Я художник, я так вижу!    

Лентулов Аристарх

29.01.2014 | Автор: admin

Лентулов Аристарх Васильевич (1882-1943) — русский советский художник — авангардист, театральный художник. Преподаватель Суриковского художественного института.

«Пришельцем из Пензы, кряжистым русаком, крупным, плечистым, с раскатистым голосом и широким жестом, с воспитанием семинариста-бурсака и манерами волжского ушуйника — таким вошёл в искусство 20-го века один из «коноводов» и организаторов «Бубнового валета», известный в дальнейшем советский художник, профессор живописи А.В.Лентулов.

«Бубново-валетцам»  очень многое хотелось преодолеть. И зависимость живописи от литературы, наблюдавшуюся у передвижников, и вялость и камерность „Мира искусства», и утрату самодовлеющей ценности цвета и иллюзионизм импрессионистов, и, конечно же, бездушие академизма и пошлость мещанских вкусов. Отсюда —как вызов—такое озорное название общества и вызывающий характер выставок.

 

Нижний Новгород. Кремль.   1915  год.

Интересно и решительно преобразился архитектурный городской пейзаж в творчестве очень оригинального мастера, „бубнововалетца» — Аристарха Васильевича Лентулова . Особенно большие возможности для его поисков предоставляло ему древнерусское зодчество с его прихотливостью, живописностью, подчиненными строгой конструктивной схеме. Искусство Лентулова полно внутренней взволнованности, смещенное пространство, сдвинутые объемы эмоционально действуют на зрителя, рождая в нем беспокойство. У Лентулова есть картина под названием „Звон», и все его архитектурные пейзажи пронизаны этим колокольным гулом, в них чувствуется дрогнувшее от удара в колокол пространство. Такое тревожное, набатное состояние было характерно для русской жизни тех суровых военных, предреволюционных лет.

Уроженец Пензенской губернии, Лентулов начинал своё художественное образование в только что созданном художественном училище им. Селивёрстова, куда он поступил вместе с братом Борисом в 1898 году. Здесь же в Пензе в 1908 году состоялась и его первая персональная выставка. Пятнадцать работ Лентулова, хранящихся в галерее и относящихся к различным периодам его творческой деятельности, позволяют наглядно проследить эволюцию мастера.

                                                                                               Портрет Н.А.Соловьёва.   1908 год.

Не без влияния французских импрессионистов был создан чрезвычайно интересный портрет Н.А.Соловьёва, написанный, по словам дочери художника, в пригороде Пензы. В этой картине, несколько выпадающей из общего строя лентуловских произведений предреволюционного периода, художник продемонстрировал тонкое чувство цвета, проникновение в психологическое состояние модели, смелость и артисцизм исполнения. С подчёркнутой простотой и непринуждённостью решена и композиция портрет

                                                                                                          Эмигрантка.

                                                                                    Москва. Страстная площадь.

В канун 80-летия галереи в дар от М.А.Лентуловой поступил большой «Автопортрет» её отца и чудесный «Пейзаж».

 

Аристарх Лентулов (1882—1943) прожил жизнь, полную страстей и дерзаний. Острых конфликтов, трагедий, утонченного изящества, удали и озорства. Клокочущая жизненная стихия навсегда осталась в его работах как величина постоянная и заразительная. Это особенно очевидно выявилось на самой большой выставке Лентулова, состоявшейся в Москве в Центральном Доме художника на Крымской набережной в конце 1987 —начале 1988 года. Если бы художник был жив, ему бы исполнилось сто шесть лет. Свыше четырехсот произведений мастера еще раз подтвердили весомость его вклада в русское искусство, во всю мощь показали громадный талант живописца.

Автопортрет.   1915 год.

Когда-то живопись Лентулова считали подражательно-французской. Что ж, он любил Францию, любил искусство мастеров, которые жили и работали в Париже, дружил в молодые годы с Леже, Дереном, Пикассо, но художником-то он был очень русским, самобытным, неповторимым.

Молодой Гоголь однажды написал в письме: «До сих пор я был счастлив, но ежели счастие состоит в -ом, чтобы быть довольну своим состоянием, то не совсем». Я уверен, что Лентулов был в своем творчестве счастлив совсем. В нем всегда жила какая-то необъяснимая, полнокровная, чисто российская жизненная стихия. Таким он и предстает со своего широко известного «Автопортрета», написанного в 1915 году. Лентулову было тогда 33 года, и он был уже знаменит. Ему с удовольствием надписывали свои книги Сергей Есенин и Василий Кеменский. Он дружил с Маяковским, Волошиным, Алексеем Толстым. Художник входил в сообщество первоклассных русских талантов, составивших «Бубновый валет», — Кончаловский, Машков, Куприн, Фальк. Рождественский, Ларионов, Гончарова, Осмеркин. Вполне возможно, что перестройка в отечественном искусстве началась с расцветом этой плеяды мастеров.

«…Мы с Ларионовым долго и мучительно придумывали целый ряд названий, символизирующих цели нашего общества… наконец, решили назвать его «Бубновый валет»… Я сам, проавтор этого названия, долго колебался и волновался, пока более решительные товарищи не взяли верх, и название быстро привилось». Дочь художника, Марианна Аристарховна, добавляет к этому свидетельству уточнение: в русских гадальных картах бубновый валет символизирует молодость, горячую кровь…

С «Автопортрета» на нас смотрит этакий былинный богатырь, взгляд у него самоуверенный до предела и даже нагловатый. Походит он на зазывалу из ярмарочного балагана. Есенин называл своего друга «великая Лентулиада». Вот такую «Лен-тулиаду» мы и видим в этом портрете. Громадный человек с фиолетовой лапищей, а над ним мерцают во Вселенной звезды, которые отзываются и на одежде, очень напоминающей расшитую золотом церковную ризу. И даже в этой детали нет ничего случайного— ведь в большом искусстве никогда не бывает случайностей, они бывают в искусстве мещанском, мелочном, корыстном, угодливом. У Лентулова в работах не было мелочности. Все у него притягивало и поражало размахом — ого-го! «Какой блестящий чисто русский художник», — восхищался Грабарь. И он был прав.

Лентулов родился в семье сельского священника в Нижнем Ломове Пензенской губернии. Учился в духовном училище и духовной семинарии. Потом поступил в Пензенское художественное училище, бросил его, уехал в Киев, там продолжал учиться. Снова приехал в Пензу, продолжил занятия. В 1907 году впервые принял участие в выставке пензенских художников. Затем уезжает в Петербург, здесь занимается в студии Д. Кардовского. Самые элементарные навыки ремесла мог получить Лентулов у своих учителей—в Пензе у передвижника Савицкого и иллюстратора Афанасьева, в Киеве — у В. Менка и Н. Пимоненко. Нужно было искать свой стиль, метод, прием, «угол атаки». По типу натуры и бурного темперамента всему, чему учили Лентулова, он передавал свой ток крови. Впитывал все быстро, а на холст проливался краской по-своему. Неповторимо. Его руку всюду узнаешь.

