте умилен — на его, Ларионова, лад.

Раз я была у них в мастерской, и он менял дату в подписи. Я спросила, зачем, и мне здорово опять влетело. Он хвалил Якулова, чего я не могла понять. Это когда я рассматривала книжку, которую он мне подарил,— «Русские балеты Сергея Дягилева».

Как-то вечером меня позвали смотреть испанок Гончаровой. На панно были женская фигура и собака. Мне тогда не понравилось, что разные формы у женщины и собаки были одинаково нарушены одним и тем же приемом. «Вот видишь, Наточка». Гончарова написала много этих испанок. И совсем на днях я смотрела английский журнал и узнала испанок. Теперь они принадлежат киноактрисе Софи Лорен.

Гончарова и Ларионов были в разводе, может быть, и не официально, я не знаю. Во всяком случае, у Натальи Сергеевны был приятель, кажется, журналист, он мне не нравился. А Ларионов дружил с девицей, мне тоже малосимпатичной, на которой после смерти Гончаровой и официально женился. Я не скрывала своих антипатий. С девицей я мало сталкивалась, а журналист иногда цриходил обедать в «Petit Benois» 8, и я не была с ним слишком вежлива. Ларионов с удовольствием пользовался случаями, и когда тот уходил, говорил: «Смотри, Гердочка совсем обиделась. Надо взять груши и поехать прокатить ее на извозчике». Что и делалось. Не зная ничего точно, я совершенно явно показывала, что мне хочется видеть их вместе и, кажется, ей об
этом сказала, а может быть, только думала сказать. Как-то в теплый вечер, была луна, в обществе одного знакомого я выслеживала красивого кота с колокольчиком на шее. По-видимому, он заблудился, а мне хотелось его взять с собой. И вдруг появилась Наталья Сергеевна — не то она мепя искала или, встретив, хотела удержать. Она была очень расстроена и беспокойна, но скоро мы расстались.

Приезжал мой отец. Ои пригласил Наталью Сергеевну, Ларионова и Кристи, с которым они дружили, и мы пошли куда-то обедать. Пили наполеоновское вино. «А пирожное надо пойти есть в Пале-ройаль»,— сказал Ларионов. Пирожные отдавали кокосом и вообще этот вечер был не в моем вкусе.

Я уезжала из Франции. Наталья Сергеевна плакала при прощании. Я везла какую-то пуховую подушку от Ларионова его, кажется, тетушке. Из подушки падали иногда пушинки, и какой-то неприятнейший немец устраивал мне из-за этого сцены. У меня сохранились только два письма Михаила Федоровича, но их было больше. Я старалась послать все, что он просил (книги, фото). Вскоре переписка наша прекратилась.

За год до смерти Натальи Сергеевны Гончаровой я отправила через дипломатическую почту на имя нашего посла во Франции Гончаровой и Ларионову письмо и литографию, так как послевоенного адреса их я не знала. Ответа не получила, а через два года умер и Ларионов.
1971 г.



481c6f06

Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Халиль Али

Халиль Али Защитим Родину...

21 02 2020 8:13:37

Чередник Константин

Чередник Константин Да и не хочется врать: сколько можно?...

20 02 2020 13:24:13

Балдин Виктор

Балдин Виктор Говорят, президент Путин вновь попытался подарить ей знаменитую Бременскую коллекцию...

19 02 2020 6:15:31

Фатеев Пётр

Фатеев Пётр   Основатель и духовный лидер группы « Амаравелла» ( Берег Бессмертия), в которую входили Смирнов- Русецкий, Руна, Сардан, Шиголев, Черноволенко...

18 02 2020 16:55:33

Кошунина Анна

Кошунина Анна           Живут в ее необъятной памяти хороводные и плясовые песни, затейливые сказки, разговоры, пословицы и загадки...

17 02 2020 18:56:32

Клионский Марк

Клионский Марк Репина в Ленинграде...