Биография и судьба того или иного мастера — чистота его помыслов, сила души, твердость шага к намеченной цели… Все это составляет живую, многогранную личность мастера, творца. Когда знаком с художником, бываешь у него в Мастерской, разговариваешь, видишь начала и концы, наблюдаешь за самим процессом работы — личность человека, его кредо, привычки, духовный облик, внешность, манера говорить складываются в определенную модель. Иное дело, когда эту же модель нужно реконструировать по произведениям. Тут ведь не смутные неразборчивые письмена. Вместе они составляют довольно четкий, ясный, богатый подробностями портрет человека. Ты видишь, как он шел, как добивался побед, боролся с косностью, застоем, тупостью и пошлостью, страдал за правду, за выявление истины. Как он хотел понять и познать действительность, показать ее другим в своем прочтении. Своим стилем.

У Лентулова, скажем так, стиль был не традиционный. По природе Аристарх Васильевич — вечно беспокойный экспериментатор. Он проводил свои живописные опыты в каждой работе. Наш почтенный знаток этого периода русской культуры Д. В. Сарабьянов называет подобное «бубнововалетовским озорством». Очень точно сказано, ибо ясно вполне, что иной способ работы был чужд Лентулову, ему бы очень быстро наскучило жевать и мямлить, ныть и нудить, держать в руках кисть и думать о предстоящих доходах. Нет этого в его картинах. Они промыты. Чисты. В них не только широкий художественный жест, свобода и звучность. В них задор, эпатаж, свист в два пальца. И вместе с тем — утверждение чистоты идеала. Звучная живопись. Вот «Синий кувшин и фрукты» или другой натюрморт — «Самовар». 1913 год.

Самовар. Натюрморт.   1913 год.

Никаких рамок, предписаний, традиций. Декоративная, ковровая раскладка цвета. Зеленое, красное, белое, фиолетовое, голубое. Излюбленные краски наших иконописцев. Это храмовая живопись, помноженная на живое сердце художника. На то, что мы теперь называем его активной позицией.

Чемоданы.   Натюрморт.   1910 год.

Астры.   1938 год.

Есть тут экспрессионизм? Есть. Использован опыт кубизма?  Да. Учтен примитив русского лубка? Безусловно! И все вместе — радостная находка самого художника, именно художника Лентулова. Его кредо. Ему он не изменит ни за что, хоть режь его на куски.

Вот в это-то время Лентулов и отправляется в Париж. Поглядеть, поучиться, себя показать, а больше на других посмотреть. «Русский кубист» остро нуждается в ознакомлении с лучшими образцами французской и итальянской школы. 1913 год становится в жизни Лентулова переломным. Он ‘приступает к работе над огромными архитектурными панно. Изучает новый способ кладки красочного слоя. До этого он посетил Вену, Цюрих, был в Италии… В Москве участвовал в большом и горячем диспуте о современном искусстве в пользу общества «Бубновый валет». Этот диспут проводился в аудитории Политехнического музея. Лентулов создает свои панно «Москва» и «Василий Блаженный». Слово и дело идут рядом.

Василий Блаженный.   1913 год.

Лентулов с большой радостью, с каким-то особенным языческим чувством пишет солнце и звезды. Его краски как бы материализуют свет. Свет, падающий на поверхность предметов, всегда волновал художников. «Да будет свет!» — эту формулу великий Леонардо разрабатывал подробно на многих страницах своих трудов, уточняя, как нужно писать блики и рефлексы. В средние века свет был творцом вещей. Живописцы Возрождения доказали, что художник — творец света. «Делай так, чтобы облака отбрасывали свои тени на землю», — призывал Леонардо. Призыв гения был услышан, подхвачен, ибо искусство восприимчиво необычайно. Художники передают эстафетную палочку из рук в руки, тепло одной руки не перестает отдавать тепло руке другого — и посему вполне резонно заключить, что леонардовские облака по-прежнему отбрасывают свои тени на землю.

НижнийНовгород.   1915 год.

Что же до «Бубнового валета» и его эволюции как течения, которое повлияло на все наше искусство так властно, что и многие годы — да что там годы! спустя целые десятилетия — традиция бубнововалетцев оставалась живой. Ее давили, втаптывали в землю, она уходила под почву, пробивала себе дорогу в темноте, а потом снова проступала. Секрет этой живучести заключался в таланте мастеров, которые составляли ядро школы.

Ее обвиняли в слишком большой зависимости от западных течений, от французского фовизма. Была ли такая зависимость? Ровно в той же мере, как русская икона наследовала византийскую. Зависимости не было, но теснейшая связь наблюдалась. Борьба с формализмом велась целенаправленно, все корчевалось, иноземный продукт вытаптывался основательно. Но еще прежде «бубны» устроили как-то любопытную шутку: на одной из своих выставок, где были представлены русские мастера и их французские учителя, они подменили этикетки: под работами русского художника написали «дерен», а под работами Дерена написали фамилию одного из своих. И несколько критиков на такую покупку клюнули. Они резко отрицательно отнеслись к бубнововалстцам, а их коллег из Парижа рьяно хвалили. Мол, те — это здорово, добротно, хорошо, а наши — жалкие эпигоны, лапотники, имитаторы. Смеху и веселья по этому поводу было много. Дерену досталось как следует.

Аристарх Лентулов, как и его единомышленники — Илья Иванович Машков и Петр Петрович Кончаловский, настаивали на том, что их направление несет в себе чисто русские национальные начала, в частности, они даже ссылались на традиции русских вывесок. Машков распалялся не на шутку: «Можно ли смешивать русскую вывеску с какой-нибудь заграничной? То-то. Вот и считайте, что мы обогатили сезаннизм!».

От искусства требовался «зримый, конкретный, осязаемый» реализм. Лентулову это было по душе. Октябрь 1917 года совершенно не изменил его воззрений на искусство. Но вклад художника в дело революционной перестройки мира стал более весомым и значительным.

Посмотрим на события тех лет хроникально.

1917 год — Лентулов вместе с Георгием Якуловым избраны в Художественно- просветительскую комиссию при Московском Совете рабочих депутатов.

1918-й — Лентулов принимает участие в оформлении Москвы к Первомаю. Расписывает вместе с А. Куприным революционное знамя, декорирует фасады Малого и Большого театров. Пишет декорации к постановке скрябинского «Прометея» в Большом, где режиссером был В. И. Немирович-Данченко. Он создает декорации к блоковской «Незнакомке», избран членом коллегии ИЗО Наркомпроса. С этого же года становится профессором ВХУТЕМАСа по кафедре декоративной живописи, работает над декорациями к «Демону» А. Рубинштейна с режиссером А. Я. Таировым.

Затем Лентулов пишет большую серию пейзажей Ново-Иерусалимского монастыря, серию подмосковных пейзажей, городские пейзажи Москвы и множество портретов.

Портрет актрисы.   1919 год.

Во всех работах Аристарха Васильевича Лентулова — напор живописной стихии, во всех — динамика, одна и та же веселость. Не зря его называли самым веселым художником своего поколения. Он стал чаще прибегать к цветовым контрастам, его уже не устраивает плоскостное построение, он ищет новые возможности в ритмике, в пластике, в пространственной логике. Живописные средства мастера тяготеют все больше и больше к сдержанности и лаконизму. Но ощущение воздушной среды, чувственное погружение в нее у Лентулова свое, особенное.

Женский портрет.  Актриса О. В. Гзовская.   1918 год.

Стоит посмотреть подряд его работы: «Актриса О В. Гзовская» 1918 года, «Портрет А. С. Хохловой» 1919 года, «Пейзаж с сухими деревьями и высокими домами» 1920-го, «Пейзаж с деревьями. Четыре ствола» 1922-го, «Московские художники» 1927-го, «Набережная в Ялте» 1932 года — и сразу складывается представление о большом мастере, который знает тайны живописи и хорошо осознает, что совесть — главное орудие художника.

Пейзаж с деревьями. Четыре ствола.    1922 год.

 Все эти работы пронизаны удивительным жизнелюбием. Оно сродни мироощущению танского поэта Ли Бо, который писал:

За сизой дымкою вдали Горит закат.

Гляжу на горные хребты, На водопад.

Летит он с облачных высот

Сквозь горный лес — И кажется:

то Млечный Путь Упал с небес.

Когда я вошел в залы, где была развернута выставка Лентулова, у меня вырвалось невольно: вот это да! Такой сильной, цельной, мощной, полифонической экспозиции давно видеть не приходилось. Работы не мешали друг другу, а, напротив, встречали тебя, сомкнувшись в нерушимый строй. Это было очень праздничное, торжественное, оздоровительное зрелище — выставка Лентулова 1987 года. Я вспомнил рассказ Марианны Аристарховны о том, как к ней в гости приходил как-то Рена-то Гуттузо. Она раскатывала свернутые в рулоны холсты, а итальянская знаменитость, разглядывая залежи лентуловских сокровищ, разводил руками, ползал по полу и возмущался, что все это в рулонах, дома, а не в рамах»и не в музеях. Но время Лентулова пришло. Теперь его выставки шагают по Европе, вызывая восторг и восхищение.

А задолго до этой выставки у Лентулова была другая экспозиция. Она открылась в 1933 году к 25-летию творческой деятельности.

Тогда же в сентябрьской книжке «Нового мира» появилась на нее рецензия А. Эфроса (наши «толстые» журналы сейчас крайне редко позволяют себе такую роскошь), и весьма проницательный критик
и теоретик противопоставил сразу же Михаила Ларионова и Аристарха Лентулова, заметив, что первый истратил себя на манифесты, монологи и споры, создавал теории о том, как надо писать, а второй был все время весельчаком-практиком. Он писал много, писал всюду, выставлялся охотно. Тогда-то, пишет Эфрос, и пустили в ход о замечаньице, что Лентулов — художник несерьезный, а искусство для него — дело совести. Заметим, что для таких сплетен Лентулов основания давал. Во-первых, ч он еще молодым подписался под своей  картиной словами «Великий русский живописец». Во-вторых, в первомайские праздники он размалевал весь Охотный ряд супрематической живописью, а деревья и газон скверов Театральной площади выкрасил в неистовый фиолетовый цвет темперой. Мог бы, скажем, позволить себе эдакое солидный Кончаловский, у которого была к тому времени осанка живописного вождя? Нет, не мог. У Малевича был вид столпника, у Татлина облик великомученика, у Филонова — фигура апостола.  И современник ехидно замечает, что при  виде этих мэтров в зрителях шевелилась и какая-то тайная робость. А на круглом s лентуловском лице расплывалась во всю J ширь добродушнейшая, невинная и лукавая улыбка.

Весьма нежданно в рецензию на персональную выставку, тон которой был благожелательным и мягким, автор вдруг внес нечто, что никак не укладывается в представление об этом тонком и умном критике. Вот что написал А. Эфрос: «Две черты выдвигаются вперед: самое настоящее дарование и самая настоящая несамостоятельность этого дарования. Какой превосходный талант — и какое бабье одеяло этот талант!» Ну и пошло-поехало: у Лентулова-де и легкость мысли необыкновенная, и всеядность тоже необыкновенная, и лоскутное царство, и эклектика, и погремушки, и садится на «измы», как стрекоза, и занимается эквилибристикой кисти, сальто-мортале палитры. Дальше в статье шли уже сплошные строгости, особенно понятные нам теперь, в годы перестройки. Говорилось, что надо покрепче запирать двери от всяких экспериментов, чтобы в искусстве не чадило. Незаметно возникала и военная терминология — наш реализм будет добыт только с бою. Победителями будут те, кто сумеет глубже вглядеться в жизнь. Лучше ее отразить. Иначе-де придется выбывать из искусства совсем…

Еще дальше шел разнос в адрес «неправильных» западных художников: Пикассо невыносим, он бродит по зауми, Дюфи назывался виртуозным кондитером, Руо — творцом чудовищ. Леже, Пауль Клее, Хуан Миро, Бранкузи, Озанфан, Кандинский, Макс Эрнст и Малевич отнесены были к мастерам второго ранга (вроде осетрины второй свежести у Булгакова).

Да, такое было время, оно требовало точности и краткости. «Не хотим больше линейных лабиринтов, объемных схем, цветовой зауми. Хотим огромной жизненности тем, больших вопросов истории, заражающего мастерства форм. Хотим стоять перед современным искусством (чуть ли не навытяжку! — Г. А.), как стоят перед классиками, — волнуясь и любя. Хотим, чтобы картина была сгустком жизнесущей энергии, повестью человеческой борьбы, обобщением дел и дней». Лентулову давались ценные советы — обратиться к советской тематике, сбросить с себя оцепенение, серьезней относиться к героическим темам, к понятию «советский пейзаж», посильно выполнять социальный заказ, избавляться от неубедительной шумливости и нарочитой декоративности. Быть серьезней, не смотреть на заводские трубы, как дикарь на граммофон.
Лентулов критику воспринял, надо думать, в обычной своей манере — неунывающей. Работал в заданном режиме. В следующие за выставкой 1933 и 1934 годы он совершает поездки в Крым и на Кавказ. Продолжает серию своих пейзажей и портретов, все так же ярко и разносторонне воплощая окружающий мир.

«Сухуми. Набережная с пальмами», «Сухуми. Осень», «Залив», «Фикус на зеленом фоне», «Кисловодск. Закат» — в этих работах художник, следуя своим творческим принципам, стремится найти соответствие собственного вдохновения общей объективной живописной форме. Возвратившись из поездок, он пишет картины «Сломка старой Москвы», «Строительство метро на Лубянской площади», «Реконструкция Манежной площади», несколько работ, посвященных метрострою.

Реконструкция Манежной площади.   1932 год.

Трамвай.  Улица Москвы. Этюд.  1909 год.

Лентулов принимал участие в двух больших выставках: «Соцстроительство в советском искусстве» и «Крым и Кавказ — здравницы в СССР». Он стремится идти в ногу с жизнью, хочет добиться того, что от него ждали: чтоб картина была сгустком борьбы, обобщением дел и дней.

В 1934 году художник создает декорации и костюмы к спектаклю «Испанский священник» Д. Флетчера в МХАТ-И (режиссер С. Г. Бирман.) За эту работу Лентулов получает первую’ премию Международного фестиваля искусства театра в Москве. Такое высокое признание еще больше укрепило авторитет мастера. В те годы награды становились гарантией жизни. Лентулов пишет подмосковные пейзажи на даче в Песках, в Хорошеве. Вновь совершает поездки в Днепропетровск, Мариуполь, Донбасс, Тбилиси, собирает богатый материал для подготовки к выставке «Индустрия социализма».