16 02 2020 7:44:17

Волков Сергей

Волков Сергей Работы хранятся в частных собраниях у нас в стране и за рубежом Беседу вела Е...

15 02 2020 14:20:19

Лесничий Юрий

Лесничий Юрий Считается, что все это время он провел на « Планете Жур- Ма Рин»...

14 02 2020 1:43:57

Клюев Олег

Клюев Олег В народе этого пса прозвали Константин, что в переводе с греческого означает «верный»...

13 02 2020 11:44:19

Свердлова Нели

Свердлова Нели А потом опять стало светлее...

12 02 2020 17:16:21

Вирсаладзе Симон

А...

11 02 2020 22:34:24

Симаков Сергей

Симаков Сергей Развивает традиции дальневосточных астрологических школ...

10 02 2020 11:11:39

Трутовский Константин

Трутовский Константин Учился в Российской академии художеств...

09 02 2020 13:26:45

Микловда Александр

Микловда Александр Иллюстрация к сборнику лирики Платона Воронько  « Осенняя пора»...

08 02 2020 23:11:41

Нобл Тим и Вебстер Сью

Нобл Тим и Вебстер Сью Центр современной культуры « Гараж» Дарьи Жуковой открывает грандиозную выставку из коллекции современного искусства французского миллиардера Франсуа Пино...

07 02 2020 10:49:37

Воронихин Андрей

Воронихин Андрей Обнаружив большую склонность к архитектуре, учился у В...

06 02 2020 21:13:22

Конев Вадим

Конев Вадим Так называется новая выставка живописи известного русского художника Вадима Конева, которая экспонируется в Государственном Совете Республики Крым...

05 02 2020 1:44:33

Максимчук Людмила

Максимчук Людмила Веер Подари мне веер на прощание, Тот, японский веер – на прощание, Как дарил когда-то обещания, Как недавно я тебе дарила Всё, что и сегодня не забыла… Только ты не задержался долее, Чем цвела капризная магнолия, Чем была душиста земляника, Чем зима – в садах Пуэрто- Рико… Ты теперь в заоблачной Японии, Пребываешь сам с собой – в гармонии, Сам себя в иные принцы прочишь... Подари мне веер, если хочешь, Тот, японский веер, если хочешь… Декабрь 2002 г...

04 02 2020 5:47:17

Фальк Роберт

Фальк Роберт Дудина...

03 02 2020 4:22:51

Вольский Виктор

Вольский Виктор Одно из главнейших действующих на сцене художник, призванный синтезировать в цвете и форме декораций, в освещении и костюмах усилия всего коллектива...

02 02 2020 9:59:57

Кузанян Павел

Кузанян Павел С большой силой эти черты творческого лица художника проявились и в его экслибрисах...

01 02 2020 14:56:31

Кирчинцев Николай

Особое место на выставке заняла галерея портретов участников Великой Отечественной войны...

31 01 2020 21:31:33

Браговский Эдуард

Браговский Эдуард Сурикова у П...

30 01 2020 11:59:49

Кугач Юрий

Кугач Юрий Крымова, К...

29 01 2020 4:59:51

Хуссайн Макбул

Хуссайн Макбул Он жил в Объединенных Арабских Эмиратах, а в прошлом году получил гражданство Катара...

28 01 2020 19:31:40

Новоскольцев Александр

Новоскольцев Александр Потом в Петербургской Академии художеств...

27 01 2020 9:26:44

Васнецов Виктор

Васнецов Виктор Люди, изображенные художником, кажутся давно знакомыми, которых вы не раз видели, о которых слышали множество всяких историй...

26 01 2020 15:28:28

Ворошилов Сергей

Ворошилов Сергей А ведь русской почтовой службе очень нужны были легкие и быстрые упряжки...

25 01 2020 2:41:15

Панин Андрей

Панин Андрей Андрей Панин трагически ушел из жизни два года назад...

24 01 2020 5:50:28

Матисс Анри

Матисс Анри ( Выставка, для которой Государственный Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея и Г М И И имени Пушкина предоставят 120 картин из своих собраний, продлится до апреля...