Он активно работает в эти годы в театре. «Благочестивая Марта» Тирсо де Молина в Московском театре имени Ленсовета с режиссером А. Плотниковым, «Дни нашей жизни» Л. Андреева с режиссером Ю. Завадским в Ростове, «Кубанцы» В. Ротко в Ленинградском Большом драматическом театре с режиссером Б. Бабочкиным. Лентулов в этих своих работах вполне самостоятелен, самобытен, созданные им декорации ярки и выразительны. Он охотно прибегает в них к иронии, пародийности, к юмору и гиперболе. И надо отметить, что театральные произведения Ленту-* лова продолжают реализовать романтическую сущность его творчества.

Лентулов умел сочетать большую творческую работу с общественной деятельностью. Он организовал Общество московских художников и стал его председателем. В Общество входили такие видные мастера, как С. Герасимов, И. Грабарь, А. Куприн, Н Крымов, А. Осмеркин, Н. Чернышев, Б. Королев и многие другие художники, произведения которых сыграли свою роль в формировании советского искусства на его новом этапе. Идейно-творческую позицию Общества (сокращенно — ОМХ) выражала декларация: «Опыт истекших лет величайшей революции со всей убедительностью показал, что живопись может и должна развиваться как массовое искусство, как искусство, живущее для масс и черпающее в массах свои творческие силы.

Живопись не созерцание, не статическое «повторение» быта, не пассивно-натуралистическое отображение действительности я не средство только познания этой действительности, а мощное орудие творческого воздействия на мир, орудие активной перестройки жизни».
Вот когда еще наши художники думали о перестройке. Напомню: речь идет о 1928-м, а не о 1988-м! ОМХ объединил тогда бывшие общества «Бубновый валет», «Крыло», «Маковец» и ряд молодых художников.

Помимо задач художественных ОМХ ставил своей целью и задачу нравственную, объявляя борьбу всяческой художественной пошлости — «искусству тупоголовых». Не зря когда-то коллега Лентулова, Наталья Гончарова, утверждала, что художественная пошлость так же неизбежна, как процент преступности на земле, одинакова во все времена и во всяком искусстве.
Мне не довелось знать Аристарха Лентулова, хотя его человеческий облик для меня вполне четок по его картинам. Но я знал многих соратников мастера, таких, как С. Герасимов, Н Чернышев. А. Лабас, А. Тышлер, Ю. Пименов, А. Дейнека. И хочу привести свидетельство моего друга и единомышленника, художника и искусствоведа Владимира Ивановича Костина, познакомившегося с Лентуловым в 1924 году и сблизившегося с ним в 1932-м, когда он был корреспондентом «Комсомольской правды»: «Что для меня было определяющим в этом мастере, который жил и работал в эпоху небывалых революционных сдвигов? Прежде всего — любовь к жизни и сочная красивая живопись. У него ощущались в работах сильные кубистические влияния, но онш поглощались чисто русской праздничной, лубочной декоративностью, звоном ярчайших цветов, вплоть до наклейки на холсты золотой и серебряной фольги, бисера и кусочков тканей».

Лентулов одно время жил с семьей на Волге в Жигулях. Он был очарован красотой волжских просторов. Они были ему сродни. Однажды, — вспоминал Костин, — художник увидел через окно своей квартиры только еще подымающееся солнце. Ему показалось, что оно на какое-то время прикрепилось к кровлям домов, посылая теплые лучи в холодную и влажную синеву погруженного в сон города. Это состояние художник передал с большим темпераментом в картине «Солнце над крышами. Восход». Живописное разрешение на холсте борьбы холодных и теплых цветов становится надолго основной творческой задачей.

Солнце гад Патриаршими прудами. Закат.  1928 год.

И, конечно, своеобразно и сильно проявил себя художник в театре. Им сделаны эскизы к двадцати спектаклям — для Таирова, Станиславского, Бабочкина, Дикого, Завадского и других выдающихся режиссеров. Лентулов — действительно большой талант и истинно русский художник.

Да, большой талант, да, истинно русский художник, — именно это ощутили мы, посмотрев выставку Лентулова в 1987 году. Над истинным талантом время не властно.
В предреволюционную пору своей жизни Лентулов упорно искал аллегории и символы, устойчивые формы, конструкции, язык и стиль, которые могли выразить полноту жизни и переживаний художника. «Гитаристка», «Женщина с гармоникой», «Степан Разин», «Сюжет из балета» — эти работы состоят как бы из отдельных цветовых частей, они взаимодействуют, расходятся и стремятся собраться вновь. Иногда художник так и называл свои работы: «Исследование символического сходства в портрете», «Аллегорическое изображение Отечественной войны», словно подчеркивая экспериментальный характер своих пластических поисков.

Великий Октябрь произвел резкий психологический сдвиг. У многомиллионного народа словно заново открылись глаза, у него появилась новая воля к жизни, к творчеству. Великий художник XX века Сергей Коненков возгласил: «Пришел наконец светлый праздник русского искусства». Перед художниками встали новые задачи — создать образы, близкие духу народа, найти синтезы его настроений, символы его идеалов. При этом художникам была предоставлена полная свобода творить так, как они хотят, преследуя пели и задачи того вида искусства, которому они служат. В декларациях первых революционных лет подчеркивалось, что свобода творчества художников, освобожденных от власти рынка, создаст без сомнения почву чрезвычайно благоприятную для расцвета искусств.

Виднейшие художники протянули народу свои рабочие руки. Среди этих мастеров мы видим А. Архипова и В. Бакшеева, К. Коровина и В. Поленова, К. Юона, И. Репина и Р. Рерберга, А. Рылова, А. Голубкину и А. Матвеева, С. Коненкова, П. Кузнецова, А. Малявина, Н» Касаткина и многих других.

Радостно отдавали себя мастера искусства новой волнующей работе, одухотворенные надеждой, что смогут с полным правом присоединить свой труд к труду Республики.

Красный мост.    1918 год.

Любопытно проследить, как победный цвет революции — красный — доминирует в работах Аристарха Лентулова в годы Ок-
тября: «Пейзаж с красным домом», «Красный мост», «Красные лодки и железнодорожный мост», «Красные стволы», «Пейзаж с красным домом. Аллея». И это не только декларация цвета в названиях работ. Это звенящий и чистый цвет революции в сознании художника, который во весь голос выражает свою радость наступившей новизны жизни. В творчестве Лентулова того  времени наблюдается мощный взлет. Быть  может, таких высот он уже не сможет достигнуть, хотя работать ему еще предстоит  более двадцати лет.

Среди жанровых привязанностей и в эти годы в творчестве Лентулова доминирует пейзаж. Его пейзажные композиции носят характер сложного взаимодействия архитектуры и живой природы, однако теперь художник охотнее и чаще «вытесняет»  архитектуру из пейзажа, насыщая свой мир  лесами, прудами, деревьями, небесами, облаками, солнечными бликами. Лентулов зажигает во вселенной свое творческое солнце: «Закат над крышами», «Закат на Волге», «Вечернее солнце на Волге», «После  полудня», «Закат. Тула». s Это золотое солнце Аристарха Лентулова. Все его творчество — выражение сознания того, что искусство — не роскошь,  а хлеб насущный для людей, ибо только согретая искусством жизнь несет радость делает, человека человеком, дает ему силы,  вселяет надежду на будущее.

Твурской бульвар.  Страстной монастырь.   1917 год.

Улица в Сергиевом Посаде.   1922 год.

На самых первых порах формирования новой социалистической культуры шли ожесточенные споры — каким быть новому искусству, какие традиции нужны, а какие следует отбросить и забыть, нужен ли сезаннизм и кубизм, или необходим совершенно новый пластический язык… Уже тогда было ясно, что вопросы искусства осознаются в новом пролетарском обществе как фактор первостепенного государственного значения, на который обращается особое внимание и особые заботы. Мастера искусства попадают в эпицентр государственного строительства. Проведение в жизнь новых взглядов на вопросы художественной жизни страны отвечало искренним стремлениям творцов создавать летопись народных дел.

Что касается Аристарха Лентулова, то он в целой серии индустриальных пейзажей словно удерживал руку, старался не деформировать реальные формы, ему хотелось передать пафос, ритмы, краски, динамику строительства. Как это получалось — другое дело. Мне кажется, что прежней своей лентуловской выразительности и цветности художник в более поздние годы не достигал, хотя во многих других работах, обращенных к его излюбленным сюжетам, мотивам — пейзажам без индустрии, натюрмортам — мы без промедленья узнаем страстную и горячую руку мастера.

Лентулов со всей искренностью хотел понять и увидеть новое. «Я решил ехать в командировку, — пишет он в статье «Встреча с индустрией» (2 ноября 1935 года),— новая неожиданная картнна предстала моим глазам. В первый же день я жадно набросился на работу… Крупнейшие города, колхозы, совхозы, новые промышленные центры — им нет конца и края. Поистине уйма тем для современного советского художника».

Трубы, промышленные здания, величавость жизни большого порта с судами у причалов, рыбацкие парусники и военные корабли — все это будоражило фантазию художника, рождая в нем живой отклик. Удивительный, горячий темперамент Лентулова словно распирает изнутри его картины. Но, конечно, были темы, которые ему не давались. Были н е  е г о — и разве можно осуждать художника за это? Может ли бас вдруг запеть лирическим тенором?

Один наш хороший писатель нашел емкую формулу нравственной основы творчества. Он сказал, что художник дописывает на холсте, на бумаге то, что написано его жизнью. Жизнь — это первый акт творчества, а во втором акте уже невозможно изменить сюжет и героя, оставаясь естественным, не впадая в риторику. •

В лучших своих созданиях Аристарх Васильевич Лентулов — наш живой современник. Он — один из крупнейших мастеров живописи XX века.

ГРИГОРИЙ АНИСИМОВ



481c6f06 131313

Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Китаева Елена

Китаева Елена Впрочем, Елена Китаева создает не абстрактные штудии про цвет, линии и плоскости, а скульптурные композиции, представляющие пусть и крайне стилизованные, но человеческие фигуры, напоминающие персонажей позднего Малевича, героев спектаклей баухаузовского режиссера и балетмейстера Оскара Шлеммера, превращавшего своих актеров в танцующие скульптуры, а также, по признанию самой художницы, манекеноподобные фигуры с полотен Джорджо Де Кирико, итальянского метафизика и предшественника сюрреализма...

31 03 2020 16:13:36

Осетров Дмитрий

Осетров Дмитрий Работал с С...

30 03 2020 7:33:34

Харис Ренат

Харис Ренат Написал десятки поэм, сотни стихов, либретто...

29 03 2020 10:15:26

Викланд Илон

Викланд Илон   Создавала иллюстрации к произведениям Астрид Линдгрен...

28 03 2020 20:31:14

Веневитинов Дмитрий

Веневитинов Дмитрий Известно, что на протяжении более чем полутора месяцев — с 10 сентября 1826 г...

27 03 2020 3:59:34

Дятлов Борис

С первых же лет самостоятельной творческой жизни выполнял ответственные работы по художественному оформлению крупных объектов народно-хозяйственного и культурного назначения, таких как Нововоронежская А Э С, атомоград Капустин Яр, драматические театры в Караганде и Барнауле, библиотека в Курске и Морской вокзал в Новороссийске, которые получили признание как лучшие образцы современного монументально-декоративного искусства...

26 03 2020 23:21:22

Тарковский Андрей

Тарковский Андрей Ромадина...

25 03 2020 4:13:23

Вербов Михаил

Вербов Михаил Есть они и у нас в стране: портреты художника Ильи Остроухова ( Третьяковская галерея), певца Леонида Собинова (музей Г А Б Т), актера Давыдова ( Театральный музей имени Бахрушина), композитора Александра Гречанинова и профессора Нины Вербовой, сестры художника ( Институт имени Гиесиных)...

24 03 2020 23:57:57

Ведерников Александр

Ведерников Александр Начало осени (а также открытие своего XXII выставочного сезона) галереея « Ковчег» при содействии Третьяковки отметила посвящением уходящему лету с его буйством красок,  теплым синим морем, ароматом цветов и безоблачным небом...

23 03 2020 5:46:52

Кожанов Евгений

Это сделали вчерашние десятиклассники, начитавшиеся всякого литературного хлама...

22 03 2020 4:52:59

Острецов Георгий

Острецов Георгий На Западе комиксная эстетика стала достоянием современного искусства в 1960-е, когда уставшие от высоколобого абстрактного экспрессионизма поп-артисты обратились к простой и энергичной эстетике масскультурных рисованных картинок...

21 03 2020 20:36:12

Фетти Доменико

Фетти Доменико 1623 в Венеции...

20 03 2020 9:52:35

Мункачи Михай

Мункачи Михай начинается с произведений старейших художников Венгрии — Кароя Марко Старшего и Кароя Вроцки...

19 03 2020 21:25:41

Фейербах Ансельм

Фейербах Ансельм Портрет Нанны Ризи...

18 03 2020 4:18:13

Бегалов Давид

Бегалов Давид Мухиной...

17 03 2020 7:27:12

Левек Клод

Левек Клод В уходящем уже сезоне 2009/10 парижане заполучили феерическую мировую премьеру хореографии, музыки и инсталляции в одном спектакле...

16 03 2020 19:25:23

Бай В.Е.

Бай В.Е.     Иллюстрации к фантастическому роману Георгия Гуревича « Темпоград»...

15 03 2020 0:35:27

Калинин А.

Калинин А. Реальная жизнь им интереснее, чем сконструированная...

14 03 2020 7:33:24

Фрам Михаил

Фрам Михаил Ценципера, земляка художника (он родом из города Куйбышева ( Самара)...

13 03 2020 6:44:11

Волков Андрей

Волков Андрей Интерес к художнику, который без малого сорок лет пишет родной город (изредка отвлекаясь на иные города и веси), можно отнести на счет вошедшей в моду ностальгии по недавнему прошлому...

12 03 2020 2:53:53

Ушкова Надежда

Ушкова Надежда веселой, талантливой выставке - Художники России—детям»...

11 03 2020 1:45:30

Молинари Александр

Молинари Александр был знаменитым художником портретистом в миниатюре...

10 03 2020 3:15:23

Оя Альфред

Оя Альфред   Жил и работал в Пензе...

09 03 2020 15:59:38

Вирве Тыну

Вирве Тыну Здесь были представлены многочисленные эскизы декораций к телевизионным фильмам, спектаклям, концертам...

08 03 2020 6:19:47

Клуге Константин

Клуге Константин Там просторная мастерская... Картины Клуге представлены в разных галереях Европы и Америки и в частных собраниях...

07 03 2020 8:34:15

Батони Помпео

Батони Помпео 1708 в Лукке, ум...