23 01 2020 1:19:27

Хадзиахметович Недим

Хадзиахметович Недим               Раненый кентавр...

22 01 2020 0:49:23

Бём Елизавета

Бём Елизавета Педагогами были П...

21 01 2020 11:44:44

Овчинников Владимир

Овчинников Владимир — Так раньше раскрашивали дома в Прибалтике, — поясняет 65-летний свободный художник   Владимир Овчинников...

20 01 2020 22:18:44

Деларош Поль

Деларош Поль Писал пейзажи, картины на исторические темы...

19 01 2020 17:28:43

Лентулов Аристарх

Лентулов Аристарх В...

18 01 2020 13:19:15

Остроухов Илья

Остроухов Илья Киселева, И...

17 01 2020 3:38:31

Романова Елена

Романова Елена Такими интересными оказались для меня часы, проведенные в мастерской художницы Елены Романовой...

16 01 2020 20:19:50

Самарин Юрий

Самарин Юрий институт...

15 01 2020 5:24:31

Пархоменко Любовь

Пархоменко Любовь   « Мне крупно повезло в жизни, я научилась ценить и понимать красоту человеческого ума»...

14 01 2020 8:37:22

Тропинин Василий

Тропинин Василий Тропинин написал его в рабочей одежде с кирешкой в руках; на фоне — фрагмент кирпичной стены и деталь колонны...

13 01 2020 16:40:31

Синьорелли Лука

Синьорелли Лука   Фрагмент...

12 01 2020 1:41:21

Бакунина-Корсакова Наталья

Бакунина-Корсакова Наталья Флигель усадебного дома в Перемухине...

11 01 2020 7:14:56

Воробьёв Евгений

Воробьёв Евгений Потерпел неудачу, а тут — армия...

10 01 2020 0:11:15

Руссо Анри

Руссо Анри Если пристально вглядеться в далекое прошлое, картина открывается более чем безрадостная — голод болезни, наводнения, землетрясения...

09 01 2020 16:47:33

Пастернак Леонид

Пастернак Леонид     « Наверху мастерская отца...» В Э Т О Й строке из поэмы Бориса Пастернаке « Девятьсот пятый год» есть прямой и вполне реальный автобиографический смысл...

08 01 2020 8:25:43

Филатов Николай

Филатов Николай Выставки в Москве и за рубежом...

07 01 2020 11:33:21

Тыркин Олег

Тыркин Олег Он не гонится за модой, но стремится писать, как писали в первые десятилетия нашего века, воскрешая традиции символизма « Голубой Розы»...

06 01 2020 21:26:31

Шилкин Игорь

Шилкин Игорь Занимался экслибрисами...

05 01 2020 17:37:46

Косолапов Александр

Косолапов Александр Один из родоначальников соц-арта...

04 01 2020 3:55:23

Хакенбек Хильдегард

Хакенбек Хильдегард   1962 год...

03 01 2020 9:40:54

Польке Зигмар

Польке Зигмар Зигмар Польке стал известен в 1960-е гды, когда в противовес советскому социалистическому реализму и американскому поп-арту создал свое движение под названием « Капиталитсческий реализм»...

02 01 2020 20:42:36

Кулик Олег

Кулик Олег На этот раз против коммерциализации искусства...

01 01 2020 1:58:41

Мишо Анри

Мишо Анри Ок-гавио Пас, Андре Жид — многие классики восхищались Мишо...

31 12 2019 23:59:42

Переяславец Михаил

Переяславец Михаил На сей раз для команд-призеров он подготовил бронзовые хоккейные перчатки, как бы увенчанные крылатой  Никой с клюшкой в руке...

30 12 2019 2:44:30

Ходлер Фердинанд

Ходлер Фердинанд Ландшафтный ритм форм...