06 03 2020 9:24:30

Очиров Цырен-Намжил

Очиров Цырен-Намжил Незадолго до своей кончины в родном Могсохоге скромный учитель местной школы Цырен- Намжил Очирович Очиров сделал последний рисунок...

05 03 2020 15:26:56

Кербель Лев

Кербель Лев Во время Отечественной войны служил фронтовым художником на Северном флоте...

04 03 2020 0:41:29

Коровин Констатин

Коровин Констатин Поленова...

03 03 2020 7:54:14

Пенк А.Р.

Пенк А.Р. Представитель направлений —  « Неофициальное искусство»,  « Новые дикие»...

02 03 2020 7:59:57

Басыров Гариф

Басыров Гариф Долгие годы работал в журнале « Химия и жизнь»...

01 03 2020 4:13:43

Чуйков Иван

Чуйков Иван Мир существует для нас только в языке...

29 02 2020 14:19:48

Филиппов Андрей

Филиппов Андрей Это очередная попытка вдохнуть новую жизнь в депрессивный регион на территории бывшей Г Д Р...

28 02 2020 20:52:47

Колыханова Людмила

Колыханова Людмила Совсем иное дело — освоение ступеней в искусстве...

27 02 2020 10:16:57

Таммсаар Яан

Таммсаар Яан Яан Таммсаар корректен и сдержан в своем подробном рисунке, безупречно точно воспроизводящем исторические реалии...

26 02 2020 4:33:31

Марченко Татьяна

Марченко Татьяна До войны окончила Московское художественное училище Памяти 1905 года...

25 02 2020 7:52:46

Ланге Йозеф

Ланге Йозеф На соседней странице помещен рисунок скрипача, чем-то похожего на юного Моцарта...

24 02 2020 17:35:12

Хадид Заха

Хадид Заха Всемирно признанный архитектор, лауреат Прицкеровской премии на трансформированных плоскостях этой исторической экспозиции разместила свои дизайны рядом с шедеврами — русского авангарда...

23 02 2020 15:35:43

Моран Эдвард

Моран Эдвард Приуроченная к 200-летию установления дипломатических отношений между С Ш А и Россией выставка « Новый Свет...

21 02 2020 3:17:36

Савинов Глеб

Савинов Глеб Учителя Павел Наумов, Михаил Бернштейн, Николай Радлов, Генрих Павловский, Семён Абугов, Александр Осмёркин...

20 02 2020 1:26:40

Войтинская Надежда

Войтинская Надежда Имя Войтинской привлекло к себе внимание сотрудников « Русского музея, в графических фондах которого с 1933 года хранится превосходная серия литографированных портретов деятелей литературы и искусства начала XX века...

19 02 2020 17:56:49

Кульмешкенов Серик

Кульмешкенов Серик Его краткие биографические данные: родился в Целинограде в 1956 году, окончил архитектурный факультет Целиноградского сельскохозяйственного института, работал архитектором в проектном институте...

18 02 2020 12:50:41

Полонская Жозефина

Строго говоря, правы были инициаторы его установки, которые испрашивали у городской думы разрешение установить не памятник, а «фонтан с бюстом Пушкина» И его струи могут истолковываться как угодно...

17 02 2020 6:22:47

Кипренский Орест

Кипренский Орест   Автопортрет...

16 02 2020 5:31:21

Вейдеман Карл

Вейдеман Карл Член А Х Р Р (ассоциация художников революционной России)...

15 02 2020 15:46:13

Соломин Николай

Соломин  Николай Сурикова...

14 02 2020 8:32:39

Михалёв Валентин

Михалёв Валентин В декабре 1957 года в Пекине я присутствовал на церемонии открытия посмертной выставки произведений Ци Байши, где было дставлено 500 его работ...

13 02 2020 10:14:15

Уоллинджер Марк

Белая лошадь на протяжении сотен лет была символом графства кент и используется в эмблеме его местного совета...

12 02 2020 2:15:56

Остроумова-Лебедева Анна

Остроумова-Лебедева Анна В начале XX века как бы заново открывают художники красоту своего Петербурга...

11 02 2020 15:22:13

Пахомов Александр

Пахомов Александр « Золотой дворник» Нет никаких сомнений в том, что премия « Российский коммунальный стандарт» внесет важный вклад в развитие отрасли и послужит более тесному и продуктивному взаимодействию органов власти и местного самоуправления предприятий Ж К Х...

10 02 2020 4:26:30

Купецио Ксения

Купецио Ксения Чистота цвета...

09 02 2020 18:13:27

Суханов Иван

Суханов Иван Н...

08 02 2020 13:39:17

Остроухов Илья

Остроухов Илья Репина, П...

07 02 2020 5:53:29

Шагин Дмитрий

Шагин Дмитрий   Самая народная, самая понятная широкому зрителю, самая популярная группа в области современного искусства « Митьки» появилась в Ленинграде в середине восьмидесятых, перед самой перестройкой...

06 02 2020 23:14:51

Корень Василий

Корень Василий Католический мир торжественно отметил двадцатипятилетие избрания на святой престол Иоанна Павла II...

05 02 2020 4:46:38

Корреджо Антонио де

Корреджо Антонио де Не хочу выходить за пределы той самой страны, где великая мать-природа, дабы не быть уличенной в пристрастии, даровала миру редчайших людей, подобно тем, какими она в течение многих и многих лет украшала Тоскану и в числе коих был Антонио из Корреджо, одаренный отменным и прекраснейшим талантом, живописец своеобразнейший, который владел новой манерой в таком совершенстве, что благодаря природному дарованию и упражнению в своем искусстве он в течение немногих лет сделался редкостным и удивительным художником...

04 02 2020 6:15:10

Вейан Ксавье

Вейан Ксавье Традиционные дворцово-парковые радости, конечно, никуда не делись, но классическое искусство теперь регулярно соседствует там с инсталляциями современных художников...

03 02 2020 20:36:14

Никогосян Николай

Никогосян Николай Это обычный для него отчет преподавателя перед коллегами и учениками, с которым он выступает каждые два-три года...

02 02 2020 23:40:20

Клара Хосе

Клара Хосе Юность...

01 02 2020 21:23:32

Лебедев Евгений

Лебедев Евгений Не величие, не живописность, а именно изящество...

31 01 2020 23:32:49

Коровина Антонина

Коровина Антонина Ощущением присутствия? Радостью узнавания? Нет, все неточно...     Глядишь на работу, изображающую зимнюю улочку в Тарусе, маленьком приокском городке...

30 01 2020 9:21:52

Шамрила Николай

Шамрила Николай Учился в Витебском художественно-графическом училище...

29 01 2020 17:50:32

Шагал Марк

Шагал Марк » Обижался, когда слышал во Франции: « Он кто угодно, только не французский мастер...

28 01 2020 21:11:25

Фоконье Анри ле

Фоконье Анри ле Лорана...

27 01 2020 7:10:29

Каракашев Вилен

Каракашев Вилен Сурикова, учился у М...

26 01 2020 3:20:16

Адор Жан-Пьер

Адор Жан-Пьер Орлову императрицей Екатериной Великой...

25 01 2020 16:34:21

Фешин Николай

Фешин Николай     Когда Илье Репину в 1926 году был задан вопрос, кого из современных художников он считал лучшим, тот назвал Николая Фешина...

24 01 2020 17:28:47

Хаттон Джон

Хаттон Джон Основу экспозиции составят стенды российских и зарубежных декораторов...