29 12 2019 13:13:46

Королёв Борис

Королёв Борис Вслед за Русским музеем, принесшим дань юбиляру еще прошлой зимой, собрав выставку солидную и по объему, и по охвату всех сторон немалого королевского дарования, свой панегирик знатному монументалисту произнесла Третьяковская галерея...

28 12 2019 5:37:20

Козодьян Николай

Козодьян Николай Даже голоса птиц, которым дана от века петь одну песню, для него тоже очень различны, индивидуальны...

27 12 2019 11:32:36

Сверчков Николай

Сверчков Николай   1851 год...

26 12 2019 21:18:14

Лебрен Шарль

Лебрен Шарль Перье, но ему недолго было суждено бегать в подмастерьях...

25 12 2019 15:26:59

Машков Илья

Машков Илья В Государственном Русском музее (корпус Бенуа)  прошла выставка « Бубновый валет» в русском авангарде» — первая гигантская ретроспектива объединения, собравшего лучших русских художников начала XX века...

24 12 2019 21:46:39

Батлер Чарльз

Батлер Чарльз Король Артур — идеал справедливого правителя, воплощение рыцарских добродетелей и благородный герой, известный далеко за пределами Англии...

23 12 2019 19:38:22

Кириллова Наталья

Кириллова Наталья Но существовал и другой, издавна волновавший Н...

22 12 2019 7:41:21

Хоречко Анатолий

Хоречко Анатолий В Киеве у центрального входа на стадион « Старт» висит мемориальная доска с надписью: « Летом 1942 года, в период временной оккупации Киева, на этом стадионе игроки футбольной команды « Динамо», проявив беспримерное мужество и стойкость, выиграли матч у команды немецко-фашистских захватчиков»...

21 12 2019 22:41:20

Бейер Владимир

Бейер Владимир Один из организаторов Театра Юных Зрителей...

20 12 2019 14:46:55

Cлевиньский Владислав

Cлевиньский Владислав И сходства оказалось больше, чем различий: ведь арт-процесс во всей Европе той эпохи шел параллельно, и в конце века XIX всюду царили импрессионизм, потом модерн, символизм, экспрессионизм, ну и, конечно, абстракционизм, вскоре потесненный ар-деко Причёсывающаяся...

19 12 2019 0:24:58

Фёдоров Сергей

Фёдоров Сергей Портрет мальчика...

18 12 2019 17:36:35

Михайлов Михаил

Михайлов Михаил « Анатолий Мариенгоф — это одна из ключевых фигур в поэзии Серебряного века...

17 12 2019 22:10:58

Трубецкой Паоло

Трубецкой Паоло ) Скульптор Паоло Трубецкой у созданного по его проекту памятника Александру III...

16 12 2019 11:55:17

Петров Й.

Петров Й. Таким стал и недавний смотр, проходивший под девизом « За мир и социальный прогресс»...

15 12 2019 13:37:33

Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи Полотно было обнаружено в 2008 г...

14 12 2019 13:33:20

Магдесян Эммануил

Магдесян Эммануил В годы учения в Академии художеств начинающий художник постоянно ощущал благотворное влияние и помощь И...

13 12 2019 3:23:48

Савинов Глеб

Савинов Глеб Учителя Павел Наумов, Михаил Бернштейн, Николай Радлов, Генрих Павловский, Семён Абугов, Александр Осмёркин...

12 12 2019 9:39:30

Крылов В.

Крылов В.   Портрет героя социалистического труда механизатора И...

11 12 2019 15:37:12

Матросов Борис

Матросов Борис Константину Латышеву, Андрею Яхнину присоединился самый активный «мухомор» Константин Звездочетов...

10 12 2019 20:17:48

Козенюк Валентин

Козенюк Валентин В...

09 12 2019 17:17:13

Оссовская Белла

Оссовская Белла         Искусство — это неиссякаемый источник радости, не удовольствия или наслаждения, а именно радости...

08 12 2019 17:54:39

Масик Владимир

Масик Владимир И...

07 12 2019 5:51:40

Иванов Сергей

Иванов Сергей Прянишникова, Е...

06 12 2019 4:25:35

Бакшеев Василий

Бакшеев Василий , В...

05 12 2019 8:53:12

Марке Альберт

Марке Альберт Наводнение в Париже...

04 12 2019 19:31:35

Чеботарёв Владимир

Чеботарёв Владимир Так или иначе, последний бокал шампанского и устрицы упомянуты почти в каждой публикации, появляющейся в немецкой прессе в связи со 150-летием со дня рождения А...

03 12 2019 0:39:49

Чюрлёнис Микалоюс

Чюрлёнис Микалоюс Из статей Микалоюса Чюрлёниса В культурном развитии каждой нации народное искусство играет огромную роль...

02 12 2019 19:10:28

Нижинский Вацлав

Нижинский Вацлав Она называется « Игра цветов...

01 12 2019 4:41:55

Фризенгоф Наталья

Фризенгоф Наталья С...

30 11 2019 5:33:13

Харченко Борис

Харченко Борис Ефремова...

29 11 2019 0:21:21

Чиндяйкин Николай

Чиндяйкин Николай Снялся в более чем в 80-ти фильмах...

28 11 2019 1:57:15

Худяков Василий

Мы помним его в образе степенного неторопливого живописца, когда он красиво и достойно двигаясь по мастерской, заботливо участвовал в творческой судьбе своих учеников...

27 11 2019 16:18:57

Кафка Богумил

Кафка Богумил Создал много скульптур, бюстов, статуй, памятников известным людям Чехии...

26 11 2019 6:29:22

Соснина Марина

Соснина Марина Она садится за стол напротив...

25 11 2019 18:46:16

Конокотина Светлана

Конокотина Светлана Эстафета времени...

24 11 2019 20:37:38

Образцова Елена

Образцова Елена И вместе со всеми рисующими мальчишками и девчонками со всего света принять участие в конкурсе, и не простом — всемирном...

23 11 2019 8:38:17

Бабкина Ульяна

Бабкина Ульяна 2017 | Автор: admin Бабкина Ульяна Ивановна (1888-1977) — народная мастерица из под Каргополя...

22 11 2019 3:27:17

Николаев Сергей

Николаев Сергей Прогуливаясь вдоль клеток с дикими животными, именинник загляделся на огромного красавца льва, и ему захотелось подразнить и погладить гордого хищника...

21 11 2019 12:37:49

Корин Огата

Корин Огата Именно поэтому ее отзвуками наполнено и творчество Корина...

20 11 2019 10:49:23

Мощевитина Надежда

Мощевитина Надежда Простые и одновременно значительные...

19 11 2019 11:50:34

Бриммер Николай

Бриммер Николай Иллюстрация к повести Н...

18 11 2019 17:53:32

Бальдунг Ханс

Бальдунг Ханс Его посещали видения, которые художник в срочном порядке зарисовывал...

17 11 2019 19:37:41

Курбе Гюстав

Курбе Гюстав   Считается одним из основателей реализма в живописи...

16 11 2019 18:50:10

Колдер Александр

Колдер Александр Через восемь лет он уедет отсюда известным скульптором...

15 11 2019 0:39:46

Мясоедов Григорий

Мясоедов Григорий Паньково Орловской области...

14 11 2019 4:31:23

Мельников Константин

Мельников Константин Мельников 22 июля 1990 года одному из величайших архитекторов двадцатого столетия, Константину Степановичу Мельникову, исполнилось бы сто лет...

13 11 2019 17:49:51

Варнек Александр

Варнек Александр Щукина, Дуайена...

12 11 2019 21:56:19

Соломин Николай

Соломин  Николай Сурикова...

11 11 2019 1:32:47

Тиховодов Александр

Тиховодов Александр А женившись на ней, сам написал уже двести ее портретов...

10 11 2019 20:53:37

Воронихин Андрей

Воронихин Андрей Баженова и М...