23 01 2020 19:27:28

Франклен Огюст

Франклен Огюст Найдено простое композиционное решение, непринуждённое и изящное положение фигуры молодой матери и свободно лежащего на её коленях младенца...

22 01 2020 0:22:41

Клакачева Елена

Клакачева Елена Поистине, нет ничего более талантливого, чем талантливый русский мужик...

21 01 2020 11:21:14

Ганеш Басу

Ганеш Басу         — Я предпочитаю писать большие полотна...

20 01 2020 6:41:25

Тырса Николай

Тырса Николай Потом пеподавал уже в Петроградской Академии художеств...

19 01 2020 3:28:16

Попков Виктор

Попков Виктор Евгений Кибрик поистине классик нашей станковой графики...

18 01 2020 13:24:18

Массейс Ян

Массейс Ян На фоне белого овала скульптуры святых выглядят отрешенно, сурово, словно вопрошают: а что изменилось в мире? божественное слово живо ли в душах лкюей? Алтарь состоит из множества отдельных рельефов, каждый со своим сюжетом...

17 01 2020 21:39:19

Пожидаев Леонид

Пожидаев Леонид К тому же предстанет экранным персонажем, поющим под гитару романс в московском трактире...

16 01 2020 7:46:30

Керимова Елена

Керимова Елена Репина у Мочальского Д...

15 01 2020 10:31:55

Черемных Михаил

Черемных Михаил Без рисунков Черемныха нельзя представить себе историю журнала « Крокодил» и других сатирических изданий...

14 01 2020 15:17:23

Крылов Алексей

Крылов Алексей Карандашом и бумагой отвлекал его приходящий с ночной смены отец...

13 01 2020 10:58:40

Барилли Антонио

Барилли Антонио Долгое время вставки из древесины служили лишь вспомогательными элементами...

12 01 2020 19:10:52

Каммерихс Клаус

Каммерихс Клаус На обратной стороне памятника — старый больной Бетховен...

11 01 2020 10:34:14

Козлов Гавриил

Козлов Гавриил Предметы из Орловского сервиза...

10 01 2020 12:48:45

Чекановский Александр

Чекановский Александр И что, несомненно, будет определять характер ее в будущем!...

09 01 2020 19:54:14

Ткачёвы Алексей и Сергей

Ткачёвы Алексей и Сергей Старшему, Сергею Петровичу 75 лет...

08 01 2020 23:33:28

Власов Дмитрий

Власов Дмитрий Однако феминистически настроенным гражданкам радо- ваться не стоит: название лишь констатирует факт естественности матриархата для искусства...

07 01 2020 3:28:58

Херст Дэмьен

Херст Дэмьен Самый богатый современный художник, прославившийся инсталляциями с разрезанными тушами животных в аквариумах с формальдегидом, не так давно заявил, что отныне будет заниматься только живописью и графикой классического формата, что и подтверждает его последний проект...

06 01 2020 7:43:44

Богачев Михаил

Богачев Михаил В этих чудесах все двоится и троится, видоизменяясь и перетекая, пейзажи дробятся цветными осколками, словно преисподняя от перенаселения вспучилась, выпуская всякую мелкую нечисть...

05 01 2020 17:14:16

Халиль Али

Халиль Али Защитим Родину...

04 01 2020 15:47:23

Савинов Глеб

Савинов Глеб   Учился в Ленинградском институте живописи скульптуры архитектуры...

03 01 2020 21:19:22

Уткин Николай

Уткин Николай                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            Б...

02 01 2020 12:58:22

Пономарёв Николай

Пономарёв Николай На переправе...

01 01 2020 8:30:47

Калло Жак

Калло Жак Теперь перед зрителем монографическое, так сказать, свидетельство того, как богаты шедеврами закрома музея...

31 12 2019 10:55:35

Сергеев Юрий

Сергеев Юрий Иванов, Рябушкин, Васнецов, Ге, Нестеров, Корин, Глазунов — пальцев на руке хватит, чтобы перечесть...

30 12 2019 4:47:30

Халецкая Софья

Халецкая Софья И это при том, что она 54 года была прикована к постели...

29 12 2019 6:45:53

Дмитриев Владимир

Дмитриев Владимир Работал художником в театрах Москвы и Ленинграда...

28 12 2019 15:52:22

Панкратов Иван

Панкратов Иван Да, это можно понять...

27 12 2019 14:18:55

Красаускас Стасис

Красаускас Стасис Создавал станковые гравюры, иллюстрации...

26 12 2019 7:54:10

Фукуда Сигео

Фукуда Сигео Это было наше!   Да-да, родное и близкое, в особенности то, что касалось рекламы, торговли... Плакаты, сделанные художниками по заказу торговых домов, железнодорожных компаний и ювелирных магазинов, казалось, не были связаны с объектами рекламы, не навязывали раздражающих голодный глаз лаковых автомобилей, сияющих флаконов и искрящихся мехов, а с философичной проникновенностью звали задуматься, поразмыслить, чисто по-русски порефлексировать и по-эсэнговски потусоваться...

25 12 2019 10:35:48

Келер Мария

Келер Мария Это композиция, получившая название « Мадонна с младенцем», размещена на стене студии звукозаписи The Premises Studio, где записывали свои композиции Эми Уайнхаус, Эл Грин, Нина Симон и, конечно, сам Майкл...

24 12 2019 16:30:57

Ким Донг

Ким Донг Работа художника Ким Донга по манере исполнения напоминает кисть французского мастера Фернана Леже...

23 12 2019 22:55:56

Филонов Павел

Филонов Павел Сытые разнежены и сочувствующи, голодный собран и напряжен...

22 12 2019 4:23:26

Кукрыниксы

Кукрыниксы Н...

21 12 2019 22:46:22

Воронихин Андрей

Воронихин Андрей Обнаружив большую склонность к архитектуре, учился у В...

20 12 2019 10:54:59

Корсакова Александра

Корсакова Александра Сделала циклы работ к произведениям Достоевского, Булгакова, Цветаевой, Бодлера, Хлебникова, Татлина, Клюева, Высоцкого и других...

19 12 2019 20:17:45

Кунин Борис

Кунин Борис Трон для Шута...

18 12 2019 17:50:37

Неменова Герта

Неменова Герта Училась в Париже у Фернана Леже...

17 12 2019 23:30:45

Харламов Сергей

Харламов Сергей Козлинского, В...

16 12 2019 21:45:39

Бернаскони Борис

Бернаскони Борис Плеханова...

15 12 2019 21:16:15

Глебова Татьяна

Глебова Татьяна Родом из Санкт- Петербурга...

14 12 2019 15:51:36

Шалаев Алексей

Да, баньки все разные у тихих речек, прудов...

13 12 2019 14:48:31

Копейкин Николай

Копейкин Николай Лидер общества « Колдовские художники»...

12 12 2019 12:58:45

Ващенко Юрий

Ващенко Юрий Пока производственники учили будущих художников-конструкторов столярному и слесарному делу, по соседству художники-реакционеры обучали советскую художественную молодежь живописи, рисунку и печатней графике...

11 12 2019 20:56:31

Бобров Александр

Бобров Александр     Гигантское граффити нарисовал пензяк на санатории Перми...

10 12 2019 2:28:25

Селиванов Иван

Селиванов Иван       Автопортрет с голубыми глазами...