09 11 2019 2:28:27

Опиц Георг

Опиц Георг 190 Л Е Т назад к стенам Парижа подошли войска антинаполеоновской коалиции...

08 11 2019 14:14:21

Смирнов Олег

Смирнов Олег Его же можно было увидеть и на « Музейном пикнике»...

07 11 2019 1:55:48

Феллини Федерико

Феллини Федерико На выставке покажут рисунки костюмов и декораций к фильмам...

06 11 2019 16:44:39

Таррелл Джеймс

Таррелл Джеймс Для новой экспозиции в « Гараже» пришлось практически выстроить музей в музее...

05 11 2019 16:46:19

Пименов Юрий

Пименов Юрий С « Искусства интриги» началась наша дружба — многолетняя и верная, человеческая и творческая,— дружба, которую можно считать большим выпавшим на твою долю счастьем...

04 11 2019 9:55:40

Кэтлин Джордж

Кэтлин Джордж Многочисленные племена, жившие на северо-западном побережье континента, занимались рыболовством и морской охотой...

03 11 2019 16:41:30

Матвеев Фёдор

Матвеев Фёдор По окончании постройки игры на его арене не прекращались ровно сто дней...

02 11 2019 12:36:27

Варнашов Вячеслав

Варнашов Вячеслав К...

01 11 2019 16:38:49

Кукколос Дмитрий

Кукколос Дмитрий Кинолента — большая часть жизни актёра, а голуби — птицы, которых он любил...

31 10 2019 10:29:43

Мотти Джанни

Мотти Джанни По замыслу Мотти, его экспонат Mani Pulite (« Чистые руки») символизирует оппозицию коррупции и мафии в Италии, а также выражает его личное мнение относительно политики Берлускони...

30 10 2019 23:35:11

Тихомиров Александр

Тихомиров Александр Бывают не очень хорошие выставки хороших художников...

29 10 2019 8:15:15

Химмат Эзеддин

Химмат Эзеддин Произведения мастера наполнены ощущением свежести и непосредственности восприятия, идущими от жизненных наблюдений...

28 10 2019 13:17:11

Лаптев Алексей

Лаптев Алексей Рерберга, Н...

27 10 2019 7:51:46

Комов Олег

Комов Олег Потом в Суриковском институте у Н...

26 10 2019 21:34:32

Очиров Цырен-Намжил

Очиров Цырен-Намжил Незадолго до своей кончины в родном Могсохоге скромный учитель местной школы Цырен- Намжил Очирович Очиров сделал последний рисунок...

25 10 2019 2:54:27

Халиль Али

Халиль Али В рисунках тушью   Али Халиля присутсвует острое чувство современности...

24 10 2019 17:38:59

Венето Бартоломео

Венето Бартоломео Для художника Лукреция Борджна была не дочерью папы, а просто моделью...

23 10 2019 2:13:35

Юношева Римма

Юношева Римма Работала главным художником Петербургского цирка...

22 10 2019 11:48:13

Меринов Сергей

Меринов Сергей С мокшанского « Куйгорож» вернее всего перевести как «змеесова»...

21 10 2019 5:21:33

Воробьёв Евгений

Воробьёв Евгений Ни художником, ни тем более скульптором Евгений становиться не собирался...

20 10 2019 21:20:59

Киселёва Татьяна

Киселёва Татьяна Её работы — пейзажи, портреты современников, картины из жизни родного города, миниатюры на православные сюжеты или сцены исторических событий, выполненные маслом, акварелью или в технике линогравюры, — говорят о необыкновенном даровании этой хрупкой женщины...

19 10 2019 22:37:14

Клакачева Елена

Клакачева Елена Художник Е...

18 10 2019 1:15:21

Фьюме Сальваторе

Фьюме Сальваторе Он и в самом деле был благодарен всем, кто помогал устраивать выставку, поздравил с ее открытием, произнес слова любви и признательности...

17 10 2019 2:32:13

Чекановский Александр

Чекановский Александр И что, несомненно, будет определять характер ее в будущем!...

16 10 2019 19:27:37

Молинари Александр

Молинари Александр был знаменитым художником портретистом в миниатюре...

15 10 2019 6:32:32

Мечев Мюд

Мечев Мюд Он -участник более 50 персональных выставок в России и за рубежом, прежде всего в Финляндии, где он награжден большой серебряной медалью правительства...

14 10 2019 15:18:11

Король Анна

Король Анна Работает в соавторстве с Н...

13 10 2019 15:24:14

Ткаченко Юрий

Ткаченко Юрий Мейерхольду во дворе Музея сценического искусства им...

12 10 2019 3:47:53

Кент Рокуэлл

Кент Рокуэлл         Кроме почтовой марки « Авиа» с изображением самолета, на конверте наклеена еще одна — особая...

11 10 2019 5:59:14

Чаусов Василий

Чаусов Василий Занимается плакатом, журнальной и книжной иллюстрацией, карикатурой...

10 10 2019 16:55:25

Шампань Филипп де

Шампань Филипп де После смерти Дюшена становится придворным художником при дворе королевы Марии Медичи...

09 10 2019 16:52:53

Филипповский Григорий

Филипповский Григорий Преподавателями были А...

08 10 2019 18:56:58

Анискин Михаил

Каждая из них имеет размер 70 на 90 мкм (1 микрометр = 0,001 миллиметра)...

07 10 2019 23:10:30

Васнецов Андрей

Васнецов Андрей Монументальные декоративно-скульптурные композиции « Транспорт»...

06 10 2019 1:51:48

Фёдоров Н.

Фёдоров Н. Душой московской балетной сцены 30—40-х годов XIX века была Е...

05 10 2019 14:15:21

Тинторетто

Тинторетто Творчество Тинторетто завершило период позднего Возрождения и отразило его трагические противоречия: закат славы Венеции, крушение веры в незыблемость гуманистических идеалов...

04 10 2019 1:47:29

Серанжели Джоакино

Серанжели Джоакино   В обнародованном же договоре Наполеон шёл на уступки Александру...

03 10 2019 2:28:43

Курнин Георгий

Курнин Георгий С тридцати шести лет жил в Сочи...

02 10 2019 4:35:30

Алиханов Расул

Алиханов Расул После войны обучал  в Кубачинской школе Ф З О детей искусству златокузнеца, ювелира, гравёра...

01 10 2019 1:46:30

Шварцман Михаил

Шварцман Михаил Честно говоря, напоминают они скрижали неведомой религии, коей имя — «иератизм» (от греч...

30 09 2019 3:30:26

Попова Елена

Попова Елена — Когда я еще ходила в детский сад, по дороге домой я как-то сказала маме, что буду всемирно известной художницей...

29 09 2019 11:14:19

Огата Корин

Огата Корин Ирисы...

28 09 2019 8:52:15

Чекашов Василий

Чекашов Василий           Р Е Д К И Й С Л У Ч А Й: П О- Н А С Т О Я Щ Е М У Т А Л А Н Т Л И В Ы Й Ч Е Л О В Е К В А С И Л И Й Ч Е К А Ш О В З А Р А Б А Т Ы В А Е Т С П О М О Щ Ь Ю В К У С А Помните, есть у « Браво» такая старая песенка: « Конечно, Вася...

27 09 2019 7:52:15

Шарангович Василий

Шарангович Василий занимался литографией...

26 09 2019 17:55:57

Харламов Сергей

Харламов Сергей Козлинского, В...

25 09 2019 12:36:13

Еще:
Художники -1 :: Художники -2 :: Художники -3 :: Художники -4 :: Художники -5 :: Художники -6 ::

Человек увлекался изобразительным искусством с древнейших времен. И только изобретение фотоаппарата пошатнуло позиции изобразительного искусства, как важнейшего для нас из всех искусств. А появление фотошопа ознаменовало конец эры художников в традиционном понимании.