09 12 2019 2:21:33

Поплилов Александр

Поплилов Александр « Восстание показало всему миру, что народ, способный на такое большое историческое дело, имеющий таких героическкх и самоотверженных сынов, которые предпочли быть перебитыми озверевшими палачами, но остались’ верны своим идеям и убеждениям, делу своего народа, и которые, умирая на виселицах’ и под пулеметным огнем восклицали: « Да здравствует народная свобода, да здравствует революция, да здравствует коммунизм!» — такой народ не погибает, нет на свете силы, которая была бы в состоянии уничтожить его»...

08 12 2019 19:57:23

Хлебникова Вера

Хлебникова Вера   Город Казань...

07 12 2019 8:56:44

Миллер Николай

Миллер Николай В 1948 году его арестовали и реабилитировали в 1956-м...

06 12 2019 1:51:29

Мочалов Владимир

Мочалов Владимир Свыше четверти века бороздит акваторию Балтийско- Онежского пароходства маленький трудяга — агиттеплоход « Спутник»...

05 12 2019 16:46:36

Базиль Фредерик

Базиль Фредерик   1870 год...

04 12 2019 18:29:27

Веневитинов Дмитрий

Веневитинов Дмитрий Постоянными были их встречи у общих знакомых... Главное, что особенно их сблизило,— это стремление отдать все силы отечественной литературе, способствовать росту ее содержательности, философской полноты...

03 12 2019 7:10:16

Перро Доминик

Перро Доминик Французы, например, благоговеют при упоминании фамилии Перро, как мы при упоминании имен Ломоносова или Пушкина Чего стоят два брата Перро - Клод и Шарль — ровесники и соратники «короля-солнца» Людовика XIV...

02 12 2019 17:37:15

Бгажноков Заурбек

Бгажноков Заурбек Иллюстрации к однотомнику Али Асхадовича Шогенцукова (1900-1941) — основоположника кабардинской советской литературы...

01 12 2019 10:30:11

Мельников Константин

Мельников Константин Мельников 22 июля 1990 года одному из величайших архитекторов двадцатого столетия, Константину Степановичу Мельникову, исполнилось бы сто лет...

30 11 2019 20:36:30

Харченко Борис

Харченко Борис Ефремова...

29 11 2019 4:42:42

Вельде Анри ван де

Вельде Анри ван де В юности ван де Вельде стал ярым приверженцем авангардного искусства...

28 11 2019 15:32:40

Менделевич Исаак

Менделевич Исаак Чкалову в Нижнем Новгороде...

27 11 2019 22:51:36

Гришко Юрий

Гришко Юрий Учился у Э...

26 11 2019 14:54:28

Врубели Сергей и Ян

В завязавшейся потасовке мужчина получил черепно-мозговую травму, а дочь Маргарита Манукян схватила кухонный нож и несколько раз ударила им одного из нападавших, после чего преступники бежали...

25 11 2019 0:38:14

Когоут Николай

Когоут Николай Родом из Симбирской губернии...

24 11 2019 13:27:33

Константинов Фёдор

Константинов Фёдор Истомина, Л...

23 11 2019 21:43:34

Сизых Наталья

Сизых Наталья Андерсена...

22 11 2019 0:29:11

Оффенгенден Иосиф

Оффенгенден Иосиф Вот она: « Знал тебя 20 лет и все-таки, оказывается, не знал по-настоящему...» Фразу эту, в которой и восхищение и удивление одновременно, могли бы повторить, вероятно, многие посетители выставки, сделавшие тесными и без того узкие коридоры « Юности»...

21 11 2019 3:51:32

Манизер Матвей

Манизер Матвей Здесь обрели постоянную прописку и парашютистка Д О С А А Ф, и пограничник с собакой, и хлебороб-механизатор, и студентка с книгой... Всего бронзовых фигур — 76...

20 11 2019 4:44:58

Конкин Владимир

Конкин Владимир   На его счету 49 киноролей, в таких фильмах, как « Марина», « Побег из дворца», « Отцы и дети», « Романовы — венценосная семья», « Принцесса на бобах», « Бульварный роман», « Аты-баты, шли солдаты», « Сармат», « Романс о влюблённых», « Последняя осень», « Чёрный океан» и другие...

19 11 2019 14:53:41

Фальк Роберт

Фальк Роберт Дудина...

18 11 2019 5:36:14

Мясоедов Григорий

Мясоедов Григорий Паньково Орловской области...

17 11 2019 20:32:55

Степанов Алексей

Степанов Алексей       Этот блокнот и эти рисунки принадлежат русскому парню Алексею Степанову, уроженцу города Иванова, экономисту по специальности...

16 11 2019 9:13:50

Винтерхальтен Франц

Винтерхальтен Франц Необладавшая особенной привлекательностью, она имела сильный, жесткий характер и, по ее же словам, «... в ее слабом и хрупком теле, было поистине королевское сердце!...» « Веселая Елисавет» — так называли русскую императрицу, дочь Петра I, двадцать лет продолжавшую политику своего Великого отца...

15 11 2019 17:14:28

Карнаухов Леонид

Карнаухов Леонид Леонид прошел войну, как говорится, «от звонка до звонка» — и вернулся...

14 11 2019 20:41:46

Перельман Виктор

Перельман Виктор Работал в Саратове, потом в Москве...

13 11 2019 7:37:29

Чохов Андрей

Чохов Андрей А остановишься — и заглядишься! И не только необычайные размеры ее поражают, а более даже — та великая любовь к металлу, то тонкое ощущение всех его свойств и то знание его гордого и независимого характера — ведь есть в металле характер! — которые и позволили художнику создать такое чудо, подобного которому не было и нет ни в одном государстве...

12 11 2019 19:39:49

Хроменков Владимир

Хроменков Владимир Преподаёт в детской художественной школе г...

11 11 2019 19:46:41

Керимова Тамара

Керимова Тамара И вышивальщица, исполняющая узор гладью или крестиком, использует приемы, известные еще сто лет назад...

10 11 2019 6:56:26

Сверчков Николай

Сверчков Николай   1851 год...

09 11 2019 6:36:20

Киселёв Виктор

Киселёв Виктор « Во всем, что я захотел бы сказать о Викторе Васильевиче Киселеве, я не могу избежать той личной окраски, какая совершенно естественна, если знаешь человека не одно десятилетие...

08 11 2019 21:49:46

Вишняков Олег

Вишняков Олег И...

07 11 2019 22:41:19

Купецкий Ян

Купецкий Ян Семья будущего художника принадлежащая к «чешско-братской церкви» (разновидности национального протестантизма), была вынуждена покинуть католическую Прагу и обосноваться в словацком городке Пезинок...

06 11 2019 20:10:22

Кошкин Евгений

Кошкин Евгений Сейчас работает зам...

05 11 2019 16:47:27

Каштанов Александр

Каштанов Александр   Пишет Север, Карелию На Валааме...

04 11 2019 1:39:59

Омельченко Анатолий

Омельченко Анатолий Точнее не скажешь...

03 11 2019 18:55:36

Еще:
Художники -1 :: Художники -2 :: Художники -3 :: Художники -4 :: Художники -5 :: Художники -6 ::

Человек увлекался изобразительным искусством с древнейших времен. И только изобретение фотоаппарата пошатнуло позиции изобразительного искусства, как важнейшего для нас из всех искусств. А появление фотошопа ознаменовало конец эры художников в традиционном понимании.